Министерство образования и науки Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Починковский сельскохозяйственный техникум»
Исследовательская деятельность студента как инструмент активизации его познавательной и творческой деятельности в процессе изучения дисциплины «Химия»
Автор доклада:
Могина Татьяна Альбертовна
преподаватель
с. Починки
2023 г.
В настоящее время учебно-исследовательская деятельность обучающихся становится популярной формой учебной работы и необходимым средством развития самостоятельного творческого подхода школьников к современной жизни.
В философском энциклопедическом словаре под термином «исследование» понимается «процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью»
Цель исследовательской деятельности направлена на получение новых знаний, на обогащение общественного и личного опыта.
Актуальность данной проблемы заключается в следующем: исследовательская деятельность способствует приобретению у студентов навыков исследования, способствует приобретению новых знаний при изучении темы.
Согласно профессиональному стандарту педагога одним из трудовых действий является руководство в исследовательских проектах.
Особую роль следует уделить факторам, условиям, и принципам исследовательской деятельности: основную роль играет доброжелательная атмосфера при выполнении исследовательской деятельности, сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения, а также создание ситуации совместной поисковой деятельности. В исследовательских работах со своими студентами я использую методы индивидуальной работы, т. к охватить всех обучающихся в научную деятельность очень сложно.
Привлечение обучающихся к учебным исследованиям должно идти в двух направлениях — содержательном и организационном. Содержательная самостоятельность проявляется и том, чтобы обучающийся мог без помощи со стороны поставить перед собой учебную задачу и представить ход её решения. Организационная самостоятельность выражается в умении обучающегося организовать свою работу по решению постановленной задачи.
Учебно-исследовательская деятельность по естественно-научным дисциплинам сочетает в себе использование теоретических знаний и исследования, требует умения моделировать, строить план, осуществлять исследования, иметь навыки построения схем, диаграмм.
Требования, которые предъявляются студентам: умение самому формулировать изучаемую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, проводить исследования делать выводы, разрабатывать и проводить эксперимент.
Учебно-исследовательская деятельность осуществляется как в урочное время, так и во внеурочное. Однако полноценное учебное исследование практически невозможно вместить в рамки традиционного урока, только отдельные элементы исследовательского метода можно отрабатывать на уроке.
Особая роль отводится тематике исследований, тематика исследований по естественно-научным предметам чрезвычайно разнообразна. Но работа должна соответствовать интересам обучающихся, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Для наблюдений и исследований отбирают такие объекты и явления, которые наиболее типично и ярко отражают существенные стороны местных природных условий; доступны для систематических и регулярных наблюдений.
Одним из наиболее распространенных видов исследовательской деятельности студентов, в процессе обучения сегодня является метод проектов. Метод проектирования коренным образом меняет функцию обучающегося в образовательном процессе. Этот метод делает обучающегося не объектом, на который направлена обучающая активность преподавателя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действия по образцу недостаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Работа по данному методу является для учащихся новым видом учебно-познавательной деятельности, которая во многом отличается от привычной «меловой технологии».
Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Защита индивидуальных или групповых проектов осуществляется в ходе научно - практических конференций различного уровня.
За 2 года работы в сфере профессионального образования основной акцент делаю на дисциплину химия. Студенты уже не раз участвовали в зональных и областных научно-исследовательских конференциях, где занимали призовые места. В настоящее время идет работа над очередным проектом.
Список использованных источников
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов С.А., Фомина П.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательские работы школьников. 2001. - №1. - С. 24 - 34.
2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
3. Философский энциклопедический словарь/ Под ред. Губского Е.Ф.
4. Чистякова С.Н., Лернер П.С., Титов Е.В. и др. Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя. - М.: 2006. -145 С.