СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему "Ниточка из прошлого"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа показала, что вязание как вид рукоделия хотя и утратил свою значимость, тем не менее остается заинтересованность в нем.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему "Ниточка из прошлого"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нижневерейская средняя школа городского округа
г. Выкса Нижегородской области













«Ниточка из прошлого»

Физико-математическое отделение
Секция технологии



Работу выполнил (а):
Ученица 5 класса
Цыпляева Анжелика Николаевна
Научный руководитель:
учитель МБОУ Нижневерейской средней школы
Ворожеинова Мария Николаевна



2021 г.

Оглавление Введение...................................................................................................................3 Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Как появилось вязание?...........................................................................6

1.2 История вязания в Европе..............................................................................8 1.3 Вязание в России..........................................................................................10 1.4 Вязание в современном мире.......................................................................14 1.5 Лечебный эффект вязания............................................................................16 1.6. Тема молока в литературных произведениях и творчестве......................15 Глава 2. Практическая часть 2.1. Разработка анкеты для учащихся и родителей. Анализ результатов анкетирования..............................................................................................18 Выводы...................................................................................................................21 Литература.............................................................................................................23


























Введение.


«С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся»

Пословица.

В жизни каждого человека есть увлечение. Оно помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает человека с миром природы, науки, искусства, с миром людей, помогает найти смысл жизни.

Сегодняшний мир готов предложить человеку огромное разнообразие всевозможных увлечений. Одни к нам пришли из древности (вышивка, вязание, плетение и другие), есть и те, которые возникли в результате стремительного развития современных информационных и компьютерных технологий: компьютеры, планшеты, смартфоны и прочие новинки. Но именно эти новинки отодвинули на второй план ручной труд и многие рукоделия стали просто забываться.

В современном мире рукоделие стало рассматриваться с точки зрения эстетики и красоты, а с развитием технического прогресса такой вид как вязание утратило свою значимость и популярность среди младшего поколения, т.к. ручной труд повсеместно заменяется машинами. Ведь вязание – это один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства. Он существует более трех тысяч лет. Хотя в современном мире каждый год издается и публикуется огромное количество книг, журналов по вязанию, создаются сообщества любителей рукоделия в городах и странах, открываются интернет-сайты, но это в основном старшее поколение людей. Очень мало детей увлечены таким видом искусства как вязание.

Современное поколение детей находится в чрезвычайно сложном периоде. Утрачена материальная, духовная полноценность бытия. Ухудшилась атмосфера в семье, разрушена психо-эмоциональная устойчивость личности. Родители в поисках заработка пускают воспитание своего ребёнка на самотёк. Таким образом, со временем теряется нить прошлого, уходят в небытие многие секреты рукоделий, а некоторые уже даже забыты, а значит, восполнить эти знания будет просто некому в связи с отсутствием смены поколений мастеров.

Тревожным симптомом наших дней стало отсутствие у детей стимулов к самообразованию. Современный ребенок страдает невнимательностью, неуверенностью, раздражительностью, агрессивностью, часто медлителен или очень гиперактивен. Именно в это время ему необходимо помочь в раскрытии своих истинных способностей и приобщении к культурному наследию. Прелесть рукоделия заключена в том, что оно ненавязчиво учит нас, передавая мудрость и опыт времен, позволяя их впитывать в себя и дополнять со временем своим опытом.

Актуальность: К глубокому сожалению, вязание как рукоделие – один из видов, который теряет значимую популярность в детском мире. А ведь именно сейчас, владея таким кладезем знаний, применяя современный опыт, человек может окружить себя уютными вещами как первой необходимости (блузы, кофты, свитера, шапки, комбинезоны, платья, носки т.д.), так и для красоты и удовольствия (скатерти, салфетки, шторы, подушки, бижутерия, игрушки и т.д.).

Следовательно, на современном этапе необходимо поднять значение вязания как вида рукоделия в общей системе воспитания.

Проблема исследования: С учетом вышесказанного очевидна необходимость обращения к исследованиям, раскрывающим сущность и влияние вязания на личность.

Этим и обусловлен выбор темы исследовательской работы «Ниточка из прошлого».

