СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа: Аллелопатия яблонь, чеснока и моркови в 2020г. Аллелопатия яблонь, чеснока и фасоли в 2021г.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аллелопатия наука о том, как растения усиливают или ослабляют друг друга. Мир растений – это одна большая химическая лаборатория, каждый вид вырабатывает определенные вещества, которые влияют на соседние растения. Использование благоприятной совместимости культур является одним из самых многообещающих направлений в растениеводстве.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: Аллелопатия яблонь, чеснока и моркови в 2020г. Аллелопатия яблонь, чеснока и фасоли в 2021г.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Колково

Орловского района Кировской области





Исследовательская работа:

Аллелопатия яблонь, чеснока и моркови в 2020г.

Аллелопатия яблонь, чеснока и фасоли в 2021г.



Автор:

Журавлёва Юлия Николаевна,

ученица 9 класса

МКОУ ООШ с. Колково

Домашний адрес:

Кировская область,

Орловский район, с. Колково,

Шубина, д.41.

Контактный телефон:

89229221679


Руководитель:

Печёрина Ираида Викторовна,

учитель химии, биологии и географии

МКОУ ООШ с. Колково



Адрес организации:

Кировская область, Орловский район,

с. Колково, ул. Шубина ,1







с. Колково

2022 год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:





Введение…………………………………………..…………………...…3-4


Глава 1. Теоретическая часть.


1.1. Аллелопатия ……………………………………………..………….5-7


1.2. Рецепты на совместимость………………………………………….8-9


1.3. Биологические особенности культуры яблони, чеснока и моркови………………..…………………….…………………………10-11


Глава 2. Практическая часть.


2.1. Агротехника чеснока, моркови…………………………………12-13




2.2. Планирование работы.………………………..………………….14-16


2.3. Результаты исследования…………………..………….…………17-18





3.

Заключение………………………………………………………..…...19-20


4.

Литература…………………………………………………………………21


5.

Приложение

5.1. Благодарственное письмо.

5.2. Схема «Сада Победы».

5.3. Фотографии.






ВВЕДЕНИЕ.

Смешанные посадки – когда овощи сажают не отдельными грядками, а вперемежку – выгодны во многих отношениях. Об этом знали еще трудолюбивые средневековые монахи, выращивавшие монастырские огороды. Весна - самое время взглянуть на пришкольный участок свежим взглядом. Очень важно правильно спланировать расположение будущих грядок и посадок на них. Это одна из главных составляющих летнего успеха. Весной 2015 года был заложен на пришкольном участке «Сад победы», саженцы предоставил Валенчук О.Д. депутат Государственной Думы РФ, Председатель Союза садоводов России, по инициативе кировских школьников (приложение 1). Яблони сортов «Пионер Севера» и «Боровинка» должны были плодоносить, но несколько лет яблони не давали плодов. В 2019 году старшеклассник нашей школы дал совет, как яблоням подобрать соседей, чтобы они начали плодоносить.

Актуальность исследования позволит определить, как растения усиливают или ослабляют рост друг друга. В результате работы будет выявлено, как чеснок и морковь, фасоль повлияют на плодоношение яблонь.

В связи с этим, цель исследования - применить методы аллелопатии. В связи с поставленной целью были сформулированы задачи:

  1. Проанализировать материалы литературных источников по использованию метода аллелопатии.

  2. Провести экспериментальные замеры параметров на выбранных растениях с использованием методики оценки яблонь, лучше ли они будут расти, быстрее зацветать и дадут ли плоды, так как до этого не плодоносили.

  3. Дать оценку влияния чеснока и моркови на плодоношение яблонь.

Предмет исследования – аллелопатия яблони, чеснока и моркови.

Объект исследования – плодоношение яблонь.

Новизна работы в том, что данная тема исследования мало изучена, для яблони вопрос совместимости с другими растениями совершенно не рассмотрен в литературе (за исключением редких упоминаний только тех культур, которые сажают в больших садах). А результаты и выводы, полученные в ходе практического исследования, дадут определённую помощь в совместном выращивании моркови, чеснока и яблонь.

Практическая значимость работы в том, что на основании проведённых исследований будут разработаны практические рекомендации по совместному выращиванию яблонь, чеснока и моркови.

При подготовке к написанию работы мною использованы как теоретические методы исследования: литературных данных, ресурсов Интернета, сравнение полученных данных, систематизация исследовательского материала. Так и практические методы: выращивание яблонь совместно с чесноком и морковью.

