СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему: «Труженики тыла: Максимова - Панибратская А.П.»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект позволяет проследить вклад труженников тыла в Победу над фашизмом (трудовой вклад стрелочника Максимовой Александры Петровны в Победу)

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: «Труженики тыла: Максимова - Панибратская А.П.»»

МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской области»

Направление «исследовательские работы»









Исследовательская работа на тему:

«Труженики тыла: Максимова - Панибратская А.П.»




Подготовил:

Евтушок Никита

Ученик 11 класса,

МОУ «СОШ № 4

г. Ртищево Саратовской обл.»

Учитель истории

Панкратова Ж. А.









г. Ртищево – 2020

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….2-3

Глава 1. Роль и значение г. Ртищево в годы Великой Отечественной войны………3-6

§ 1. В город пришла война……………………………………………………………..3

§ 2. Защита города.……………………………………………………………………..3-4

§ 3. Роль железнодорожного узла ст. Ртищево в годы войны.……………………….4-6

Глава 2. Труженики тыла: Максимова А.П.…………………………………………..6-

§ 1. Роль профессии стрелочник в годы Великой Отечественной войны…………..6-7

§ 2. Детство Максимовой А.П…………………………………………………………7-8

§ 3. Военная юность Максимовой А.П……………………………………………….8-11

§ 4. Послевоенная жизнь……………………………………………………………….11-12

Заключение………………………………………………………………………………12-13

Список литературы……………………………………………………………………..14

Приложение……………………………………………………………………………...15-17






















Введение

В этом году наша страна отмечает самый главный для каждого россиянина и патриота праздник в году – 75 – летие Победы над фашистской Германией. Война стала главной всеобщей бедой, но и Победа явилась объединяющим всех праздником. Народ в едином боевом и трудовом порыве, через суровые испытания и муки, шёл долгих четыре года к этой Победе, которая добывалась не только на полях сражений в окопах, но и в тылу за станками и на полях. И целью моего исследования является изучение трудового вклада Максимовой Александры Петровны в общую победу над самой страшной угрозой всему миру фашизмом.

Задачи моего исследования:

1) узнать о роли железнодорожного узла г. Ртищево в годы Великой Отечественной войны; 2) выяснить особенности работы стрелочницы на железной дороге;

3) проследить трудовой и жизненный путь Максимовой А.П., ее вклад в общую Победу.

С этой целью я изучил книгу Еремеевой С. «Ртищево на широком ходу: история Ртищевского отделения ЮВЖД»1, из которой узнал о работе железной дороги в войну. Так же я прочитал книгу Громова А.А., Кузнецова И.А. «Ртищево – перекрёсток России», где есть воспоминания и статьи, посвящённые железнодорожникам, участникам войны и работникам тыла.2 В работе мне помогла «Открытая книга Победы. Саратовская область Ртищевский р-н», где собраны выдержки, статьи из газеты «Путь Ленина» разных лет, в которых содержатся заметки, рассказы, воспоминания, свидетельства о г. Ртищево и железнодорожном узле времен Великой Отечественной войны.3

Но главным источником для написания моей работы является записанное мною интервью с Максимовой А.П.4 Сейчас ей уже 92 года, но она полна энергии, хорошо помнит события своей жизни. История ее жизни – это история нашей страны, ожившая в личных страданиях, переживаниях, ситуациях, тем ценнее данный источник, что не все подробности можно узнать из книг и интернет источников, которые позволяют ярче и полнее представить себе историю.

В своей работе я использовал немногочисленные Интернет – ресурсы5, из которых можно было почерпнуть информацию о работе железной дороги в ходе войны, вкладе железнодорожников в победу, особенностях работы людей различных профессий, в том числе работе стрелочника.

Глава 1. Роль и значение г. Ртищево в годы Великой Отечественной войны.

§ 1. В город пришла война.