Цель: Изучить влияние вязания на ребенка

Объект исследования: учащиеся МБОУ Нижневерейской средней школы и родители.

Предмет исследования: вязание.

Гипотеза исследования: Вязание крючком и спицами способствует развитию ребёнка, даёт возможность с пользой провести время, помогает успокоиться в стрессовой ситуации.

Задачи:

- познакомиться со специализированными литературными источниками по данной тематике;

- рассмотреть вязание в историко-культурном ракурсе;

- найти научно-обоснованные подтверждения о влиянии вязания на психофизиологическое состояние человека;

- разработать анкету и провести анкетирование среди родителей и учащихся;

Методы исследования:

- сбор и систематизация материалов;

- наблюдения;

- анкетирование.
















Глава 1. Теоретическая часть.

1.1 Как появилось вязание?

Что такое вязание? Ремесло, искусство, хобби? Наверное, это все-таки искусство. Самостоятельно связанная вещь хранит тепло рук мастерицы и любовь, которую она вложила в свое изделие. Пожалуй, вязальщицу можно сравнить с художником. Ее спицы или крючок рисуют оригинальный рисунок, а созданная вещь абсолютно уникальна. Процесс вязания успокаивает нервы, не дает скучать вечерами, увлекает и становится любимым делом. Вязание-это технология производства тканей, полотен из нитей пряжи. В отличие от ткачества, вязание не требует ни ткацкого станка, ни какого-либо другого крупного оборудования, что делало его особенно ценным для кочевых и других народов. Мы с вами, наверное, так никогда и не узнаем точную дату появления вязания. Можно лишь догадываться о том, что вдохновило древнего человека сделать первую в истории вязания петлю. К сожалению, древние вязаные образцы не дожили до наших дней.

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые 9 и 10 веками нашей эры.

Вязаные носки, найденные в коптских гробницах, датируются 4 — 5 вв.

Рисунок 1. Носки 300-499 годов найдены в Египте в конце XIX века.


Самые древние (3 в., эпоха Прато-Наско) вязаные вещи Нового света обнаружены в Перу. Высокое качество исполнения вещей из могил коптов позволяет считать, что техника вязания была известна гораздо раньше. В 1867 году Уильям Фелкин выдвинул гипотезу, что вязание было известно ещё во времена Троянской войны. Согласно Фелкину, убор, который героиня «Одиссеи» Пенелопа распускала каждую ночь, на самом деле не ткался, а вязался, так как только в последнем случае распущенная нить не деформируется, а сам процесс требует немного времени. То, что в «Одиссее» используется термин «тканье» Фелкин объяснял неточностью перевода и ошибками переписчиков. Изображения на древнегреческих вазах пленных троянцев в узких, облегающих штанах, дают основания некоторым исследователям утверждать, что грекам было известно вязание. Возможно, что изображённый в Келлской книге пророк Даниил облачён в узкие штаны, связанные аранским узором.

В Скандинавии в эпоху викингов практиковалась техника, названная в России в конце XX века вязание иглой. Более трудоёмкий вид создания полотна деревянной или костяной иглой, которое в отличие от трикотажного, связанного крючком или спицами, невозможно распустить, потянув за кончик нити. Эта техника сохранялась на Русском Севере до начала XX века под исконным названием — «копанье». Археологические находки фрагментов вещей, выполненных в этой технике из Англии (Коппергейт), Финляндии (Кокомаки), Германии (Маммен), Норвегии (Осло), России (Новгород) датируются X—XI веками. Способов «вязания» иглой насчитывается около тридцати. При раскопках найдены лишь небольшие вещи, выполненные в этой технике (рукавицы, носки, головные повязки). Учёные объясняют это обстоятельство тем, что вязание иглой — процесс довольно медленный, большие изделия выглядят не так выигрышно, как тканые, а рабочая нить бралась довольно короткая, и приходилось делать много соединений, что уменьшало прочность полотна. Традиция вязания иглой сохранялась в местностях с суровым климатом вплоть до конца XX века.



1.2 История вязания в Европе.

