Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Полянская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района Республики Татарстан
Муниципальная научно-практическая конференция учащихся
Тема работы : «Народные куклы»
Подготовила:
Кузьмина Вероника Александровна
Обучающаяся 7 класса
Полянской СОШ
Руководитель:
Конантьева Ксения Игоревна
Полянская СОШ учитель технологии
2019
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….…..…...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….…4
1.1 История появления первых кукол………………………………………..…....4
1.2 Виды народных кукол и их назначения…………………………………….…7
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………10
2.1 .Анкетирование учащихся ………………………………………………….…10
2.2. Изготовление народной куклы……………………………………….…….....11
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………......................................12
4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ. ………………………..…………………..14
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………15
Введение
В наше время на прилавках магазинов можно увидеть большое разнообразие игрушек, а среди них много прекрасных кукол. Куклы приветливо улыбаются всем покупателям, привлекают яркой упаковкой и красочной одеждой. Самые юные покупательницы не могут отвести глаз от таких товаров, которые можно приобрести для интересных игр . Реклама на телевидении, картинки в детских журналах, реклама в , на продуктах посетить , где можно « » по своему . дети мам, бабушек у них куклы, из они сделаны.
мной в том, что интерес к в современном . Появилась возникшую . сегодняшнее , какой игрушка, что она – это знать и своего .
Кто в не играл, тот не » - гласит . В куклы раньше, и будут .
Цель: работы: возникновения и кукол, детей к и традиционной .
В связи с у появилась в следующих :
историю кукол.
с кукол, их .
Провести учащихся по .
Проанализировать и интервью, .
Сделать .
Объектом исследования : народные куклы
Предмет исследования: игровые куклы
Практическая значимость: результаты исследование, могут в дальнейшем использоваться на уроках технологии, окружающего мира, в кружках, группах продленного дня.
Методы:
1) – литературы, .
2) – изучение по теме, по интернету, .
3) Практический – .
Основная
1.1 появления
Куклы... на они являются человеческой . сопровождает от до школьной , а навсегда в жизни как или как некий , .
Что такое ? В русского С. И. объясняется, что – это игрушка в человека. По учёных: , – это любая , даже она не детской .[1]
Где же первые ? на этот прост: . — один из спутников . Ее обнаружить как у , так и у народов. [6]
всегда искусством - ценились в , а и любители отдать за то, чтобы куклу и коллекцию. Вам в историю и путь искусства от до наших .[4]
к истокам - в Древний . самых из археологами около 4 тыс. лет. , иногда из грубый без рук и ног, не для игр, а имели - куклы с хозяином в дара, не был одинок.
жрецами в и мистерий, , а позднее из переместились на театров. В кукольные широкое и призваны пороки и . все более , их все более к . [8]
Во Франции первые , демонстрировать . Во половине 17 создают . Эти среднего куклы, чьи пропорциям , создавались с шикарных и .
Промышленная 18 века новой - ием механических . французские в своих канонические и достижения . Механические " " Анри-Луи , "Писец" и "" Жаке всемирную и по сей вызывают публики.[5]
В ремесло особым . народного считались , , Сергиев ... , барыни, - умельцы душевные, ментальностью, и игрушки.
Петра I был - это коснулось и . Из Голландии в приглашены , научили собирать , открыли . Тело, и изготавливались , а , представляющие в создании, на фарфоровом Бенуа в .
историю, мы , что в древнем , применялись не для игр, но и для . Это были игрушек.
До сих пор не ответить на : ли изначально как культурное или это по сравнению с ? Большинство мнения, что игрушкой не . И вот почему. В , на ранних общества, предметов и созданием не разницы, мир отличался от их в том смысле, что вступал во , приобщаясь к её . поэтому являлись не . У них было : участие в , , их клали в или в качестве . Переходя в , ребёнок игрушки , как это делали, , греки и .[4]
1.2. народных и их .
По своему делятся на три : куклы – , и обрядовые.
– . Интересно, что у лицо не . Это с древними , с игрушки в , как предмета. “ кукла” “ ”. Отсутствие знаком , что – вещь , а не доступная для в неё сил. Оберег – или заклинание, от различных , а предмет, на наговорено и на теле в . Считалось , что над кроваткой “Куватка’’, то она эту силу. За две до ребёнка помещала – оберег в . родители в на работу, и в доме , он на эти маленькие и играл.Известно, что платья не так, а со . Во-первых, в должен был цвет – , тепла, , . И еще считали, что он действием: от и травм. , которым наряд , не был случайным. его хранил , и узор был в куклы, . Слово «» «призор», т.е. «». на кукольном , как и на взрослого , : круги, , – знаки ; фигурки и - плодородия; – знаки ; линии – , ромбики с - символ ; вертикальные - дерева, природы.[3]
, предназначались для . Они делились и . Свёрнутые без иголки и . На палочку слой , а перевязывали . к этой голову с и в нарядную . К свёрнутым куклы – , изготавливались . Туловище – , закрученный оси и скреплённый . же способом и, наконец, – голова с прикреплённый к , что наиболее традиционных кукол кукла “’’. она в Смоленской и собой , наряженное в одежду. более . Она представляла изображение . Туловище – , свёрнутый в “”, обтянутое лицо. , волосяная . из набитых . Костюм, как , с не снимали.[4]
свёрнутой кукла “”, в Ефремовском губернии. Её для младшего . делали , белой и в трёх , брали , покрывали им , перевязывали его, . Остатки по разрезали на три и косички – это . На куклу , передник, на ей косынку.
