СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Имя Анна в русской классической литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гипотеза: исторически сложилось мнение, что через определенное имя можно передать человеку качества характера и судьбу. Учитывали ли это писатели, создавая свое произведение, давая имя своему герою?

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Имя Анна в русской классической литературе"»

  1. Пояснительная записка


Содержание

1

Введение. 2

2. Происхождение имени Анна 3

2.1.Анна Петровна – героиня рассказа А.П.Чехова «Анна на шее» 5

2.2.Ася (Анна Гагина)-героиня повести И.С. Тургенева «Ася» 6

2.3.Анна Каренина в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина» 7

3.Заключение 8

Список использованной литературы: 8















































Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Нижнеильиновская средняя общеобразовательная школа»





Проектная работа по

Тема: «Имя Анна в литературе и его соответствие характерным качествам литературного героя»







Выполнила: ученица 11класса Афанасьева Анна

Научный руководитель: Колесник Н.И.,

учитель русского языка и литературы





















С.Нижняя Ильиновка 2023г.



1.Введение

Для исследовательской работы я выбрала тему: «Имя Анна в литературе и его соответствие характерным качествам литературного героя», так как с древнейших времен имя обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Оно окутано завесой тайны. Роль имени в жизни человека всегда волновала, и будет волновать людей. При анализе художественного произведения мы обращаем внимание на значение имени героя. Русская литература недаром признана самой богатой литературой в мире. Нет тем и проблем, которые не затронуты были бы в произведениях русской классической литературы. Нет таких характеров и типов, которые бы не были рассмотрены тщательнейшим образом. И среди них особняком стоят образы женские.

Актуальность. Разработанная мной тема является актуальной в современное время. Читая произведения Чехова, Тургенева. Толстого я невольно задумалась, почему авторы назвали своих героинь Аннами? Я ведь тоже Анна. Какой смысл, черты характера вложены в имена этих героинь? Особенно важно обратиться к этой теме сейчас, когда мы, современные школьники, готовимся к сдаче Единого Государственного экзамена. Нам необходимо не только уметь делать глубокий литературоведческий анализ произведения, но и обращать внимание на детали, в том числе и на имена.

В своей исследовательской работе мне хотелось выяснить, существует ли связь между именем человека и его судьбой, характером, личностными качествами. Данная работа – попытка выявить некую закономерность, своего рода традицию в использовании имён литературных героев. Акцент в работе сделан на произведения, изучаемые на уроках, на героинь, которые носят имя Анна.

Таким образом, объектом исследования становятся произведения: «Анна на шее» А.П.Чехова, «Ася» И.С.Тургенева, «Анна Каренина» Л.Н.Толстого.

Предмет исследования –распространенность имени Анна в литературе и его соответствие характерным качествам литературного героя.

Цель моей работы – проследить, действительно ли выбор имени для героини литературного произведения сделан писателем неслучайно, накладывает ли это выбранное имя отпечаток на характер и поступки пусть и придуманных женщин, изучить распространенность имени Анна в русской литературе

Данная цель будет реализовываться через решение следующих задач:

• собрать информацию о происхождении имени Анна;

• изучить значение имени Анна;

• найти литературные произведения, где герои названы данным именем;

• на примере нескольких произведений выявить, соответствует ли характер героя значению имени.

Основные методы исследования: поисковый, описательный, метод анализа и обобщения.

Гипотеза: исторически сложилось мнение, что через определенное имя можно передать человеку качества характера и судьбу. Учитывали ли это писатели, создавая свое произведение, давая имя своему герою?

Значение проекта состоит в реальной возможности использования его материалов при изучении литературы на уроках и внеклассных занятиях, написании сочинений.

Методы исследования:

  1. Изучение специальной литературы

  2. Обобщение и систематизация материалов по данной теме

  3. Наблюдение и фиксация наблюдений

2.Происхождение имени Анна

Антропонимика- «наука о личных именах». Происхождением имени занимается наука ономастика. Онома́стика (от др.-греч. ὀνομαστική — искусство давать имена) — раздел языкознания, изучающий любые собственные имена и историю их возникновения.

Впервые имя Анна встречается еще в Ветхом Завете. Имя произошло от еврейского слова ханна, что в переводе означает «божья милость» или «благодать».

Анной звали мать Пречистой девы, которая после долгих лет бесплодия родила Марию. Мария вошла в историю как Пресвятая Богородица, родившая Иисуса Христа.   В древние времена Аннами часто называли не только женщин, но и мужчин.

