СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа " Мудрый наставник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта работа - дань уважения человеку, который посвятил свою жизнь детям. Её жизненный путь – это путь неустанного труда, стремления  служить  школе и детям. Речь  о ветеране педагогического труда, об учителе математики Мотызлейской  школы, учителе по большому призванию и таланту – о Фоломкиной Марии Алексеевне.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа " Мудрый наставник"»













Исследовательская работа



«Знаменитые люди моего села»

« Мудрый наставник»























План.

I. Введение.

II. Основная часть.

1. Детство.

2.Школьные годы чудесные .

3.Призвание .

4.Учёба в вузе.

5.Работа в пединституте .

6. В Мотызлейской школе.

7. Любимая семья.

8.Беседа с педагогом.

9.Школа – это счастье.

10.Отзывы бывших учеников.

11.Отзывы коллег.

III. Заключение.

IV.Источники .

V. Приложения.














Введение

Учитель, перед именем твоим позволь

смиренно преклонить колени…

Н.А.Некрасов

Если учитель соединяет в себе любовь

к делу и к ученикам,

он - совершенный учитель.

Л.Н.Толстой



Место, в котором мы родились, несравнимо ни с чем другим. Это наша малая родина. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы.

Удивителен и загадочен край, в котором я живу. Невозможно описать словами бескрайние поля и луга, реки, озёра, леса. Каждый уголок его прекрасен и щедр. Здесь я родилась. Это моё родное село – Мотызлей.

Не менее удивительны люди, которые живут рядом со мной. В нашем мире большое количество легендарных людей, о которых мы слышали на уроках истории, в новостях или читали о них книги. Наряду с известными личностями, также существуют и те герои, чьи имена знает лишь небольшое количество людей, а ведь они тоже создавали историю. И важно знать таких людей и помнить о них. В любой местности жители гордятся своими именитыми земляками. Моя земля воспитала многих замечательных людей. Среди них есть учёные, военные, поэты, педагоги и люди других профессий. Людям полезно знать эти имена.

Эта работа - дань уважения человеку, который посвятил свою жизнь детям. Её жизненный путь – это путь неустанного труда, стремления  служить  школе и детям. Речь  о ветеране педагогического труда, об учителе математики Мотызлейской школы, учителе по большому призванию и таланту – о Фоломкиной Марии Алексеевне.

Целью моей работы стало: рассмотреть и изучить жизнь и трудовую деятельность педагога-ветерана Мотызлейской

основной общеобразовательной школы

Я поставила перед собой  следующие задачи: 1.Изучить воспоминания учителя - ветерана школы, её учеников , собрать воспоминания, фотографии, свидетельствующие о работе в школе; 2.Выявить профессионально значимые качества педагога; 3.Исследовать индивидуально-психологическую характеристику учителя. 4.Научиться  заниматься поисковой работой, брать интервью.

 Проблема исследования. Важно изучать историю родного края, жизнь знаменитых людей, чтобы иметь представление об особенностях своей малой родины, гордиться своим краем.

Гипотеза исследования: в данной работе сделана попытка исследовать и представить жизнь и деятельность педагога-ветерана Мотызлейской ООШ, достигшей пенсионного возраста.

     Объект исследования: личностные качества учителя, её профессиональная и творческая деятельность.

     Предмет исследования: ветеран педагогического труда Мотызлейской средней общеобразовательной школы

Актуальность:     Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. Какой бы предмет ни преподавал учитель, он передаёт ученику, прежде всего убеждения в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный, общественно полезный труд.

       Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влия­ние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогичес­кая техника.

Методы исследования:

-интервью с Фоломкиной М.А.;

-работа со школьным и личным архивами - изучение документов, фотографий, грамот, наград ;

-встречи и интервью с выпускниками учителя,

-работа с материалами историко-краеведческого музея школы;

-обобщение полученных данных.

