СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "От бортничества к пчеловодству"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена истории бортничества родного края

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "От бортничества к пчеловодству"»

57 районная научно –исследовательская конференция научного общества учащихся



От бортничества к пчеловодству

(Направление общеинтеллектуальное, краеведение)

Исследовательский проект
































Автор: Сираев Данил, 9 класс, МКОУ «СОШ» поселка Ук,

Научный руководитель :

Самохина Наталья Геннадьевна,

учитель географии



1.Введение

С узенькой талией, крошечным телом,

Рыльце в меду, а в жале яд,

- Сквозь ветви ив, подобно стрелам,

В поля за нектаром они летят…

У. Чэн-энь

Мед - это удивительный продукт. Тот редкий случай, когда он не только является очень полезным для организма, но и весьма вкусным. Об этих его свойствах человечество догадалось еще задолго до нашей эры и стало пытаться добывать как можно больше этого лакомства. У славян именовался подобный промысел бортничеством. Давайте узнаем о его особенностях и истории.

Цель исследования:

Ознакомиться с  историческим народным ремеслом наших предков бортничеством.

Задачи:        

    • изучить данный исторический промысел и исторические факты, связанные с данным промыслом.

    • развить гражданские качества, патриотическое отношение к России и к своему краю;

    • формировать способности и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед нами в будущем.

      • провести исследовательскую деятельность: собрать, правильно записывать, классифицировать информацию по данной теме.

Методы: статистический, работа с источниками интернета и ИКТ, работа с библиотечной литературой, работа с материалами СМИ, методы анализа и синтеза, работа с музейными и семейными архивами.

Практическая значимость данной работы состоит, во-первых, в применении собранных и систематизированных материалов по данной теме для краеведов, педагогов Ашинского района, а также тех, кто интересуется историей края. Во-вторых, работа может быть использована на уроках краеведения и на уроках мировой художественной культуры в качестве регионального компонента.

Актуальность темы. Удивительный мир пчел во все времена привлекал пристальное внимание человека. Многие люди, посвятившие свою жизнь работе с пчелами, говорят о том, что пчелы имеют притягательные силы.
Я проживаю в поселке Ук Ашинского района. По соседству со мной живёт семья пчеловодов Черняевых. Наблюдая с детства за пчелами, все время удивляюсь, какие они трудолюбивые, и как полезен мед, который они добывают. И я стал расспрашивать о пчелах у соседа – пчеловода Николая Николаевича Черняева, и узнал много полезного и интересного. Но когда я услышал, что дикие пчелы тоже мед приносят в борть, решил изучить этот вопрос более подробно.
Для начала мне захотелось заглянуть в прошлое и узнать, как появилось бортничество, и как люди перешли от бортничества к пчеловодству.





















  1. Основная часть

2.1.Бортничество - что это такое? Бортев́ое пчеловодство, бо́ртничество (от слова «борть» — дупло дерева), старейшая форма пчеловодства, при которой пчелы живут в дуплах деревьев.( Приложение 1)

С давних времен жители нашего поселка владели этим видом ремесла.

Бортничество – самая первая форма культурного пчеловодства. Этот древний промысел начался с дикой добычи меда из пчелиного гнезда, которое случайно обнаруживалось в дупле дерева. Со временем, лесных пчел человек уже искал осознанно и целенаправленно. Это была настоящая охота со всеми ее правилами, приманкой, выслеживанием.

Эпоха бортничества совпадает по времени с эпохой классового расслоения общества и возникновения частной собственности. В это время возникает право собственности на борть и появляется знак этой собственности — знамя (клеймо), которым владелец борти отмечал право на нее.

Такое пчеловодство было у волжских болгар в конце X - начале XI вв. В числе наиболее ходовых и распространенных товаров на рынке болгар были мед и воск, пользовавшиеся большим спросом в странах Востока. Мед и воск закупались восточными купцами на месте, в Булгаре, и Волжско-Каспийским водным путем доставлялись в Персию и соседние с ней страны. Параллельно с этим и болгарские купцы вели с восточными странами торговлю медом и воском, проникая со своими товарами вглубь азиатского континента, достигая иногда Багдада.

