СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Быт, обычаи и народное творчество белорусов Большереченского района"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Быт, обычаи и народное творчество белорусов Большереченского района"»

СОДЕРЖАНИЕ


Введение ……………………………………………………………………………... 2

Глава 1. Историческая справка: ….………………………………………..….….4

    1. Белорусы как нация……………………………………………………………….4

    2. Переселенческая политика в России – как способ заселения

пустующих земель в Сибири. Россия на рубеже веков…………………………4

Глава 2. Быт, обычаи и народное творчество белорусов Большереченского района…………………………………………………………………………..……...6

2.1 Хозяйственная деятельность. …………………………………………………….7

2.2 Характеристика национального костюма белорусского народа ………………7

2.3 Национальная белорусская кухня……………………………………………….8

2.4 Белорусские праздники…………….……………………………………………...9

2.5 Обычаи гостеприимства белорусов ……...……………………………………..10

2.6 Народное творчество белорусов…………………………………………………10

Глава 3. Практическое исследование……………………………………………. 11

3.1 Анкетирование …………………………………………………………………..11

3.2 Из рассказов большереченцев - потомков белорусов-переселенцев………… 11

3.3 Изучение деятельности сообщества «Белорусы Тарского района» ………...13

Заключение ……………………………………………………………….………....15

Литература……………………………………………………………………...…...15

Приложения…………………………………………………………………...……..16




Народная дружба и братство —

дороже всякого богатства

Пословица


ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

У каждого народа есть одна главная составляющая, что объединяет его. Это традиции и обычаи. Сохраняя и передавая их из поколения в поколения, человек спасает себя и свой народ от исчезновения.

Я - русская и моя родина – посёлок Большеречье, где живут люди разных национальностей. В техникуме, где я учусь на повара, кондитера, обучаются люди разных национальностей, в том числе и белорусы. Живем мы между собой дружно, этим и гордимся.

Проблема изучения традиций и обычаев белорусского народа, я считаю, стала актуальной в наше время. Во-первых, близость народа любой национальности к своей культуре играет большую роль в воспитании нравственных качеств человека. Это особенно важно сейчас, когда в современном мире осталось так мало доброго, светлого, чистого. Люди должны знать историческое прошлое и культуру своего народа, так как без прошлого, я уверена, не может быть счастливого будущего. Во-вторых, люди других национальностей, живущие рядом, как мне кажется, должны знать, уважать традиции и обычаи народов, населяющих наш район. Это сближает людей, укрепляет их отношения.

И хотя в нашем районе не так уж много проживает белорусов (если верить статистике), люди этой национальности меня очень заинтересовали, потому что в кругу моих знакомых и однокурсников немало людей, которые имеют прямое отношение к белорусам. В своей работе я изучала национальные особенности белорусов, их быт, традиции, народное творчество. Для поиска ответов на свои вопросы я побеседовала с жителями белорусской национальности посёлка, встретилась с работниками музеев Большеречья, посетила сайты интернета, работала с дополнительной литературой, училась анализировать, делать выводы.

Узнала интересный факт: в советское время многие белорусы во время переписи населения указывали национальность «русский», хотя на самом деле были белорусами. И это вполне объяснимо: мы – люди братской национальности, у нас много общего.

Цель работы: Исследование быта, обычаев и народного творчества белорусов Большереченского района.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить этнографию белорусского народа.

  • Описать быт и традиции белорусов Большереченского района.

  • Дать характеристику костюму белорусского народа.

  • Выявить особенности приготовления блюд национальной кухни.

  • Изучить белорусское народное творчество (сказки, пословицы, поговорки).

  • Выяснить, сохраняются ли обычаи белорусского народа в наше время.

Объект исследования: белорусы Большереченского района Омской области.

Предмет исследования: особенности быта, традиций, народного творчества белорусского народа, проживающего на территории Большереченского района.

Гипотеза: Изучение быта, обычаев и народного творчества белорусского народа позволит лучше узнать и понять белорусов, живущих рядом с нами.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование и обобщение, интервьюирование, изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов.

Научная новизна: были углубленно изучены быт, традиции и культура белорусов Большереченского района.

Практическая значимость. Результаты моего исследования можно использовать на уроках истории, для проведения внеурочных мероприятий, в  краеведческой  работе.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографии и приложений.





