СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Маленькая батарейка- большая проблема!"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа, направленная на изучение вреда, наносимого природе и человеку в результате неправильной утилизации батареек.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Маленькая батарейка- большая проблема!"»








Исследовательская работа


Маленькая батарейка- большая проблема!










Автор: Амиров Азамат,

Руководитель: Сумерская Ю.Н.

учитель начальных классов

























Содержание

Введение. 3

1. Теоретическая часть. 4

1.1 Что такое батарейка? История ее возникновения. 4

1.2 Использованные батарейки- вред и польза для окружающей среды. 5

1.3 Потенциальный вред от использования батареек для человека. 5

2. Практическая часть. 6

2.1 Экспериментальное исследование батареек на наличие в них вредных веществ и влияние их на воду, почву и растения. 6

2.2 Анкетирование учащихся и их родителей. Интервьюирование жителей поселка Снопок-Новый. 7

2.3. Проверка пунктов приема использованных батареек в г. Орехово-Зуево. 8

2.4 Проведение классного часа для учащихся начальной школы. 9

2.5 Акция «Батарейку принесешь- мир от яда ты спасешь»! 9

2.6 Разработка памятки с указанием адресов «действующих» пунктов приема батареек в г. Орехово-Зуево. Распространение ее среди жителей поселка. 10

2.7 Разработка агитационного видеоролика по проблеме утилизации батареек. Распространение его в сети Интернет. 10

2.8 Повторное анкетирование учащихся и их родителей, опрос жителей поселка. 10

Выводы 10

Заключение 11

Список используемой литературы 11









Введение.

В прошлом учебном году в нашей школе ученик МОУ Лицей, Панфилов Матвей, провел классный час, в ходе которого мы узнали о проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами, о необходимости сортировать мусор. Многие жители нашего поселка, и наша семья в том числе, стали сортировать мусор. Теперь мы знаем, что в какой контейнер нести. Но вот что делать с батарейками, которые «отработали» свое? У нас дома есть коробка, в которой папа хранит использованные батарейки. Их набралось уже достаточно много, и я спросил, для чего он их собирает и почему не выбрасывает. Папа объяснил мне, что выбрасывать в обычный контейнер их нельзя, их нужно сдавать в специальные пункты приема батареек, но он не знает где они находятся.

Я вспомнил, что в нашей школе мы ежегодно собираем и сдаем большое количество «добрых крышечек». Всем учащимся очень нравится эта акция и они принимают в ней активное участие уже не один год.

Я подумал, почему бы нам так же не организовать сбор старых батареек? С этим вопросом я подошел к своему классному руководителю. Учителя заинтересовала эта проблема и мы вместе с ней решили обратиться к директору с просьбой установить контейнер. Оказалось, что сделать это не так уж просто. Хранить отработанные батарейки в школе так же как крышечки нельзя. Как же быть? Мы решили попробовать разобраться в этой проблеме вместе и попытаться найти решение.

Гипотеза:

Предполагаю, что большинство жителей нашего поселка так же, как и я (моя семья) не знают, что делать с использованными батарейками (как их правильно хранить и где расположены ближайшие пункты приема). В следствие неправильного хранения и утилизации батареек мы наносим вред окружающей среде и подвергаем опасности свою жизнь и здоровье.

Объект исследования- батарейки.

Предмет исследования- воздействие вредных веществ, входящих в состав батареек, на экологию и здоровье человека при их неправильной утилизации.

Цель исследования- изучение вреда, наносимого природе и человеку в результате неправильной утилизации батареек, информирование одноклассников и знакомых о правилах хранения и местах расположения специализированных пунктов приема, сокращение количества отправленных на свалку батареек.

Задачи исследования-

  • Изучить литературу и материалы интернет - ресурсов по проблеме исследовательской работы.

  • Определить потенциальный вред от неправильной утилизации батареек для человека.

  • Экспериментальным путем доказать наличие в батарейках вредных веществ, их влияние на воду, почву и растения.

  • Путем анкетирования учащихся и их родителей, интервьюирования жителей поселка Снопок-Новый, выяснить, куда попадают отработанные батарейки.

  • Найти и проверить пункты приема использованных батареек в г. Орехово-Зуево.

  • Привлечь внимание учащихся и жителей поселка к проблеме утилизации батареек путем проведения классного часа, акции по сбору отработанных батареек в школе, разработки и распространении листовок с адресами пунктов приема.

  • Создать агитационный видеоролик. Распространить информацию, полученную в ходе исследования, через социальные сети.