У татар мед был предметом обязательного обихода при брачных обрядах и свадебных пирах. По свидетельству историков, "с самого дня помолвки жених должен почти ежедневно посылать своей невесте подарки, а в день свадьбы обязан непременно послать ей кадку меда и кадку коровьего масла. С окончанием брачных формальностей начинался свадебный пир. Подавались на блюдах масло и мед, которые намазывались на хлеб и съедались каждым из присутствующих с торжественным видом. После продолжительного обеда гостям подавали кружку разведенного в воде меда (щербета); каждый из гостей выпивал из кружки по глотку или по два и клал на поднос деньги — по возможности". Пчеловодство у татар считалось священным занятием, и многие муллы имели пчел. У чувашей пчеловодство также было очень важной отраслью хозяйства и по значимости шло сразу за земледелием. В описании быта мордвы говорится так: "Пьет мордва квас и свой национальный напиток из меда — пурэ, представляющий собой род сыченого пива". Пурэ был непременным угощением на девичнике (перед свадьбой) и на свадьбах. До начала производства сахара из сахарной свеклы в прошлом веке мед был единственным сладким продуктом у населения. Ячменную кашу и овсяный кисель ели в праздники с медовой сытой. Из муки и меда пекли всевозможные домашние печенья. Из меда и перги приготовляли сладкие и хмельные напитки. Медом поминали умерших. Пчеловодству, как в древней, так и в средневековой Руси уделялось особое внимание. Пчеловодство было крупным источником доходов государственной казны. Владельцы пчел вплоть до 1775 г. облагались всевозможными пошлинами, оброками и налогами как в натуральном виде (в виде определенного процента роев, меда и воска), так и в денежном выражении. Бортевые угодья даже московскими царями передавались по наследству, а в завещаниях стояли следом за людьми (деревнями) и землей. Пчелы ценились очень высоко. Неслучайно, во всех последующих дошедших до нас законоположениях пчеловодство всемерно охранялось от возможных посягательств, наносящих ему вред или ущерб. Так, за самовольный захват чужих бортей, срубку или повреждение бортного дерева с пчелами и без пчел виновник обязан был платить большие штрафы. Владелец леса не имел права трогать или нарушать имевшиеся в его лесу, но принадлежавшие другим лицам (бортникам) бортевые деревья с пчелами. Первым, кто приказал произвести перепись бортей в казенных лесах, был царь Федор Алексеевич. Петр I подтвердил многие из статей Уложения о неприкосновенности бортевых угодий, об отдаче их в оброк и, наконец, сделал распоряжение о новой переписи бортей. Постепенно история бортничества приблизилась к нынешнему времени, когда в работе на пасеке стали использовать разборные ульи. Благодаря использованию разборных ульев пчеловодство, как отрасль, смогло достичь промышленных объемов получения меда. К тому же использование разборных ульев и современной техники позволило более детально исследовать жизнь пчелиной семьи и глубже понять поведение пчел, что дало возможность пчеловоду влиять на него, корректировать нежелательные события. Но это не значит, что бортничество в своем первоначальном виде совершенно исчезло, и в наше время можно найти любительские пасеки, где пчеловоды используют борти для содержания пчел.

2.2.Колодное пчеловодство. Колодное пчеловодство возникло в начале XVIII века. В этом случае пчелиные семьи также содержались в колодах-ульях. Но они размещались не в лесах, а возле жилищ их хозяев на пасеках. (Приложение 2).

2.3.Чем бортничество отличается от пчеловодства. При бортевом пчеловодстве рои оставались в естественной среде обитания - в лесах. Благодаря этому пчелы более спокойно себя чувствовали. С другой стороны, это было весьма неудобно для пчеловодов, так как не было возможности постоянно контролировать борти и защищать их от нападок диких зверей или просто грабителей. Современные ульи можно легко транспортировать, чем и пользуются пчеловоды, вывозя их на природу в период цветения. На зиму же их легко забирать ближе к дому. В пчеловодстве основную часть улья составляют рамки, которые не использовались в колодах и бортях. Большинство специалистов в этой сфере сходятся с тем, что любимым деревом была сосна. В старину борти размещали также в дубах и ясенях. Стоит помнить, что помимо "предпочтений" пчел, нужно было учитывать и крепость самого дерева. Ведь для защиты от диких животных, семьи селились на высоте в несколько метров над землей .