Утром 22 июня 1941 года город облетела роковая весть: на Родину совершено вероломное нападение фашистской Германии. В этот день районная газета «Путь Ленина» вышла дважды. Сначала появился последний мирный номер, основной темой которого были сельскохозяйственные работы на полях района. Пока первые читатели с дежурным интересом изучали газету, на западной границе СССР уже шли боевые действия, а в типографии верстался новый срочный выпуск. На его первой странице был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» - Отечество в опасности! Эти, слова, прозвучавшие по всесоюзном радио, пробудили в душах ртищевцев патриотический порыв. На митингах, собраниях, сходках горожане выражали горячее стремление идти на войну, своей грудью встать на защиту наших городов и сёл, нашего народа. Многие тысячи уходили на фронт добровольцами, не ожидая повестки из военкомата. Первый митинг состоялся в депо Ртищево 22 июня в 6:30, на него собрались рабочие заготовительного подъемочного и механического цехов. В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли более 15000 ртищевцев. Те, кто мог остаться в тылу, сами требовали отправки на фронт, а люди непризывного возраста вступали в народное ополчение. Уже в июле в Ртищеве был сформирован полк народного ополчения. В его составе насчитывалось 53 отряда общей численностью 3500 человек. Среди них были не только мужчины: в годы войны службу в войсках проходили 465 ртищевских девушек. Многие из них воевали в составе 100-го батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи, дислоцировавшегося долгое время в Ртищево. В Ртищево в самом начале войны открылись школы противовоздушной и противохимической обороны6.

§ 2. Защита города.

Очень напряжённо в годы войны работал железнодорожный транспорт. Особая роль отводилась Ртищевскому узлу. На исходе первой военной недели, 28 июня 1941 года, в Ртищевский райком КПСС было передано по телеграфу постановление Государственного Комитета Обороны СССР, подписанное его представителем И. В. Сталиным, где район Ртищева объявлялся прифронтовой зоной. Это означало, что местные власти г. Ртищева и районы должны были строить свою работу в режиме военного времени: обеспечить охрану железнодорожной магистрали, всех предприятий железнодорожного транспорта, обеспечивать бесперебойное продвижение поездов. На следующие сутки бюро райкома КПСС обсудило постановление Госкомобороны СССР, утвердило план, обеспечивающий защиту узла и города от налётов вражеской авиации, стабильную работу всех предприятий.

Днём и ночью трудились жители города над созданием сооружений по охране дороги, предприятий узла, объектов г. Ртищево от налётов вражеской авиации. Работали добровольно. К горожанам присоединились многие крестьяне из соседних сёл и деревень. Они прибыли с конными подводами. И вскоре весь город по его периметру и прежде всего территорию, расположенную близ железнодорожного полотна, окружили ложные объекты. Железные дороги с начала войны были нагружены до предела. Блестяще была решена задача охраны железнодорожного узла с его предприятиями и жителей города от налетов вражеской авиации. Рабочие и служащие предприятий и учреждений, все трудоспособное население, многие подростки Ртищева добровольно, по зову своего сердца вышли на строительство оборонительных сооружений. Работы велись днем и ночью. В стороне от узла, за городом, на полях, вдали от жилых и производственных построек буквально за несколько суток были созданы ложные объекты. Весомый вклад в это важнейшее дело внесли работники участка энергоснабжения, и особенно Степанов М.Д., Дмитриев Н.П., Демидов В.Г., Канаев С.Д., Сухов В.П. По сигналам службы воздушного наблюдения из Тамбова, Поворино, Саратова и других мест, извещавших о полете фашистских эскадрилий в сторону Ртищева, ответственный работник отделения дороги А.В. Богатырев давал команду энергетикам выключить рубильник — единый для узла, предприятий и всего города. Семафоры, стрелки на путях, все на узле и в городе погружались в темноту. На ложных объектах в поле, наоборот, огни зажигались. Туда и сбрасывали свой смертоносный груз фашистские самолеты, если им удавалось прорваться сквозь мощный заградительный огонь зенитных орудий7.

§ 3. Роль железнодорожного узла ст. Ртищево в годы войны.

В Ртищеве пересекалось несколько мощных потоков: сначала самым насыщенным был эвакуационный поток, затем к нему прибавилось становившееся всё боле напряжённым движение со стороны Донецкого угольного бассейна, а в 1942 главным направлением стало Сталинградское, куда непрерывно перебрасывались войска и материальное обеспечение для них. Проблема была с транспортировкой угля, из районов Донецкого бассейна и Кавказа к концу 1941 года оставался лишь один – единственный путь на восток – через Поворино-Балашов-Ртищево. И допустить, чтобы он был перерезан, было нельзя. В 1942 году гитлеровцы захватили город Воронеж. В связи с этим был отрезан путь со стороны станции Лиски на юго-запад. Ртищевское отделение дороги стало прифронтовым и основным каналом снабжения фронта. Через нашу станцию нескончаемым потоком шли воинские эшелоны. Чтобы ускорить продвижение составов, широко применялись передовые методы работы: скоростное формирование и вождение тяжеловесных составов, безотцепочный ремонт вагонов и т.д. На участке Балашов – Петров Вал поезда шли при помощи «живой блокировки», т.е. цепочки сигналов, выставленных с правой стороны по ходу поезда на расстоянии одного километра друг от друга. Это позволяло в дневное время отправлять поезда «караванами» с интервалом в 10-15 минут. Работы становилось всё больше и больше. Работали все: мужчины, женщины и даже дети. В основном работали на железной дороге. Путейцы, строители, стрелочники, машинисты, инженеры рабо­тали, когда требовалось, и землекопами, и молотобойцами, и груз­чиками. Не хватало механизмов. Плохо обстояло дело с материалами, недоставало питания, но люди трудились героически8.

