СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа : «История моего посёлка – страница истории моей страны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа : «История моего посёлка – страница истории моей страны»»

1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «БОЛЬШЕРЕЧЕНСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»







ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: «История моего посёлка

страница истории моей страны»





Автор: студентка 2 курса

Беличенко Светлана Евгеньевна

Руководитель: преподаватель

Иванютина Нина Афанасьевна







Большеречье, 2022

Аннотация

Научно-исследовательская работа «История моего посёлка – страница истории моей страны» автора Беличенко Светланы Евгеньевны посвящена исследованию происхождения и исторического развития посёлка Большеречье.

Предмет исследования: история возникновения и развития посёлка .

В результате исследовательской работы был собран краеведческий материал из архивных источников, из публикаций печати, литературных источников, интернет-ресурсов, рассказов старожилов об истории возникновения, о ее жителях, самоотверженном труде большереченцев во время Великой Отечественной войны.

Цель работы — осознание своей связи с Отечеством, малой родиной, их прошлым, настоящим и будущим на основе исторических ценностей; проявление национального самосознания.          

Задачи исследовательской работы:

  1. Развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

  2. Отразить собственную гражданскую позицию через описание исторических фактов

В ходе выполнения работы были изучены вопросы возникновения посёлка, его географическое положение, природа, население, история развития, инфраструктура и социальная сфера посёлка. В работе приведены воспоминания тружеников тыла и материалы музея техникума о самоотверженном труде большереченцев во время Великой Отечественной войны. Приведена краткая биография Почётного гражданина Большеречья, известного краеведа Аношина В.С.

Выводы:

Степень внедрения — материалы моего исследования можно использовать на уроках истории, для проведения внеклассных мероприятий, в  краеведческой  работе. А также   собранный материал  может быть интересен не только жителям посёлка, но и другим людям, так как  они являются частью истории и культуры нашей страны.

Содержание

стр.

Аннотация………………………………………………………………………….....2

Введение………………………………………………………………….……… …..4

I глава. История посёлка……………………………………………………... 6

1.1.Биография известного краеведа,

Почётного гражданина Большеречья В.С.Аношина………..........………...7

1.2.Географическое местоположение и природа посёлка Большеречье........8

1.3.История появления и развития посёлка….……………………………......9

1.4.Воспоминания тружениц тыла - ветеранов училища о годах войны…..10

II глава. Развитие современного посёлка………………………………….12

2.1.Население………………...………………………………………………...12

2.2. Достопримечательности Большеречья……….………………………….14

Заключение……………………………………………………………..…….........15

Список литературы и интернет-ресурсов……………….……….…..…...…...16

Приложения 1-2














«Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая»

Н. Языков

Введение. Актуальность проблемы.

Исследовательская работа посвящена истории возникновения и развития нашего посёлка Большеречье. Актуальность темы работы определяется тем, что в настоящее время можно отметить возросший интерес к изучению истории родного края. Малая Родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Наша малая Родина – это посёлок Большеречье, особо дорога мне. Родной край становится еще более близким и родным, когда знаешь его историю.

Нашему народу свойственно чувство патриотизма как гордости за свою страну, так и любви к родным местам, где проходит детство. Но зачастую мы знаем в той или иной степени хорошо историю страны и совсем не знаем историю своего поселка. Нам всем очень важно уяснить для себя, что без знания своего прошлого невозможно строить будущее.

Многие события из жизни нашего посёлка со временем забудутся, будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей, могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. Изучение истории родного края и своего народа для человека полезна и поучительна. Существует древняя и мудрая пословица «Не знающий истории будет блуждать, не знающий родства будет бедствовать».

Мне захотелось узнать, когда именно появился наш посёлок, почему его так назвали, его историю развития. Несколько подробнее рассмотреть жизнь большереченцев во время Великой Отечественной войны. Для поиска ответов я поговорила со старожилами посёлка, встретилась с работниками библиотеки, посетила краеведческий музей, музей техникума, посетила сайты интернета, работала с дополнительной литературой, находила полезную информацию, училась анализировать и делать выводы.

Объект исследования: р.п.Большеречье, его образовательные учреждения, организации, культурные центры, жители посёлка.

Предмет исследования: история возникновения и развития посёлка Большеречье

Цель исследования: Изучение истории возникновения и развития

посёлка Большеречье как страницы истории моей страны.

Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить историю возникновения и развития посёлка Большеречье

  • Изучить и проанализировать литературу, статистические данные по изучаемой проблеме

  • Провести опрос студентов и просто жителей посёлка

  • Ознакомиться с биографией Почётного гражданина Большеречья, краеведа Аношина В.С.