2.4. Каким должен был быть хороший бортник? В современном мире пчеловодом может стать практически каждый, у кого есть место для содержания ульев, немного денег и свободного времени, чтобы всем этим заниматься. Этот промысел теперь не требует особых умений и физических данных, но в старину было не так. Каждый бортник должен был обладать крепким здоровьем, быть сильным, выносливым и хорошо разбираться в растениях. Все виды бортей развешивались высоко над землей, и, чтобы добраться до них, необходимо было иметь ловкость и силу. Взбираться на деревья приходилось при помощи кожаного шнурка и приспособлений, похожих по конструкции на современные "когти" электриков. Иным важным свойством каждого специалиста в этой области были глубокие знания в ботанике. Они были необходимы, чтобы знать, где, а главное, когда именно размещать борти, чтобы получать мед и воск лучшего качества. За века существования бортничества у древних славян было разработано несколько специализированных инструментов, которые используются и по сей день. (Приложение3)

2.5.Где сегодня практикуется данный промысел. На данный момент бортничество - это практически забытое искусство. Основная проблема в том, что оно слишком трудоемкое, по сравнению с современной пасекой, а количество собранного меда и воска значительно меньше.

2.6.Пчеловодство в Ашинском районе. Ашинский район относится к горно – лесной зоне.  Климат здесь прохладный и влажный, характеризуется коротким прохладным летом и продолжительной снежной зимой. Несмотря, на климатические условия, люди все равно занимаются пчеловодством. В 90 е годы число пчелосемей сократилось от 5 тысяч до1,5 тысяч. В настоящее время количество пчелосемей оценивается примерно в 4,5 тысячи пчелосемей, находящихся в частной собственности. В основном пасеки небольшие 50-70 пчелосемей, но встречаются пасеки и в 150-300, пасеки часто кочевые. В   Ашинском районе имеются массивы липы. Возвышенности заняты дубовыми и березовыми лесами. Главный взяток в лесной зоне в первой половине лета, в это время цветет более 100 видов растений. Для улучшения медоносной базы некоторые пчеловоды около пасек подсевают в естественные травостои, семена хороших медоносов, например, таких как мордовник. Среднерусская пчела хорошо приспособлена к суровым условиям горно-лесной местности и главному июльскому медосбору с липы, кипрея и лесного разнотравья. В настоящее время на территорию Челябинской области завозится большое количество пчел других пород. Также популярна на территории области карпатская порода пчел. Для развития пчеловодства требуется создание в области как минимум двух пчелопитомников – одного для горно - лесной зоны для воспроизводства среднерусской пчелы. Поддержка государством пчеловодства в Ашинском районе Челябинской области не наблюдается. В Ашинском районе существует несколько разрозненных обществ - пчеловодов-любителей, но их деятельность не имеет четкой очерченной направленности, в основном это попытка наладить реализацию своего меда и продуктов пчеловодства.   По оценкам некоторых специалистов количество пчелосемей можно увеличить в 10-15 раз. Однако структуры, которая бы смогла организовать даже небольшое предприятие по переработке продуктов пчеловодства и создания на их основе лекарственных препаратов и пищевых добавок, что особо актуально для промышленных центров, тем самым создав устойчивый рынок сбыта продукции местных пчеловодов, нет. Хотя в последнее время проявился интерес Китая к челябинскому меду, и появились проекты создания пчелопарка в 1200 пчелосемей в Ашинском районе. Есть надежда, что эти планы будут реализовываться в будущем, и в Аше в скором времени появится местный Союз пчеловодов. Региональный Союз пчеловодов выступил с инициативой о создании кластера пчеловодства в Аше, чтобы объединить усилия пасечников, систематизировать производство меда и обеспечить его реализацию не только в Челябинской области, но и за ее пределами. В Министерстве сельского хозяйства области отмечают, что возможно организовать производство новых продуктов пчеловодства на отдельном участке, где фермеры смогут обрабатывать землю и выращивать медоносы. Возможно, для этого будет задействована территория бывшего Кропачевского совхоза. Вся продукция будет носить одно название «Ашинский мед».

