V районная математическая конференция щкольников
Задачи, которые решали наши дедушки и бабушки
Ахметзянова Амелия Алмазовна
ученица 6 класса МБОУ
«Рунгинская сош Буинского
муниципального района РТ»
Руководитель: Лукьянова Т.Н.,
учитель математики МБОУ
«Рунгинская сош Буинского
муниципального района РТ»
Буинск 2017
Оглавление
Введение……………………………………………………………….…….3
1.Задачи……………………………………………………………………..4
1.1.Задача 1 с решением.…………………………………………………..4-5
1.2. Задача 2 с решением……………………….........................................6
1.3. Задача 3 с решением ……………………………………….................6
1.4. Задача 4 (головоломка) с решением ………………………...…….....7
Заключение………………………………………………..............................8
Источник…………………………………………………………..………….9
Введение:
Начальные понятия математики, а так же самые высокие и отвлеченные идеи
математической науки получили начало от практики человека. Отдельные
математические знания, выросшие из практической деятельности человека,
из наблюдения им явлений природы, существовали у всех народов
древности. Математические сведения накапливались в результате
практической деятельности народов в течение тысячелетий. Ряд имен
известных математиков встречаются в школьных учебниках, которые внесли
огромный вклад в развитие математики. Во многих учебниках есть
старинные задачи. Решая эти задачи, я задумалась…А какие же задачи были в наших окрестностях? В нашей деревне? Особенно меня заинтересовали задачи, головоломки, которые решали наши дедушки и бабушки. Детство наших дедушек и бабушек прошло в тяжелые военные годы.
В нашем селе Рунга, что расположено в живописном месте вблизи небольшой речки Карла, недалеко от районного центра, на высоком склоне, расположен небольшой белый дом. В нем проживает ветеран труда Дворцов Николай Терентьевич, 10 апреля 2017г.ему исполнилось 86 лет. До самой пенсии работал механизатором, за самоотверженный труд награжден медалями и нагрудными знаками. Он удивительно добрый и общительный человек! Николай Терентьевич любит шутить, знает и помнит много интересных задач и головоломок. Я записала с его слов несколько задач(условия задач я перевела на русский язык).
Объект исследования: Задачи нашей местности
Цель работы: Изучение задач, которых решали наши дедушки и бабушки.
Задачи:
1.Записать интересные для меня задачи и их решить.
2.Расширить свои знания в области решения старинных задач
Задача1. В лесу, вблизи села, находится склад с секретным оружием. Ночь. Темно. Охраняют склад 24 солдата, таким образом, что на каждой стороне склада видны 9 солдат.
А) 4 солдата самовольно уходят в село, смотреть кинофильм. Как должны располагаться оставшиеся 20 солдат, чтобы начальник караула не заметил ушедших солдат, т.е. чтобы на каждой стороне склада как и раньше были видны 9 солдат?
Б) После просмотра кинофильма 4 солдата возвращаются на место охраны с подругами, т.е.8 человек. Как должны располагаться солдаты, чтобы начальник караула не заметил пришедших , т.е. чтобы на каждой стороне склада как и раньше были видны 9 человек?
В) Через некоторое время за девушками приходят их матери. Как должны располагаться солдаты, чтобы начальник караула опять не заметил пришедших женщин, т.е. чтобы на каждой стороне склада как и раньше были видны 9 человек?
Г) Вслед за матерями на место охраны приходят отцы девушек. Как должны располагаться солдаты, чтобы начальник караула опять не заметил пришедших мужчин, т.е. чтобы на каждой стороне склада как и раньше были видны 9 человек?
Решение. В начале 24 солдата располагаются так:
Iii iii iii
Iii iii
Iii iii iii
А) 4 солдата ушли.20 солдат располагаются так:
Iiii i iiii
i I i
Iiii i iiii
Б) Вернулись 4 солдата с подругами, т.е. 28 человек располагаются так:
ii iiiii ii
Iiiii iiiii
ii iiiii ii
В) Пришли матери девушек,т.е.32 человека располагаются так:
i iiiiiii i
Iiiiiii iiiiiii
i iiiiiii i
Г) Пришли отцы девушек,т.е.36 человек располагаются так:
iiiiiiiii
Iiiiiiiii iiiiiiiii
iiiiiiiii
Задача 2. Имеется 10 спичек. Как, переставив спички, можно получить 5 крестиков при одном условии, что каждый раз спички можно переставить только через две спички.
Решение. В начале имеем 10 спичек: I I I I I I I I I I
1 ход: I I I I I I I I +
2 ход: I +I I I I I +
3 ход: I + I I +I +
4 ход: I + I + + +
5 ход: + + + + +
Задача 3(шутка).У хозяина-10 коров, а сараев только 9. Как разместить 10 коров так, чтобы в каждом сарае была только одна корова?
Решение. Имеем 9 сараев: №1,№2,…,№9.Разместим в сарай №1 пока 2 коровы. А в остальные сараи по 1 корове. Считаем коровы:
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 |
Две коровы | Третья корова | Четвертая корова | Пятая корова | Шестая корова | Седьмая корова | Восьмая корова | Девятая корова | Из №1 берем одну из двух коров, вот и десятая корова! |
Задача 4(головоломка). В одном селе жила одинокая бабушка. Дети давно выросли и уехали в город. Писем и весточек от родных детишек она не получала, они совсем не интересовались жизнью матери.
В один прекрасный день приехали к ней дети и говорят:
-Мама, мы приехали, чтобы помочь тебе с переездом в город. Будешь жить в столице.
-Сначала у меня, -говорит старший сын Анатолий.
-А потом у меня, -говорит средний сын Василий.
-Можно и у меня пожить…, -тихо заявляет младший сын Александр. Сидит мать, смотрит на детей и говорит:
-Я очень рада, что вы беспокоитесь за меня, желаете мне только хорошее…Да, ведь не одна я. У меня-корова, куры, огород и сад, да и дом большой… А сыновья ей в один голос:
-Да продадим! Все продадим! И деньги будут не малые!
Задумав, мать отвечает:
-Ну, хорошо. Сначала отгадайте загадку: «четыре- вперед, а потом четыре- назад и затем один-вперед». Дети не смогли отгадать. Мать улыбнулась и осталась в селе. Да, попробуйте и вы отгадать.
Ответ. «Четыре-вперед, а потом четыре- назад и затем один-вперед» означает: четыре пальца вперед, а потом четыре пальца назад и затем один палец вперед .Вот вам и «кукиш!»
Заключение.
Работая над этой темой, я узнала о старинных задачах и головоломках нашей местности, познакомилась с решениями этих задач. Но это только начало моей работы. Я считаю, что изучением старинных задач можно заниматься очень долго, но чтобы узнать всю историю нужно гораздо больше времени. Теперь планирую в дальнейшем продолжить изучение старинных местных задач и головоломок. Я выражаю большую благодарность ветерану труда Дворцову Николаю Терентьевичу за оказанную мне помощь в изучении старинных задач и головоломок.
Источник: Воспоминания жителя села Рунга Буинского муниципального района РТ Дворцова Н.Т.(перевод с чувашского)