СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему: «Особенности жизнедеятельности бобров в окрестностях села Лещаное»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Могут ли жить бобры спокойно рядом с человеком?

Отсюда тема моей работы: «Изучение жизнедеятельности бобров и влияние на окружающую среду».

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: «Особенности жизнедеятельности бобров в окрестностях села Лещаное»»

VIII межмуниципальная научно-практическая конференция

обучающихся общеобразовательных организаций

«Школьная исследовательская инициатива»





Естественнонаучная секция

Подсекция «Экология растений и животных»

исследовательская работа



«Особенности жизнедеятельности бобров в окрестностях села Лещаное»















Автор: Шапкина Елизавета 11 класс.

МКОУ «Лещановская СОШ»





Руководитель:

Медведева Людмила Ивановна,

учитель химии МКОУ «Лещановская СОШ».

Консультант:

Дурова Людмила Васильевна,

учитель биологии МКОУ «Лещановская СОШ».















Лещаное, 2018 год.



Содержание



І. Введение…………………………………………………………………… 3-4

II. Методика………………………………………………………………….. 5

III. Ход выполнения исследования………………………………………….. 5-7

IV.Выводы………………….. ………………………………………………. . 8

V. Заключение………………………………………………………………. .. 8

VI. Рекомендации по охране вида……..…………………………………….. 9

VII. Перспективы…………………………………………………………….. 9

Литература ………………………………………………………………. 10

Приложения…………………………………………………………………. 11-18





























I.Введение

Каждый живой организм в природе встречается только там, где он находит все условия для жизни: тепло и свет, защиту от врагов, достаточно пищи и воды. Это есть место обитания. В нем живой организм чувствует себя, как дома, а в другом месте он может погибнуть.

Каждый год наша школа отправляется по экологической тропе в лес. На «земляничной полянке» мы проводим «День здоровья». Однажды, идя по тропе, мы заметили обгрызенные и поваленные деревья. Кто же это?

Конечно же это бобр!!! Бобр – это довольно большой зверь, достигающий 30 кг веса. Он по праву считается одним из самых крупных представителей отряда грызунов. Меня очень заинтересовали эти животные и я решила заняться их изучением.

Гипотеза: могут ли жить бобры спокойно рядом с человеком?

Отсюда тема моей работы: «Изучение жизнедеятельности бобров и влияние на окружающую среду».

Цель моей исследовательской работы: исследование жизни бобров в естественных условиях.

Задачи:

  • Изучить научно-популярную литературу о бобрах;

  • Изучить предпочитаемые места заселения и объекты питания бобров;

  • Выявить места расселения бобров около села;

  • изучить жилища бобра, их питание;

  • собрать фотографический материал об образе жизни бобра;

  • оценить перспективы существования поселений бобров в селе.

Актуальность: проведя исследования, выявить выживаемость бобров в
окрестностях села Лещаное. Жизнедеятельность бобров оказывает не только положительное, но и отрицательное влияние на окружающую среду, а именно: происходит заболачивание мест, меняется видовой состав растений, некоторые места становятся непригодными для сельскохозяйственных угодий.





Обзор литературы

Выполняя своё исследование, мне пришлось перелопатить большое количество научной, научно – популярной литературы о жизнедеятельности бобров.

Бухвалов В.А., Богданова А.В., Купер Л.З. Методы экологических исследований. В данном пособии содержатся основные теоретические положения экологии, описания методов экологических исследований, задачи и практические работы исследовательского характера, а также списки литературы для дополнительного чтения.

В книге Кусто Ж.И. Лососи, бобры, каланы французские исследователи зимовали вместе с бобрами на севере Канады, чтобы изучить их поведение и жизнедеятельность.

В седьмом томе книги Соколова В.Е. «Жизнь животных» приведены сведения о происхождении, распространении, строении, образе жизни млекопитающих, показано их практическое значение. Книга иллюстрирована цветными таблицами, слайдами, рисунками.

Из книги Школьник Ю.К. Животные. Полная энциклопедия. Я узнала о самых невероятных, порой просто парадоксальные фактах из жизни бобров, их непосредственном значении, о влиянии на природу, о том как осваивают новые территории.

Для работы была использована методика Л. С. Лаврова «Метод выявления мощности поселения» Москва 1952г.

Объект исследования: речной бобр.

Место и сроки проведения опыта : Лещановский лес, расположенный в юго – восточном направлении в 1,5 км от села Лещаное.

Климат умеренно-континентальный. Средняя температура января -19 градусов, температура июля +25 градусов.

Общая площадь леса – 140 га. Общий характер рельефа – рельеф холмистый, через лес проходят овраги. Почва темно-серая лесная.







