СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по изобразительному искусству "Первобытное изобразительное искусство человека"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос о возникновении искусства и его значении в жизни человека принадлежит к тем проблемам, над которыми человечество еще долгое время будет задумываться в поисках ответа. Начало становления изобразительного творчества, отдаленное от нас десятками тысячелетий, видится всеми по-разному, и на сегодняшний день существует немалое количество теорий, зачастую противоречащих друг другу. Первобытное искусство всегда вызывало большой интерес. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по изобразительному искусству "Первобытное изобразительное искусство человека"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Енисейская средняя общеобразовательная школа»

Бийского района Алтайского края






Исследовательская работа



«Первобытное изобразительное

искусство человека»































Выполнил ученик 7 класса:

Романов Семён

научный руководитель:

учитель изобразительного искусства

Балахнина Ольга Васильевна



с. Енисейское 2019

Оглавление





Введение 3

I. Теоретическая часть 5

1.1. Когда появилась первая живопись? 5

Петроглифы Елангаш и Калбак-Таш 5

Турочакская писаница 6

Святилище Сетерлю 6

1.2.Первобытные краски и художественные инструменты 7

II. Практическая часть 9

2.1. Описание и результат анкетирования 9

Эксперимент №2 10

Заключение 11

Список используемых источников и литературы 12

Приложение №1 13

Приложение №2 14

Приложение №3 15


























Введение

Пещерная живопись - изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита. Острота впечатлений, которыми жил первобытный человек, вызывала желание воссоздать и выразить пережитое. Взволнованный рассказ об охоте, о животных человек пытался передать средствами рисунка. Первобытный художник углем, охрой и цветной глиной рисовал зверей, растения, сцены охоты. Первые рисунки имели ритуальное значение. В обращении к зверю, в колдовских заклинаниях охотник видел одно из главных средств удачной охоты.

Люди тогда думали, что если они изобразят животное, охота будет удачной. Вот и тренировались охотники, метая копья в рисунок, а потом метко попадали в настоящего зверя. Иногда художник рисовал раненое животное со стрелой в боку, тем самым он как бы надеялся на успешную охоту. Разве это не волшебство, когда на скучной серой скале под рукой художника возникали бизоны, лошади, олени? Нас невольно поражает умение художника правдиво изобразить главное, существенное в облике животного.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности –изобразительному искусству - одно из величайших событий в истории человечества.

Первобытное изобразительное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря нему, сохранились и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заостренный камень выполнял в трудовой деятельности.

Актуальность темы. Вопрос о возникновении искусства и его значении в жизни человека принадлежит к тем проблемам, над которыми человечество еще долгое время будет задумываться в поисках ответа. Начало становления изобразительного творчества, отдаленное от нас десятками тысячелетий, видится всеми по-разному, и на сегодняшний день существует немалое количество теорий, зачастую противоречащих друг другу. Первобытное искусство всегда вызывало большой интерес. 

Цель моего исследования - изучить художественные и исторические аспекты первобытной наскальной живописи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.

  2. Провести опрос среди учащихся седьмых классов и взрослых.

  3. Обработать результаты опроса.

  4. Выполнить практическую художественную работу: декоративное

панно.

  1. Сделать выводы.

Объект исследования - изобразительное искусство первобытного человека.

Предмет исследования - наскальные рисунки палеолитического человека.

Гипотеза, которую я выдвигаю: первобытным людям было присуще чувство прекрасного, они занимались не только удовлетворением своих повседневных потребностей в пище и одежде, в защите от диких зверей, но и создавали произведения, имеющие историческую и художественную ценность для современных людей.

Методы исследования:

  1. работа с Интернет ресурсами.

  2. опрос учащихся 6-7 классов и педагогов МБОУ «Енисейская СОШ »

  3. выполнение практической художественной работы: декоративноепанно.

  4. систематизация материала

Практической ценностью моей работы является: создание информационного и художественного материала для дальнейшей просветительской деятельности, например на уроках изобразительного искусства.





























I. Теоретическая часть 1.1. Когда появилась первая живопись?

По мнению большинства ученых мира, художественная культура и ее основная часть – произведения изобразительного искусства – одна из самых древних форм духовной жизни человечества.

Когда, где и почему «началось» искусство — точный и простой ответ невозможен. Оно не началось в строго определенный исторический момент — оно постепенно вырастало из неискусства, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.

Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель. Цветные изображения животных, датированные примерно 30 000—10 000 годами до н.э., были обнаружены на стенах пещер Южной Франции и Испании. Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились, потому, что в эти пещеры не было доступа в течение многих веков. Древний человек рисовал диких животных, которых он видел вокруг себя.