В Европе история вязания началась благодаря египетским христианам-коптам. В миссионерские поездки копты брали с собой необычной красоты вязаные вещи, которые приковывали взгляды всех окружающих. Таким образом в 12 веке вся Европа была поглощена вязанием, которое даже стало домашней работой. Во Франции история вязания началась в 13 веке. Вязание заняло довольно прибыльную и большую нишу в промышленности, вязали перчатки, шляпки, чулки и другие предметы одежды.

Изначально вязание было мужским занятием, и мужчины-ремесленники боролись с женщинами за свое первенство в мастерстве. Так парижские чулочники в 1612 году отказались брать на работу женщин. И лишь спустя много лет, когда вязание стало распространяться по миру, им стали заниматься женщины. Как рассказывает история вязания, первый вязанный станок был изобретен в 1589 году помощником священника Уильямом Ли из Вульбриджа. Промышленные предприятия потеснили группы вязальщиков, и они стали не конкурентоспособны. Но чем больше выпускалось вещей массового производства, тем больше и дороже стали цениться изделия связанные вручную.

Вязание крючком пользовалось успехом больше, оно было всегда уникально с неповторимыми узорами, в отличие от вязания на спицах, которое напоминало машинное. В Италии в соборе Св. Петра среди многообразия кружев, сохранились экземпляры связанные крючком, относятся они к 16 веку, история вязания крючком также уходит корнями в далекое прошлое. Именно с 16 века кружево, одежда и предметы домашнего обихода начали покорять Европу, и уже в 19 веке искусство вязания крючком достигло небывалого успеха. Широкое развитие вязание кружева получило в Ирландии. Дорогие брюссельские кружева были не по карману бедным и простым людям, ирландские мастерицы простолюдинки смогли сами разобрать сложные замысловатые узоры, и со временем их мастерство достигло высокого уровня, кружева получались шедеврами рукоделия.

В настоящее время ирландское кружево крючком очень высоко ценится. В холодных странах, долгими зимними вечерами женщины вязали теплую и красивую одежду для своих семей. Женщины-южанки от знойного солнца спасались вещами, выполненными своими руками: зонтики, шляпки, перчатки, шали все это было связано с помощью крючка и ниток. Любая рукодельница имея в своем арсенале крючок и нитки может связать по истине оригинальные и неповторимые вещи: салфетки, одежду, скатерти, обувь, игрушки, полотенца, занавески, перчатки, шали и шляпки, украшения.

В центральной и южной Европе искусство вязания возродилось в XIII веке. В гробницах принцев из рода де ла Серда в аббатстве Санта-Мария-ла-Реаль-де-Лас-Хюлгас обнаружены вязаные из шёлковых нитей перчатки и наволочки. Причём плотность вязаного полотна наволочек сравнима с плотностью современного трикотажа машинной вязки — около двадцати петель на дюйм.

Даже греческие боги и богини пряли и ткали.

Одна из самой известной легенды – это история Арахны, которая была крайне способна в искусстве ткачества. Она бросила вызов Афине. Арахна проиграла и захотела повеситься, не вынеся позора. Но Афина освободила ее из петли и сделала пауком, сказав, что та будет вечно висеть и ткать. Вязание нашло отображение и на иконах.


Рисунок 2. Легенды древней Греции Рисунок 3. Дева Мария за вязанием.

Бертран фон Минден.

Алтарь из Букстехуде



1.3 Вязание в России

История развития вязания крючком и спицами в России тесно связана с историей развития этих видов рукоделия в Европе.

Можно сказать, что сложная техники вязания спицами и крючком пришли к нам из других европейских государств: Италии, Испании, Франции, Англии и, в том числе, Скандинавии.

Косвенным доказательством того, что Россия была преемником некоторых технологий вязания является последовательность во времени возникновения их в нашем государстве.

В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30-40-ые годы ХХ века. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой. Русские мастерицы крючком вязали в основном кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. Совершенно очевидно, что речь идет об ажурном филейном вязании крючком. В России крестьянские девушки-рукодельницы вязали из теплой овечьей шерсти такие изделия как чулки, носки, варежки, и конечно же, Оренбургские пуховые платки! Существует несколько версий происхождения русского слова «варежка».

  1. Согласно первой из них, «варежка» происходит от словосочетания«варяжская руковица», что является подтверждением заимствования этого вида одежды от Варяг, выходцев скандинавских стран.