Исследовательская работа для меня оказалась сложной, но познавательной. Я узнала, что аллелопатия наука о том, как растения усиливают или ослабляют друг друга. Мир растений – это одна большая химическая лаборатория, каждый вид вырабатывает определенные вещества, которые влияют на соседние растения. Использование благоприятной совместимости культур является одним из самых многообещающих направлений в растениеводстве.













ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.1. АЛЛЕЛОПАТИЯ.

Аллелопатия – наука о том, как растения усиливают или ослабляют друг друга, это совокупность глубоких знаний, а не просто перечисление удачных комбинаций растений.

Речь идет о сильном химическом влиянии, которое оказывают растения друг на друга. Химические вещества выделяются как листьями, так и корнями; наиболее сильно воздействие корневых выделений, так как они имеют свойство накапливаться; особенно заметно в этом отношении влияние многолетников.

Воздействие растений друг на друга может быть как угнетающим, так и полезным. Каждый вид выделяет вещества, которые угнетают одни растения, на другие оказывают положительное воздействие, а на третьи – нейтральное, т. е. никакое. Причиной плохого развития растений либо малого урожая является отравление основной культуры через корни неправильно подобранных соседей или предшественников. Напротив, иногда причиной небывалого роста и плодоношения какой-то культуры оказывается случайно угаданный благоприятный союзник, произрастающий поблизости.

Часто наибольшим вредом, причиняемым отравлением, является плохая зимовка: растение внешне может выглядеть благополучным, но зиму либо совсем не перенесет, либо подмерзнет. Многолетние культуры зимуют гораздо хуже при угнетении неправильно подобранными соседями или сорняками. Это очень распространенное явление в наших садах.

Аллелопатия – это не только химическое взаимодействие, но и микробное, лучше развивается, если в почве есть микроорганизмы, с которыми оно находится в симбиозе. Говоря об отношениях взаимопомощи, нельзя обойти особую роль растений из семейства бобовых. Они способны фиксировать азот воздуха с помощью клубеньковых бактерий, живущих на их корнях. Поэтому они не только сами почти не нуждаются в азотных удобрениях, но и снабжают азотом соседние растения. Микробы делают доступными корням многие связанные питательные элементы почвы, а также передают растениям лекарственные вещества, которые позволяют им быть устойчивыми. Часто именно на корнях дружественного растения живут и дружественные для данной культуры микробы. Этим во многом и можно объяснить заметное влияние растения-спутника. Следовательно, в почве должны быть созданы условия для жизни микроорганизмов. Поменьше «дезинфекции», побольше растительных остатков и влаги!

По поводу вредителей и болезней вывод однозначный: мы знаем, что вредители и инфекция поражают в первую очередь ослабленные растения, а отравление неблагоприятным соседом и есть ослабление, поэтому главный вред неправильно подобранных соседей состоит в том, что они провоцируют поражение основного растения. Правильно подобранные соседи, напротив, укрепляют основное растение, делают его неуязвимым к вредителям и болезням.

Растения, которые в целом имеют свойство подавлять большинство других, и растения, которые в целом склонны благоприятно влиять на многие культуры. Фитонцидные растения, выделяющие вещества ингибиторы, которые подавляют развитие микроорганизмов и многих соседних растений. Растения  акация желтая, боярышник, дельфиниум, ель, жасмин, полынь, можжевельник, редька, сосна, туя, хрен, черемуха, осот, пырей ползучий. Эти культуры способны сильно угнетать растущие поблизости растения, они создают вокруг себя как бы мертвую зону, где могут хорошо расти только избранные культуры.

Перечисленные растения лучше сажать подальше от каких-то ценных растений, хотя и для них известны спутники среди культур, которые с ними уживаются. Так, редька на огороде не принимает в качестве соседа почти никакие другие культуры для уплотненных посадок. Полынь настолько неуживчива, что ее даже не стоит использовать для защитных настоев от вредителей: от такого настоя больше вреда может быть, чем пользы.

Во-первых, более рационально используется площадь огорода. Пока еще разрастутся и займут всю ширину грядки высаженные растеньица чеснока или моркови! Пока они войдут в полный рост, с этой грядки уже можно собрать урожай ранних овощей и зелени.