Роль узла на перекрестке России как на большой артерии по переброске нового пополнения защитников страны, военной техники, боеприпасов в годы Великой Отечественной трудно переоценить. Это понимало наше правительство, это признали в конце концов и враги. В записной книжке фельдмаршала Паулюса встретилась удивительная фраза: «Считаю грубейшей ошибкой немецкого командования то, что немецкие летчики не разбомбили Ртищевский железнодорожный узел».

Как известно, Государственный Комитет Обороны СССР подчинил администрацию Ртищевского отделения дороги непосредственно командующим двух фронтов — Сталинградского и Воронежского. Этим решением преследовалась одна цель: бесперебойно, не допуская заторов, продвигать к фронту все воинские эшелоны. Ее удалось успешно осуществить. Почему именно Ртищевскому узлу отводил ась роль огромной государственной важности? В 1942 году, во время величайшей во всей всемирной истории битвы, движение поездов со стороны Лисок, Поворина, Воронежа, Балашова на Кочетовку и Грязи крайне затруднилось. Единственный участок Грязи-Поворино, питающий Сталинград, мог пропускать за сутки не более шести пар поездов. Потребность же была в десятки раз выше: Ртищевское отделение на обоих участках — Пензенском и Балашовском располагало двухпутными перегонами, снабженными устройствами автоблокировки. Составы здесь следовали без всяких помех, обрабатывались по скоростному, график движения был настолько эффективен, что поезда шли один за другим.

К концу Сталин градской битвы ртищевские железнодорожники получили приказ ускорить продвижение поездов на участке Ртищево-Балашов-Петров Вал, увеличить пропускную способность станций не менее, чем в два раза. Этот приказ не выполнить было нельзя. Как же удалось достичь этого? Выручила смекалка. С правой стороны по ходу поездов организовали постоянное дежурство сигналистов. В их цепочке держался километровый интервал. Эта «живая» блокировка и ускоряла ход тяжеловесных, сдвоенных, литерных составов, не допуская их просто я как на станциях, так и по пути следования.

В очень напряженном ритме работало крупнейшее на отделении Ртищевское локомотивное депо. Сразу же после объявления войны 700 его железнодорожников стали фронтовиками. Имея бронь, отказывались от нее, уходили воевать добровольцами. Почти половина из них пало на полях сражений. Двое деповчан — Б. Т. Калинкин и В. А. Михалев за участие в боях удостоены звания Героя Советского Союза9.

Глава 2. Труженики тыла: Максимова А.П.

§ 1. Роль профессии стрелочник в годы Великой Отечественной войны.

Прошли те времена, когда на железной дороге звонко звучали колокола, поднимали крылья семафоры, дудели в рожки стрелочники, дежурные в красных фуражках поднимали над головой сигнальные диски; по перегону шел путевой обходчик с гаечным ключом и молотком на плече, забивал вылезшие костыли, подтягивал ослабшие гайки и важно показывал флажок проходившим поездам; а по станциям передвигались шипящие и клокочущие паровозы с серо-белыми клубами дыма, с лязгом механизмов и ворочанием дышел. И пахло гарью, керосином, смазкой, шпальной смолой, песком... Тот терпкий, невозвратимый запах железной дороги, который начинал различаться по приближении к издали видимым полосатым столбикам переезда и натянутым проводам. Сегодня живой паровоз выглядит аттракционом, а облик железной дороги изменился со временем так, что современному человеку даже трудно представить, как все начиналось. Многие железнодорожные профессии вымерли. К одной из таких вымерших профессий относится и профессия стрелочника. Когда-то именно стрелочники отвечали за перевод стрелок на путях, что бы поезда могли разойтись по нужным направлениям и не столкнуться друг с другом. При этом такая, казалось бы, простая работа, требовала от работника немалой физической подготовки. А в годы войны работа была ещё тяжелее10.