  • Взять интервью у ветеранов нашего техникума - тружениц тыла во время Великой Отечественной войны.

  • Отразить в работе собственную гражданскую позицию.

Методы исследования: анкетирование и обобщение, интервьюирование, анализ литературы, архивных материалов, документации.

Гипотеза: я предполагаю, что если смогу привести в систему весь материал, собранный мною, то смогу представить историю посёлка Большеречье, как одну из страниц истории нашей страны России.

Хронологические рамки исследования: с периода образования п. Большеречье до настоящего времени.

Научная новизна: была углубленно рассмотрена история посёлка Большеречье, в том числе - со слов очевидцев. Изучена литература, касающаяся истории посёлка.

Практическая значимость. Результаты моего исследования можно использовать на уроках истории, для проведения внеурочных мероприятий.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографии и приложения.

I глава. История посёлка


Прежде, чем начать изучение истории возникновения посёлка и его развития мы опросили студентов нашего техникума и просто жителей посёлка о том, что они знают о Большеречье. Провели анкетирование.

Было предложено ответить всего на три вопроса.

Анкета
1.Когда появился наш посёлок?
2. Почему так назван посёлок?
3.Названия улиц в честь героев-большереченцев.

Таблица1

Результаты анкетирования

Вопрос

I , %

II , %

III ,%

Студенты

56

91

73

Жители

48

83

57

Диаграмма 1


Вывод: Из опросов и анализа анкет следует, что очень плохо знают историю нашего посёлка не только наши сверстники, но и в целом жители Большеречья. Больше всего правильных ответов было по названию посёлка, а вот дату рождения и названия улиц в честь героев-большереченцев, большинство опрашиваемых затруднились назвать.

    1. Биография известного краеведа, Почётного гражданина Большеречья В.С.Аношина

Большой вклад в изучение и описание истории нашего посёлка внёс Почётный гражданин посёлка Большеречье Аношин Василий Семенович (1898 — 1996) - краевед, основатель первого в Омской области краеведческого музея. Родился 13 января 1898 года. С 1929 г. проживал в Большеречье. В 1960 г. организовал первый в Омской области районный краеведческий музей, в котором проработал директором до 1982года. Василий Семёнович был страстно влюблён в Сибирь, в её богатую историю. Он кропотливо собирал материалы, имеющие отношение к посёлку и Большереченскому району, перерыл массу документов в центральных и областных архивах, записывал воспоминания старожилов. Он участвовал в раскопках курганов и стоянок древнего человека, собирал материалы о современной жизни района (2000 стр. машинописного текста).

Кроме того было собрано свыше 4000 фотографий и фотодокументов. Василий Семёнович является автором многочисленных статей, опубликованных в местной периодической печати ( газета «Иртышская правда») и посвященных истории Большереченского, Муромцевского и других районов Омской области. Большой интерес для краеведов представляет книга В.С.Аношина "Где шумит Артынский бор" (Омск: Западно-Сибирское книжное издательство. Ом, отд., 1968). Краеведческие работы Аношина неоднократно получали положительную оценку в местной и центральной периодической печати, в специальных исследованиях. В 1975 Омский отдел Географического общества присвоил краеведу премию им. М. В. Певцова, в 1987 ему присвоено звание "Почетный гражданин поселка городского типа Большеречье".

Выполняя эту исследовательскую работу, я воспользовалась, в том числе, и материалами В.С.Аношина, человека, горячо любящего и знающего свою малую Родину.

    1. Географическое местоположение и природа посёлка Большеречье

Наш посёлок находится на левом берегу реки Иртыш и на реке Большая, в 200-х км к северу от г. Омска. Большеречье находится в часовом поясе Омское время.

В Большеречье протекают реки Иртыш и Большая, В окрестностях посёлка имеется много озёр.Благоприятный период для купания: с мая по август.

Климат: умеренно-континентальный.

Среднегодовая температура — + 0,83° C

Среднегодовая скорость ветра — 3,98 м/с

Минимальная температура воздуха - 50,7° C зарегистрирована 24 января 2006 г.

Максимальная температура воздуха + 34,5° C зарегистрирована 1 июля 2005 г.

Самый ветреный месяц — май, самый облачный — октябрь.

Флора и фауна:

Животные: По рассказам старожилов из копытных животных в большом количестве встречается дикая коза – косуля, появившаяся в пределах района примерно с 1938 года и лось – с 1941 года. В последнее время всё чаще встречается в лесах района бурый медведь. Из пушных зверей водятся лисица, заяц, колонок, волк, барсук, горностай, бобр, выдра, рысь, хорь, суслик, хомяк, полевые мыши, крыса, белка, бурундук.