На Руси имя Анна стало популярным после принятия христианства. Именно так звали супругу Киевского князя Владимира — крестителя Руси.

Так, что означает имя Анна? Божья милость, благодать, расположение, благоволение. Все эти слова, как нельзя точно характеризуют Анну. Без нее на свет не появилась бы Богородица, и соответственно, Спаситель.

Анна – великая хлопотунья. Она похожа характером на юркую птичку, которая беспрестанно вьёт гнёздышко, где бы ни находилась: дома или на работе. Будущий муж Анны, и дети, и внуки станут предметами её неустанных забот. Анна аккуратна, внимательна, жалостлива – в ущерб себе и другим; это, строго говоря, жертвенная натура или считающая себя таковой.

Анна справедливая. В работе Анна добросовестна, тщательно и заранее продумывает свои планы. Добра и ласкова. Анна любит малышей. Внимательна к близким – олицетворение русской женщины.

Анна обладает хорошей памятью. Анна верит только в себя. Девушка с именем Анна не слушает чужих советов. В школе у Анны постоянно много проблем: спорит с учителями, ссорится со сверстниками. Мечта Анны – стать артисткой. Но чаще Анна становится медиком, художницей или скульптором. Иногда певицей. У Анны прекрасный слух. Имеет необычайно развитую интуицию. Анна обладает даром ясновидения. Предчувствует события, отгадывает сны. Врожденная миловидность и обаяние позволяют ей склонить на свою сторону кого угодно. В выборе друзей и знакомых Анна очень разборчива. Любит только то, что ей принадлежит. Анна – это королева, нуждающаяся в свите. Ей кажется, что она имеет право утверждать нравы и обычаи, менять их по своему усмотрению.

Анна умеет красиво рассказывать о совершенно простых вещах и заставить к себе прислушаться собеседников. В общении разборчива. Анна принимает гостей, но только тех, которые ей приятны, иных может выставить за дверь. Склонна начинать всё с нуля, даже если предыдущая работа ещё не закончена. Анна обычно закладывает фундамент какого-либо дела, а заканчивать предоставляет право другим, так как теряет к этому почти завершенному делу интерес. Ей необходимы трудности.

Анна – ребёнок спокойный, не капризный. Анна обычно старшая из детей, поэтому рано становится маминой помощницей. Сызмальства привыкнув, что её слушают, она навсегда сохранит в голосе, с одной стороны, материнские нотки, с другой – властные, командные. Анна артистична, любит представлять себя героиней прочитанной книги. У неё хороший вкус, она любит всё действительно красивое.

Анна не поддается чужому влиянию, действует сама, как считает нужным. Очень добрая, ухаживает за щенками, котятами, приносит в дом выпавших из гнезда птиц. Уже в детстве имя Анна может утешить плачущего.

Поле деятельности имени Анна достаточно широкое. Она трудолюбива, полностью отдается работе, не думая о материальной стороне дела. Анна может быть опытным инженером, учительницей, воспитательницей, работать в различных областях медицины.

Анна – натура жертвенная. Она может полюбить человека больного или пьющего, явного неудачника или психопата и нести свой крест в течение всей жизни, ничуть не сожалея о такой доле. Преданные жёны, любящие матери и хорошие свекрови – всё это Анны. Заботы о родных и близких –всегда её заботы. Окружающие нередко этим злоупотребляют, девушка с именем Анна это понимает. Но оставляет все как есть.

Анна умеет хорошо шить, красиво одеваться, ладить с детьми. Она для них не только мать, но и товарищ, подруга. В семье она утверждает традиции и обычаи, может и менять их по своему усмотрению.

Анну можно называть: Анночка, Аннушка, Аннуша, Аннуся, Аннюня, Нюня, Аня, Анюра, Нюра, Нюрася, Нюраха, Нюраша, Нюша, Анюта, Нюта, Аннета, Нета. Но мне больше нравится, когда меня зовут Анна.

В литературе сказано, что людям с именем Анна свойственна терпеливость и открытость, способность к самоотдаче и жертвенность.
Анна - аккуратна, внимательна, жалостлива — в ущерб себе и другим; это, строго говоря, жертвенная натура или считающая себя таковой.