  2. Второй версией происхождения этого слова является глагол «варовати»,что значит «защищать», «охранять». Очевидно от холода.

  3. Третий вариант: от слова «вареги», т. е. «варить». В те времена шерстяные рукавички заваривали кипятком, чтобы они стали более плотными и теплыми.

Говоря об истории развития вязания спицами на Руси, невозможно не обратиться к такому виду рукоделия, как вязание Оренбургских пуховых платков. Зародившаяся около 250 лет назад в России пуховязальная промышленность, подарила всему миру уникальное произведение искусства, каковым является Оренбургский пуховый платок, ставший несомненно одним из символов России!

Еще уральские казаки, обосновавшиеся на реке Яик (ныне Урал), заметили, что местные скотоводы (калмыки и казахи) даже в самые сильные морозы скакали на лошадях в легких одеждах и не замерзали. Оказалось, что под легкими одеяниями у них были теплые поддевки и шарфы, связанные из шелковистого пуха, начесанного с коз.

Первоначально пух и изделия из него уральские казаки выменивали на чай и табак. Затем сами стали чесать коз, прясть нить и вязать платки. У калмыков и казахов вязка изделий из пуха была сплошной. Уральские же казачки, знавшие кружева и вышивание, использовали в вязке растительный орнамент. Первоначально это были просто вязаные платки с кисточками.

Так зародилось и стало развиваться, передаваясь по наследству из поколения в поколение это удивительное искусство изготовления Оренбургских пуховых шалей, пока впервые в 1851 году они не попали на Всемирную универсальную выставку в Лондоне, откуда о них узнал весь мир.

Вязание было национальным долгом во время войны. В разные времена и в разных странах женщины, которые оставались дома, вязали теплые вещи для фронтовиков. Они работали на производствах, на полях. Но также их долгом было вязание теплых носков, шапок, шарфов. Вязали не только для своих родных и близких, но для любых солдат своей армии. 65-летняя колхозница колхоза «Путь МОПР» Чесменского района Челябинской области С. Е. Куренных за 15 дней связала 3 пары носок и 3 пары варежек.

(Из журнала «Крестьянка» № 4, 1942 г.)

Рисунок 4. Вязание в годы войны


В послевоенные годы вязание проявилось во всем его многообразии форм и цветов пряжи. Тысячи вязальных схем утоляли вязальный голод на рынке. Появились так называемые “двойки”-популярные вязанные комплекты, состоящие из топа с коротким рукавом и кардигана с длинным рукавом в цвет. Девочек обучали вязанию в школах, как показала война, вязание – очень полезный навык, а не только увлечение.

Механизация в большой степени потеснила ручное вязание одежды спицами, однако не вытеснило: ручная работа всегда высоко ценилась. Еще меньше повлияло появление вязальных машин на изготовление вязаных изделий крючком: имитировать такое вязание машины не научились. Однако появление большого количества одежды, связанной на машинках практически приостановило существования ручного вязания. Популярность его падала еще и в связи с дороговизной: цена готового вязаного изделия не превышала, а порой и была значительно меньше, чем цена пряжи и схемы для ручного вязания.

В наши дни вязание как вид рукоделия продолжает развиваться: активно внедряются новые материалы, разрабатываются узоры, из трикотажа изготавливаются всевозможные аксессуары – начиная от головных уборов и заканчивая обувью. Вязаная одежда была и остается в моде, поражая воображение свободой форм, цвета и стиля.

Но это еще не все. Удивительным образом за последние несколько лет вязание из традиционного рукоделия превратилось в модное увлечение, независимо от возраста и социального положения. И уже вяжется не только одежда и декор дома, но и по популярности набирают силу вязаные игрушки. Этому способствуют различные книги и журналы. Кроме этого, многие рукодельницы самостоятельно создают вязаные игрушки и обмениваются схемами на страницах интернета.