II. Методика

Л. С. Лавров «Метод выявления мощности поселения».

Заключается в общей глазомерной оценке количества и характера распределения следов бобров без их детального подсчета. Преимуществом метода, безусловно, является быстрота учета, недостатком — возможные субъективные, иногда существенные отклонения при определении числа зверьков. По мнению автора, самым надежным способом для определения количества этих животных в семье, несомненно, являются наблюдения за бобрами из засады.

III. Ход выполнения исследования

  1. Изучила литературу о жизнедеятельности бобров.

  2. Провела социологический опрос среди жителей нашей местности. Было опрошено 12 человек. (приложение 1)

  3. Провела наблюдения за жизнью бобров.

3.1 Наблюдение № 1.

В сентябре2015 года мы пошли на экскурсию в лес, через него протекает ручей, который впадает в реку Толучеевка. Когда мы подошли к ручью, то увидели около него очень интересную картину: вокруг лежали деревья, один конец которых был заточен, как у карандаша. Некоторые деревья стояли, но тоже были обточены со всех сторон.(приложение 2) Ручей был перегорожен ветвями. Мы решили, что около нашего ручья поселились бобры. Но где они? Как бы мы не старались вести себя очень тихо, нам увидеть бобров не удалось. Меня это заинтересовало, и я занялась исследовательской работой по месту обитания бобров в окрестностях нашего села.

Изучив соответствующую литературу, я решила еще раз сходить на место обитания бобров и еще раз внимательно обследовать место.

3.2 Наблюдение №2.

Когда я пришла на ручей во второй раз, то заметила, что обточенных деревьев стало еще больше. По влажности стружки можно было догадаться, что ночью здесь трудились бобры. Я стала внимательно осматривать берег, чтобы найти жилище бобров. И что я увидела?

На месте поселения бобров я заметила спуск, дорожка утоптана, скользкая. И чуть выше, тоже объеденная поросль деревьев. Скорее всего они таскали ветки по этому спуску. (приложение 3)

Бобры исключительно вегетарианцы. Излюбленный кормом считают ветки осины, кору, поедают ивовые веточки, зеленую траву. В том месте, где у нас поселились бобры, в основном растут тополя, осины, ивы.

Меня заинтересовало то, как лежали деревья сгрызенные бобрами. Ствол дерева был подточен со всех сторон и дерево свалено прямо к воде. Подточено больше с той стороны, которая дальше от воды, это еще надо сообразить, что бы так завалить дерево. (приложение 4)

3. 3. Наблюдение №3.

Я еще раз обследовала плотину, которую построили бобры. Обнаружила, что плотина была построена из веток и тоненьких стволов деревьев, обмазанных грязью. Бобры строят плотины, также как и хатки, по-разному. Самая простая – это запруда из грязи, которую животные сооружают через ручей, нагромождая ил мордочкой и лапами . А если они живут в местах не один год, то и плотину строят по другому плану: они перекрещивают ветки, одни ветки втыкают в ил, другими переплетают их. Построенная таким образом плотина намного прочнее. (приложение 5)

Удалось выяснить, чем питаются бобры, и, что больше всего они любят осину, березу, иву. Едят они не сами деревья, а кору и слой тканей. Возле ручья я нашла обглоданные веточки, которые казались будто обструганные ножом. Очень много интересного мне удалось увидеть и сфотографировать.

3.4 Наблюдение №4.

Следующее свое наблюдение я провела в конце весны 2017 года и очень огорчилась. Бобры, за которыми я наблюдала, покинули это место. Корма было достаточно, а уровень воды уменьшился. В книге я читала, что на свое место бобры могут вернуться через 4-5 лет, если только будет вода.

Наблюдение №5.

Осенью 2017 года я поехала вместе со своими одноклассниками сажать деревья в Ломовской парк. Гуляя по низине оврага, я увидела плотину бобра и спуск к этой плотине. Пройдя дальше, я увидела погрызы деревьев и каскад плотин.(приложение 6) Дерево в диаметре 48 см стояло мастерски обточено со всех сторон. Рядом лежало не одно поваленное дерево.(приложение 7)



    1. Наблюдение №6

Так как бобра я не смогла увидеть и тем более потрогать, я решила съездить в Воронежский бобранариум , что бы поближе рассмотреть и погладить его. (приложение 7) Там мне провели небольшую экскурсию и рассказали о жизни бобров в заповеднике. (приложение 8)



Результаты наблюдения: Человеку вреда бобры не приносят, так как от села находятся достаточно далеко. Я провела обследование мест обитания бобров в окрестностях села. Мне удалось установить, что бобры, которые живут в нашем лесу, строят норки. Вход в норы с воды. Выяснила, что бобры строят плотины, через ручьи и реки -это запруда из грязи и ветвей. К сожалению, мне не удалось запечатлеть бобров, один раз я видела его пробегающим.