В Анне с раннего детства проявляется ее главное качество — доброта.
Очень аккуратна, заботлива, жалостлива, Анна способна на сопереживание и сострадание. В нумерологии имени Анна соответствует единица.

Имя Анна в истории.

       Человек проносит имя через всю свою жизнь. Человека можно лишить всех богатств, знаний, всех прав, но нельзя лишить имени. Доброго, уважаемого человека всегда называют по имени, по имени и отчеству. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называют именитыми, знаменитыми. Бывает, самого человека нет, а имя его живёт. Именами заслуженных людей называют города, улицы, парки, корабли, ордена.

       Святая Анна — в христианской традиции мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа (богопраматерь), жена святого Иоакима, родившая дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака.

      Пророчица Анна— мать пророка Самуила происходила из города Армаефма. Анна сильно скорбела из-за того, что не могла иметь детей, много молилась Богу. Однажды в Силоме, она молилась, упав перед Скинией, и первосвященник Илий (Эли), увидев, как шевелятся её губы, принял Анну за пьяную и укорил её. Но Анна рассказала ему о своём горе, и Илий произнес: «Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твоё». После этого она и родила Самуила («испрошённый у Бога»). Когда мальчик подрос, его отвели в Силом к Илии и посвятили Господу. Самуил же остался при Скинии служить Господу. Впоследствии Анна имела ещё трёх сыновей и двух дочерей.

       Анна Ярославна - дочь великого князя Ярослава Владимировича Мудрого. Генрих отправил за княжной посольство в 1048 году и обвенчался 14 мая 1049 года в Реймском соборе. Королевская чета жила, очень дружно: на многих государственных актах можно прочитать: «с согласия супруги моей Анны», «в присутствие королевы Анны». Известно, что она была одной из любимейших королев Франции. Французские короли несколько веков приносили присягу при вступлении на престол на Реймсском Евангелии - рукописной книге на древнеславянском языке, привезённой Анной Ярославной из Киева. Существует королевская грамота 1075 года, подписанная Филиппом I вместе с матерью - Анной Ярославной.

       Анна Дмитриевна, (около 1280 г., Ростов - 2 октября 1368г.)  княжна Ростовская, княгиня Тверская.  Монашеское имя         София, в схиме Анна. Почитается        Русской православной церковью. Анна была дочерью ростовского князя Дмитрия Борисовича. 8 ноября 1299 года вышла замуж за князя Михаила Ярославича Тверского, 22 ноября 1318 года, казнённого в Орде по приказу Узбек-хана (Михаил канонизирован). В 1326 году в Орде был казнён её сын Дмитрий Грозные Очи, а в 1339 году — другой сын Александр Михайлович Тверской и внук Фёдор Александрович. В 1908 году на повторную канонизацию было дано согласие Николая II. 11 апреля 1909 года Синод объявил днём памяти Анны 12 июня (25 июня н. ст. в XX и XXI в.) — годовщину перенесения мощей в 1650 году. В том же году в честь Анны Кашинской была освящена церковь в Петербурге, ставшая подворьем Кашинского Сретенского монастыря (с 1992 года подворье Введено-Оятского монастыря), а в 1914 году — церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря в Москве.

         Анна Иоа́нновна (28 января (7 февраля) 1693 — 17 (28) октября 1740) — российская императрица из династии Романовых.  Вторая дочь царя Ивана V была выдана замуж в 1710 году за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма; овдовев через 4 месяца после свадьбы, осталась в Курляндии. После смерти Петра II была приглашена в 1730 году на российский престол Верховным тайным советом, как монарх с ограниченными полномочиями в пользу аристократов — «верховников», но, при поддержке дворян, забрала всю власть, распустив Верховный тайный совет.

        Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия – Горенко) родилась в солнечной южной Одессе (11) 23 июня 1889 года в семье отставного флотского инженера-механика. Свой первый сборник стихотворений Анна Ахматова опубликовала в 1912 году.

         Вывод: все знаменитые женщины с именем Анна, наверное, были добрыми, склонными к жертвенности, самоотдаче.  

В любом произведении литературный персонаж утверждается в сознании читателя своим внешним видом, чертами характера, поступками, мыслями, своеобразной речью. Если тот или иной характер удался писателю, то в представлении читателей все его черты будут связаны с одним словом – его именем. Каждое новое имя, если оно появляется на страницах произведения, созданного рукой подлинного художника, и, если это произведение читает тот, кто владеет искусством читать, привлекает внимание, настораживает, вызывает определенные ассоциации, создает определенный настрой.