    1. Вязание в современном мире


Сколько существует в современном мире видов рукоделий, наибольший интерес у меня вызывает вязание. Кроме того, этот вид является наиболее разнообразным в зависимости от инструментов и материалов (см. При ложение №1), которыми пользуются для вязания:

  • Вязание спицами - вид вязания, где полотно формируется с помощью двух (при круговом вязании до 5) спиц. Каждый ряд образуется путем провязывания петель предыдущего ряда с образованием на спицах нового ряда незакрытых петель. При этом петли переносятся с одной спицы на другую. Полотно эластичное. Узоров для вязания спицами великое множество, хотя все они состоят из основных петель: лицевых, изнаночных, накидов. Путем чередования и перекрещивания петель и создаётся все великолепие узоров.

  • Вязание крючком - вид вязания, где полотно образуется с помощью вязального крючка. Полотно образуется путем поочередного провязывания петельных столбиков, закрепляющихся на столбиках предыдущего ряда. Полотно при вязании крючком менее эластичное, чем спицевое. При этом вязка получается толщиной как бы в 2 нити. В отличие от спиц, крючковые петли весьма разнообразны: столбики без накида, полустолбики, столбики с накидом (а так же 2-мя, 3-мя и т.д.), пышные столбики, воздушные петли и т.д. и т.п. Узоров для вязания крючком очень много. Существует несколько подвидов вязания крючком, которые отличаются способами формирования полотна: цельная вязка, безотрывное вязание одинаковых фрагментов, вязание и соединение отдельных мелких элементов и т.д. и т.п.

  • Вязание тунисским крючком - вид вязания, где полотно формируется с помощью длинного крючка. Это что-то среднее между спицами и классическим крючком. Из стандартной цепочки из воздушных петель набираются петли на крючок по всей длине ряда (открытые петли), в следующем ряду их провязывают тем или иным способом, закрывая петли. Полотно получается неэластичным, хорошо держит форму. Количество узоров тунисского вязания весьма скромно в сравнении с обычным крючком и со спицами.

  • Вязание на вилке - вид вязания с помощью специального приспособления - вязальной вилки (еще ее называют "скобой шалевой"), закрепление нити производится вязальным крючком. Вяжутся полосы нужно длины, затем соединяются между собой также крючком. Возможны варианты соединения полос уже во время их вязания. Полотно получается очень ажурным, воздушным. Большую роль играет пряжа и аккуратность в вязании. Вещи, связанные на вилке, носят скорее декоративный характер, чем практичный.

  • Вязание на линейке (любом подходящем предмете: линейка, широкая плоская палочка или же толстая спица), а также техника "брумстик" (перуанское вязание) - вид вязания, схожий с вязанием на вилке, закрепление петель производится также вязальным крючком. Используется данный вид вязания как для декоративных целей (например, объемные броши), так и для создания больших изделий, если полотно вяжется в технике "брумстик".

  • Вязание на тенерифе (рамке, луме и т.п.) - вид вязания из отдельных мотивов, которые формируются на специальной рамке, путем обматывания нитью штырьков. Закрепление нити часто производится крючком, как и само соединение мотивов в изделие.

  • Вязание иглой (палестинское кружево) - вид старинный, сейчас почти не используется, существует около 30 способов вязания иглой. Любители средневековых костюмов осваивают данный способ вязания для воссоздания достоверных фактур. Полотно получается не очень эластичным. Процесс требует внимания и аккуратности.

  • Машинное вязание - вид вязания с использованием специальной техники. Машины имитируют вязку спицами, однако пока не существует вязальной машины, способной связать полотно, похожее на крючковую вязку. Рисунок программируется либо вручную, либо перфокартами, либо компьютерной программой. Разнообразие узоров и моделей для машинного вязания несчетное количество. Особый вид представляет собой так же и создание моделей из готового трикотажного полотна.

  • Фриформ: вязание произвольных элементов, соединяемых между собой в процессе вязки. Узоры фриформа могут вязаться одной нитью или же может использовать пряжа разных цветов и фактур, что придает особую изюминку изделиям, выполненным в данной технике.


1.5 Лечебный эффект вязания.

«Любой вид рукоделия, будь то вязание или вышивание, оказывает благотворное влияние на нервные клетки. Одна за другой петли, стежок за стежком, успокаивают, вытесняют негативные мысли. Часто вязание и вышивание рекомендуется врачами как профилактическое средство от различных заболеваний».