Методы исследования- анализ материалов из электронных и печатных источников по изучаемой проблеме, анкетирование учащихся, интервьюирование жителей поселка, эксперименты по выявлению вредных воздействий веществ, содержащихся в батарейке, на живую природу; опыты в кабинете химии, обобщение и систематизация результатов.

1. Теоретическая часть. 1.1 Что такое батарейка? История ее возникновения.

Каждый человек в современном мире ежедневно использует батарейки в быту. Они повсюду: в часах, пульте для телевизора, детских игрушках, карманных фонариках и т.д. Батарейки помогают нам пользоваться электричеством там, где нет розеток.

Первую батарейку изобрёл итальянский ученый граф Алессандро Вольта в 1799 году.  Он предложил назвать химический элемент, который создает электрический ток, в честь другого итальянского ученого Луиджи Гальвани  – гальванический элемент.

Батарейка - это источник электрического тока, в котором несколько электрохимических элементов соединены между собой.

Существует пять видов современных источников питания: солевые, щелочные, ртутные, серебряные и литиевые. Батарейки бывают различной формы и размеров: большие и маленькие, круглые и квадратные.

1.2 Использованные батарейки- вред и польза для окружающей среды.

На каждой батарейке есть знак, говорящий нам о том, что выбрасывать ее в контейнер для мусора нельзя.

В интернете я нашел информацию о составе батареек. Многое из того, что я прочитал, не совсем понятно и сложно для меня. Но я узнал, что в каждой батарейке содержатся довольно опасные вещества, такие как: олово, ртуть, цинк, магний, никель, кадмий, свинец.

Многие люди, выбрасывая батарейки вместе с другим бытовым мусором, даже не подозревают о том, какой непоправимый вред наносят окружающей среде. Батарейки вывозятся на свалки. Там они разрушаются, и тяжелые металлы выделяясь из батареек проникают в грунтовые воды, почву, попадают в реки и озера, водохранилища. Всего одна батарейка способна отравить около 400 л. воды и 20 квадратных метров почвы. Далее эти вещества, вместе с водой и едой попадают к нам на стол, загрязняют воздух, которым мы дышим. Вредному воздействию этих химических веществ подвергаются, так же, все растения и животные. По данным экологов одна батарейка загрязняет территорию, пригодную для обитания двух кротов, нескольких тысяч дождевых червей и одного ежика.  Заражение окружающей среды происходит в течение целого века, поэтому многим людям кажется, что их это не коснется. Однако, мы все больше ощущаем на себе влияние этого безответственного отношения человека в природе и должны думать не только о себе, но и о жизни будущих поколений!

В настоящее время единственным предприятием по переработке использованных батареек в нашей стране является челябинская компания «Мегаполисресурс». Возможности завода позволяют извлекать из отработанных батареек до 80% полезных веществ: графит, соль, цинк, марганец, железо. Полученное от вторичной переработки сырье вполне безопасно и используется в промышленности для получения всевозможной продукции, которую затем используют люди в повседневной жизни, не задумываясь, что она произведена из батареек. Это и азотные удобрения, и запчасти для троллейбусов, и зубной цемент, и многое другое.

Но, к сожалению, несмотря на то, что программа по сбору батареек коснулась множества предприятий и одобрена российским правительством, для полноценной загруженности завода то и дело не хватает материала. Большая часть отслуживших батареек все так же попадает на свалку.

1.3 Потенциальный вред от использования батареек для человека.

Для того, чтобы узнать, действительно ли неправильное хранение и утилизация старых батареек может нанести большой вред здоровью человека, и если «да», то какой, я отправился в местный фельдшерско-акушерский пункт и обратился к Валентине Анатольевне. (Приложение 1) Она пояснила, что вещества, входящие в состав батареек, действительно могут серьезно навредить здоровью человека. Так, например, свинец и ртуть имеют свойство накапливаться в организме, вызывая различные болезни. Проблемы могут быть с костями, а также нервной и выделительной системами. Цинк, никель при попадании на кожу могут вызвать различные дерматиты, раздражения. Контакт с таким веществом, как щелочь, может привести к тяжелым ожогам. Все тяжелые металлы, которые мы будем употреблять с зараженной водой, продуктами питания, будут постепенно накапливаться в организме, вызывая различные ухудшения состояния нашего здоровья. Особенно опасной является ртуть, так как может попадать в организм различными путями – как в газообразном виде, так и через животных или жидкости. Отравление ртутью вызывает тяжелые формы заболеваний нервной системы и мозга.