Во-вторых, смешанные посадки и чередование культур, предъявляющих не одинаковые требования к питанию, позволяют избежать одностороннего истощения почвы в отношении какого-либо одного элемента питания.

В-третьих, смешанные посадки используют благоприятное влияние разных видов растений друг на друга, что улучшает и состояние растений, и их вкус.

В-четвертых, правильно подобранные растения разных семейств защищают друг друга от вредителей и болезней, что позволяет обходиться без химических средств защиты. Это не значит, что вредители исчезают совсем, но они не наносят такого ощутимого вреда, как при выращивании культур по отдельности.
К примеру, опытные дачники практикуют такое необычное соседство: среди садовой земляники высаживают лук и чеснок. Это - надежное средство от серой гнили и земляничного долгоносика. А если посадить по краям грядки петрушку, то заметно уменьшится и количество слизней.










1.2. РЕЦЕПТЫ НА СОВМЕСТИМОСТЬ В 2020г.


Композиции живут по принципу «ложка дегтя портит бочку меда». Не нужно считать, что «пусть этот сосед плохой, зато вот этот хороший» – все соседи должны быть хорошими.

Прежде чем что-то посадить, надо выяснить, как это растение будет сочетаться с соседями, хорошо или плохо будет ему на данном месте. Это важно!

По влиянию на ЯБЛОНЮ растения делят на 5 групп:

I группа: самые лучшие спутники яблони (оценка 5+) – барбарис, хоста, бобы, клубника.

II группа: очень желательные соседи (оценка 5)  – спирея, астры, щавель, салат листовой, базилик, горох.

III группа: растения рядом с которыми яблоня чувствует себя очень хорошо (оценка 4)  – люпин, календула, малина, укроп, огурец, картофель, чеснок, лук, клубника, бархатцы, редис, черная смородина, крыжовник, ирис, пион.

IV группа: нейтральные растения (оценка 3)  – красная смородина, помидор, слива, сельдерей, виноград, настурции, облепиха, морковь, тыква, львиный зев, наперстянка, гвоздика турецкая, сирень, жасмин, лилия, дельфиниум, астильба.

V группа: растения, которые угнетают яблоню (оценка 2)  – шалфей, мята, клематис, петрушка, розы, черноплодная рябина, белокочанная капуста, свекла, папоротники, космея, бузина, сельдерей.

Отсюда можно сделать вывод: благоприятных для яблони растений в нашем распоряжении много, что держать на пришкольном участке деревья «под задернением» расточительно для пятнадцати соток, приствольные круги яблонь можно и нужно использовать для посадки декоративных и огородных растений. Следует четко знать, что дикие злаковые травы (тимофеевка, пырей ползучий, лисохвост и др.), особенно в смеси, когда их несколько, отравляют яблоню, об этом упоминается в книгах плодоводов старой школы. Газон вокруг плодовых деревьев – это на самом деле вредный способ плодоводства, особенно в Средней полосе, где плодородный слой исчисляется несколькими сантиметрами.

1.2. РЕЦЕПТЫ НА СОВМЕСТИМОСТЬ В 2021г.


Композиции живут по принципу «ложка дегтя портит бочку меда». Не нужно считать, что «пусть этот сосед плохой, зато вот этот хороший» – все соседи должны быть хорошими.

Прежде чем что-то посадить, надо выяснить, как это растение будет сочетаться с соседями, хорошо или плохо будет ему на данном месте. Это важно!

По влиянию на ЯБЛОНЮ растения делят на 5 групп:

I группа: самые лучшие спутники яблони (оценка 5+) – барбарис, хоста, бобы, клубника, фасоль.

II группа: очень желательные соседи (оценка 5)  – спирея, астры, щавель, салат листовой, базилик, горох.

III группа: растения рядом с которыми яблоня чувствует себя очень хорошо (оценка 4)  – люпин, календула, малина, укроп, огурец, картофель, чеснок, лук, клубника, бархатцы, редис, черная смородина, крыжовник, ирис, пион.

IV группа: нейтральные растения (оценка 3)  – красная смородина, помидор, слива, сельдерей, виноград, настурции, облепиха, морковь, тыква, львиный зев, наперстянка, гвоздика турецкая, сирень, жасмин, лилия, дельфиниум, астильба.

V группа: растения, которые угнетают яблоню (оценка 2)  – шалфей, мята, клематис, петрушка, розы, черноплодная рябина, белокочанная капуста, свекла, папоротники, космея, бузина, сельдерей.