Птицы: скворец, синица, воробей, сорока, ворона, грач, гусь, казарка, лебедь, глухарь, рябчик, тетерев, утка, куропатка, пастушка, кулик, перепел, голубь и хищные: скопа, коршун, ястреб, орлан-белохвост.

Растительность: берёза, осина, кустарниковые породы: боярка, черёмуха, бузина, крушина, рябина, шиповник, смородина, облепиха, малина. На лугах и в пойме Иртыша произрастают ива и тал. До начала 19 века территория Большеречья и Большереченского района была покрыта сплошными массивами леса, но по мере развития посёлка и появления новых сёл и деревень леса стали уничтожаться. Из грибов в лесах повсеместно растут сырые и сухие грузди, волнушки, опята, обабки, подосиновики, белые грибы и др.

1.3.История появления и развития посёлка

Свое имя п. Большеречье получил от форпоста  Большерецкий, на месте которого основался наш посёлок. А форпост, в свою очередь, был назван по имени речки Большая, которая огибала его с востока.

Большеречье - старинное сибирское село. Поход Ермака  открыл широкий путь для проникновения русских в Сибирь. Постоянные набеги кочевников, грабивших русские деревни, вынуждали отодвигать караулы и разъезды южнее. Поэтому в 1705-1706 гг. казачья застава с речки Бызовка была снята и переведена на Большую реку. А в 1741 году в документах впервые упомянут Большерецкий форпост. Сибирский краевед А. Долгушин считает датой основания Большеречья 1706 год. Однако местный краевед В.С.Аношин  дату возникновения форпоста относит к 1627 году. По мнению историка А.Д. Колесникова, в Большерецком форпосте поначалу было 70 казаков и имелась одна пушка и стоял он на берегу р.Большой, на пересечении нынешних улиц Советов и Пролетарская.

Когда в 1716 году ниже по Иртышу была основана Омская крепость, Большеречье утратило свое оборонительное значение. Казаки отправились на строительство новых крепостей и редутов. Вместо них приезжали крестьяне и разночинцы. В 1782 году в Большеречье было 209 мужчин и 212 женщин. Потомки казаков занимались извозом, торговлей, различными промыслами.

Через эти земли проходил Старый Московско-Сибирский (кандально-каторжная тропа), он связывал восточные окраины Российской империи с центром и был главной почтовой, стратегической и торговой артерией России. По великому сибирскому тракту в свое время проезжали А.Н. Радищев и А.П. Чехов , оставившие свои воспоминания об этом крае.

В 1865 году Большеречье становится селом. В 1912 году в нём были церковь, школа, кирпичный завод, мельница, торговые лавки. В 1914 году становится волостным центром Больше-Реченской волости Тарского уезда Тобольской губернии, а в 1925 году становится районным центром Большереченского района (Сибирского края, Западно-Сибирского края, Омской области).

1.4.Воспоминания тружениц тыла - ветеранов училища о годах войны


Мирный труд советских людей был нарушен вероломным нападением гитлеровской Германии. 22 июня 1941г. началась Великая Отечественная война. Утром, на второй день войны, в Большереченский военкомат начали прибывать военнообязанные, 27 июня 1941 года первая партия мобилизованных отправилась на фронт. Большереченский район дал фронту тысячи воинов, 119 автомашин, 286 комплектов гужевого транспорта, 1329 лошадей. Большереченцы влились в состав сибирских полков и дивизий, приумножили славу воинов-сибиряков. Они обороняли Москву, Ленинград, Сталинград, сражались на Курской дуге, прошли Польшу, Чехословакию, участвовали во взятии Берлина. Очень многие были удостоены высоких боевых наград.

А в сёлах и деревнях района остались в основном женщины и молоденькие девчата. Мне захотелось побольше узнать о военном времени, о труженицах тыла, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы.

Анастасия Александровна Филимонова – ветеран, заслуженный работник профтехобразования, вспоминает: « Когда прозвучало страшное слово «война» мне было уже 11 лет. Все эти тяжелые, трудные годы мы учились и работали. Мы вязали снопы и составляли их в сусланы, работали прицепщицами на тракторах. Иногда свалишься в канаву, а трактористка, женщина, конечно, подъедет: «Ну что, отдохнула, дочка, немного? Ну, поднимайся, надо». А по вечерам, при тусклом свете лампы вязали носки и рукавички, и посылали бойцам на фронт посылки.