Стрелочники работали по 12 часов, в основном работали девушки, так как практически всё мужское население забирали на передовую. Ради «куска хлеба» молодые девчонки шли на такую тяжёлую работу. Летом было не так тяжело, а вот зимой работа превращалась в настоящее испытание. Страшно представить, как такие хрупкие девчонки работали в тяжелейших условиях. В те времена люди жили впроголодь, еду получали по карточкам, её катастрофически не хватало. Отдыхали стрелочники в дощатых будках, которые даже при лёгком ветерке продувались насквозь. Будки были настолько малы, что в них помещался только маленький столик, лавка и керосинка, для хоть какого-то обогрева. Когда выходили на путь, семафор зажигали вручную, при малейшем дожде или метели спички быстро отмокали и переставали гореть. В любых условиях они выходили на линию и следили за семафором, так как поезда шли бесперебойно и никаких просчётов не в коем случае не должно быть, а в это время им нужно было ещё постоянно переводить стрелки. Одежду практически не выделяли, в холодные времена года ходили в основном в шинели и валенках, летом было немного проще. Кстати, силы здесь нужны немалые: вес стрелки – 25 килограммов, а переводить их приходится очень часто. Но самое сложное не это. Нужно быть очень внимательным: перевод стрелок на станции едва ли не самая ответственная работа. От дежурного стрелочного поста зависит очень многое. Это маневровые передвижения, поездная работа, подготовка маршрутов приёма и отправления грузовых и пассажирских поездов11.

§ 2. Детство Максимовой А.П.

Александра Петровна Максимова родилась в селе с красивым названием Сфоьинка 29 мая 1927 года. Об основании Софьинки сохранилась противоречивая информация, вероятно возникло оно ещё в 18 веке, а своё название получило по имени владелицы. Уже в 1730-х годах и входила в Симбирскую провинцию Казанской губернии. При Советской власти Софьинка вошла в Больше-Красноярский сельсовет Николевской волости Пугачёвского уезда. В 1920 – 30 е гг. годы в деревне было 74 домохозяйства и проживали в них более 400 человек мужского и женского пола. Война разорительным смерчем прошлась по этой деревеньке: с полей сражений Великой Отечественной войны не вернулись 200 жителей Софьинки, т.е. фактически половина жителей и почти все ушедшие мужчины12.

Мать Александры Петровны звали Татьяна Григорьевна, женщиной она была мягкой и работящей, работала в колхозе «День урожая» дояркой, отец Пётр Павлович – бригадир тракторной бригады, должность по тем временам ответственная. Работать в колхозе было тяжело, труд был в основном физический, чаще ручной, техники не хватало. Вместе с ними жили родители отца – бабушка Маша, занимавшаяся домашним хозяйством и дедушка Паша, работавший конюхом. Александра была старшей дочерью в семье, кроме нее были ещё три сестры – Анна (сейчас 90 лет), Любовь (сейчас 85 лет), Лидия (сейчас 80 лет). В селе была школа, но окончить Александре удалось только 4 класса, по тем временам вполне обычная вещь. В 9 лет Александру уже определили в колхоз на работу. Как мне рассказала Александра Петровна на общем колхозном собрании решали, куда направить работать новых работников. Ее определили помощником воспитателя в детский сад. Ребятишкам, её подопечным, было всего по 3-4 годика, их было немного – 4 человека, но для маленькой 9-летней девочки нагрузка была нешуточной. Она должна была их кормить, одевать, гулять с ними в саду, переодевать. Когда дети плакали по разным причинам, то маленькая Александра плакала вместе с ними. Кроме работы с детьми Александра должна была помогать взрослым в поле, на обработке зерна. Так что детства, по словам Александры Петровны, словно и не было. А потом грянула война, именно грянула, неожиданно перевернулось все. Отец ушёл на фронт, и, как почти все мужчины их села, не вернулся с войны. Его призвали в 1942 году, а в 1943 уже пришло письмо о том, что их отец пропал без вести в Керченском проливе, где служил на подводной лодке. Так в их семью, как в тысячи других советских семей, пришла непоправимая беда, неизлечимая боль, незабываемое горе… С началом войны на железнодорожной станции Ртищево стали испытывать нехватку рабочих рук13.

§ 3. Военная юность Максимовой А.П.