1.3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ЯБЛОНИ, ЧЕСНОКА И МОРКОВИ.

Как сажать указанные растения под яблонями? Это зависит от особенностей каждой культуры и от возраста яблонь. Некоторые из благоприятных культур теневыносливые и их можно сажать на всем приствольном пространстве вплоть до ствола (хосты, люпин, щавель). Некоторые культуры частично теневыносливые, их можно располагать под ветками яблони с южной стороны (барбарис, спирея, клубника, огурцы). Если деревце небольшое (молодые яблони, а также яблони на карликовом подвое), то эти культуры могут занимать весь приствольный круг.

Ну и конечно, все перечисленные культуры можно сажать на границе проекции кроны крупного дерева с солнечной стороны и даже немного за ее пределами, так как корни яблони выходят за проекцию кроны.

Имеет значение и состав почвы. Так, рододендрон тоже хорошо влияет на яблоню, его можно было бы сажать под ней вместе с его любимой наперстянкой. Оба эти растения теневыносливые, и все же яблоня нуждается в слабокислой или нейтральной почве, а рододендрон – в кислой, поэтому его я не включила в список спутников.

Исходя из сочетаемости приведенных благоприятных культур, между собой можно составлять дружественные группы для посадки под яблоней. Кто-то захочет увидеть под своим деревом сплошной ковер из одной культуры (различные по цвету хосты или люпин), кто-то предпочитает смешанную посадку: огурцы + укроп + горох. Или: огурцы + салат. Или: клубника + чеснок + редис. Или: малина + барбарис + наперстянка. Кто-то сажает рядом с яблоней декоративные кусты: краснолистный барбарис, спирею, жасмин, сирень, а пространство между ними засадит астильбой или оставит в качестве земляных дорожек. Возможностей много. В Средней полосе при близком стоянии грунтовых вод яблоне благоприятна каменистая насыпь.

Полив следует проводить через день, а подкормку — разбавленным 1:10 коровяком — раз в две недели. Крона дерева убережёт огурцы от палящего солнца и сохранит увлажнённую почву.



































ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1. АГРОТЕХНИКА ЧЕСНОКА 2020г.

Сначала надо выбрать подходящий для себя способ посадки и стиль ухода, основные садовые операции по уходу за растениями, внося в них усовершенствования.

Отбираю полновесные луковицы: одного размера зубчики чеснока зимнего.

Обеззараживаю: замачиваю зубчики в 1% растворе марганцовки, выдерживаю 20 минут для обеззараживания.

Замачиваю для проращивания:  в воде на 4 часа при комнатной температуре, заливаю луковицы для набухания, чтобы только вода немного их закрыла и они не задохнулись.

Подготавливаю почву: копаю на пол - штыка лопаты, чтобы не повредить корни яблонь. Сразу равняю землю граблями, чтобы разбить большие комки.

Размечаю грядки: размечаю колышками размеры грядок и прокапываю неглубокие борозды шириной примерно 40 см, чтобы удобно было ходить. Высота грядок 15-20 см. Рядом с двумя яблонями сажаю чеснок, рядом с третьей яблоней чеснок не сажу.

Сажу:  в середине октября на расстоянии 40 см. Поздней осенью, чтобы чеснок не проклюнулся, а то молодые всходы погибнут и весной приведут к потере урожая.

Поливать грядки не нужно.









АГРОТЕХНИКА МОРКОВИ В 2020г.

1 ряд яблонь контрольный – я с ним не работала.

В начале мая около каждой яблони 2 ряда копаю.

Размечаю 10 грядок колышками и прокапываю на штыковую лопату, тщательно удаляю корни пырея ползучего. Рядом с 1 и 2 яблонями сажу чеснок, а у 3 яблони чеснок не сажу. Хочу проверить как влияет чеснок на яблони.

Сажу по 2 грядки моркови около каждой яблони второго ряда, так как морковь нейтральное растение. Вдоль всех грядок делаю борозды. В борозды рассыпаю семена моркови (6 пакетов по 2 г.), сорта «Лосиноостровская», закрываю смесью земли и опилок (приложение 2).

Поливаю грядки  тщательно, до всходов. Потом по мере их высыхания.

Полю грядки по мере их зарастания.

Ежедневно наблюдаю за изменениями на грядках.