Давно подмечено, что имя накладывает определенный отпечаток на характер и судьбу человека. Именно поэтому для многих родителей такое важное значение имеет выбор имени для своего ребенка. Писатель тоже отец для своих героев, и потому имена для них он тоже выбирает тщательно и с осторожностью.

Героиня литературного произведения — это личность, сосредоточение мысли и чувства автора. Прорисовывая характер героини, автор создает цельный образ женщины, девушки, наделяет ее особенными, только ей свойственными качествами. И главную роль в этом играет ее имя. Самыми популярными женскими именами в русских литературных произведениях являются: Ксения, Анастасия, Ольга, Катерина, Юлия, Лариса, Наталья, Елена и конечно же Анна или Анюта. Анна занимает четвертое место по популярности среди имен, полюбившихся русским литераторам. Авторы работы «Женские имена в русской классической литературе ХIХ−ХХ веков» следующим образом трактуют это имя: «Анна — эталон добродетели и смирения. Она бескорыстна и совершенно не расчетлива. Видит свое предназначение в заботах о близких. Окружающие часто пользуются ее добротой, и она это прекрасно понимает, но даже не пытается заявить о своих правах, возмутиться, призвать к ответу. Если с ней обращаются плохо, она ищет причину только в себе. Ее самобичевание может дойти до крайних пределов. Она не способна противостоять обстоятельствам и часто просто плывет по течению, даже не пытаясь бороться. Со всеми, кто ее окружает, старается наладить самые добрые отношения». Для писателей разных веков Анна и Анюта — это два разных имени (по факту это одинаковые имена. Анюта, уменьшительно-ласкательное обращение). Писатели 19–20 веков почти всегда использовали имя Анна (Анна Каренина из одноименного романа Толстого, одна из героинь пьесы Горького «На дне»), а в 18 веке — Анюта. 2 родственных имени, но 2 совершенно разных отношения к человеку. Имя Анна древнееврейского происхождения, означает «благодать» или «милостивая». Оно ассоциировалось со светским обществом, аристократией и знатью, употреблялось писателями в качестве имени для героини, которую они хотели изобразить возвышенно. А имя Анюта чаще всего давали героиням из простых семей, и оно имело некий крестьянский оттенок.


2.1«Анна на шее»

Антон Павлович Чехов - мастер малой прозы. В своих произведениях он затрагивал нравственные проблемы и рассуждал о духовных ценностях человеческой души. Почему автор назвал героиню Анной в рассказе «Анна на шее»? Рассмотрим, соответствует ли героиня обозначенному значению имени.
Итак, женское имя в заглавии объясняется просто: так зовут главную героиню, молодую девушку, которая по воле жизненных обстоятельств связывает свою жизнь с неприятным пожилым господином, имеющим хороший материальный достаток. В начале рассказа мы видим Анну сразу после венчания. Девушка не выглядит счастливой, для нее было мучительным вынести этот обряд. Какой же будет жизнь с нелюбимым мужем, она и вовсе не представляет. Желанной свободы девушка не получает. Денег муж не дает, ее семье не помогает. Однажды дал в займы отцу Анны пятьдесят рублей и прочитал целую лекцию о том, как нужно жить. Девушка целыми днями находится в четырех стенах, она скучает и часто плачет. Положение жены богатого и состоятельного чиновника Анна представляла совсем другим. Правда, после благотворительного бала ее жизнь кардинально изменилась. Анна блистательно влилась в светское общество, произведя в нем настоящий фурор. Покорив даже сиятельство, девушка почувствовала себя равной представителям высших социальных слоев. Теперь уже на мужа она смотрела сверху вниз и с легкостью называла его болваном. Анна тратила деньги Модеста Алексеича, не спрашивая даже разрешения, ему же присылала только счета для оплаты. Правда, такое положение дел полностью устраивало супруга, благодаря красавице-жене он получил долгожданную награду - орден Анны второй степени. Именно с ним и связано заглавие рассказа. Дело в том, что этот орден носили на шее в отличие от первого, который вдевали в петлицу. Вначале она скромна, переживает о своих родных, но во второй части рассказа ее героиня переживает полную перемену личности. Изначально Анна кажется читателю тонкой натурой, которая обладает чувствами сострадания, нравственности и любви к своей семье. Но возвышение человека в аристократических кругах пробуждает в Анне скрытые пороки в лице корысти, гордыни и пренебрежения своими родными.