ГЛАВА1 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1.1 Белорусы как нация

Белорусы вместе с русскими и украинцами относятся к восточным славянам. Первый зафиксированный случай употребления термина «белорус» относится к 1586 году. В 18 веке после разделов Польши (1772, 1793 и 1795) белорусские земли вошли в состав России.

1.2. Переселенческая политика в России – как способ заселения пустующих земель в Сибири. Россия на рубеже веков.

Государственное законодательное регулирование миграций началось с Временных правил 1881 г. и закона от 13 июня 1889 г. « О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли». Было объявлено о большом значении переселения, вводились дополнительные льготы для переселенцев (освобождение от уплаты казенных налогов, отсрочка от призыва в армию на 4 года и др.), установлены нормы наделов новоселам в Сибири – 15 десятин на мужскую душу, плюс 3 десятины леса ( в тех районах, где это было возможно). Эти льготы действовали и позднее в 1906-1914 гг. (Приложение 2).

Закон о переселении 1904 года, впервые объявил свободное переселение без льгот: каждый желающий мог ехать за свой счет. Еще до созыва Первой Государственной думы 10 марта 1906 г. было создано Положение Совета министров « О порядке применения закона 1904 г. О переселении». Из всех условий обязательным оставалось одно – предварительная посылка ходока. Ходаческое свидетельство выдавалось свободно всем желающим. Ходок мог зачислить участки на целую группу желающих переселиться, дать телеграмму, заверенную местной переселенческой организацией, по которой все они получали переселенческие свидетельства. Это позволяло получить льготы – ссуды на дорогу, дешевый тариф на проезд и провоз багажа, зачисление участка и водворение на нем, и ссуду на домообзаведение. Большинство крестьян перебирались в Сибирь из-за малоземелья в родных местах. В поисках лучшей доли они проделывали долгий путь, кто по железной дороге, а кто и на телегах, запряженных быками, питаясь в пути, чем придётся. Самым насыщенным по количеству новосёлов был 1908 год.

Трудно приходилось на новом месте переселенцам. Все нужно было начинать с нуля. Поэтому и решались на подобное переселение только люди работящие да выносливые. Ведь оказавшись в Сибири переселенцам необходимо было построить дом, сделать запасы на долгую сибирскую зиму, распахать и засеять поле. Трудиться приходилось с раннего утра до позднего вечера.

Анализируя данные о национальном составе Большеречья делаю вывод, что белорусов у нас не так уж и много. Всего 67 чел.(в составе «другие»).

Таблица 1. Национальный состав

р.п. Большеречье

Национальность

Численность населения,чел.

Доля от населения,%

Русские

9660

79,84

Татары

1501

12,41

Казахи

170

1,41

Немцы

152

1,26

Другие

617

5,08


Большинство белорусов пришли и в Омскую область со второй волной переселенцев. В поиске лучшей доли крестьяне меняли обжитые места. Их привлекали бескрайние плодородные просторы Сибири (Приложение 3)

Во многих районах Западной Сибири в конце XIX – начале ХХ вв. для белорусов было характерно основание небольших поселений хуторского типа. При этом на новом месте крестьяне из Белоруссии старались воспроизвести принципы планировки усадеб, а также методы ведения хозяйства своей Родины. Однако, начиная с 30-х годов, многие небольшие посёлки белорусов прекратили свое существование, потому что «коллективизация и социалистические формы ведения сельского хозяйства предполагали «стягивание» населения в центры, объединение посевных площадей, применение новых агротехнических методов полеводства». Несмотря на эти процессы, многие ценности традиционной культуры в советское время продолжали оставаться. Во многих семьях самоходов сохранялись религиозные традиции, календарная обрядность и фольклор, привезенные их предками из Белоруссии. 

ГЛАВА 2 БЫТ, ОБЫЧАИ И НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО БЕЛОРУСОВ БОЛЬШЕРЕЧЕНСКОГО РАЙОНА


2.1 Хозяйственная деятельность.

Традиционные занятия белорусов - земледелие, животноводство, а также пчеловодство, собирательство. Выращивали озимую рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, горох, лён, просо, коноплю, картофель. В огородах сажали капусту, свёклу, огурцы, лук, чеснок, редьку, мак, морковь. В садах - яблони, вишни, ягодные кустарники (крыжовник, смородину, ежевику, малину и др.). Господствующей системой землепользования в начале 20 века было трёхполье, у малоземельных - двухполье.