2.7.Пчеловоды поселка Ук. На территории поселка Ук проживает несколько пчеловодов. Это Демаков Александр Петрович(Приложение 5), Стяжкин Анатолий Анатольевич, Батталов Забир Кабирович и Черняев Николай Николаевич (Приложение6). Но мне бы хотелось рассказать о целой династии – пчеловодов. Это мои соседи - семья Черняевых, которые уже больше 50 лет занимаются этим важным народным промыслом. Отец Черняев Николай Николаевич 1928 года рождения всю свою жизнь занимался пчеловодством вместе со своей женой Надеждой Евтихеевной. В семье подрастали трое сыновей и три дочери. Николай Николаевич передал свое умение своим сыновьям. И теперь его сыновья, проживающие в поселке Ук ,продолжают дело отца. Николай Николаевич охотно поделился советами по хранению меда и основными правилами при выборе меда. (Приложение7) Мед пчеловодов Черняевых известен далеко за пределами Ашинского района

2.8.Мед - эликсир здоровья
Мед насыщен воском, пергой, богат фруктозой и глюкозой (Приложение 4). Особая ценность в присутствии в его составе ферментов, витаминов, гормонов, двадцати аминокислот, минеральных ароматических веществ. В меде содержится фолиевая кислота, которая улучшает состав крови, увеличивает число эритроцитов и гемоглобинов. Также мед снабжает организм железом. Он оздаравливает все внутренние органы, порождает силу, снижает жар, укрепляет волю, сохраняет молодость и продлевает годы жизни. Также введение меда в детскую диету способствует укреплению здоровью грудных детей. Мед обладает бактерицидным действием, усиливает обмен веществ, ускоряет регенерацию тканей, оказывает противовоспалительный, рассасывающий, антиаллергический и тонизирующий эффекты. Мед содержит антибиотики. Это определяет его антибактериальные свойства.

3. Социологические исследования среди учащихся школы
С целью выявления осведомленности учащихся школы о бортничестве, было проведено анкетирование. Все ребята ответили, что многие не знакомы с таким понятием, как «бортничество», и многие не пробовали мёд диких пчел. С целью изучения вопроса о том, что употребляют ли учащиеся часто мед, мы провели среди них опрос. (Приложение 8) В ходе наших исследований мы обратили внимание на уровень заболеваемости учащихся нашей школы.(Приложение 9)
Самыми распространенными сезонными заболеваниями являются ОРВИ, ОРЗ, грипп. Таким образом, учитывая ценность меда, приходим к выводу: следует внести в рацион учащихся мед. Мед принимают при больших умственных нагрузках. Поэтому хорошо было бы, если мед вели в рацион питания учащихся в школе.



4.Заключение

Бортничество — это народный промысел, известный с древних времён и не утративший своей ценности. Мед диких пчел уникален по составу, наличию полезных веществ и вкусовым качествам. Заниматься бортничеством возможно и в нынешних условиях. Пчелиный мед следует рассматривать не только как высококалорийный продукт питания, но и как диетический и лечебный продукт. С давних времён мёдом лечат простуду, кашель, сердце, желудок. Из мёда делают косметику и много сладостей. Кроме меда пчелы дают нам еще массу не менее полезных продуктов: это и маточное молочко, и пчелиный яд, и прополис и воск, и перга. Благодарное человечество поставило пчеле памятник. И даже не один, а целых три: два в Японии и один в Польше.

Ашинский район обладает оптимальным природным потенциалом для развития пчеловодства и бортничества.

Я считаю, что нужно выступить с предложением перед администрацией района о внесении меда в пищевой рацион учащихся для оздоровления организма, так как мед обладает целебными свойствами, а также выступить с предложением перед управлением образованием г. Аши о введении в школах района кружков, курсов по изучению пчеловодства (иметь пасеку на пришкольном участке). Также можно выступить перед родителями на родительском собрании о пользе меда. В дальнейшем я бы хотел получить профессию пчеловода. Ну а как управлять пасекой, я постараюсь научиться у своего соседа. Думаю, он мне в этом не откажет, видя мой постоянный интерес к пчелам.