Надежда Ивановна Овчинникова вспоминает :«Мы постоянно слышали слово «надо», на фронте тяжелее, там убивают». Пололи рожь, свёклу, обрабатывали картошку. Руки ломило, голодные, голова кружилась, кровь шла из носа, но мы знали одно слово «надо». А потом бригадир, инвалид, без руки, звал на обед, и каждому выдавали по кружке молока и куску хлеба, вкус которого я сохранила на всю жизнь».

Многих ветеранов – тружениц тыла, к сожалению, уже нет в живых, но мы с большим интересом прочитали их воспоминания в музее нашего техникума. Воспоминания о войне Шильниковой Елены Степановны «Когда началась война, в деревне остались почти одни женщины и старики, и стали мы выполнять всю мужскую работу. Работали с раннего утра, приучали пахать и боронить быков. Так было тяжело…Быки падали, а у нас сил нет поднимать их. Когда исполнилось 17 лет, меня послали учиться на штурвального в МТС, а в 1944г. - в Муромцево, учиться на комбайнёра. Весной лёд на Иртыше тонкий, страшно, а нас три девчонки. Мы пешком шли из Муромцево в Большеречье, перевязывали друг друга веревкой и вперед».Затем работала на комбайне «Сталинец - У-Б». Кабины тогда не было, холод, ветер - всё перенесла.

А об Анне Яковлевне Шадриной мне рассказала основатель нашего музея Алевтина Алексеевна Третьякова: «Анна Яковлевна была удивительным человеком, полна жизнелюбия и тепла. Когда началась война, ей было 14 лет, наступила взрослая жизнь. Пахали на быках, боронили нередко на коровах. Когда очень уставали, зябли, ноги прятали под корову, грелись. Пришлось поработать и прицепщицей на тракторе. Выращивали табак «Самсонку», мелко резали, сушили, набивали кисеты для бойцов и отправляли на фронт. По вечерам вязали варежки, носки. Собирались по очереди в какой-нибудь избе.

Когда исполнилось 17 лет, Анна окончила курсы трактористов. Тогда тракторы были газогенераторные с бункером. Девчата таскали из леса дрова, пилили и кололи их на мелкие чурочки и бросали в бункер, растапливали и заводили трактор. «Вдоволь всего хлебнули», - говорила Анна Яковлевна. А её муж, Пётр Филиппович, всю войну служил в 408 отдельной разведгруппе, встретил победу в Чехословакии. Был награждён 4 орденами и многими медалями, являлся участником двух парадов в Москве на Красной площади - 7 ноября 1941 года и в июне 1945года».

Вывод: Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться. Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.

II глава. Развитие современного посёлка


После войны, как и вся страна, большереченцы восстанавливали народное хозяйство. С 1960 года Большеречье превратилось в посёлок городского типа, играющий важную роль в промышленной и культурной жизни района.

  Сегодня Большеречье - современный посёлок  - один из красивейших населённых пунктов не только области, но и Сибири. Уютные зелёные улицы, своеобразный архитектурный облик, оригинально соединяющий старину и современность, сразу очаровывают всех, кто впервые приезжает сюда.



2.1.Население

Всего 12,1 тысяч человек проживает в Большеречье. Но здесь дружно уживаются русские, казахи, татары, немцы, украинцы и люди других национальностей. У них есть все возможности проявить свою самобытность, реализовать художественные таланты и культурные запросы. Если говорить о национальном составе, то большая часть населения – русские(79,84% от общего числа жителей). 12.41% населения – татары, национальным меньшинством являются казахи, немцы и украинцы. Кроме того, в Большеречье проживают эстонцы, киргизы, чуваши, армяне и др.

Таблица 2. Национальный состав

р.п.Большеречье


Национальность

Численность населения, чел.

Доля от населения, %

Русские

9660

79,84

Татары

1501

12,41

Казахи

170

1,41

Немцы

152

1,26

Украинцы

77

0,61

Другие

540

4,47

Диаграмма 2 Диаграмма 3


Таблица 3

Урбанизация. Население р.п. Большеречье и Большереченского района

Дата

Жителей в районе, чел.

В сельской местности, чел.

В р.п.Большеречье,

чел.

Доля,

%

Доля жителей посёлка

Январь 1989г.

36726

24249

12477

34

34

Октябрь2002г.

34037

21676

12361

37

37

Октябрь2010г.

28486

17215

11271

40

40

Сентябрь 2021г.