Художественная культура Алтая своими корнями уходит в почти незримую глубь веков. Уже более двух веков ведется изучение наскальной живописи Горного Алтая, но, ни один ученый не может назвать точное количество уже обнаруженных петроглифов.


Петроглифы Елангаш и Калбак-Таш

Важная археологическая находка была сделана в конце девятнадцатого века. Первым петроглифы обнаружил исследователь М. А. Брещинский. Серьезное изучение живописи долины Елангаш советскими археологами и краеведами началось в сороковые годы двадцатого века. Исследования продолжаются. Ясно одно – рисунки, выполненные древними художниками, хранят бесценную информацию о жизни древних народов Центральной Азии.Места скопления петроглифов в Елангаше стали широко известны на весь мир.

На скалах и камнях в долине можно увидеть рисунки вымерших животных – мамонтов и саблезубых тигров. Часто встречаются изображения лошадей, быков, оленей, волков, верблюдов и козлов. Художники передали нам знания и о своих соплеменниках – перед глазами туристов предстают картины всадников на конях.(Приложение №

В 723 километров от Чуйского тракта находится еще одно место скопления древних рисунков. На плоских скалах правого берега реки Чуя находится большое скопление петроглифов, самым древним из которых около шести тысяч лет. Художники эпохи неолита изображали крупных зверей – оленей, козлов и верблюдов. Позже появились изображения мужчин и женщин, колесниц и телег, фантастических хищников. В VIII-III веках до нашей эры изображали сцены охоты на оленей.

Открыта наскальная живопись у реки Чуя была в 1912 году. Художники Д.И. Кузнецов и Г.И. Гуркин выполнили первые зарисовки. Подробное изучение рисунков, как и в случае с петроглифами долины Елангаш, началось только во второй половине двадцатого века.

До этого ученые не придавали должного значения изучению рисунков урочища Калбак-Таш – описания его были скудными. Исследователи не могли даже представить, что обнаружат более трех тысяч рисунков. Особый интерес представляют изображения фантастических зверей и загадочных объектов, которые кажутся некоторым туристам похожими на космические корабли.

Турочакская писаница

На берегу реки Бия в 1975 исследователь Б. X. Кадиков обнаружил десять уникальных рисунков. Они выделяются из всех изображений Горного Алтая способом нанесения – картины выполнены минеральной краской. Размеры животных поражают. Высота одного из зверей – более двух метров. Детально изучить находку не получилось сразу из-за бурного течения реки. Однако исследователь сделал несколько фотографий.

Во время обследования удалось обнаружить два неизвестных ранее скопления петроглифов. Лучше всего сохранилась верхняя часть композиций. Нижняя стала под воздействием негативных факторов светло-оранжевого цвета, сильные потеки испортили изображение. Исследователи провели калькировку рисунков, зарисовали их и сфотографировали.

Через десять лет недалеко от села Турочак Е. П. Маточкиным найдено еще одно место, где можно увидеть древнюю живопись. Чаще всего на скалах в этом районе встречаются изображения лосей. Сначала художники древности обозначали контур фигуры, потом заливали его или делали полную выбивку.

Характерные признаки Турочакской писаницы – непропорционально большие головы у животных и перпендикулярные полосы на их туловище.


Святилище Сетерлю

На отвесной скале в Каракольской долине найдено природное святилище Сетерлю с уникальной древней живописью. Предполагают, что рисунки были нанесены в первом тысячелетии до нашей эры. Все скопление петроглифов сосредоточено в одном месте – скала прошла специальную подготовку перед нанесением рисунка.

Ученые считают, что перед работой древние художники заровняли ее, в некоторых местах видны следы жирового покрытия. В основном изображены животные: козлы, бараны, собаки. Больше всего изображений оленей. Иногда встречаются фигуры людей. Две особенности выделяют обнаруженные здесь рисунки: головы изображенных направлены вправо. Все звери располагаются друг за другом в три длинных ряда.



1.2.Первобытные краски и художественные инструменты


Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками. Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были химические вещества, залегающие в земле (окись железа всех оттенков — от светло желтого до ярко-оранжевого), и марганец (металлический элемент).

Эти вещества измельчались в мелкую пудру, смешивались с жиром (возможно, с животным салом) и накладывались приспособлением, напоминающим кость. Иногда краски накладывались палочками, напоминающими современные мелки. Жиры, смешанные с измельченными красками, делали их жидкими. В таком жидком состоянии частички красителя соединялись вместе. Пещерные жители, должно быть, делали кисти из щетины или волоса животных.