Собираю урожай: вначале чеснока, затем яблок, в конце сентября морковь.

Взвешиваю всё.

Морковь - хорошо себя чувствует рядом: с горохом, свеклой, луком, чесноком, томатом, редисом, петрушкой, шпинатом, салатом, майораном, шалфеем. Чеснок - благотворно влияет на многие растения. Высадите его между рядами различных культур, и сильный запах чеснока отгонит вредителей. Особенно эффективен он для борьбы с тлей, от такого соседства она исчезает уже через несколько дней.

АГРОТЕХНИКА ФАСОЛИ В 2021г.

1 ряд яблонь контрольный – я с ним не работала.

В конце мая около каждой яблони выкапываю по 2 грядки.

Размечаю 10 грядок колышками и прокапываю на штыковую лопату, тщательно удаляю корни пырея ползучего. Рядом с яблонями сажу бобы фасоли. Хочу проверить, как влияет фасоль на яблони.

Сажу фасоль около каждой яблони, так как она стоит в 1 группе влияния на яблони. Вдоль всех грядок делаю борозды. В борозды сажу бобы. Поливаю грядки  тщательно, до всходов. Потом по мере их высыхания.

Полю грядки по мере их зарастания.

Ежедневно наблюдаю за изменениями на грядках.

Собираю урожай: вначале чеснока, затем яблок, в начале сентября фасоль.

Взвешиваю всё.

Фасоль - хорошо себя чувствует рядом: с горохом, свеклой, томатом, картофель. Фасоль  - неблаготворно влияет на чеснок, поэтому в 2022 году чеснок не вырос.




















2.2. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ 2019-2021гг.



 №

Виды работ

Результаты наблюдения

Сроки

примечание

1

Приготовление грядок под чеснок


15.09.2019

выполнено

2

Посадка чеснока


11.10.2019

выполнено

3

Приготовление грядок под морковь


07.05.2020

12.05.2020

выполнено

4

Посадка моркови


12.05.2020

выполнено

5

Поливка грядок


08.06.2020

11.06.2020

27.06.2020

29.06.2020

02.07.2020

10.07.2020

10.07.2020

20.07.2020

21.07.2020

22.07.2020

23.07.2020

29.07.2020

30.07.2020

02.08.2020

08.08.2020


6

Прополка грядок


11.06.2020

25.07.2020

Выполнено

7

Проведение наблюдений за опытными растениями

Появление первых ростков на всех грядках.

У чеснока – 04.05.2020

У моркови- 02.06.2020

Выполнено

8

Рыхление почвы

Явно выраженный рост у всех растений.

29.05.2020

03.07.2020

выполнено

9

Проведение наблюдений за опытными растениями.

Интенсивный рост растения.

14.06.2020

05.07.2020

выполнено

10

Сбор чеснока

Третья прополка, рыхление почвы

05.08.2020


выполнено

11

Сбор яблок

Первый сбор

Второй сбор

Третий сбор

20.08.2020

03.09.2020

11.09.2020

выполнено

12

Копка моркови, просушивание


25.09.2020

28.09.2020

выполнено

13

Взвешивание моркови


10.10.2020

выполнено

14

Перекопка грядки под чеснок


07.09.2020

выполнено


15

Посадка чеснока


Середина октября

выполнено


15

Анализ результатов и написание исследовательской работы


Октябрь, ноябрь, декабрь 2020

выполнено


16

XII межрегиональный конкурс исследовательских работ имени В.И. Вернадского- 2021

Диплом призера заочного этапа. Естественнонаучного направления.

06.02.

2021



17

Межрайонная научно-практическая конференция исследовательских работ города Котельнича

Диплом III степени

27.04.2021






 ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ 2020-2022гг.



 №

Виды работ

Результаты наблюдения

Сроки

примечание

1

Приготовление грядок под чеснок


07.09.2020

выполнено

2

Посадка чеснока


08.09.2020

выполнено

3

Приготовление грядок под фасоль


19.05.2021

выполнено

4

Посадка фасоли


21.05.2021

выполнено

5

Поливка грядок


Два раза в неделю


6

Прополка грядок


29.06.2021

05.07.2021

Выполнено

7

Проведение наблюдений за опытными растениями

Появление первых ростков на всех грядках.

У чеснока – 04.05.2020

У фасоли- 31.05.2021

Выполнено

8

Рыхление почвы

Явно выраженный рост у всех растений.