Глубина рассказа и его суть полностью раскрываются в кульминации. Автор дает четко понять читателю, что Анна – ветреная особа, для которой смысл жизни заключается в дорогих нарядах, пышных балах и влиятельном окружении в лице расточительных богачей. Анна -жертвенная натура, ей необходимы трудности. И действительно, героиня таковой и является.

Чехов прибегает к антитезе. Если в начале рассказа душевное состоянии героини характеризуется словами «несчастна, виноватая», то во второй части новеллы звучат прилагательные «гордая, свободная, самоуверенная». На протяжении всей новеллы автор подчеркивает свойственные Анне легкомыслие и изменчивость настроения, ее эмоциональную нестабильность. Девушка попадает в высшее общество с восторженной неразборчивостью, беззаботно стремясь получить все радости жизни. Именно эти черты приводят к эволюции героини и отходу от своей семьи.

Таким образом, людям с именем Анна свойственна терпеливость и открытость, способность к самоотдаче и жертвенность. И действительно, Анна у Чехова таковой и является.

2.2 «Ася»

Свою повесть «Ася» И. С. Тургенев называет по имени героини. Однако настоящее имя девушки – Анна. Анна Гагина. Вдумаемся в значения имен: Анна – «грация, миловидность», а Анастасия (Ася) – «рожденная заново». Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей? Когда же происходит рождение заново? Давайте обратимся к тексту повести.

Внешне девушка не красавица, хотя кажется повествователю очень «миловидной». Это типично для тургеневских героинь: в их облике автору важны личностное обаяние, грация, человеческая неповторимость. Именно такова Ася: «Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого крупного лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена…» Какая интересная деталь портрета: черные, светлые глаза. Это не просто внешнее наблюдение, а проникновение одним только словом «светлые» в глубину души героини.

На главного героя, господина Н. Н., Ася производит вначале странное впечатление, так как держится совсем не так, как привычные для него благовоспитанные светские барышни. В присутствии гостя «ни одного движения она не сидела смирно, вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась». Быстрота, движение – главные черты облика тургеневской героини.

Наблюдая за Асей, видя ее бесстрашной и своевольной девчонкой, повествователь и восхищается ей, и досадует на нее, и чувствует, что она играет в жизнь разные роли. То она солдат, марширующий с ружьем, этим шокировавший чопорных англичан; то за столом разыграла роль благовоспитанной барышни; то на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной. «Что за хамелеон эта девушка!» – восклицает рассказчик, все более и более увлекающийся Асей. Общение с этой «переполненной жизнью девочкой» заставляет героя по-новому взглянуть на самого себя, и впервые за годы молодости он испытывает сожаление от того, что так бессмысленно растрачиваются в скитаниях по чужбине его жизненные силы.

Многое в поведении, характере героини становится понятным из истории ее детства. Эта история тоже необычна. Девушка рано познала сиротство и двойственность своего положения; человека с такой родословной, как у неё, постоянно унижали и оскорбляли, таких не принимали ни крестьянская среда, ни светское общество. И брат, и потом господин Н. Н. поняли ее «доброе сердце» и «бедовую голову», ее стыдливость и радость, «неопытное самолюбие», видели, как «она глубоко чувствует и какой невероятной силой в ней эти чувства».

Ася великолепна в главах, где раскрывается ее душа, почувствовавшая счастье. Раньше она была загадочной, ее мучила неопределенность, она шла к своему кумиру, теперь он обратил на нее внимание, но уже иначе, в нем «зажглась жажда счастья».

Ася раскрывается перед нами все глубже и прекраснее, ей свойственна идеалистическая вера в неограниченные возможности человека. Ее манят романтические дали, она жаждет деятельности и уверена, что «прожить не даром, след за собой оставить», а также совершить «трудный подвиг» по силам каждому человеку. Когда девушка говорит о крыльях, выросших у нее, то имеются в виду в первую очередь крылья любви. Применительно к Асе это значит способность человека воспарить над обыденностью. «Да лететь некуда», – осознает повзрослевшая под влиянием большого чувства героиня. В этих словах не только понимание бесперспективности своей любви к молодому аристократу, но предчувствие собственной нелегкой судьбы – судьбы тяжелой «крылатой» натуры в тесном, замкнутом мире «бескрылых» существ.