“на ” являлась куклой. Она до 12 лет и была по и рукоделию. помогали старшим , с традиционными , попутно что – то и для приданого. хотела куколку, на показать , чтобы не с детьми и на посиделки. “на выхвалку” в во Рождественского и , а весной, гуляли по , нашитыми . В местностях эти своё . кукла – «». – “кукла с ’’. – “молодуха’’. – “ нарядная’’, она и тем , что отделял от .[3]
Богата обрядами. почитали и в , в красный Они ритуальное . « кукла (, )» - , символизирующая и . Изготавливается из и хлопчатобумажных . куклу, не из рук, до узелка. При куколки в не иголкой и , разрывая на нужного . кукла «». делали из или 14 октября на , садились за . В используются цвета, обережным. На низ привязывается 9 ниточек-бантов. для помощи , свое , и в разных , как ткачество, , , вязание и т.д. изготовления она же сжигалась. «» дарят на , женщина все , все у нее ладилось. А для , в доме и б было, делала , или крупеничка. ее сбора . В куклы - с , собранными с . её разными . эту куклу для того, у нее дети. Покосница во время . «» – одна из по технике . Она делается без и без шва, из цельного . Затем и перевязывается . Из ткани по и перевязываются . На куклу , передник (но видна - основа ), платок. используемой – , светлые, покос в деревнях . «Купавка» - это одного дня. «» собой . Её сплавляли по , и , привязанные к её , с собой и невзгоды – придавалось воды. Эта Аграфены и Купала.[5]
2.2 Анкетирование
« знают о дети?»
из сбора в исследования учащихся. Для мы учащихся ,, классов, им п ответить на .В анкетировании шесть .
ли ты дома в ?
Из материалов любимая ( , резина, , , нитки, , .)?
Что ты знаешь о ?
Какие , обряды , с тряпичной ?
5. бы ты научиться своими ?
обработки представлены в 1, сделать вывод о том, что все куклами, из какого они . На третий только 2 ,из это что нужно детей о . Положительно все на вопрос, что нас .
2.3. Изготовление
Есть , что “ вдохновенные создаются ”. детское в одном с взрослых. сегодня искусств на то, что они могут . Взрослые , академическое , стараются как . Даже направление « », «художественный детские .
А кукольников создавать , похожи на и про которые, , что их делал . Они все неповторимы и , они не , не красивы -их в руке.
, создать куклу -надо с ножницами и , , вязать, на или на ткани. представление о том, как материалы или . Таким создания -это , учебы, навыков, ребенку
работы
Во нужно безопасной с , иглой, при на машине, а требования при с .
Для работы мне :
нескольких — по цвету и ; и ленты (для ); нитки для ; нитки ; ; бусины, бутылки, : , иголки, работы.
две бутылки.
головы : это делать для
Приклеиваю и . Рисую с помощью . Украшаю
Крепим к .
Измерив , рассчитаем .
По выкройке из ткани. 2 основные ( и зад, два (рукава, и , равной бутылки и 3-4 см.
рукава и –получаем . их к телу
к изготовлению .
Берём аж и пришиваем по платья, скрепляя с платьем.
(рис1)
Во исследования я появления , познакомилась с , выяснила их . анкетирование и .
Работая над , мы , что:
куклы в течение его , они развлекают, , , украшают дом, коллекционирования, ;
во все времена интересам не , но и взрослых, и идолов, и талисманом, моды;
разными: по , по , по применению;
большую в людей в времена в .
Меняется , , меняются и кукол, но одно - остается не только для , но и для .
Мне очень куклу, я результатом. В я продолжить кукол. и вам – очень !
литературы:
С.И. РУССКОГО . – , стереотип. М., «. », 1980г.
Е., Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – Белый город, 2013 г. – 112 с.
Волкова Я. Детские куклы – обереги. - Хоббитека,2016 г. – 88 с.
Денисова Т. Народные куклы – обереги. – Питер, 2016 г. – 64 с.
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – Спб: «Паритет», 2006 – 240 с.
Агеева И., Агапова О. Куклы из бабушкиного сундука // Народное творчество. 2004г №3 С.42-47
Берегова О. Символы славян. М.: «Эксмо», 2007, с. 5-8
Интернет – источники
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Результаты анкетирования, проводившегося среди моих сверстников
1.Играешь ли ты дома в куклы? |
Да -80% | Нет-20% |
Из каких материалов сделана твоя любимая кукла? |
Пластмасса-80% | Ткань-10% | Дерево- 0% | Резина-10% |
Что ты знаешь о народной кукле? |
Это кукла из музея-50% | С ней играли наши бабушки-30% | Нечего-20% |
Какие знаете обычаи, обряды , связанные с традиционной тряпичной куклой? |
Жгли на масленице -10% | делали детям от сглаза-10% | Незнаю-80% |
Хотел бы ты научиться делать куклу своими руками? |
Да-100% | Нет -0 |
Рис1