На железной дороге за работу давали паёк, карточки, поэтому 14-летняя девчушка Александра Максимова пошла работать стрелочницей на разъезд Благодатка. Очень хороший понимающий был у нее начальник, имя которого она хранит до сих пор в памяти, - Журавлёв Юрий Михайлович. Относился он к ней, как к своей родной дочери. Определил ее сначала в ученицы – младшие стрелочницей. Только вот старший стрелочник достался ей не сознательный и довольно эгоистичный человек. Что ж война, как экстремальное испытание, всегда показывает истинное лицо людей, их душу, выворачивая наружу самые лучшие или самые гадкие человеческие качества. В первый же рабочий день мужчина, с которым Александра должна была работать, съел полностью её обед. Осталась девчонка на весь день голодная: обед ее был и завтраком, и обедом, и ужином! Приехал их начальник проверить, а она сидит бедная, замёрзшая, голодная и плачет. Понял все Юрий Михайлович, не говоря ни слова, забрал ее и привез к себе домой, и, как было не тяжело с продуктами, велел жене накормить девочку. Работа стрелочника очень ответственная: переведёшь не ту стрелку и аварии не избежать, а при таком потоке поездов, как был в годы войны через Ртищево – это была бы катастрофа! В итоге – материальные потери, человеческие жертвы, подвести никак нельзя! Груз моральной ответственности в военное время давил ещё и страхом перед наказанием – при таком раскладе тут ведь и до расстрела недалеко по статье вредительство! Кроме перевода стрелки, которая весила 25 кг, а путей было шесть и за 12 часов работы их приходилось переводить множество раз, приходилось открывать семафор, чтобы зажечь фонарь. Лебёдка, на которой крепился семафор, была высокой, Александра, маленькая и худенькая, если не сказать тощая, не дотягивалась, приходилось подставлять ящик, доски, чтобы достать и зажечь его. Спички в то время, по воспоминаниям Александры Петровны, были не деревянные, а из картона, часто намокали, если снег, метель, изморозь, дождь, не зажигались. Зимой от ветра, весной и осенью от дождя семафор гас без конца, приходилось постоянно за этим следить: заправлять керосин в семафоре, зажигать его. Так и бегала всю смену: в будке от телефона, по которому дежурный сообщал, на какой путь стрелки переводить, и к стрелке перевести, семафор проверить. Потом надо было встретить поезд, проводить его, и снова в будку к телефону. Будка была больше похожа на большой ящик из досок, который не спасал от холода и ветра: между досками щели, обогрев от маленькой печки наподобие буржуйки, удобств никаких. Грелись в этих будочках от угля. Если поезд останавливался рядом с разъездом и стоял, то девчушки просили машиниста отсыпать им немного угля в ведёрко, чтобы растопить буржуйку, т.е. специального топлива или угля для обогрева не выделялось. После обучения дежурили по одному, работали с 8 утра до 8 вечера, уходили поспать ночь, побыть день дома и в следующий раз заступали на смену в 8 вечера до 8 утра, и все снова. Работали круглосуточно в три смены, рядом с ней трудились такие же девчушки по 14 – 16 лет. Грузоперевозок и пассажирских поездов было много, не менее 12 составов, так что за смену, переводя стрелки по 25 кг в одном и обратном положении, девчонки поднимали вес (600 кг), больше, чем любой современный олимпийский штангист, и присесть было некогда. Однажды весной 1942 г. от усталости, переведя стрелку и ожидая поезда, прислонилась Александра к лебедке, да и заснула прям стоя. Пассажирский поезд подошёл, а семафор закрыт! Машинист быстро позвонил начальнику станции, он стал трезвонить на разъезд, так ее общими усилиями разбудили. Бригадир велел другим постам не выдавать девчушку, иначе, кто знает, какое было бы наказание, время ведь было военное! Но не обходилось и без курьёзов, как говорится, от трагического до комического один шаг. Периодически начальник станции проверял бдительность и работу своих работников, в том числе стрелочников. Однажды зимой 1943 г. начальник станции в смену Александры решил подкрасться незаметно, ползком, да так её напугал, что она в него бросила горящий фонарь и чуть ли его не подожгла! Начальник стал ругать девушку (сам не на шутку испугался, не ожидал такой реакции), мол, нельзя же так. Но боевую Александру было не унять, от страха она осмелела и дала достойный отпор в споре с начальником! Больше ее так не проверяли. Кроме перевода стрелок и поддержания работы семафора, стрелочники должны были чистить от снега стрелку зимой, а снега выпадало выше человеческого роста! Приходилось стрелки буквально откапывать. Из-за снега зимой бывали несчастные случаи. Так Александре Петровне на всю жизнь запомнился очень трагичный случай: шли они с девочками с ночной смены в конце марта, была позёмка, не видно ничего. Навстречу им шел отец одной из девочек, обходчик путей, предупредил их, что рельсы чистит специальный поезд – снегоочиститель, снега так много, что можно под него попасть. Александра отдохнула, а на утро узнала, что тот человек как раз и погиб под снегоочистителем, который его из-за высоких сугробов не заметил.