02.06.2021

выполнено

9

Сбор чеснока


05.08.2021


Чеснок высох. Урожая нет

10

Сбор яблок

Первый сбор

Второй сбор


17.08.2021

24.08.2021


5 ведер

1,5 ведра


11

Сбор фасоли просушивание


24.08.2021


выполнено

12

Взвешивание фасоли

800 г.

10.10.2021

выполнено

13

Перекопка грядок


20.09.2021

выполнено


14

Анализ результатов и написание исследовательской работы


19.03.2022

выполнено


15

Допуск к экзаменам


24.03.2022

защита работы




















2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В 2020г.

Исследовала особенности формирования урожайности яблонь при помощи аллопатии. Одним из важнейших элементов агробиологической оценки сорта является его урожайность. В период с августа по сентябрь мной был проведен учет урожайности изучаемых растений на базе нашего пришкольного участка 2 ряда яблонь, 1ряд был контрольным.

05.08.20г.: Сбор зимнего чеснока - 2 кг.

Сбор яблок:

20.08.20г.: первый сбор - собрали 3 кг.

03.09.20г.: второй сбор - 7 кг.

11.09.20г.: третий сбор – 3кг

Сбор моркови:

25.09.20г.: при первой копке собрали 6 вёдер моркови.

28.09.20г.: при второй копке собрали 10 вёдер моркови.

Всего моркови собрали – 70 кг.


Сорт яблонь

«Пионер Севера»

Урожай

кг.

Всего


Сорт яблонь

«Боровинка»

Результат

1 яблоня

7

13кг.


1 яблоня

Не плодоносила

2 яблоня

6

2 яблоня

Не плодоносила

3 яблоня


300г. – 9 яблочек

3 яблоня

Не плодоносила




Рядом с сортом «Боровинка» не было посажено культурных растений, вся

территория под яблонями была затянута пыреем ползучим, поэтому они не дали урожая (приложение 3).

Параллельно испытываемые образцы были исследованы органолептическим методом, т.е. в школьной столовой поваром было приготовлено повидло из яблок и компот. По голосованию первенство было отдано повидлу. По вкусовым качествам: 29 человек проголосовали за повидло, 13 отдали голоса и компоту и повидлу.

В результате работы выявлено, что чеснок и морковь усиливают рост друг друга, влияют положительно на плодоношение яблонь.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗА 2021г.

Исследовала особенности формирования урожайности яблонь при помощи аллопатии. Одним из важнейших элементов агробиологической оценки сорта является его урожайность. В период с августа по сентябрь мной был проведен учет урожайности изучаемых растений на базе нашего пришкольного участка 2 ряда яблонь, 1ряд был контрольным.

05.08.21г.: Сбор зимнего чеснока - 0 кг.

Сбор яблок:

17.08.21г.: первый сбор – собрали 5 ведер. С первой яблони собрали яблок одно ведро, со второй яблони собрали 2,5 ведра, с третьей яблони собрали яблок 1,5 ведра.

24.08.21г.: второй сбор -1,5 ведра. С каждой яблони собрали половина ведра.

Сбор фасоли: 24.08. 2021 (800г)




Сорт яблонь

«Пионер Севера»

Урожай, в ведрах

Всего


Сорт яблонь

«Боровинка»

Результат

1 яблоня

1,5



6,5 ведер

1 яблоня

Не плодоносила

2 яблоня

3

2 яблоня

Не плодоносила

3 яблоня

2

3 яблоня

Не плодоносила



С 1 рядом сортом «Боровинка» не было посажено культурных растений, вся

территория под яблонями была затянута пыреем ползучим, аллелопатия яблонь и пырея отрицательна, поэтому они не дали урожая.



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗА 2021г.

Хочу предупредить, что «плодово-огородная» аллелопатия является более строгой, чем «декоративная». Взаимодействие растений – наука точная, эффект ярко выраженный, и его не спрячешь: уж если сочетание плохое, то это заметно при «стандартных» условиях. 1) С первой задачей я справилась, нашла в Интернете информацию об аллелопатии яблонь с чесноком и морковью, посадила и провела эксперимент 2019-2021гг.

III группа: растения, рядом с которыми яблоня чувствует себя очень хорошо (оценка 4), – чеснок.