25990

13890

12100

46,6

46,6

Выводы: Население района и посёлка уменьшилось, но доля жителей р.п.Большеречье существенно увеличилась. Это объясняется тем, что в годы перестройки по всей стране сельское хозяйство пришло в упадок, работы в деревнях и сёлах не стало практически и народ «потянулся» в районные центры и города. В посёлке дружно уживаются русские, казахи, татары, немцы, украинцы и люди других национальностей. У них есть все возможности проявить свою самобытность, реализовать художественные таланты и культурные запросы.

Очень важно сохранить те традиции и знания, которые отражают богатство народной культуры.

2.2.Достопримечательности Большеречья

Самой главной достопримечательностью считается Большереченский зоопарк - единственный в России сельский зоопарк. Несмотря на удаленность от областного центра более 100 тысяч человек посещают его ежегодно. История зоопарка началась в 1982 году, когда в Большереченской средней школе № 2 появился живой уголок.

Также в Большеречье работает историко-культурный комплекс «Старина Сибирская». В 2016 году музей победил в грантовом конкурсе Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Удивительные музеи России». На базе комплекса действует 28 творческих объединений. Занятия проводят специалисты фольклорно-этнографического отдела и сектора ремесел. 

Еще одной достопримечательностью Большеречья является местный Дом культуры, рядом с которым располагаются парк культуры и аттракционы. Здесь есть уникальный дендропарк, где устроена живописная зона отдыха. В Большеречье, есть даже собственная картинная галерея, где с удовольствием выставляют свои картины местные и даже именитые омские художники.
  Большереченский музей знакомит посетителей с историей развития края.

Заботливо относятся в районе к юному поколению большереченцев. Кроме общеобразовательных школ и сельскохозяйственного техникума, здесь открыты школа искусств, спортивная школа. Большие возможности представляет и детям, и взрослым районный культурно-досуговый центр (детский образцовый танцевальный коллектив «Шанс», народный хор ветеранов «Память»и др.). Не пустуют и библиотечные залы, а большереченцев смело можно отнести к категории «самых читающих». В Большеречье двое «ворот» – речной порт и автостанция. И гостям посёлкам есть, где остановиться – к их услугам гостиничный комплекс, ресторан, сеть кафе. А главное, Большеречье даёт возможность интересно и насыщенно провести знакомство с его достопримечательностями, полюбоваться изумительными по красоте окрестностями, пообщаться с самими большереченцами, приветливыми отзывчивыми людьми, достойными наследниками своих отважных предков.

Заключение

Проведённое мною исследование может быть полезно и интересно всем, кто интересуется историей всей страны в целом, так и историей своей малой Родины. В перспективе нам было бы интересно изучить вопрос о героях-большереченцах и более подробно изучить историю нашего техникума.

Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы преподавателями истории и краеведения при подготовке уроков и организации внеурочной работы. Своей работой я хотела привлечь внимание одногруппников к изучению истории своего родного края. С созданной работой я планирую выступить на классном часе перед одногруппниками по теме « Здесь мой дом». Собран богатый фактический материал для музея техникума.

В процессе написания работы я узнала, что Большеречье – очень старинное село, начало которому еще было положено в начале XVII века. Много бед и невзгод видел посёлок и его люди. Все выстоял наш народ вместе с народом всей страны. Надеюсь, и в будущем он будет жить и процветать. Но посёлок жив, пока живы мы. Пока есть, кому помнить и знать историю своего родного посёлка.

В процессе работы над исследованием я приобрела опыт работы с архивными источниками, с интернет-ресурсами, научилась самостоятельно искать информацию, чтобы выполнить поставленные задачи, изучила историю родного посёлка, узнала биографии знаменитых односельчан, проводила беседы и анкетирование, строила диаграммы, анализировала, делала выводы.

Результаты исследования заставили меня задуматься над тем, что   историю посёлка обязательно надо знать и помнить, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы мы знали свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории.

В большой стране у каждого человека есть свой любимый маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая великая Родина.


Список литературы и интернет-ресурсов:

  • Аношин В.С. "Где шумит Артынский бор"/Западно-Сибирское книжное издательство. Омское отделение.1968

  • Долгушин А.П. "Сказание о Большеречье"/Омское книжное издательство.1998

  • Голубецкий И.С. "Сёла, рабочие посёлки и города Омской области"/Западно-Сибирское книжное издательство. Омское отделение.1970

  • История Форпоста Большерецкий

  • http://ru.wikipedia.org/wiki

  • Официальный сайт зоопарка Большереченского района


































Приложение 1

Фотографии тружениц тыла – ветеранов БСХТ Филимоновой А.А., Овчинниковой Н.И., Шильниковой Е.В., Шадриной А.Я.




















Приложение 2



Почётный гражданин Большеречья , известный сибирский краевед

Аношин Василий Семёнович




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!