Летом территорию вокруг стрелки тоже необходимо было очищать от травы. Сами стрелки необходимо было чистить, смазывать соляркой, в день приходилось это делать каждый раз после прохождения поезда, т.к. они окатывал стрелку песком (им щедро посыпали пути на случай экстренного торможения) и, чтобы ее не заклинило, нужно было снова и снова очищать стрелку метлой, а потом смазывать ее соляркой, рисовать вокруг белой извёсткой окантовку, чтобы ее было видно издалека. Как стрелочники справляются со своими обязанностями, проверяла комиссия ревизоров по 5-6 человек, которые осматривали территорию, стрелку, насколько она хорошо очищена и смазана, проводя по ней платком.

Жила Александра от станции в 3 км, ходили до работы пешком, особенно жутко было добираться зимой и осенью: вокруг посадки, темнота и ни души. Шла она однажды таким вот вечером осенью к 8 часам дежурить в ночь, противная изморозь делала мокрой одежду, под ногами чавкало, вокруг голе кусты и деревья страшными корявыми руками тянутся, стараясь зацепить и порвать одежду. Впереди небольшой мостик в виде трубы, и вдруг из - под него выныривают три крепких мужских фигуры. Сказать, что у Александры душа от неожиданности и страха ушла в пятки, это значит ничего не сказать. Она даже не сразу услышала и поняла, что они у нее спрашивали, а спрашивали они, ходят ли поезда пассажирские на Пензу. Поняв, что они напугали девчонку, пытались ее успокоить, да куда там! Пришла на пост и кое-как смогла своей ученице младшей стрелочнице объяснить, что работать не может: ноги и руки тряслись, голова не соображала, голос совсем пропал. От нервного стресса Александра целый месяц лечилась в больнице.

Но работать пришлось дальше, деваться было некуда. На железной дороге Александра получала паёк на бабушку и дедушку. Сёстры работали в колхозе: заменили мужчин в поле – пахали, сажали, пололи, собирали урожай и заготавливали его. Александра получала ещё и карточки, на которые получали хлеб, масло подсолнечное, колоба (сладкие спрессованные отходы из семечек подсолнечника), соль. В деревне, как было не тяжело, сажали свой огород, какие ни какие овощи. В колхозе за один трудодень давали по 300 грамм зерна, его терли на домашней терке и пекли хлеб. Так что питались впроголодь14.

§ 4. Послевоенная жизнь – восстановление страны.

После войны материально жить лучше не стало. Одежонка у Александры, как и у остальных, была плохенькая: безразмерные валенки одни на всю семью, сапог не было вообще, в дождь и грязь – калоши, летом тапочки, а в деревне вообще босиком. Зимой ещё ничего – выдали шинель, она и одежда, и одеяло, и в мороз, и в метель, и в дождь. А вот в теплую погоду носили ношенное и штопанное - перештопанное не раз, и в праздник, и в будние дни, и на работу, и в клуб, младшим сёстрам за старшей Александрой и донашивать то было нечего, снашивали все в хлам, т.к. сменного ни нижнего белья, ни верхней одежды не было. Однажды, как вспоминала Александра Петровна, за примерную работу её премировали отрезом бязи в целых два метра! Это был такой подарок, казалось настоящем кладом, сокровищем, нам современным людям не понять той радости, которую испытала юная девушка от куска простенькой материи! Из нее она сшила себе кофточку, а из плащ – палатки шикарную юбку. И пошла в клуб на танцы, чувствуя себя настоящей принцессой на балу! Какие это, вероятно, были сильные эмоции, если человек, спустя 80 лет, хорошо помнит такие моменты!