Основные пахотные орудия – соха, рало, сошка. Для боронования применялась плетёная или вязаная борона и борона - суковатка, смык. С конца 19 века появились железные плуг и борона. Орудия уборки урожая - серпы, косы, вилы, грабли. Зерно сушили в срубных помещениях - осетях или евнях. Для обмолота использовали цеп, валек, круглую колоду. Зерно хранили в амбарах и клетях, картофель - в истопках и погребах, склепах.

В животноводстве большую роль играло свиноводство. Разводили также крупный рогатый скот. Повсеместно собирали в лесу ягоды, грибы, заготавливали берёзовый сок. В реках и озёрах ловили рыбу. Получили развитие промыслы и ремёсла - изготовление рогож и циновок, земледельческих орудий, обработка кож, овчины, мехов, изготовление обуви, транспортных средств, мебели, керамической посуды, бочек и домашней утвари из дерева. Особое значение имело изготовление декоративно-прикладных изделий из текстильного сырья и кожи, изделий с народной вышивкой. Отдельные виды промыслов и ремёсел сохранялись постоянно, но многие исчезли.

 Основные типы поселений белорусов - веска (деревня), местечки, застенки (поселения на арендованной земле), хутора. Наибольшее распространение получили деревни. Исторически развилось несколько форм планировки поселений: скученная (бессистемная), линейная (рядовая), уличная. Крестьянский двор состоял из хаты, амбара (клети), навеса для дров (паветки), сарая для скота (хлявы), сарая для сена (евня, осеть).

Традиционное жилище белорусов эволюционировало от землянки до однокамерных, позднее многокамерных построек. Внутренняя планировка была устойчива — печь размещалась в правом или левом углу от входа и устьем повернута к длинной стене с окном. В противоположном углу по диагонали от печи находился красный угол почётное место в доме. Там стоял стол, и находилась икона. Вдоль стен размещались лавки. От печи вдоль глухой стены были полати — нары. Позднее появились кровати. Около дверей стояли небольшие лавки . На стене, на кухне — полка для посуды. Интерьер оформлялся различными кружевами, домоткаными скатертями, ручниками и покрывалами, коврами и одеялами.

В 19 веке многие крестьяне жили большими семьями - отцовскими (включали родителей, неженатых детей, женатых сыновей, невесток и внуков) и братскими (из братьев и их семей). Процесс распада больших семей завершился в конце 19 века; стали преобладать простая нуклеарная семья и сложная, расширенная, в которую кроме брачной пары с детьми или без них входили ещё и родители супругов. Было распространено примачество. В 19 и даже в начале 20 века в деревне сохранялись элементы общинной организации - взаимопомощь односельчан в работе - талока, сябрыны. Многие важные дела решались на деревенских сходах, в которых принимали участие главы семей (гаспадар). На сходах выбирали старосту, обсуждали семейные конфликты и др.


    1. Характеристика национального костюма белорусского народа .

Традиционный комплекс мужской одежды состоял из рубахи, наговиц (поясная одежда), безрукавки (камизельки). Рубаху носили навыпуск, подпоясывались цветным поясом. Обувь - лапти, кожаные постолы, боты, зимой валенки. Головные уборы - соломенная шляпа (брыль), валяная шапка (магерка), зимой меховая шапка (аблавуха). Через плечо носили кожаную сумку. В мужском костюме преобладал белый цвет, а вышивки, украшения были на вороте, внизу рубахи; пояс был разноцветным

Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и гарсетом; с юбкой, к которой пришит лиф-гарсет; с паневой, фартуком, гарсетом. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда - разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также паневы, фартуки. Юбки - красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки (гарсет) - вышивкой, кружевами.

Головной убор девушек - узенькие ленты (скидочка, шлячок), венки. Замужние женщины убирали волосы под чепец, надевали полотенчатый головной убор (намитка), платок; существовало множество способов их завязывать. Каждодневная женская обувь - лапти, праздничная - постолы и хромовые боты. Верхняя мужская и женская одежда почти не отличалась. Её шили из валеного некрашеного сукна (свита, сярмяга, бурка, латушка) и дублёной (казачына) и недублёной (кожух) овчины. Носили также кафтан, кабат.