Подводя итог проделанной работы, отмечу, что мед - это удивительный продукт. Тот редкий случай, когда он не только является очень полезным для организма, но и весьма вкусным. В ходе работы я узнал о свойствах меда, о том, что человечество догадалось еще задолго до нашей эры и стало пытаться добывать как можно больше этого лакомства. У славян именовался подобный промысел бортничеством. Познакомился с  историческим народным ремеслом наших предков бортничеством, изучил данный исторический промысел и исторические факты, связанные с данным промыслом.

Также я научился правильно записывать, классифицировать информацию по данной теме, получил возможность изучить некоторые интернет – сервисы, закрепил умение работать с готовыми шаблонами программы Word, грамотно составлять список литературы. При подготовке работы я пользовался как бумажными, так и электронными источниками; выяснил, откуда к нам пришло бортничество, какое место в современном мире занимает пчеловодство, познакомился с технологией добычи меда жителями поселка Ук. Мой словарный запас обогатился. Эту работу можно, во-первых, использовать краеведам, педагогам Ашинского района, а также тем, кто интересуется историей края. Во-вторых, работа может быть использована на уроках краеведения, географии, биологии и истории в качестве регионального компонента.





















5. Список литературы:
1.Детская энциклопедия «Я познаю мир» География. М. 1995 г.

2. С. В. Логинов, . А. Плотников Пчеловодство. Серия: Высшее образование, 2009 г. 

3.П.И. Тименский «Приусадебная пасека», М.1988 г.

5.Г.А. Шафиков «Пчеловодство»: Уфа 1989 г.

4.  Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азбуковник, 2000. – 940с.

5.Г.А. Шафиков «Пчеловодство»: Уфа 1989 г.

6.Интернетресурсы : http://www.abeeplast.narod.ru/history/history2.html.

7.Интервью со старожилами.

8.Средства СМИ.

















































Приложение1



Бортничество - древний промысел дикой добычи меда из пчелиного гнезда





Приложение 2







Колодное пчеловодство

Приложение 3













































Специализированные инструменты пчеловода



Приложение 4





































Продукты пчеловодства







Приложение 5







Пчеловод Демаков Александр Петрович и его пасека



Приложение 6







Династия пчеловодов семьи Черняевых

Приложение 7

Основные правила при выборе меда:

  1. Мед должен приятно пахнуть.

  2. Мед не должен иметь ни вкуса, ни запаха закисания.

  3. На меде не должно быть белой пенки;

  4. Мед не должен быть слишком дешевым.

  5. Неправильно распущенный мед (перевод из твердого состояния в жидкое может производиться только при температуре не выше 40 градусов) вообще не кристаллизуется.

  6. Закристаллизованный мед лучше хранится, поэтому не стоит бояться покупать засахаренный мед.

  7. Старайтесь покупать мед у проверенного продавца.

Советы по хранению меда

  1. Мед нельзя хранить в металлической посуде. Такой мед может вызвать неприятные ощущения и даже привести к отравлению.

  2. Мед хранят в стеклянной, глиняной, фарфоровой или деревянной посуде, плотно закрытой пластиковой крышкой.

  3. Нельзя хранить мед в холодильнике.

  4. Мед боится солнца и тепла.

  5. Лучшее место для меда там, где сухо, прохладно и ничем не пахнет











Приложение 8

Результаты опроса среди учащихся школы

(опрошено 32 человека)

  1. Любите ли вы мёд?

Да- 30 чел.

Нет- 2 чел.

Не пробовал – 0 чел.

  1. Часто ли вы употребляете мёд в пищу?

Да- 5 чел.

Нет- 11 чел .

Иногда- 16 чел.

  1. Знаете ли вы, чем полезен мёд для человека?

Да- 20 чел.

Нет- 12 чел.

  1. Знаете ли вы, что такое бортничество?

Да- 22 чел.

Нет- 10 чел.

  1. Знаете, ли вы, как добывается мёд диких пчел?

Да- 5 чел.

Нет- 27 чел.











Приложение 9

79 учащихся привержены таким болезням:

Сердечно – сосудистой системы – 27 уч.

Желудочно – кишечного тракта – 19 уч.

Нарушение нервной системы – 18 уч.

Нарушение осанки – 15 уч.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!