Основная часть

Мария Алексеевна родилась 14 января в 1947 г. в посёлке Ивановка ,на- ходящемся в очень красивой местности. Кругом лес и рядом река Сарма. Она выросла в многодетной семье .У неё две младших сестры и два младших брата. Детство ,по её мнению ,было счастливым ,несмотря на то, что родители много времени уделяли работе . Папа всю жизнь работал в колхозе ,затем в совхозе и рабочим ,и комбайнёром , и прорабом. Мастер на все руки : и плотник ,и каменщик ,и кровельщик. Мама – бухгалтер. Сначала трудилась по специальности ,а потом стала работать продавцом ,потому что до конторы приходилось ходить пешком 4 км .Но дети не были одиноки ,их воспитанием занималась бабушка, которая жила вместе с ними. Она считала .что необходимо учиться ,хотя сама не умела ни читать ,ни писать. Маша каждый день читала ей книги или рассказывала разные истории, а бабушка слушала внимательно, затаив дыхание, и ещё при этом хвалила. А любовь к чтению привили родители, которые в свободное время всегда читали книги, а затем обсуждали. Маша и другие дети очень помогали родителям, у каждого из них были свои обязанности: пололи ,поливали, ходили в лес за грибами и ягодами ,ловили рыбу, наводили порядок в доме и делали ещё многое другое. Из детства ей запомнилось ещё то ,что люди в деревне были добрые ,отзывчивые, помогали друг другу в хозяйственных делах(заготовке сена, дров, уборке урожая в огороде).

1954 год – это год, когда семилетняя девочка стала школьницей. Школа запомнилась ей не только своими бодрыми, заливистыми звонками и уроками, но и работой в пионерской и комсомольской организациях. Какой же мощный заряд энергии давали пионерия и комсомол! Они стимулировали и учёбу, делали её более значимой и престижной. Пионер, комсомолец – эти слова действительно звучали гордо. Пионерское детство и комсомольская юность прописаны в её сердце навсегда! Мария Алексеевна участвовала в районных слётах пионерской организации, была председателем пионерской организации в Степановской школе ,являлась комсоргом класса в 9 – 10 классах, а в институте входила в актив. Мария очень стремилась к знаниям ,а трудностей она не боялась .В1-4 классах училась в Ивановке ,в5-7 в Степановке ,куда ходила пешком каждый день 2 км., 8 закончила в Курихинской школе ( туда тоже ходила пешком 4 км.),а 9 -10 обучалась в Мотызлейской школе (когда становилось холодно ,жила на квартире , когда же тепло ,то ездила на велосипеде).

Все годы училась на пять .Не раз побеждала на районных олимпиадах по математике и русскому языку. Являлась активной участницей художественной самодеятельности: пела, танцевала, читала стихи .Мария Алексеевна .вспоминает один из концертов ,который состоялся в Мотызлеях в 1963году. На нём было очень много зрителей и особенно участников Великой Отечественной войны .Мария Алексеевна читала отрывок " Смерть и воин" из поэмы "Василий Тёркин " А.Т.Твардовского. Многие зрители слушали и плакали, а когда закончила ,то попросили повторить .И она читала три раза подряд, не уходя со сцены. Мария также часто получала грамоты и подарки.

           Впечатления о школе были такими яркими и сильными, что по окончании её она, ни минуты не колеблясь, решила: обязательно поступит в пединститут ,потому что хотелось походить на учителей ,которые её обучали, а поразили они своей эрудицией, тактичностью ,добротой. Мария Алексеевна утверждает, что вспоминает своих учителей : Шичкину Татьяну Дмитриевну, Степанова Ивана Фёдоровича, Модина Павла Фёдоровича., Молчанову Татьяну Ивановну., Кирюшкину Веру Николаевну , Еськина Евгения Григорьевича и других - с нежностью,благодарностью и теплотой. Среднюю школу закончила в с. Мотызлей в 1964 с золотой медалью. В этом году она шагнула навстречу своей мечте: поступила в Арзамасский педагогический институт. В школьные годы увлекалась математикой, физикой, химией. Поэтому и факультет выбрала сразу – физико-математический.

Все вступительные экзамены сданы на «5» ( по математике письменно и устно, физике и литературе (сочинение).Но не только это обрадовало её в это время ,а ещё статья ,напечатанная на первой странице «Учительской газеты», где она увидела свою фотографию и прочитала лестные отзывы о себе, потому что единственная из всех поступающих сдала так хорошо . В ней также отметили педагогов Мотызлейской школы ,потому что они дали ей прекрасные знания.Учиться в институте М.А. было легко ,так как всю школьную программу знала прекрасно. Поэтому у неё оставалось много свободного времени .которое она весело и интересно проводила с друзьями. М.А. являлась активным участником агитбригады. Вместе со своими однокурсниками выступала с концертами на предприятиях и в больницах города Арзамаса, где ей удавалось очаровывать слушателей пением и чтением стихотворений А.Т.Твардовского.