В современном костюме используются традиции национальной вышивки, покроя, цветовой гаммы.


    1. Национальная белорусская кухня

Традиционная кухня белорусов включает разнообразные блюда из муки, круп, овощей, картофеля, мяса и молока. Способы сохранения продуктов - сушка, квашение, соление. В питании большую роль играли дикорастущие растения - щавель, лук луговой, полевой чеснок, крапива и др. Наиболее древний вид растительной пищи - каши из ячменных зёрен, проса, овса, ячной и гречневой круп. Каши из ячменных зёрен (кутья, гуща) сохраняются и сейчас как обрядовые на родины, поминки. Из муки (преимущественно ржаной) готовили жидкие и полужидкие блюда: квашеные - солодуха, кваша, кулага и неквашеные - калатуша, затирка, галушки, макароны, кулеш, маламаха. Из овсяной муки - кисели, жур, толокно.

Основу повседневного питания составлял хлеб. Его пекли преимущественно из кислого теста с различными добавками - картофелем, свёклой, с мякиной и др. в зависимости от достатка в семье. Традиционная еда белорусов - блинцы из ржаной, пшеничной, гречневой муки. Один из основных продуктов питания белорусов - овощи. Горох и бобы тушили; капусту, свёклу, брюкву, огурцы солили; репу, морковь - парили и пекли. Из овощей варили жидкие блюда - ботвинья, холодник, борщ. Со второй половины 19 века прочные позиции в питании занял картофель. Известно более 200 блюд из картофеля - печёный, отварной, жареный, тушёный, пюре, комы, бабка или дранка, клёцки, колдуны, блины, гульбишники, оладьи, суп, запеканки, пирожки и т.д. Молоко чаще употребляется в кислом виде; творог и особенно масло, сметана - в ограниченном количестве. Мясо и мясные продукты использовались преимущественно в составе блюд, чаще употребляли свинину, баранину, мясо домашней птицы, реже говядину. Из напитков известны берёзовый сок, хлебный, свекольный квасы.

Обрядовая еда: каравай на свадьбе; крашеные яйца, булки, пасха, колбасы на Пасху; кутья, блины, кисели на поминках; бабина каша на родины; блины на масленицу; кулага на Купалле и др.

Традиции питания в значительной мере сохраняются и сейчас. Но появились блюда, заимствованные у других народов,- шашлык, бефстроганов, плов, гуляш, пельмени и др. Возросла роль привозных напитков - чая, какао, кофе. Исчезли из употребления конопля, льняное семя, некоторые блюда из муки - солодуха, кулага, толокно, мучные кисели.


    1. Белорусские праздники

Из семейных обрядов наиболее красочным была свадьба. Свадебные обряды можно подразделить на предсвадебные (сватовство, заручины); собственно свадьбу (суборная суббота, печение каравая, пасад, встреча дружин молодых, сведение молодых, деление каравая); послесвадебные перезвы. Наиболее важными считали пасад невесты и жениха, выкуп косы, деление каравая и др. Многие традиционные обряды, в сокращённом виде или переосмысленные, сохранились и в современной свадьбе белорусов.

Большим разнообразием отличается календарный обрядовый цикл. Накануне Рождества устраивали ужин (постный), обязательное блюдо - ячменная каша. Девушки гадали о своей судьбе. Пели калядки и щедровки. Во второй день Рождества группа молодёжи, нарядившись Козой, Медведем, Конём и др., обходила дома соседей и исполняла величальные песни (калядки). На масленицу пекли блины, катались на лошадях. Встреча весны отмечалась пением веснянок.

В ночь на Ивана Купалу жгли костры, парни и девушки прыгали через них, искали чудодейственный цветок папоротника, купались, гадали, пускали венки по воде и др. Сохранилось много купальских песен. Широко распространены дожинки – праздник окончания сельскохозяйственных работ. Плели дожинковый венок, украшали последний сноп, устраивали праздничную трапезу. Дожинки сопровождались особыми песнями.