Валентина Анатольевна так же считает исследуемую нами проблему очень важной. В ходе беседы, она не только подробно ответила на интересующие нас вопросы, но и подсказала адрес, по которому располагается один из пунктов приема батареек, по которому она сдает свои отработанные источники энергии.

Вывод:

Каждый тип батареек при неправильном хранении и утилизации может стать причиной серьезных заболеваний.

2. Практическая часть. 2.1 Экспериментальное исследование батареек на наличие в них вредных веществ и влияние их на воду, почву и растения.

Учитель химии и биологии, Наталья Викторовна, помогла нам в проведении опытов и пояснила результаты эксперимента.

Опыт 1. Как влияет вода на металлическую оболочку батарейки

В данном опыте мы решили проверить, что произойдет, если положить батарейку в воду. Взяли пальчиковую батарейку (вскрытую) и поместили в стакан с чистой водой. Вода сразу стала рыжей и помутнела. В другой стакан с водой поместили не вскрытую пальчиковую батарейку. Вода свой цвет не изменила. А в третьем оставили чистую воду для контроля. Все 3 стаканчика мы оставили для наблюдения. Через неделю заметили, что в первой банке образовалась ржавчина, во второй- вода помутнела, батарейка начала ржаветь.(Приложение 3)

Вывод: металлическая оболочка батарейки под действием воды разрушается, а вредные вещества, находящиеся в батарейке, попадают в воду.

Опыт 2. Как влияет содержимое батареек на растения, питающиеся загрязненной водой.

Для проведения данного опыта нам понадобилось: два стакана( с чистой водой и с водой,загрязненной содержимым батареек из опыта 1), два цветка (гвоздики). В оба стакана я поставил по одному цветку.

Через 3 дня стебель цветка в стакане с загрязненной водой заметно пожелтел. В стакане с чистой водой цвет стебля не изменился.

Еще через 4 дня в стакане «с батарейками» стебель цветка почернел, цветок завял. В стакане с чистой водой произошло незначительное увядание цветка. (Приложение 3)

Вывод:

Содержимое батарейки оказывает вредное воздействие на воду и живую природу (растения, потребляющие ее).

Опыт 3.

Как влияет содержимое батарейки на почву и растения.

Для проведения данного опыта мы взяли 2 горшка. В один горшок мы поместили 3 использованные батарейки, засыпали землей. Второй горшок мы заполнили землей без батареек. Затем мы посадили 2 луковицы в оба горшка и наблюдали. Через 3 дня луковица в горшке без батареек начала прорастать. В горшке с батарейками все оставалось без изменений. Еще через 4 дня мы увидели, что луковица с «чистой» землей заметно проросла, а в горшке с батарейками она сгнила. (Приложение 4)

Вывод:

Вещества, находящиеся в батарейках, попадая в почву, отравляют ее и пагубно действуют на растения.

2.2 Анкетирование учащихся и их родителей. Интервьюирование жителей поселка Снопок-Новый.

Для того чтобы понять, что известно населению нашего поселка о вреде использованных батареек, узнать, как жители поступают с отработанными источниками энергии и подтвердить (или опровергнуть) гипотезу моего исследования, мы провели социологический опрос среди учащихся нашей школы, их родителей и жителей поселка (частично). (Приложение 5)

Всего в опросе участвовало 147 человек.

Анкетируемым было предложено ответить на следующие вопросы:

  • Используете ли вы дома батарейки?

а) да б) нет

  • Знаете ли вы о вреде, который наносит окружающей среде неправильная утилизация батареек?

а) да б) нет

  • Что вы делаете с отработанными батарейками?

а) храним дома

б) выбрасываем в мусорное ведро

в) сдаем в пункт приема батареек

  • Закончите предложение:

Вы бы согласились сдавать батарейки в пункт приема, если бы ____________



По результатам опроса выяснилось, что в быту батарейки используют 100% опрошенных. О вреде, наносимом окружающей среде и человеку при попадании батареек на свалку знают 40% респондентов. При этом только 5% из них сдают батарейки в пункт приема. Еще 20% хранят их дома. Остальные 75% опрошенных выбрасывают батарейки в мусорный бак. 90 % респондентов не знают ни одного пункта приема батареек в г. Орехово-Зуево и это основная причина того, что батарейки они просто выбрасывают в ведро. (Приложение 6 ). 73 % опрошенных согласились бы сдавать батарейки в пункт приема, если бы знали, где он находится.