Шло время … Окончание института оказалось и печальным ,и радостным событием :с одной с одной стороны ,разлука с людьми ,которые уже стали родными и близкими, а с с другой стороны ,получение красного диплома, а это дано не каждому,» Но вот мечта и сбылась»,- думала молодая учительница. Но после окончания вуза она с ним не рассталась, а решила в нём работать преподавателем на кафедре философии и одновременно учиться в московской аспирантуре (закончила институт в 1968году ).Но вот Мария Алексеевна вышла замуж за выпускника АГПИ Фоломкина Алексея Николаевича ,появился ребёнок и поэтому перешла работать в родную Мотызлейскую школу. Во все времена молодые люди стремятся уехать в город и жить там ,но она выбрала другой путь и ,конечно же, не пожалела о сделанном, хотя на кафедре ей пророчили хорошее будущее, говорили ,что имеются прекрасные данные для занятия научной деятельностью. В школе стала преподавать с 1970 года. Через год была назначена на должность организатора внеклассной и внешкольной работы и ещё преподавала математику , а затем заместителем директора по учебно – воспитательной работе и учителем математики. И тут её также отличал высокий профессионализм, умение направить деятельность каждого учителя и всего коллектива на достижение поставленной цели.

Первый выпуск был в 1975 году ( их учила с 6 класса).

Коллеги уважали и ценили, а ученики любили и понимали с полуслова. Многие выпускники не забывают своего педагога и сейчас: они пишут письма ,звонят ,а при встрече интересуются тем, как она живёт. Вспоминая школьные годы, все говорят о том ,что в школе было очень хорошо, что скучать на уроках не приходилось, а классы по численности были очень большими( 38 – 43 человека в каждом). Большую роль в этом сыграл ,конечно, учитель, потому что он давал задания разного уровня ,а дети стремились добиться успеха .Мария Алексеевна говорит ,что приходили иногда дети из начальной школы с оценкой "3" по математике, а кончали с "4" или даже "5".

Обучению и воспитанию она была готова отдать всё своё время, весь свой педагогический талант. Этот талант передала своему сыну и ученику Николаю, окончившему педагогический институт. Он также преподаёт математику уже 20 лет. 

Мария Алексеевна. утверждает ,что рада ,что её судьба так сложилась, потому что у неё были прекрасные ученики , мудрые наставники и замечательные коллеги. А сейчас рядом с ней любимые и дорогие люди: муж, сын, дочь и внуки, которые её обожают, берегут и пытаются каждый день сделать счастливым и радостным .Очень любит её старший внук Саша ,который часто приезжает к бабушке ,помогает по хозяйству и сочиняет в её честь стихи .Вот отрывок из одного произведения:

А путь твой трудовой и героический!

А необъятный список послужной!

И в этот день сегодня исторический

Мы скажем дружно : « Ты герой!»

Двум детям стала лучшей в мире мамочкой,

Два внука ,две внученьки как дар природы.

А скоро будут правнуки и правнучки…

Бабуль, какие наши годы?

Занималась и общественной работой , жители села выбирали её не раз депутатом сельского Совета, уважая за тактичность, скромность, за умение помочь другим. Всегда доброжелательная и внимательная,  М.А. пользуется большим уважением.

За добросовестный труд награждена знаком «Отличник народного просвещения », имеет 7 почётных грамот и 3 благодарственных письма. Она ветеран труда. В 2011 году закончила свою трудовую деятельность.

Она очень интересный собеседник и при встрече поделилась своим мнением о том, каким должен быть учитель. Педагог, по её мнению, - мудрый наставник и судья, который должен всегда находиться на стороне справедливости и правды. Учитель обязан быть внимательным, должен найти в каждом ребёнке свою изюминку, непохожесть на других и талант. Он способен разглядеть индивидуальность. У каждого ребенка есть способности. И настоящий педагог, любящий свое дело,  должен увидеть их и помочь им раскрыться, зародить зерно самостоятельности в нашей душе, чтобы и потом мы смогли  применять их в жизненных ситуациях.