IV. Выводы

В ходе работы мне удалось изучить предпочитаемые места заселения и объекты питания бобров, выявить места расселения бобров около села, изучить жилища бобра, их питание, собрать фотографический материал об образе жизни бобра, оценить перспективы существования поселений бобров в селе. Поставленные задачи достигнуты.

Провела обследование мест обитания бобров в окрестностях села Лещаное. Удалось установить, что бобры, которые живут в нашем лесу, строят норки. Вход в норы с воды. Сама нора находится под корнями деревьев, об этом свидетельствуют вентиляционные отдушины, которые удалось обнаружить. От норы животные прорывают на случай тревоги, два-три канала. Удалось выяснить, чем питаются бобры, и, что больше всего они любят осину, иву, березу. Едят они не сами деревья, а кору и слой тканей роста, который находится под корой. Выяснила, что бобры строят плотины, через ручьи и реки – это запруда из грязи и ветвей (приложение 10)

V.Заключение

Подводя итоги исследовательской работы, я могу сделать вывод, что цель, которую ставила в начале исследования – достигнута. Речной бобр является интересным объектом изучения и наблюдения. Присутствие бобров благотворно отражается на жизни представителей сообщества. Кроме того, в результате их деятельности повышается продуктивность водоемов, очищается вода, больше становится рыбы. Вред, приносимый бобрами посадкам, обычно невелик, поскольку они валят почти исключительно молодые деревья малоценных пород, чаще всего осину. Деятельность бобров настолько масштабна и разнообразна, что эти звери занимают одно из ведущих мест в любом природном сообществе. Поэтому сохранение бобров необходимо не только с хозяйственной, но, в большей степени, с экологической точки зрения.











VI.Рекомендации по охране вида:

Исчезнувший вид животного восстанавливает свои ареалы. В местах его обитания:

  • строго запрещается разрушать норы, хатки, бобровые плотины;

  • отлов и отстрел допускается только в научных целях;

  • на территории бобров запрещается применять и складировать ядохимикаты, минеральные удобрения и горюче – смазочные материалы;

  • распахивать землю можно только в противопожарных полосах;

  • в плотине нельзя охотиться и ловить рыбу;

  • разрешаются на территории санитарные рубки по специальным нормативам.



VII. Перспективы

Свою работу считаю еще не законченной, хочется увидеть семейство бобров и понаблюдать за их работой. Может мне еще повезет? Работу можно использовать на уроках природоведения, экологии, биологии, во внеклассной работе.











Список используемой литературы



1)Бухвалов В.А., Богданова А.В., Купер Л.З. Методы экологических исследований – М.: «Варяг» 1995

2)Кусто Ж.И. Лососи, бобры, каланы / Ж.И. Кусто — М.: Гидрометеоиздат, 1983

3)Соколов В. Е. Жизнь животных, Том 7 – М.: «Просвещение», 1989

4)Школьник Ю.К. Животные. Полная энциклопедия. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002

5)http://udivitelno.com/ этот удивительный мир

6) Петров В.В. Лес и его жизнь М.: «Просвещение», 1986

7)Плешаков А.А. Зеленые страницы М.: «Просвещение», 1995





























Приложения

Приложение 1









Приложение 2

Работа бобра























Приложение 3

Дорожка по которой бобры таскают ветки



Приложение 4

Погрызенные деревья бобрами в лесу

Приложение 5

Бобровая плотина

Приложение 6

Каскад бобровых плотин в Ломовском парке



Приложение 7

Огромное дерево погрызаное бобрами

























Приложение 8

Бобр в Воронежском бобранариуме

Приложение 9

Экскурсия по бобранариуму





Приложение 10

Таблица 1.

Энергетическая ценность древесно-веточных кормов

Виды кормов

сух.вещ.

Содержание влаги, %

Сырая клетчатка, сух.вещ,%

Обменная энергия, МДж/кг

Осина

-кора

-побеги

37,6

47,7

59,5

69

4,9

3,6

Береза пушистая

-кора

-побеги


28,4 37,8


81,0 59,0


1,95 4,98

Ива козья кора

-побеги

18,2 53,2

54 65

5,7 4,2

Черемуха обыкновенная

-кора

-побеги

29,8

48,6

38 36

7,9 8,1

Смородина черная

-побеги

49,5

51

6,1

Ольха серая

-кора

-побеги

29,5 40,0

40,0 33

8,6 8,6

Рябина обыкновенная

-побеги

44,0

63

4,4



22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!