Археологи из Южной Африки, Франции, Норвегии и Австралии сообщили об удивительной находке сделанной ими в самой нижней части отложений среднекаменного века пещеры Бломбос — в слое возрастом около 100 тысяч лет обнаружено в 16 см друг от друга два набора инструментов для изготовления и хранения красок на основе желтой и красной охры. Первый набор включает «контейнер» — раковину морского брюхоногого моллюска Haliotis («морское ухо») с сохранившимся пятимиллиметровым слоем готового красителя темно-красного цвета, несколько кусков твердого кварцита разной формы, которые использовались для растирания охры (об этом свидетельствуют частицы охры и микроскопические следы износа, сохранившиеся на камнях), испачканная охрой тюленья лопатка, обломок локтевой кости млекопитающего из семейства псовых с остатками краски на обоих концах (этой костью, по-видимому, краску перемешивали), и кусочек красной охры, стертый с одной стороны.

Второй набор состоит из еще одного «морского уха» со следами охры на внутренней стороне и небольшого обломка кварцита, которым древние люди растирали минеральные красители как минимум дважды: сначала имизмельчали желтый гётит, а потом, после того как от камня отбилось несколько мелких осколков, им растирали красную охру. На внутренней поверхности раковины сохранились горизонтальные царапинки, свидетельствующие о том, что краску аккуратно помешивали каким-то твердым предметом — возможно, обломком кости.

Вмещающая порода не содержит охры, которую древние люди, по мнению авторов, могли найти лишь в нескольких километрах от пещеры Бломбос. Раковины Haliotis принесены с берега океана, который находился в те времена в нескольких сотнях метров от пещеры, а камни для растирания охры были подобраны прямо на месте.

В составе краски, сохранившейся на дне первой раковины, обнаружены, помимо растертой охры, еще и частицы угля, а также толченые губчатые кости млекопитающих. Эти кости должны были содержать многокостного мозга ижира, поэтому их, возможно, добавляли в краску для придания ей вязкости. Перед тем, как истолочь кости, древние люди нагревали их — вероятно, для лучшей экстракции жира. Уголь, скорее всего, тоже добавлялся в краску целенаправленно, потому что во вмещающей породе частицы угля отсутствуют.

По-видимому, доисторические обитатели юга Африки сначала измельчали желтые и красные минералы при помощи твердых камней, затем собирали полученный порошок в раковины Haliotis, добавляли толченых подогретых мозговых костей, угля, какую-нибудь жидкость и размешивали всё это костяными палочками.


Первый из двух наборов инструментов для изготовления красок.

Tk1- S1 — раковина моллюска Haliotis, служившая контейнером;

Tk1-L1 — Tk1- L7 — камни, использовавшиеся для растирания охры;

Tk1-P1 — кусочек охры;

Tk1-B1 — «палка-мешалка» из локтевой кости представителя семейства псовых,

Tk1-B2 — лопатка тюленя,

Tk1-B3 — фрагмент позвонка жвачного животного.

Давным-давно, 30 000 лет назад, человек изобрел основные орудия и материалы для рисования. Техника и материалы обновлялись и улучшались с течением веков, но в основе своей остались такими же, как они были открыты пещерным человеком.


II. Практическая часть 2.1. Описание и результат анкетирования

В первой части исследования – в анкетировании приняли участие 18 учащихся шестого и седьмого класса и 7 педагогов МБОУ « Енисейская СОШ».

Я использовал в анкетировании опросный лист с вопросами, которые самостоятельно составил. (Приложение №1)

На 1 вопрос анкеты: «Знакомы ли Вы с видами первобытного искусства?» - 52% опрошенных ответили - нет, 48% опрошенных - «да».

На 2 вопрос анкеты: «Известны ли Вам отличительные особенности древней наскальной живописи?» - 72% опрошенных ответили - «нет», 28% - «да».

На 3 вопрос анкеты: «Известно ли Вам о наличии в мире пещерных музеев с древней наскальной живописью?» - 68% опрошенных ответили - «нет», 32% - «да».

На 4 вопрос анкеты: «Известны ли Вам предметы или памятники древнего искусства на территории современной России?» - 52% опрошенных ответили - «нет», 48% - «да»

На 5 вопрос: «Интересна ли Вам тема первобытного искусства?» - «ДА» ответили 52% опрошенных, «НЕТ» - 48%.


Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод:

Подавляющее большинство опрошенных незнакомы с произведениями первобытного искусства.