IV группа: нейтральные растения (оценка 3) – морковь

В результате работы выявлено, что чеснок и морковь усиливают рост друг друга, и влияют положительно на плодоношение яблонь.

2) Я убедились в том, что первая и вторая яблони дали хороший урожай плодов. Рядом с ними мы посадили чеснок, который благоприятно повлиял на плодоношение яблонь. И морковь как нейтральное растение, не дало плохого влияния корням других растений на плодоношение яблонь. А третья яблоня дала 9 плодов, так как рядом с ней росла только морковь.

3) Бывает, что при обильном применении навоза все участники композиции так хорошо растут, что эффект аллелопатии временно скрывается, отсюда и случаются противоречивые выводы о совместимости. Поэтому мы не вносили навоз и минеральные удобрения в почву, чтобы они не повлияли на плодоношение яблонь.

4) Удачные композиции «работают» только при образцовой агротехнике. При недостаточном поливе никакого расцвета участников композиции не будет, какой бы удачной она ни была. Таким образом, подбор растений-спутников – это благоприятный фактор.

Могу сказать, что своей работой по аллопатии яблонь и её соседям я осталась довольна и считаю, что задача выполнена, найдены компаньоны. Хотя и получены хорошие результаты, остается чувство, что это еще не «высшей пробы» союзы. Повторю, что это многообещающее направление: в союзе с правильно подобранными соседями любое растение растет лучше, чем одно.

Практические рекомендации по совместному выращиванию яблонь, чеснока и моркови.

  1. Влияние плохого соседа сильнее скажется на ослаблении плодоношения, нежели на цветении; декоративные же свойства растений – цвет и форма их листвы – ослабляются не так заметно, а иногда и вообще внешне неразличимо.

  2. Если вы хотите, чтобы ваши яблони плодоносили, советую вам посадить те растения, которые мы посадили в ходе практической работы, а лучше сажать растения первой и второй группы.

  3. Я не советую вам оставлять газон вокруг яблони, так как пырей ползучий является ингибитором и полностью не даёт плодоносить яблоням.

Перспектива работы.

Рядом с сортом «Боровинка» - это 1 ряд яблонь, не было посажено культурных растений, вся территория под яблонями была затянута пыреем ползучим, поэтому они не дали урожая. На следующий год планируем на них применить методы аллелопатии. А приствольные круги вокруг яблонь 2 ряда, сорта «Пионер Севера» тщательней перекопать, убрать корни пырея ползучего.

На следующий год я подберу для яблонь новых компаньонов из I и III группы.

I группа: самые лучшие спутники яблони (оценка 5+) – барбарис, хоста, бобы, клубника, фасоль.

III группа: растения, рядом с которыми яблоня чувствует себя очень хорошо (оценка 4), – люпин, календула, малина, укроп, огурец, картофель, чеснок, лук, клубника, бархатцы, редис, черная смородина, крыжовник, ирис, пион.

.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗА 2022г.

С первой задачей я справилась, нашла в Интернете информацию об аллелопатии яблонь с чесноком и фасолью, посадила и провела эксперимент 2020-2022гг.

I группа: самые лучшие спутники яблони (оценка 5+), - фасоль.

III группа: растения, рядом с которыми яблоня чувствует себя очень хорошо (оценка 4), – люпин, календула, малина, укроп, огурец, картофель, чеснок, лук, клубника, бархатцы, редис, черная смородина, крыжовник, ирис, пион.

В результате работы выявлено, что чеснок и фасоль подавляют рост друг друга, но влияют положительно на плодоношение яблонь.

Во втором эксперименте яблок собрали больше, чем в первом, т.к. фасоль стоит в первой группе и влияет сильнее, чем морковь.




















ЛИТЕРАТУРА.



  1. Анна Надеждина, Российская газета - Неделя № 56

  2. О. Ганичкина «Ваш огород», г. Москва, 2000 г.

3) Методика проведения опытов на пришкольном участке. Якутск ЯНИИСХ 2003

4) С.М.Скорняков «Зеленая родослвная» М. , «Агропромиздат»,1989

5) Журналы «Приусадебное хозяйство», «Моя прекрасная дача», «Моя любимая дача».







































Приложение № 1

Посадка «Сада Победы» 06.05.2015г.