Учитель помогает вступить во взрослую жизнь, учит уважению, любви к ближнему, вечным ценностям, вкладывает нравственные понятия в души своих учеников. Талант учителя заключается в умении передать знания другому и в умении делать трудные вещи легкими.. Учитель хорош лишь в том случае, если его слова не расходятся с делом.
Быть учителем не так уж просто, и дано не каждому. Недостаточно просто знать предмет, который преподаешь, важно, чтобы ты мог донести его до детей так, чтобы они поняли, о чем речь. Также важно, чтобы учитель умел заинтересовать учеников предметом, который преподает и доказать его важность. А еще учитель должен уметь найти подход к каждому из учеников, и если учитель и ученик не ладят, то и данный предмет ребенок учить не будет.

Школа – это не только место, где изучаются косинусы, члены предложения и бесчисленное количество формул. Школа, прежде всего, - изучение жизни, её хитростей и путей выхода из самых разных сложных ситуаций. Это прохождение трудностей, преодоление проблем, которые она вам может устроить, проверяя вашу силу духа. Но никто в одиночку не добьётся желаемого. И всегда рядом будет учитель, стремящийся подсказать и направить на верное разрешение любой ситуации.

Хороший учитель сумеет привить интерес к учебе. Учитель принимает немалое участие в нашем воспитании, в нашем взрослении и становлении личности. Именно от педагога зависит то, как пройдет наше знакомство с наукой. Он постоянно тоже учится вместе со своими учениками, поэтому может многое дать детям.

Я встретилась с выпускниками Марии Алексеевны и узнала, что она уважаема и любима ими. О ней говорят с чувством благодарности и восхищения. До сих пор  выпускники  вспоминают ее с большим теплом. Бывшие ученики: Бочёнкова Лида, Парщина Нина, Мишина Анна, Медведева Таня , Леонтьева Лена и другие – тоже работают учителями и преподают математику.

Елена Фомина

Учитель - одна из самых сложных профессий. Учитель играет важную роль в жизни каждого человека. Учителя не только обучают своему предмету, но и помогают ориентироваться в жизни. Быть учителем трудно: надо уметь находить общий язык с каждым учеником.

Моя любимая учительница –Мария Алексеевна Фоломкина . Она очень интересно проводила уроки. Я старалась заниматься без замечаний, чтобы не огорчать её.

Мария Алексеевна всегда интересовалась моими успехами по другим предметам. С ней всегда можно было поговорить и о внешкольной жизни. Моя учительница математики очень добрая, умная и справедливая. Хорошо, что есть такие учителя.

Филатова Татьяна

Я хочу рассказать о замечательном учителе – Марии Алексеевне .

Она учила меня математики с 11 лет, имела отличное чувство юмора, доброту и опыт работы в школе, но при э этом строга и справедлива. Мария Алексеевна всегда ясно и понятно объясняла ученикам новый материал. И всегда у неё было хорошее настроение.

Мария Алексеевна – замечательный человек. Мы можем гордиться такими учителями.

Рябова Галина

Мария Алексеевна очень добрая. Она очень интересно вела уроки .А еще Мария Алексеевна преподавала мой любимый предмет и всегда говорила , что математику надо учить, потому что она «ум в порядок приводит». Если знаешь математику, можешь решать не только математические, но и бытовые задачи.

Филатов Александр

В моей жизни было много хороших и добрых учителей. Одна из них –Мария Алексеевна. Она научила нас, как вести себя в разных ситуациях, подготовила к более взрослой жизни. Она очень была добрая, но при этом и строгая.. Наша учительница сделала для нас многое, и мы ей за это благодарны.

Колотухина Елена

Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя - носители знаний, которые передают следующим поколениям.

Моя учительница математики - прекрасный человек.. Мария Алексеевна дала мне важнейший жизненный урок: урок добра, порядочности, честности, любви к Родине. Мне повезло с таким хорошим учителем!

В ходе интервьюирования нескольких учителей нашей школы, мы выяснили, каково отношение коллег к Марии Алексеевне.

Было сказано много добрых слов об этом человеке. Вот некоторые высказывания коллег:

Евдокишкина Н.А., учитель биологии: «Мария Алексеевна – чуткий педагог, преданный своему делу и беззаветно любящий детей. Для неё характерны трудолюбие, настойчивость и, пожалуй, самое главное – влюблённость в свою профессию, а также чувство ответственности за то, что она делала. Она уважала достоинство и личность каждого ребёнка. Своим опытом работы охотно делилась с коллегами».