Вывод:

Гипотеза моего исследования подтвердилась. Действительно, большинство жителей нашего поселка так же, как и я (моя семья) не знают, что делать с использованными батарейками (как их правильно хранить и где расположены ближайшие пункты приема). Участники опроса готовы сдавать батарейки на утилизацию, при условии, что будут знать адреса пунктов приема и в случае, если таких пунктов будет больше.

2.3. Проверка пунктов приема использованных батареек в г. Орехово-Зуево.

В ходе исследования нам необходимо было выяснить, существуют ли пункты приема отработанных батареек в городе Орехово-Зуево и где они находятся. В сети Интернет мы нашли информацию о нескольких таких пунктах и решили проверить, действительно ли по данным адресам установлены специальные контейнеры для сбора батареек. Мы отправились в город. В результате проверки выяснилось, что контейнеры установлены по следующим адресам:

  • магазин Эльдорадо

г. Орехово-Зуево, ул. Якова Флиера, 4

  • магазин М. Видео

г. Орехово- Зуево, ул. Ленина, 78 (Приложение 7 )

В магазине М.Видео мы спросили у работников, куда вывозят батарейки из контейнера, много ли батареек было собрано за время установки контейнера, как часто люди приносят старые батарейки ? Нам сообщили, что у магазина заключен договор об утилизации батареек. Как только набирается 3 ведра, они заказывают вывоз. Отработанные источники энергии отправляют на завод в Челябинск. Всего, по данным менеджера, вывоз заказывали 2 раза. Сейчас набирается 3е ведро и вскоре будет осуществлен третий вывоз. Работники говорят, что батарейки в контейнер люди приносят не часто.

Вывод:

В городе Орехово-Зуево есть действующие пункты приема батареек на утилизацию, но лишь немногие жители сдают их туда.

2.4 Проведение классного часа для учащихся начальной школы.

Изучив теоретический материал по проблеме утилизации батареек, получив данные о реально существующих пунктах приема, мы решили провести классный час для учащихся нашей школы. В ходе данного мероприятия, я рассказал ребятам о том, что такое батарейка, о вреде и пользе отработанных источников энергии, о влиянии продуктов распада на окружающую среду и человека. (Приложение 9 ).

Ребят заинтересовала проблема утилизации батареек. Они отметили, что раньше не задумывались о ней всерьез и не верили, что маленькая батарейка, выброшенная в ведро, действительно может быть опасна. Однако, после просмотра результатов проведенных мной опытов, они смогли наглядно в этом убедиться.

2.5 Акция «Батарейку принесешь- мир от яда ты спасешь»!

Так как долгое время хранить в школе отработанные батарейки не рекомендуется, мы решили провести однодневную акцию по сбору старых батареек. Выбрали дату проведения. Я нарисовал плакат- объявление о проведении акции и повесил его рядом со школьным расписанием.

В назначенный день мы установили самодельный контейнер (пластиковую бутылку). Результаты акции меня приятно удивили. Ребята приняли в ней активное участие и нами было собрано 257 батареек. (Приложение 9 )Таким образом, нам удалось спасти от отравления территорию, равную 5140 квадратным метрам и 102 800 литров воды.

Собранные в школе батарейки я вместе с родителями сдал в пункт приема, находящийся по адресу : ул. Ленина 78, магазин М. Видео.

2.6 Разработка памятки с указанием адресов «действующих» пунктов приема батареек в г. Орехово-Зуево. Распространение ее среди жителей поселка.

Для того, чтобы донести информацию о вреде батареек, выброшенных на свалку, рассказать о реально существующих пунктах приема батареек на утилизацию в городе Орехово- Зуево, мною были разработаны яркие памятки, с указанием адресов.

Я распространил их среди учащихся школы и частично, среди жителей поселка. (Приложение 10).

2.7 Разработка агитационного видеоролика по проблеме утилизации батареек. Распространение его в сети Интернет.

В современном обществе большая часть информации передается через Интернет. В связи с этим, я решил разработать видеоролик по проблеме утилизации батареек и распространить его через социальные сети. Так о проблеме узнают не только жители нашего поселка, получившие бумажные памятки, но и жители других городов и поселков.

2.8 Повторное анкетирование учащихся и их родителей, опрос жителей поселка.

Через 2 месяца после того, как я распространил информацию среди учащихся школы и жителей поселка, я решил провести повторный опрос. Анкетируемым был задан всего один вопрос: «Что вы делаете с отработанными батарейками?»