Приложение № 2







1-морковь

2- чеснок

3- яблоня «Пионер Севера»

4- яблоня «Боровинка»

























- яблоня «Боровинка»































- яблоня «Пионер Севера»

























Фасоль

чеснок



фасоль

чеснок





фасоль

фасоль









Приложение № 3

«Сада Победы».







Первая яблоня «Сада Победы».













Вторая яблоня «Сада Победы».






Третья яблоня «Сада Победы».





По две грядки моркови с каждой стороны третьей яблони.


Сбор яблок.




Уборка моркови.





Сбор урожая чеснока.














Цветение яблонь в 2021г.













Рецензия

на работу « Аллелопатия яблонь, чеснока и моркови в 2020г.

Аллелопатия яблонь, чеснока и фасоли в 2021г».

ученицы 9 класса Журавлёвой Юлии Николаевны МКОУООШ с. Колково.

В представленной работе затрагивается актуальная проблема исследования в том, как растения усиливают или ослабляют рост друг друга. В результате работы будет выявлено, как чеснок, морковь и фасоль повлияют на плодоношение яблонь.

Достоинством работы является проведения эксперимента - влияние чеснока, моркови и фасоли на урожай яблонь.

Структура работы и её оформление соответствуют установленным требованиям. Написание реферата формирует и развивает: навыки работы с Интернетом, литературными источниками; анализ научных данных, анализ источников информации, постановку целей, задач, актуальности.

Юлия с данной работой участвовала в региональном конкурсе исследовательских работ имени В.И. Вернадского, получила диплома призёра и межрайонной научно-практической конференции исследовательских работ города Котельнича.

Подводя итог, можно сказать, что Юля выполнила хорошее и качественное исследование о влиянии чеснока, моркови и фасоли на плодоношение яблонь, получила практически значимые результаты, которые являются основой для рекомендаций при работе на пришкольном участке. Исследовательская работа в целом заслуживает отличной оценки.



Эксперт учитель химии и биологии МКОУООШ с. Колково Печёрина И. В.







Паспорт проекта

Название проекта: Аллелопатия яблонь, чеснока и моркови в 2020г.

Аллелопатия яблонь, чеснока и фасоли в 2021г.

Руководитель проекта: Печёрина Ираида Викторовна

Автор проекта: Журавлёва Юлия Николаевна


Место работы: МКОУООШ с. Колково

Учебный предмет: биология

Тип проекта: исследовательской работы

Проблема исследовательской работы: исследование позволит определить, как растения усиливают или ослабляют рост друг друга. В результате работы будет выявлено, как чеснок и морковь, фасоль повлияют на плодоношение яблонь.

Цель проекта: применить методы аллелопатии.

Задачи исследовательской работы:

  1. Проанализировать материалы литературных источников по использованию метода аллелопатии.

  2. Провести экспериментальные замеры параметров на выбранных растениях с использованием методики оценки яблонь, лучше ли они будут расти, быстрее зацветать и дадут ли плоды, так как до этого не плодоносили.

  3. Дать оценку влияния чеснока и моркови на плодоношение яблонь

Возраст участницы проекта: 15 лет

Аннотация проекта: универсальные учебные действия формируют и развивают: навыки работы с Интернетом, литературными источниками; анализ научных данных, анализ источников информации, постановку цели, задач, актуальность. Основной метод работы: опыт и сравнение результатов, полученных в ходе эксперимента.

Предполагаемый продукт проекта: Практическая значимость работы в том, что на основании приведённых исследований будут разработаны практические рекомендации по выращиванию этих культур на пришкольном участке.

Этапы работы над проектом:

а) Составление плана работы.

б) Выполнение следующих работ (окапывание яблонь второго ряда, подготовка земли рядом с яблонями, посадка чеснока и моркови в первый год, посадка чеснока и фасоли во второй год, наблюдение за всходами, прополка, рыхление, полив, уборка урожая).

в) Анализ данных информации.

г) Написание введения.

д) Подборка материала основных глав.

е) Написание заключения и оформление приложения

ж) Выступление на региональном конкурсе исследовательских работ имени В.И. Вернадского.

з) Выступление в межрайонной научно-практической конференции исследовательских работ города Котельнича.

и) Получение рецензии и дипломов.

к) Исправление недочётов в работе.

л) Презентация и получение зачёта исследовательской работы на экзамен

МКОУООШ с. Колково

Необходимые ресурсы: литературные источники и интернет

Необходимое оборудование: лопаты, тяпки, маркер, вёдра











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!