Юнчина Галина Ивановна, учитель немецкого языка.

            Мария Алексеевна всегда добивалась положительных результатов в обучении учащихся. Учителя всегда отличал высокий профессиональный уровень, нестандартный подход к обучению детей. Вместе с ними она радовалась их удачам, верила в них и огорчалась, если вдруг что-то не получалось. Тогда вместе с ними начинала всё сначала, с чистого листа. Заставляла поверить в себя, в свои силы.

Никонова Мария Васильевна, учитель русского языка и литературы

Мария Алексеевна очень любила детей. И хотела , чтобы они были порядочными, культурными людьми. Поэтому стараюсь в них воспитать простые, но в то же время такие необходимые человеческие чувства, как любовь, доброта, отзывчивость, понимание, сострадание. Пыталась увидеть в них всё самое лучшее, чего они, может быть, и сами не замечали , развить это лучшее и показать и им самим, и окружающим. Она понимала , что каждый ребёнок неповторим, индивидуален, по-своему талантлив. Нужно только своевременно разглядеть искорку, не упустить, развить её, направить в нужное русло.

            



Заключение

Всю жизнь человек связан с отчим домом, с тем местом, где родился, жил,

учился и трудился.

Данная работа стала для меня интересной и полезной, потому что я ближе познакомилась с биографией старейшего учителя нашей школы, ветерана педагогического труда Фоломкиной М.А.. Исследовательская работа дала мне возможность узнать об интересных страницах истории родной школы, об одной из её воспитанниц, а также об истории родного края, сложной и одновременно прекрасной исторической эпохе. Помогла понять и по достоинству оценить труд учителя. Настоящий учитель.… Какой он? Эрудированный, умный, требовательный, принципиальный, справедливый и, конечно, доброжелательный и понимающий… Всеми этими качествами в полной мере обладала учитель математики Фоломкина Мария Алексеевна. За её плечами богатый жизненный опыт. «Математика – царица наук». И этой царице верно и преданно она прослужила уже 41 год.  Жизнь, отданная  школе, детям…  С полным правом так может сказать она о себе.

     В ходе исследования я пришла к следующим выводам: 1. Жизнь и трудовая деятельность педагога-ветерана по-своему интересна и значима. 2. Педагог  вложил свой посильный вклад  в дело обучения и воспитания подрастающего поколения в селе. 3. У педагога-ветерана есть чему поучиться молодым специалистам4. Педагогический труд заслуживает уважения учеников, родителей, общественности

Новизна и современное состояние проблемы: в истории школы нет обобщённого и систематизированного материала о педагогах - ветеранах, данная тема находится на начальном этапе исследования  и требует дальнейшего углублённого изучения.     

Перспективы исследования: в следующем учебном году запланировано продолжение данной темы для пополнения материалов для истории школы и оформление альбома. Намечено собрать и изучить краеведческий материал о ветеранах-педагогах нашей школы, которые внесли большой вклад в дело обучения и воспитания учащихся Мотызлейской  школы.

Прозвенел звонок веселый,

Он вновь напомнил мне о Вас.

С улыбкой ласковой и доброй

Вошли Вы снова в этот класс.

Для нас учитель Вы прекрасный,

Веселый , смелый , дорогой.

Всегда Вы рядом- это ясно,

Вы нам подарены судьбой .

Вы нас любили и ценили,

Дарили знания Вы нам.

Свою Вы жизнь нам посвятили,

За все мы благодарны Вам.

Уроков разных интересных

Так много провели для нас.

С большой любовью , с интересом

Их ждали каждый день от Вас.

Но годы быстро пролетели,

И вот уже девятый класс.

Мы, время часто замедляя ,

Старались больше быть у Вас.










































Список использованных источников

1. Материалы школьного историко – краеведческого музея.

2.Документы, фотографии из семейного  архива Фоломкиной М.А.и архива школьного музея.

3. Воспоминания Фоломкиной М.А.

4.Воспоминания коллег и учеников педагога.















М.А. Фоломкина в кругу семьи



Выпускной класс - 1964г.







Вступительный экзамен по физике в АГПИ им.А.П.Гайдара



М.А.Фоломкина




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!