В 1947 году была засуха, неурожай, страшный голод. По весне, когда вылезла трава, ели лебеду, мёрзлую картошку, очистки. Продуктов катастрофически не хватало, карточки не отменили. Замуж Александра Петровна вышла только в 29 лет в 1956 г., до этого приходилось восстанавливать страну из руин после страшной войны, поэтому было ни до личной жизни, ни до любви. Первый муж Панибратский Анатолий Прохорович работал бригадиром в колхозе, т.е. знали они друг друга, что называется, с самого детства. После свадьбы Александра Петровна переехала снова в деревню, стала работать дояркой, как и ее мать. Вскоре у молодых появились сначала дочь, потом сын. В декретном отпуске тогда долго сидеть не полагалось, да и материальной возможности для этого не было: 1,5 месяца до родов и после родов 2 месяца, после чего Александре Петровне пришлось выйти на работу, а ребёнка оставить с бабушкой. Молодые постепенно обзаводились хозяйством: появилась своя корова. Однако налоги были грабительские: государству в колхоз приходилось сдавать практически все, что выращивали: картофель, молоко, овощи, яйца. Но все же после войны жизнь потихонечку налаживалась, у стариков-колхозников появились пенсии, у работающих колхозников вместо трудодней – зарплата, хлеба стало вдоволь. Но лошадей было мало, техники почти никакой, приходилось делать все вручную. Физический труд был настолько тяжёлым, что в то время, вероятно, Александра Петровна заработала полиомиелит. Страна смогла выиграть в этой страшной войне и быстро восстановиться после благодаря беспримерному ежедневному трудовому подвигу таких вот обыкновенных советских людей. Однако не все даже в то время уважительно относились и ценили труд простого человека. Однажды в отпуск поехали они с мужем в Москву, зашли в магазин, накупили всего, а складывать пришлось в вещь – мешки военные (ни чемоданов, ни сумок не было). Продавщица их презрительно оглядела: бедно одетые в заплатанную одежду, с вещь – мешками, сразу видно - не местные, и выдавила из себя: «Деревенщина, понаехали, как же вы надоели!» Так она «отблагодарила» тружеников тыла, на плечи которых легло снабжение армии в годы войны, без которого не было бы и Победы.

Проработала Александра Петровна до 55 лет, трудовой стаж ее составляет 46 лет15! И до сих пор она все сама делает по дому, зимой чистит снег, и по весне засаживает весь огород, ухаживает за овощами, сама консервирует. Ее душевной молодости, светлому разуму, рассудительности и житейской мудрости, оптимизму и жизнелюбию можно только восхититься! За свой труд Александра Петровна награждена званием и медалью «Ветеран труда», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» а также юбилейными медалями.

Заключение.

Максимова Александра Петровна – самая обычная русская женщина, одна из многих миллионов тружениц, которые не считали, что они совершают трудовой подвиг, даже не задумавшихся о важности для страны своего труда, преодолевающих трудности, стиснув зубы, позабыв о сне, голоде, усталости, личном счастье, ради победы и мирного неба. Они так хотели жить и любить, что готовы были за умереть за эту жизнь! Александра Петровна прожила вместе со страной все зигзаги непростой нашей истории: коллективизацию и индустриализацию, самую кровопролитную войну, тяжелейшее время восстановления страны послевоенной разрухи, относительно сытое и благополучное время 70-х – 80-х гг. Она видела и помнит почти всех правителей от Сталина до Путина, их реформы, ей есть с чем сравнивать прошлое и настоящее. Детство и молодость поколения её ровесников пришлась на самое страшное и голодное время, но испытания только закалили этих людей, сделали настоящими патриотами и борцами за жизнь и счастье, вопреки всем невзгодам и испытаниям они были по-настоящему счастливыми людьми! И мы, современное поколение, должны быть достойными их и военного и трудового подвига, чтобы их подвиг не был бессмысленным.




























Список использованных источников:

  1. Интервью с Максимовой - Панибратской Александрой Петровной. – записано Евтушком Н.А., февраль 2020 г.

Список использованной литературы:

  1. Большая Саратовская энциклопедия.// http://saratovregion.ucoz.ru/region/duhovnitskiy/sofjinka.htm

  2. Еремеева С. Ртищево на широком ходу: история Ртищевского отделения ЮВЖД. – М.: Читатель, 2008.

  3. Громов А. А., Кузнецов И.А. Ртищево – перекрёсток России. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1997.