2.5 Обычаи гостеприимства белорусов

Обычай встречать и принимать гостей свойственен людям любой национальности. О гостеприимстве белорусского народа слагают легенды.   Обычаи гостеприимства передаются из поколения в поколение. Белорусы – доброжелательные и смиренные люди. Какие бы испытания не выпали на долю белоруса, он не станет возмущаться, а скажет: «Так тому и быць»


    1. Народное творчество белорусов

В фольклоре белорусов представлен широкий спектр жанров - сказки, легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, заговоры, календарная и семейная обрядовая поэзия, народный театр и др. В легендах, преданиях, быличках нашли отражение дохристианские представления белорусов о происхождении мира. Богато песенное творчество белорусов. Из музыкальных инструментов популярны были батлейка, басетля, жалейка, лира, бубен и др.

ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

3.1 Анкетирование студентов нашей группы

В начале работы над исследовательской работой в октябре 2021 года я предложила студентам нашей группы (24 чел.) ответить на вопросы анкеты.

Спустя полгода мы провели классный час в группе на тему моей работы и на 3 курсе ребятам вновь были предложены те же анкеты. Результаты по некоторым вопросам очень отличались от предыдущих ( Приложение 4).


3.2. Из рассказов большереченцев - потомков белорусов-переселенцев

В ходе практического исследования проблемы я побеседовала со многими интересными людьми, которые охотно поделились рассказами о своих предшественниках.

Иванютин Александр Ильич, программист

Моя бабушка Иванютина (в девичестве Бука) Мария Максимовна родилась в Витебской губернии в 1904 году. В Сибирь она приехала, будучи маленькой девочкой. У прабабушки Фёклы Петровны и прадедушки Максима Ивановича было 16 детей, бабушка моя была седьмым ребенком в семье.

В поисках лучшей жизни и свободной земли прадед Максим Иванович пошёл ходоком в Сибирь, целый год его не было дома. Нашел свободные земли и вернулся за семьей. Жить они стали в деревне Пронино. Жили переселенцы очень дружно, во всём помогали друг другу. Соблюдали белорусские традиции, обычаи, праздники. Занимались в основном земледелием и животноводством. Женщины пряли, вязали, вышивали, занимались ткачеством. Мой папа, Илья Афанасьевич (он послевоенный, родился в 1948 году) мне рассказывал, что ходить научился под кроснами (белорусский ткацкий станок). Он, конечно, сам не помнил, что он там научился ходить – ему рассказали родители , но кросна он хорошо помнил - они у них в доме были, когда он уже учился в школе.

Во время войны мой дед, Иванютин Афанасий Васильевич, воевал на Сталинградском фронте и в одном из боёв ему оторвало ногу. Бабушке Маше пришлось нелегко, конечно. Но всё преодолели. Дедушка даже работал – был управляющим в Пронино. И деревня под его руководством неплохо развивалась. Многие поселенческие деревни прекратили своё существование, когда в стране был курс на укрупнение хозяйств, Пронино же продолжало жить полноценной жизнью до 1982 года.

Из большой семьи переселенцев Бука до старости дожили две сестры – моя бабушка и её сестра Ганна Максимовна Ремизевич (Бука).

Ремизевич (Федчук) Любовь Ивановна, пенсионерка

Мои родители приехали в Сибирь маленькими детьми по программе переселения. Мама, Ремизевич Ганна Максимовна (в девичестве Бука) родом из Витебской губернии, а папа (Ремизевич Иван Георгиевич) - из Минской. Мамина семья жила в переселенческой деревне Пронино (витебские), а папина - в Александровке (минские). Жили трудно, приходилось много трудиться, но и время для отдыха, конечно же, находилось – веселиться они умели. Сибирь стала для них второй Родиной.

У мамы в семье было 16 детей. Но многие из них не дожили до почтенного возраста. Две дочери умерли молодыми, первый сын Филипп погиб в первую Германскую войну. Дед Андрей погиб в 1943году, попал в плен под Керчью и там от ран умер. Его сын Федор тоже воевал, вернулся без руки, жил в Абакане. Несмотря на трудности мои родители никогда не пожалели, что их семья оказалась в Сибири. Но и никогда не забывали традиции своего народа, хотя и уехали из Белоруссии совсем маленькими детьми.