доктор медицинских наук Л. Сухаревский

С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определённые точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

Особую роль в развитии движений мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитьё, вязание. Занятия по вязанию помогают ребёнку не только развивать мелкую моторику, но и реализовать свои идеи в изготовлении изделий для дома, игрушек, подарочных композиций, а также способствуют развитию индивидуальных особенностей в овладении способами вязания, работе с материалом и инструментами. Дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками работ. Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда. Можно с уверенностью сказать, что занятия по вязанию не только развивают мелкую моторику, а также дают толчок развитию детского творчества, фантазии, трудолюбия.

Кроме этого, вязание очень полезно для детей и в воспитательных целях. Оно учит детей тому, что время должно быть использовано мудро и с пользой для дела. Созерцание ребёнком результатов своей работы, пусть и самых простых, мотивирует его дальнейшее творческое развитие и трудовую деятельность. В целом, вязание прививает детям любовь к труду, усидчивость, внимательность, целеустремлённость, настойчивость, делает ребёнка более организованным и дисциплинированным.

Медитативный эффект вязания также предельно полезен, как взрослым, так и детям. Во время вязания сознание человека очищается от ненужных тревожных мыслей, хаотичные беспокойства сменяются размеренным анализированием и мудрыми логичными решениями. У детей это формирует осмысленный подход к жизни, предотвращает эмоциональные выпады, делает их более стрессоустойчивыми.

Кстати, в Великобритании существует даже специальная вязальная терапия для борьбы со стрессами и неуравновешенностью.













Глава 2. Практическая часть

2.1 Разработка анкеты для учащихся и родителей. Анализ результатов анкетирования.


Знакомы ли современные школьники с таким рукоделием как вязание и насколько оно популярно среди них?

Чтобы получить ответы на эти вопросы, мной была разработана анкета (см. Приложение № 2,3), включающая в себя несколько вопросов. Я опросила учащихся МБОУ Нижневерейской средней школы и их родителей.

В своих анкетах я интересовалась, знаком ли им такой вид рукоделия как вязание, нравятся ли им вязаные изделия, умеют ли они вязать, вяжут ли в их семьях, хотели бы они научиться вязать, что мешает им овладеть искусством вязания.

В анкетировании приняли участие:

родители - 40 человек;

учащиеся начальной школы -50 человек.

Ответы родителей были следующие:

1.Знаком ли вам такой вид рукоделия как вязание?

Да-100%

  1. Нравятся ли вам вязаные изделия?

Да-90%

Нет -10%

  1. Умеете ли вы вязать?

Да –80%

Нет- 20%

  1. Вяжут ли в вашей семье?

Да (мама, бабушка, тетя, сестра)-63%

Нет -37%

  1. Хотели бы вы научиться вязать?

Да –36%

Нет –24%

Не знаю -40%

  1. Что мешает вам вязать?

Работа –24%

Забота о доме –60%

Ничего -16%

Результаты анкетирования родителей позволили мне сделать следующие выводы:

  • Для старшего поколения вязание не в новинку и большинство из них не только интересуются им, но и хорошо владеют этим видом рукоделия.

  • Во многих семьях опыт вязания передается уже не одно поколение

  • Но последнее время многие перестали вязать из-за нехватки свободного времени, которое тратиться на зарабатывание денег, или полностью погружены в домашнее хозяйство.

Кроме этого, анкетирование выявило, что большинство молодых мам не придают никакого значения рукоделию в воспитании своих детей.

По результатам анкетирования школьников были получены следующие данные:

  1. 1.Знаком ли вам такой вид рукоделия как вязание?

Да-70%

Нет-30%

  1. Нравятся ли вам вязаные изделия?

Да-66%

Нет -34%

  1. Умеете ли вы вязать?

Да – 36%

Нет- 64%

  1. Вяжут ли в вашей семье?

Да (мама, бабушка, тетя, сестра)-73%

Нет -27%

  1. Хотели бы вы научиться вязать?

Да –47%

Нет –28%

Не знаю -25%

  1. Что мешает вам вязать?