Я получил следующие данные:

54% сдают батарейки в пункт приема

32 % хранят дома в ожидании следующей школьной акции по сбору

14% выбрасывают в мусорное ведро. (Приложение 11)

Выводы
  1. Изучив литературу по проблеме исследования, проведя ряд опытов и побеседовав с врачом, я пришел к выводу, что использованные батарейки, выброшенные в мусорное ведро, действительно наносят огромный вред окружающей среде и человеку,их необходимо сдавать в специальные пункты приема.

  2. По результатам анкетирования выяснилось, что большинство жителей нашего поселка не знают, что делать с использованными батарейками (как их правильно хранить и где расположены ближайшие пункты приема). Таким образом гипотеза моего исследования подтвердилась.

  3. В городе Орехово- Зуево существует несколько действующих пунктов приема отработанных батареек, но люди ими пользуются редко. Нужно стремиться к тому, чтобы большее количество людей узнали о вреде неправильной утилизации использованных батареек, о действующих пунктах приема и перестали выбрасывать их в мусорное ведро.

  4. Мной были подготовлены и розданы учащимся, их родителям и учителям памятки «Что делать с использованной батарейкой?». Посредством использования интернет сети Viber, WhatsApp, Instagram, родителям и учителям школы были разосланы информационные сообщения с адресами пунктов приёма отработанных батареек.

  5. Проделанная работа по изучению, сбору и распространению информации о проблеме утилизации батареек не прошла зря. Количество людей, которые прониклись проблемой и больше не выбрасывают батарейки в мусор, заметно выросло (с 5 до 54 %). Цель данного исследования считаю достигнутой.

Заключение

Для решения такой глобальной проблемы, как загрязнение окружающей среды, конечно требуется не один год. Но чтобы решить проблему, нужно начать с ней бороться уже сейчас! И начинать нужно с малого, с себя самого! Человек должен понять, что выбрасывая в мусорное ведро маленькую батарейку, он отравляет жизнь себе, растениям, животным……всей планете. Ведь вся отрава, которую мы беспечно отправили свалку, возвращается к нам – с водой из-под крана, с дымом горящей свалки, с рыбой, выловленной в реках и озёрах. Нужно перестать думать только о себе и жить под девизом «Это меня не коснется!» Эта проблема коснется всех людей, без исключения, ведь отравляя планету сейчас, мы травим наших детей, внуков, правнуков…Мы обрекаем их на «жизнь в мусоре», болезни, приближаем наступление экологической катастрофы.











Список используемой литературы
  1. Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг - М.: АО МДС, 2000. – 380 с.

  2. Величковский Б. Т., Кирпичѐв, В. И., Суравегина, И. Т. Здоровье человека и окружающая среда [Текст]: учебное пособие. – М.: «Новая школа», 1997.

  3. Гринин А.С., Новиков В.Н. «Промышленные и бытовые отходы. Хранение, утилизация, переработка» М.: Фаир-Пресс, 2002.

  4. КонстантиновВ.М. «Охрана природы» М.:ACADEMA, 2000.

  5. Разумова Е.Р. «Экология» М.: МИЭМП, 2010.





Материалы интернет-ресурсов:

  1. http://life34.ru/2016/02/tele2-predlagaet-sdat-ispol-zovanny-e-batarejki/

  2. http://eko-jizn.ru/?p=6060 Маленькая батарейка и ее большой вред для окружающей среды

  3. http://nature-time.ru/2014/07/vred-akkumulyatorov-i-batareek-dlya-zdorovya/ В чем вред аккумуляторов и батареек для здоровья?











































Приложение 1

В ФАПе поселка Снопок-Новый



Приложение 2

Влияние воды на металлическую оболочку батарейки. (Опыт 1)































Приложение 3 (Опыт 2)

Влияние содержимого батареек на растения, питающиеся загрязненной водой.



МЕСТО для еще 1 ФОТО



















Приложение 4 (Опыт 3)

Влияние содержимого батарейки на почву и растения.



























Приложение 5

Опрос жителей поселка

























Приложение 6

Результаты анкетирования и интервьюирования жителей поселка.

















Приложение 7

Р езультаты проверки пунктов приема батареек в г. Орехово-Зуево

Приложение 8

Проведение классного часа для учащихся начальной школы.



























Приложение 9

А кция «Батарейку принесешь- мир от яда ты спасешь»!





























Приложение 10

Распространение памятки с адресами пунктов приема в г.Орехово-Зуево.



























Приложение 11

Результаты повторного опроса жителей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!