  4. Открытая книга Победы. Саратовская область Ртищевский р-н.// http://openbookvictory.ru/вклад-в-победу/железная-дорога-в-годы-войны/3/

Список использованных Интернет – источников:

  1. Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.// https://wiki.nashtransport.ru/wiki/Железнодорожники_в_Великой_Отечественной_войне_1941—1945_(книга,_часть_14)

  2. Инновационный дайджест. Забытые профессии// http://www.rzd-expo.ru/history/little_known_facts/zabytye-professii/

  3. Марина Воронкова. Тот самый стрелочник// Гудок. Призыв. Выпуск 24.05.2019// https://www.gudok.ru/zdr/178/?ID=1464870&archive=50244

  4. Официальный сайт Приволжская железная дорога// https://privzd.rzd.ru/

  5. Стрелочник (профессия)// https://ru.wikipedia.org/wiki/Стрелочник_(профессия)














Приложение

Максимова – Панибратская А.П. и Евтушок Н., февраль 2020 г.

Родители Максимов П.П., Максимова Т.Г. и Максимова А.П. до войны

Максимова – Панибратская А.П. 80-е гг. 20 в.

Медаль и удостоверение «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»

Медаль и удостоверение «Ветеран труда» 1983 г.

Юбилейные медали 50, 60, 65, 75 – летие Победы

Максимова – Панибратская А.П. с внуками и правнуками

Работа стрелочников


1 Еремеева С. Ртищево на широком ходу: история Ртищевского отделения ЮВЖД. – М.: Читатель, 2008.

2 Громов А. А., Кузнецов И.А. Ртищево – перекрёсток России. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1997.

3 Открытая книга Победы. Саратовская область Ртищевский р-н.// http://openbookvictory.ru/вклад-в-победу/железная-дорога-в-годы-войны/3/

4 Интервью с Максимовой-Панибратской Александрой Петровной.– записано Евтушком Н.А., февраль 2020г.

5 Официальный сайт Приволжская железная дорога// https://privzd.rzd.ru/ ; Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.// https://wiki.nashtransport.ru/wiki/Железнодорожники_в_Великой_Отечественной_войне_1941—1945_(книга,_часть_14) ; https://ru.wikipedia.org/wiki/Стрелочник_(профессия) ; Марина Воронкова. Тот самый стрелочник.// Гудок. Призыв. Выпуск 24.05.2019// https://www.gudok.ru/zdr/178/?ID=1464870&archive=50244 ; Инновационный дайджест. Забытые профессии. //http://www.rzd-expo.ru/history/little_known_facts/zabytye-professii/

6 Открытая книга Победы. Саратовская область Ртищевский р-н.//http://openbookvictory.ru/вклад-в-победу/железная-дорога-в-годы-войны/3/

7 Громов А. А., Кузнецов И.А. Ртищево – перекрёсток России. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1997; Открытая книга Победы. Саратовская область Ртищевский р-н.// http://openbookvictory.ru/вклад-в-победу/железная-дорога-в-годы-войны

8 Открытая книга Победы. Саратовская область Ртищевский р-н.//http://openbookvictory.ru/вклад-в-победу/железная-дорога-в-годы-войны/3/

9 Громов А. А., Кузнецов И.А. Ртищево – перекрёсток России. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1997; Открытая книга Победы. Саратовская область Ртищевский р-н.// http://openbookvictory.ru/вклад-в-победу/железная-дорога-в-годы-войны

10 Официальный сайт Приволжская железная дорога // https://privzd.rzd.ru/ ; Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.// https://wiki.nashtransport.ru/wiki/Железнодорожники_в_Великой_Отечественной_войне_1941—1945_(книга,_часть_14)

11 Интервью с Максимовой-Панибратской Александрой Петровной– записано Евтушком Н.А., февраль 2020 г.; Инновационный дайджест. Забытые профессии// http://www.rzd-expo.ru/history/little_known_facts/zabytye-professii/ ; Марина Воронкова. Тот самый стрелочник// Гудок. Призыв. Выпуск 24.05.2019// https://www.gudok.ru/zdr/178/?ID=1464870&archive=50244

12 Большая Саратовская энциклопедия.// http://saratovregion.ucoz.ru/region/duhovnitskiy/sofjinka.htm

13 Интервью с Максимовой-Панибратской Александрой Петровной.–записано Евтушком Н.А., февраль 2020г.

14 Интервью с Максимовой-Панибратской Александрой Петровной.–записано Евтушком Н.А., февраль 2020г.

15 Интервью с Максимовой-Панибратской Александрой Петровной–записано Евтушком Н.А., февраль 2020 г.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!