Отсутствие свободного времени –51%

Занятия в других кружках –29%

Не хватает терпения-13%

Просто не хочу -7%

Современные школьники мало увлекаются рукоделием, хотя многие хотели бы научиться. Кроме этого, отсутствие свободного времени, посещение других кружков и секций тоже отнимает немало времени. Следовательно, современный образ жизни все больше отнимает свободного времени для увлечений ручным трудом, заставляя нас двигаться по жизни в быстром темпе, не обращая внимания на красоту своего внутреннего мира.














Выводы


Исследовательская работа показала, что вязание как вид рукоделия хотя и утратил свою значимость и популярность среди младшего поколения, тем не менее остается еще заинтересованность в нем. Спад популярности у детей в овладении этим рукоделием наблюдается по ряду причин:

  • Незаинтересованность родителей в расширении кругозора своих детей,

  • Достаток в семье стоит на первом месте,

  • Загруженность учащихся в школе,

  • Нехватка свободного времени,

  • Нетерпеливость и неуравновешенность самих ребят.

Вязание как «ниточка из прошлого» позволяет не только перенять опыт и мастерство предков, но и укрепляет взаимоотношения в семьях между старшим и младшим поколением. Ведь вязание – это один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства. Он существует более трех тысяч лет.

Хотя в современном мире утрачена материальная, духовная полноценность бытия, ухудшилась атмосфера в семье, именно рукоделие позволяет сформировать культурные ценности, раскрыть свои истинные способности и приобщиться к культурному наследию. Прелесть рукоделия заключена в том, что оно ненавязчиво учит нас, передавая мудрость и опыт времен, позволяя их впитывать в себя и дополнять со временем своим опытом.

Самостоятельно связанная вещь хранит тепло рук мастерицы и любовь, которую она вложила в свое изделие. Вязание имеет огромный терапевтический, успокаивающий эффект. А вязаные игрушки для ребенка – это особый способ познать мир, возможность развить свои умственные способности, так как они постоянно будут участвовать в его играх и затеях. В отличие от пластмассовой, вязаная кукла способна снять психологический барьер между большим и непознанным миром вещей и маленьким человеком, воспитать в нем доброе и доверительное отношение к окружающей действительности.

Таким образом, я считаю, что цель исследовательской работы - изучить по данной тематике специальную литературу и найти подтверждение влияния вязания на ребенка достигнута, поставленные задачи выполнены.





























Литература.



1. Власова А.А «Вязание: от умения к мастерству» С-П «Лениздат», 1992.

  1. Еременко Т.И. Кружок вязания крючком: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.

  2. Еременко Т.И. Рукоделие.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Легпромбытиздат, 1989

  3. Можаева Е. «Легкость бытия» /Крестьянка №12’2012

  4. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» /Г.М.Логвиненко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

  5. http://www.myjulia.ru/post/129974/

  6. http://www.livemaster.ru/topic/246121-znamenitosti-za-vyazaniem-tema-1

  7. http://fictionbook.ru/author/elena_anatolevna_kaminskaya/vyazanie_detskih_vesheyi_ot_6_do_10_let/read_online.html?page=1#part_54

9. http://knitting-pro.ru/pattern-simbols.html

  1. http://uroki-vyazaniya.ru/uslovnye-oboznacheniya-i-sokrashheniya.html

  2. Рукоделие: популярная энциклопедия/ Гл.ред. И.А. Андреева. – М.: Большая Рос. энциклопедия, 1992

12. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э. Ручное творчество. Учебник для 4-го класса. – 3-е, испр. и допол. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005.

  1. http://crochetclub.net/blog/2008/02/03/istoriya-vyazaniya-kryuchkom/

  2. http://remeslo.okis.ru/kryjok.html

  3. http://www.myjane.ru





Приложение №1

Виды пряжи


Вид нити

Характеристика

Лен

Самая крепкая пряжа. Впитывает влагу, и так же легко сохнет. Не садится и не вытягивается при стирке, не портится при высоких температурах. Она лучше, чем хлопчатобумажная предохраняет от жары.

Хлопковая пряжа

Тяжёлая, плотная и не эластичная. Красится хорошо и почти не выгорает. По прочности уступает льняной или шёлковой, но превосходит шерстяную. Греет плохо, но лучше, чем лён. К серьёзным недостаткам можно отнести сильную «усадку» и продолжительную сушку.