Анкета для педагогов

На 1 вопрос анкеты: «Знакомы ли Вы с видами первобытного искусства?» - 69% опрошенных ответили - нет, 31% опрошенных - «да».

На 2 вопрос анкеты: «Известны ли Вам отличительные особенности древней наскальной живописи?» - 82% опрошенных ответили - «нет», 18 - «да».

На 3 вопрос анкеты: «Известно ли Вам о наличии в мире пещерных музеев с древней наскальной живописью?» - 78% опрошенных ответили - «нет», 22% - «да».

На 4 вопрос анкеты: «Известны ли Вам предметы или памятники древнего искусства на территории современной России?» - 90% опрошенных ответили - «нет», 10 - «да»

На 5 вопрос: «Интересна ли Вам тема первобытного искусства?» - «ДА» ответили 64% опрошенных, «НЕТ» - 36%.

Проанализировав полученные результаты, можно сделать выводы:

Подавляющее большинство опрошенных знакомы с произведениями первобытного искусства.


Затем я обработал бланки с ответами каждого участника опроса.

На основе проведенного исследования были получены следующие результаты:(Приложение №2)

Эксперимент №2

Во второй части исследования я выполнил практическую художественную работу: декоративное панно «Пещерные рисунки». Панно я выполнил на ватмане формата А1, состарив его при помощи чая и гуашевых красок, используя технологию роспись по мокрой бумаге. Имитацию структуры камня добился путём сминания бумаги.

Рисунки на ватмане выполнял восковым мелком красно-коричневых тонов. Потому что, натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита.

Инструменты и материалы:

• Ватман формата А1;

• Чай;

• Восковые мелки

• гуашь;

Этапы работы:

1. Тонирование ватмана чайной заваркой и гуашью;

2. Выполнение рисунков животных;

3. Набрызг акварельными красками;

4. придание формы и очертания камня путём отрывания бумаги

5. Результатом моей практической работы стало декоративное панно «Пещерные рисунки».


В результате мною были сделаны выводы:

  1. Большинству учащихся и педагогов интересна данная тема.

  2. Выполняя практическую работу, я испытывал трудности, копируя рисунки наскальной живописи, так как они качественно и точно прорисованы и обладают эстетической привлекательностью.





Заключение


В результате проведения исследования выдвинутая мною гипотеза полностью нашла подтверждение: Первобытный человек обладал не меньшими художественными способностями, чем современный. Он еще не стал, пассивным потребителем искусства, а был в такой же мере художником, творцом, как и охотником, воином и т. п.

Этот человек не нуждался в художественном образовании, искусство было всегда с ним всегда - от самого рождения, было одним из естественных проявлений первобытным людям было присуще чувство прекрасного, они занимались не только удовлетворением своих повседневных потребностей в пище и одежде, в защите от диких зверей, но и создавали произведения, имеющие историческую и художественную ценность для современных людей.

Это мы видим и из исследований ученых, а также просто разглядывая произведения наскальной живописи, которые восхищают современных людей своей красотой, грациозностью и техничностью исполнения. Необходимо приложить определенные усилия, чтобы повторить рисунки древнего человека.

Проведя исследование, можно наглядно увидеть заинтересованность моих одноклассников и учителей в данной теме.























Список используемых источников и литературы



1. Дмитриева Н.А. Первобытное искусство./ Н.А. Дмитриева.//Краткая история искусств. Вып. 1. От древнейших времен по XVI век. - 4-е изд., стереотип. - М.: Искусство, 1986

2. Эйдельман Н.Я. Первобытное искусство.// Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Том 12. Искусство. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1968. - 640с. - с.61-63

3. http://phototravelguide.ru/top10/drevniye-naskalnye-risunki/

4. b.m/article/160087/risunki-drevnih-lyudey-drevnie-naskalnyie-risunki

5. http ://www. sunhome.ru/i ournal/121969 Наскальная живопись


























































Приложение №1





Анкета





1. Знакомы ли Вы с видами первобытного искусства?

2. Известны ли Вам отличительные особенности древней наскальной живописи?

3. Известно ли Вам о наличии в мире пещерных музеев с древней наскальной живописью?

4. Известны ли Вам предметы или памятники древнего искусства на территории современной России?

5. Интересна ли Вам тема первобытного искусства?























































Приложение №2







































Приложение №3



Живопись на стенах пещер Южной Франции и Испании.







Петроглифы Елангаш





Петроглифы Калбак-Таш





Турочакская писаница











Святилище Сетерлю







18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!