СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания как основа формирования метапредметных компетенций»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы на уроках истории и обществознания, а также во внеурочное время

Просмотр содержимого документа
««Исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания как основа формирования метапредметных компетенций»»

С.Н. Перминова

Методическая тема

«Исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания как основа формирования метапредметных компетенций»


Введение

Знание - не инертный пассивный посетитель,

приходящий к нам; его нужно искать, прежде чем

оно будет нашим, оно - результат большой работы

Генри Томас Бокль


Пробудить интерес ребенка к знаниям, научить использовать ум, проявлять волю и характер, утонченно чувствовать прекрасное, быть стойким – это главное, что может и должен сделать учитель.

Выбор данной целевой установки обусловлен современной ситуацией, где имеется потребность в становлении личности, качественно соответствующей общечеловеческим гуманитарным ценностям, готовой к преобразованию окружающего мира в направлении его совершенства.

В своей практике я широко применяю технологию системно-деятельностного подхода, которая позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся, а именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение находить информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, уметь обрабатывать информацию и представлять в качестве готового продукта.

Применение современного интерактивного оборудования позволяет каждому из нас повышать доступность, глубину и качество освоения материала, усиливать наглядность и «яркость» обучения, укреплять «обратную связь» на уроках, повышать внимание учащихся к содержанию урока и т.д.

Но, в своей работе неоднократно приходится сталкиваться с проблемой: Как при огромном количестве учебного материала организовать свою деятельность так, чтобы у детей после каждого урока оставалось в памяти не только то, что они изучали, чтобы верно соотносили эпохи, события и даты, а также умели проследить исторические закономерности, выявить их особенности, но и перенести знания в жизнь, за рамки учебного предмет, т.е., мы говорим о метапредметных компетенциях, которые включают следующие умения и навыки:(слайд)

-формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

-планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

-работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

-собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

-использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

-привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

- ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

-определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

-логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

-применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельностив виде готового продукта: в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

-планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат и т.д.

(слайд) Открывать, искать, исследовать, проектировать - эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности обучающихся на современном уроке.

Что такое исследование? Озвучивать и комментировать не буду. Вы все об этом знаете, но хочу сказать, что исследовательская деятельность способствует: (слайд)

• формированию информационной культуры личности;

• повышению мотивации к изучению отдельного предмета, предметной области;

• развивает самостоятельность и активность;

• формирует коммуникативные качества;

• дает возможность проявить творческие способности, выступить в роли исследователя (социализация);

Исследовательская деятельность обучающихся позволяет перейти от информативного обучения к активному, исследовательскому, увеличивает объем содержания образования и темп его усвоения.

Согласитесь, что тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. На своих уроках я провожу анкетирование, на основе которого выявляю мотивы учащихся заняться исследовательской работой за рамками урока: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; желание самоутвердиться; ….. получить награду на конкурсе; возможность получить дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ.

Желание, что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема «навязанная» ребенку, какой бы важной она не казалась нам взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того, чтобы выбрать тему, интересующую ученика, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.

Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Подвести обучающегося под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки - задача сложная, но без её решения эта работа теряет смысл.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность, в данном случае, следует понимать, не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления.

Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека - умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные, точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, у ребенка не высока. Долго целенаправленно работать в одном направлении ему обычно очень трудно. Поэтому часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца, работа так и остается незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Самым важным в работе педагога считаю, что он тоже должен чувствовать себя исследователем. Исследуя проблему с обучающимся, можно приобретать знания вместе с ним, помогая друг другу. Можно открывать для себя новые горизонты. Это один из самых результативных путей обучения творчеству.

Я всегда рекомендую начинать работу с составления плана исследования: составить и провести анкетирование, взять интервью, написать основную часть, так как в процессе оформления текста могут несколько измениться цели и задачи. Затем пишется заключение как итог и выводы проделанной работы, и, наконец, введение. Окончательное название темы формулируется уже в самом конце работы. И в этом часто помогает руководитель, так как самим учащимся бывает тяжело сделать это самостоятельно.

Таким образом, в ходе исследовательской работы многое представляет для учащихся значительные трудности: (слайд)

·выявление темы и проблемы исследования;

·постановка цели и задач, определение методов, объекта и предмета исследования;

·правильный выбор методики исследования, изучение общественного мнения и источников;

·отбор и структурирование материала;

·соответствие собранного материала теме и целям исследования.


Приведу конкретные примеры из своего опыта.