Это психологическое противоречие господина Н. Н. и Аси наиболее ярко выражено в сцене свидания. Полнота чувства, испытываемого Асей, ее робость, стыдливость и покорность судьбе воплощены в ее немногословных репликах, едва слышных в тишине тесной комнаты. Но Н. Н. не готов к ответственному чувству, неспособен отдаться любви, которая столь медленно вызревает в его созерцательной натуре.

В памяти господина Н.Н. навсегда останется она, тургеневская девушка, странная и милая, с легким смехом или заплаканными глазами, девушка, которая может подарить счастье….

Таким образом и в этой повести мы видим многие качества характера имени Анна: внимательность, доброту, разборчивость в общении, открытость, миловидность.

2.3. Почему Л.Н.Толстой выбирает имя Анна?

В центре сюжета романа «Анна Каренина» - трагедия молодой, одаренной, полной жизненных сил женщины, пришедшей в столкновение с лживой моралью великосветской дворянской среды. Душевная драма Анны, разорвавшей узы неравного брака, ханжеское отношение к ней со стороны великосветского общества показаны Толстым как типический конфликт эпохи, как столкновение человечности с бездушием, искренности с лицемерием в период торжества «господина Купона».

Трагедия Анны, ее одиночество и обреченность вызваны не только тем, что она пренебрегла - во имя жизни - лживыми, лицемерными законами дворянской среды, но и тем, что в новых условиях жизни ей противостоят законы буржуазной морали, еще более жестокие и бесчеловечные.

Честная и искренняя Анна с ее стремлением к большой и чистой любви органически не приемлет нравов, порожденных буржуазными отношениями; ей столь же противны «свободные» нравы салона Бетси Тверской, сколь и мертвящая чопорность кружка графини Лидии Ивановны.

И в этой безысходности, в непримиримом столкновении естественных стремлений живого человека с лицемерной моралью собственнического мира заключена причина трагической гибели Анны.

В 19 веке платья и причёски было модно украшать цветами. Настоящий цветочный бум случился в середине столетия: Но и в 1870-х цветы не вышли из моды. Каких только цветов ни увидишь на портретах и модных картинках!

Но анютины глазки почти не встречаются. Мне попалась лишь одна модная «Очаровательный женский портрет» с этими цветами написал Иван Макаров. Но это – 1885 год. Молодая дама могла украсить наряд анютиными глазками под влиянием романа «Анна Каренина».

Портрет бесподобен. Анютины глазки гармонируют с цветом наряда и золотистыми кружевами блондами. И на этом портрете виден пышный турнюр платья. Картинка с ними из эпохи модерна. И тут возникает вопрос… Так были анютины глазки популярны?

Мне кажется, нет. Скорее, они были оригинальным украшением дамских нарядов и причёсок. Не относились к понятию «массовая мода».

  • Во-первых, они мало кому идут. Ведь одно дело – любить какие-то цветы, а другое – украшать ими себя.

  • Во-вторых, к анютиным глазкам сложно подобрать цвет наряда.

Но на Анне Карениной они смотрелись прелестно. Шли к её внешности и подходили под бальный наряд.

«Анна была… в черном, низко срезанном бархатном платье… На голове у нее, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами».

И всё же я думаю, что Толстой украсил Анну анютиными глазками не только потому, что такие цветы выделяли её из толпы. И не потому, что очень любил их.

Об этом цветке есть русское предание…

  • Жила в одной деревеньке добрая девушка Анюта. На свою беду, повстречала она молодого красавца и полюбила его. А он уехал и позабыл о ней. От тоски Анюта зачахла и умерла. На её могиле выросли прелестные цветы, похожие на её глаза. В трёхцветных лепестках отразились разные чувства девушки. Белый – надежда на счастье, жёлтый – удивление поведением любимого, фиолетовый – печаль и крушение надежд. Девушку из предания зовут Анютой. Как Анну Каренину.

Прототипом Анны Карениной послужила Мария Гартунг, дочь Пушкина. Но это – по внешности. А по судьбе – Анна Степановна Пирогова, которую несчастная любовь заставила броситься под поезд в 1872 году.

Странно называть героиню романа таким же именем. К тому же в черновиках романа Анну поначалу звали Анастасией, Татьяной. Но если Толстой знал предание об анютиных глазках… То выбор имени главной героини кажется символичным…в её бальном наряде зашифрована её дальнейшая судьба.