Экопряжа

экологически чистая пряжа, изготовленная из хлопка и льна. Правила ухода за экопряжей необходимо строго соблюдать. Они приводятся на этикетках.

Шёлк

Хорошо держит тепло. На нём практически не образуются катышки. Он достаточно крепкий, не деформируется. Изделия из шёлка хорошо впитывают влагу.

Шерсть

Самый признанный материал в современном вязании крючком. Она легче и эластичнее, чем растительная пряжа и гораздо лучше удерживает тепло. К недостаткам шерстяной пряжи можно отнести её сваливаемость и образование на ней катышков при ношении. При стирке изделий из шерсти следует учитывать такую особенность, как растяжение (особенно в мокром виде).

Ангорская шерсть

Мягкий лёгкий пух ангорского кролика. Его прядут в соединении с шерстяной, хлопчатобумажной или шёлковой нитью. Шерсть ангорского кролика очень пушистая, мягкая и тёплая.

Мериносовая

Тонкая, пушистая и очень мягкая шерсть овцы мериноса. Эта пряжа является идеальной для детских вещей, т. к. не раздражает кожу. Она значительно дороже, чем обыкновенная шерсть. Одним из лучших сортов этой шерсти считывается австралийский.

Верблюжья шерсть

Бывает мягкой или грубой. Качество шерсти зависит от возраста верблюда. Красивый естественный цвет от светло - до тёмно-коричневого позволяет использовать её без предварительного окрашивания.

Мохер

Это шерсть ангорских коз. Она длинная, тонкая, прочная с шелковистым блеском. В России подобную шерсть получают от оренбургских коз и вяжут из неё знаменитые оренбургские платки.

Кашемир

Очень лёгкая, тёплая и мягкая пряжа, но она слишком восприимчива к трению и образованию катышков, поэтому найти чистый кашемир практически невозможно.

Альпак

Шерсть альпаки (родственницы ламы) ценится очень дорого. Она не сваливается и практически не образует катышков. Готовое вязаное полотно получается очень плотным. Есть одна особенность хранения шерсти альпака - она не выносит нафталин, поэтому против моли используют природные средства, такие как лаванда, табак или кедр. Пряжа альпака, как правило, используется в чистом виде.

Вискоза

Искусственное волокно. В чистом виде для вязания используется редко, т. к. имеет много недостатков. Обычно входит в состав смесовой пряжи, чаще всего с хлопком. Само вискозное волокно довольно дешёвое, впрочем, как и многие другие виды искусственных волокон.



















Приложение №2

Анкета для родителей и учащихся

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в анкетировании. Для этого Вам необходимо письменно ответить на вопросы. Ваши искренние ответы нам необходимы для написания исследовательского проекта

  1. Знаком ли вам такой вид рукоделия как вязание? (подчеркните)

Да / Нет

  1. Нравятся ли вам вязаные изделия?

Да / Нет

  1. Умеете ли вы вязать?

Да / Нет

  1. Вяжут ли в вашей семье?

Да (мама, бабушка, тетя, сестра)/Нет

  1. Хотели бы вы научиться вязать?

Да / Нет

Не знаю

  1. Что мешает вам вязать?

Работа /Забота о доме / Ничего

Большое спасибо!


Уважаемые учащиеся!

Просим Вас принять участие в анкетировании. Для этого Вам необходимо письменно ответить на вопросы. Ваши искренние ответы нам необходимы для написания исследовательского проекта.

  1. Знаком ли вам такой вид рукоделия как вязание? (подчеркните)

Да / Нет

  1. Нравятся ли вам вязаные изделия?

Да / Нет

  1. Умеете ли вы вязать?

Да / Нет

  1. Вяжут ли в вашей семье?

Да (мама, бабушка, тетя, сестра)/Нет

  1. Хотели бы вы научиться вязать?

Да / Нет

Не знаю

  1. Что мешает вам вязать?

Отсутствие свободного времени

Занятия в других кружках

Не хватает терпения

Просто не хочу


Большое спасибо!



Приложение №3

Результаты анкетирования родителей.

1.Знаком ли вам такой вид рукоделия как вязание?


  1. Нравятся ли вам вязаные изделия?

  1. Умеете ли вы вязать?

  1. Вяжут ли в вашей семье?




32



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!