Конечно, в рамках урочной деятельности, это

-традиционные рефераты, сообщения,презентации.

-Ребята, проявляющие к этому интерес, усложняют свои исследования составлением игровых презентаций, созданием видеороликов

- создают творческие исследовательские проекты

- участвуют в конкурсах, викторинах, олимпиадах, требующих знаний, выходящих за рамки общеобразовательной программы …..

- представляют свои научно-исследовательские работы по предмету

-На уроках истории в конце каждого раздела есть темы, касающиеся истории родного края. Мне как человеку, увлекающемуся краеведением, эти темы очень интересны, и на своих уроках я стараюсь заинтересовать обучающихся событиями, связанными с историей малой родины, ее вкладом в историю страны.

- Так родилась идея создать школьную музейную комнату.

- По личной инициативе собучающимися школ района был организован и проведен музейный фестиваль «Знать и любить свою малую Родину»

- Для обучающихся школы в школьной музейной комнате обучающимися старших классов проводятся «Уроки Мужества»

- для выполнения исследовательской работы организуем экскурсии в музеи,

к историческим местам (Свято-Даниловскийподземный храм, расположенный на территории нашего района)

-Но более значимыми становятся темы, которые напрямую связаны с историей семьи.

- Свои исследовательские работы обучающиеся представляют координаторам сайтов «Фронтовики.ру», «Волонтеры Победы.рф»

Большую роль в организации исследовательской деятельности играет роль учителя. Его интерес к предмету способствует тому, чтобы ученики видели в своем учителе партнера, наставника. (Дети очень ценят совместное участие подобных мероприятиях).

- Сначала это были просто мини исследования («Солдат моей семьи»), выставки буклетов

- затем более значимые работы, в результате написания которых была организована поисковая работа (выход на сотрудничество с архивами: Томский архив, архив министерства обороны) по судьбам репрессированных граждан,

Не маловажную роль в исследовательской деятельности можно отнести к родителям, односельчанам, которые являются вдохновителями для новых исследовательских работ.

Например, когда стали открытыми такие сайты как «Мемориал», «Подвиг народа», «Солдат.ру», многие проявили интерес и это послужило основой для таких работ как «Великая Отечественная война в жизни моей семьи», «Фронтовой путь моего прадеда», «Солдат моей семьи», «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи».

-Это стало началом поисковой работы

- Активная работа с этими сайтами позволила найти информацию на погибшего солдата в годы Вов, и похороненного на территории Польши в братской могиле. Надеясь на сотрудничество, было составлено письмо обращение в Польский Красный Крест, но, к сожалению, ответ мы так и не получили.

-Свой успех я вижу в успехе своих обучающихся. Не случайно, обучающиеся выпускных классов выбирают мои предметы для итоговой аттестации и показывают хорошие результаты

-Они неоднократные призеры и победители конкурсов разного уровня (от региональных до Международного)

- Имя моей ученицы, работающей по теме «История иконы времен Первой мировой войны», включено в список участников Национальной программы «Интеллект будущего», который формирует базу данных и способствует накоплению баллов придальнейшем участии ребенка в научно-исследовательской деятельности, что поможет ему при поступлении в вузы страны.

- И есть обучающиеся, которые, уже закончив школу, продолжают заниматься теперь уже научно-исследовательской деятельностью. Их интерес к научной деятельности помог определиться с будущей профессией и в становлении жизненного пути.

Позвольте завершить свое выступление небольшим советом:

Стремитесь развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности

  1. Ориентируйтесь больше на процесс исследовательского поиска

  2. Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями

  3. Учите детей способности добывать информацию, а также умениям анализировать, синтезировать и классифицировать получаемую ими информацию

  4. Не делайте за детей то, что они могут сделать самостоятельно  

  5. Обучайте школьников анализу ситуаций и  решению проблем исследования

6. Оценивая, помните – лучше похвалить ни за что, чем ни за что критиковать.









Плюсами исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения: выявлять проблему; планировать свою работу; предвидеть результаты; использовать различные источники информации; самостоятельно отбирать и накапливать материал; анализировать, сопоставлять факты; аргументировать свое мнение; самостоятельно принимать решение; устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом); умение оформить и представить свою работу, умение адекватно оценивать себя и друг друга.

Исходя из опыта моей работы, могу сделать вывод о том, что применение исследовательской деятельности, проектов  на уроках истории, обществознания позволяют заинтересовать учеников предметом, повысить качество обучения, добиться ощутимых результатов в формировании различных навыков и умений у каждого отдельного ученика.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!