Иванина Марина Валентиновна, преподаватель

В начале 20 века мои прапрадеды решили испытать счастье, поехать со своими семьями в далекую Сибирь, осваивать плодородные, свободные земли. Кузьмин Матвей с семьёй в то время проживали в Смоленской области, а Горохов Ананий со своей семьёй рядом, в Витебской области. По дороге в Сибирь у Матвея Кузьмина умирает жена и он с тремя дочерьми прибыл в 1911 году в Большереченское село Такмыкской волости Тарского уезда Тобольской губернии в деревню Байгачи. Ананий Горохов, с женой Василисой и четырьмя детьми, уже проживали в этой деревне. Когда дочери Кузьмина Матвея, Ефросинье, исполнилось 14 лет, её засватали Гороховы для своего сына Ивана. Затем молодая семья проживала в Байгачах. Во время Великой Отечественной войны мой прадед Иван Ананьевич служил ветфельдшером. В январе 1942 Ефросинья Матвеевна провожает добровольцем старшего сына Ивана на войну, который так и не вернётся больше в отчий дом. А на мужа вскоре получит извещение, что он пропал без вести. Он попал в плен и сбежит из него. Затем продолжает сражаться в партизанском отряде. В 1945 году Иван Ананьевич вернулся с войны, в 1959 году переехали в Большеречье. По рассказам мамы её родители, бабушка с дедушкой очень часто вели разговоры об истории их семьи, о том, как они оказались в Большеречье. И ни разу об этом не пожалели. Традиции своих предков-белорусов наша семья знает и многие из них соблюдает. (Приложение 5)


3.3 Изучение деятельности сообщества «Белорусы Тарского района»

При изучении материалов по белорусам в Большеречье я узнала о сообществе «Белорусы Тарского района», чему была рада. Посетив группу сообщества в Контакте, я узнала много интересного об их деятельности, хотя сообщество существует сравнительно недавно. Я узнала, например, что в 90-е годы 20 века Тарский район хотели сделать Тарским белорусским национальным округом по примеру Азовского немецкого национального округа.

А в декабре 2021 года, в селе Атирка (которое находится в 70 км от города Тары) был создан центр и музей белорусской культуры. Основная задача, говорит председатель общественной организации «Местная белорусская национально - культурная автономия Тарского муниципального района Омской области» (создана в декабре 2020 года) Микушко Надежда Николаевна, - развитие белорусской культуры в глубинке.

Сообщество «Белорусы Тарского района» сотрудничают с региональной автономией белорусов Омской области «Аисты». Автономия - активный участник городских культурно-массовых мероприятий. Например, мировая бабушка белорусов Омской области Людмила Анатольевна Позняк и председатель автономии "Омские белорусы" Овчаренко Елена Николаевна вместе с делегацией автопробега "Москва-Минск-Брест-Минск-Орша-Москва" побывали на концерте Народного ансамбля народной песни "Хотиславяне" в июне 2021 года. Концертная программа была яркой, оригинальной, самобытной. До начала концерта белорусская мастерица дала мастер - класс гостям по ткацкому плетению. Ткачество – это искусство кропотливое, выверенное. Белорусская женщина могла не уметь читать и писать, но уметь ткать была обязана.

23 июля 2021 года состоялась интерактивная культурно-просветительская программа для детей атирского сельского поселения «Мир дому твоему: обычаи и традиции сибирских белорусов». А ещё сообщество организовывает традиционные праздники белорусов: «Под дивный вечер на Купалы», «Масленница» и др. Зазывали весну почти по-белорусски. Ввиду ограничений по пандемии, праздник прошел в более скромном от прежних лет формате: без широкого народного гулянья, хороводов под открытым небом. Местные актеры подготовили театрализованное представление, фольклорный коллектив «Ивица» исполнил песни и заклички, «хозяйки поселения» приготовили блюда национальной белорусской кухни: драники, сырники, блины, клецки, пызы. Открылась выставка мартиничек - обрядовых кукол, приносящих удачу и любовь, выставка кормушек и скворечников, выполненных учениками Атирской школы.