Анна-самый мистический персонаж. Это женщина с таким именем, характером, что за краткую поездку в поезде располагает к себе даму с неслабым характером (это я про мать Вронского), завоёвывает сердца и возбуждает такую сильную зависть (это я про Кити), может влюбить в себя за один вечер человека, глубоко преданного жене (это я про Левина) – и всё это всего лишь внешность? Что ж, я ни разу не встречала такую богиню. И знаю, что красота даже самой наипрекраснейшей из женщин легко испаряется, стоит ей раскрыть рот. Значит, в Анне было многое другое, помимо внешности. Как мистический призрак, всё что она делала, и куда бы не приезжала, она разрушила или причинила непоправимый вред. Мужа, сына, Кити, Вронского она прокатила паровым катком и наконец поставила точку собственным самоубийством. Либо Толстой не понимал женщин, либо я не понимаю век, в котором он жил и писал. А может, и то и другое. Но Анну я всерьёз не восприняла. Анна Каренина является наглядным и поучительным примером человека, разрушающего своё собственное счастье через эгоизм и волю к самоудовлетворению любой ценой. Имя инфантильной, себялюбивой и гордой Анны Карениной в этом смысле становится нарицательным. Она противопоставляется Левину и вероятно, именно поэтому её именем названа книга.


4. Заключение

Русская народная пословица гласит: «Не имя красит человека, а человек имя». Поступками, действиями, то есть поведением и отношением к людям человек создаёт мнение о себе, а значит и о своём имени.

Я раньше никогда не задумывалась над значением литературных героев. Во время подготовки я изучила множество статей и из интернета и специальную литературу.

Результатом данного проекта можно считать следующие выводы.

1.Анна в литературе – всегда положительный герой. Конечно, она может отклоняться от правил, но все люди совершают ошибки.

2. Героиня с именем Анна пусть и не всегда обладает красивыми внешними данными, но у нее добрая душа. Анна– искренний человек. Родители закладывают в воспитание девушки хорошие качества.

3.Она имеет сильный характер. Если сравнивать литературных героинь со значением этого имени, то отчасти образ в литературе совпадает со значением имени.

4. Анна умеет любить и быть любимой. В ней всегда кипят чувства. Но не всегда верна своему супругу или возлюбленному. А это как раз и есть «юркая птичка» или это её разборчивость в общении.

5. Таким образом, Анна– идеал доброты, терпения, открытости, самоотдачи. Она может быть и властной, и жертвенной, ей необходимы трудности. Иногда судьба предоставляет Анне нелегкую жизнь, но девушка справляется с трудностями, благодаря её наилучшим качествам.



Литература:

1. Бакастова Г.В. Имя собственное в художественном тексте // Русская ономастика. М.,1984. С. 23-27.

2. Балакина Е.И. Введение в философию имени. М., 2002.

3. Бахтин М.М. Дополнения и изменения к «Рабле» // Вопросы философии. 1992. № 1. С. 134 – 165.

4. Булгаков С.Н. Философия имени. СПб., 1998.

5. Громов М.П. Книга о Чехове. М., 1989.

6. Карпенко Ю.А. Имя собственное в художественной литературе // Филологические науки. М, 1986 № 4.

7. Магазанник,.Б. Роль антропонима в построении художественного образа // Ономастика. М., 1969. С. 162-164.

8. Митрофанова О.Д. Словарь русских личных имен. М., 1980.

9. Михайлов В.Н. Роль ономастической лексики в структурно-семантической организации художественного текста // Русская ономастика. М., 1984. С. 64-75.

10. Никонов В.А. Имена персонажей // Никонов В.А. Имя и общество. М.,1974. С. 74-80.

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997.

12. Трубачев О.Н. Русская ономастика и ономастика России. Словарь. М., 1994.

13. Тургенев И.С. «Ася» (Интернет https://ilibrary.ru/text/1097/index.html?ysclid=lp1757ngy924776569)

14. Толстой Л.Н. «Анна Каренина» (Интернет https://ilibrary.ru/text/1099/p.1/index.html?ysclid=lp176k37km631202744 )

15. Флоренский П.А. Имена // Флоренский П.А. Собр. cоч. в 4-х т. Т. 3(2). М., 2000.

16. Чехов А.П. «Анна на шее» (Интернет https://ilibrary.ru/text/452/p.1/index.html?ysclid=lp1760ab41586188903)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!