«Гуканне вясны» - праздник не только яркий, но и очень музыкальный, - поделилась заведующая Атирским ДК Татьяна Маркова. - Кликать весну начинают девушки, они поют песни-веснянки. Особенностью таких песен является то, что каждый куплет заканчивается громких криком «Гу-у-у-у!». Отсюда и название — «гуканне». Особое внимание уделяется выпечке, оформленной в виде птичек. Пернатых, сделанных из хлеба, раскладывают в округе, чтобы они привлекали птиц, которые на своих крыльях несут весну.
Много других интересных праздников, встреч и т.д. по возрождению белорусских традиций проводит сообщество тарских белорусов. Так как Тара и Атирка находится сравнительно недалеко от Большеречья, я думаю, что в будущем я обязательно побываю в центре и музее белорусской культуры. (Приложение 6)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, сделаем выводы. Считаю, что цель моей работы достигнута: я очень много нового узнала о белорусах. Потомки белорусов-переселенцев соблюдают и чтут обычаи и традиции белорусского народа, понимают, насколько высока культура и быт этого этноса. Я изучила и проанализировала литературу по проблеме. Провела анкетирование ребят из нашей группы, посетила музеи, побеседовала с интересными людьми, изучила деятельность сообщества тарских белорусов.

Результаты анкетирования показали, что после проведения классного часа, на котором я выступила со своей работой, ребята лучше узнали традиции, обычаи, народное творчество белорусов и прониклись уважением к ним.

Белорусские обычаи, традиции и народное творчество очень красочны, интересны, загадочны. Главное - бережно хранить их, передавать их из поколения в поколения, прививать любовь к старине, к истокам. Приобщение человека к народным традициям делает его чище и добрее. Очень важно знать и уважать культуру и традиции народов, живущих рядом с нами. Гипотеза, что изучение быта, обычаев и народного творчества белорусского народа позволяет лучше узнать и понять людей белорусской национальности, живущих рядом с нами, способствует сближению народов, проживающих в районе, подтвердилась.

Материалы моего исследования можно использовать на уроках истории, для проведения внеклассных мероприятий, в  краеведческой  работе. А также материал   может быть интересен не только жителям района, но и другим людям, так как  они являются частью истории и культуры нашего района, нашей страны.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Белорусы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2017. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8

  2. Гринблат М. Я. Белорусы. Очерки происхождения и этнической истории. — Мн., 1968.

  3. Носевич В. Л. Традиционная белорусская деревня в европейской перспективе. — Мн., 2018.

  4. Молчанова Л. А. Материальная культура белорусов. — Мн., 1968.

  5. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. — Т. 9. / Под редакцией В.Семёнова. — СПб., 1905.

  6. Белорусское Полесье. Сборник этнографических материалов, собранных М. Довнаром-Запольским. — Вып. I. Песни пинчуков. — К., 1895.

  7. Интернет-ресурсы

Приложение 1

Слайд-шоу «Культура и традиции белорусов Большереченского района»


В слайд-шоу представлены фотографии из интернета, архивов большереченских потомков переселенцев-белорусов Бука - Ремизевич, Бука – Иванютиных, Сушкевич. А сопровождает показ песня Сергея Косточко «Белорусы России».

Слайд-шоу знакомит с историей переселения, особенностями белорусской национальной одежды и кухни, с их праздниками, бытом.
























Приложение 2


Интернет-источник«Крестьяне в поисках земли и лучшей жизни.docx» https://studfile.net/preview/1861951/page:2/.













Приложение 3

Переселенцы на Омской земле.





























Приложение 4

Анкета

  1. Как Вы относитесь к другим нациям?

А) Положительно Б) Отрицательно

  1. Есть ли у Вас друзья другой национальности?

А) Да Б)Нет

3. Считаете ли Вы свою нацию выше других наций?

А) Да Б)Нет

4. Считаете ли Вы нужным уважать другую национальность?

А) Да Б)Нет

5. Как Вы относитесь к обычаям, традициям другой национальности?

А) Положительно Б) Отрицательно

Результаты (из 24 человек):

Вопросы анкеты

Октябрь 2021 года

Январь 2022года

1.

Как Вы относитесь к другим нациям?

(Положительно)

23

24

2.

Есть ли у Вас друзья другой национальности?

(Да)

18

18

3.

Считаете ли Вы свою нацию выше других наций?

(Да)

7

4

4.

Считаете ли Вы нужным уважать другую национальность?

(Да)

21

24

5.

Как Вы относитесь к обычаям, традициям другой национальности?

(Положительно)

16

21

Приложение 5


















Приложение 6

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!