СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование межличностных отношений в группе младших школьников (2 класс) и методы коррекции нарушений общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование межличностных отношений в группе младших школьников (2 класс) и методы  коррекции нарушений общения

Просмотр содержимого документа
«Исследование межличностных отношений в группе младших школьников (2 класс) и методы коррекции нарушений общения»


Исследование межличностных отношений в группе младших школьников (2 класс) и методы коррекции нарушений общения


Опытно - экспериментальное исследование проводилось с целью изучения межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Целью социометрического опроса было исследование межличностных отношений в группе умственно отсталых детей с олигофренией в легкой степени отсталости. Группа детей, в которой был проведен социометрический опрос. В данный момент в классе 7 детей: 4 мальчика и 3 девочек.

Детям была задана такая инструкция: «Ваш класс сформирован уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы неплохо узнали друг друга, и между вами сложились определённые личные и деловые отношения, симпатии и антипатии. Многие из вас дружат между собой, а с кем- то из вас складывались отношения не совсем гладко и образовавшиеся между вами отношения далеки от идеала. С кем- то вам хорошо находиться в одном классе, с кем- то вы бы хотели учиться отдельно. Представьте себе, что ваш класс начинает складываться сначала. Сейчас я раздам вам специальные бланки, рассмотрите их внимательно. На первой строке, там, где написано Ф.И., вам нужно разборчиво написать ваше имя и первую букву фамилии.

Прочтите первый вопрос: «Кого бы из одноклассников вы бы хотели оставить в своей группе?» Подумайте, посмотрите на сидящих с вами товарищей и запишите трёх человек, с кем вам хотелось бы дальше учиться.

Потом прочтите второй вопрос. Там написано «Кого бы вы хотели исключить из вашей группы?». Напишите имена трех ваших одноклассников, с кем вам не хочется учиться в одном классе.

В результате проведенного теста были получены следующие результаты:

 

Ф.И.О.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

Дима П.

 

1

1

-1

-1

-1

1

2.

Саша Н.

-1

 

-1

1

-1

1

1

3.

Никита Л.

-1

-1

 

1

-1

1

1

4.

Оля К.

1

1

-1

 

-1

1

-1

5.

Валя В.

-1

1

-1

1

 

1

-1

6.

Маша С.

-1

-1

1

1

-1

 

1

7.

Вадим С.

-1

-1

1

1

-1

1

 

 

Всего предпочтение

1

3

3

5

0

5

4

 

Исключение

-5

-3

-3

-1

-6

-1

-2


По данным таблицы построена диаграмма, наглядно демонстрирующая особенности общения в группе:

Исследование дало следующие результаты:

В классе 2 человека (Оля и Маша) являются «звездами», 1 человек (Вадим С.) -«предпочитаемый», 2 человека (Саша Н. и Никита Л.) - «принятые», 1 человек (Валя В.) - «аутсайдер».

Исследование подтвердило, что в группе умственно отсталых детей имеется нарушение межличностных отношений. Наблюдение показало, что в группе постоянно существуют различные преткновения и конфликты. В группе соединились дети, у которых лишь сходные совпадающие цели, но эти цели не стали общими для всей группы. У членов группы нет стремления постоянно общаться друг с другом, наблюдается стремление обособиться. У многих детей наблюдается замкнутость, часто агрессивность по отношению к окружающим.

Наблюдается резкое деление учащихся на успевающих «отлично» и «удовлетворительно». Часто группы формируются по физическим и умственным способностям детей («сильные» дети редко дружат со «слабыми»).

Отличительной особенностью коллектива умственно отсталых детей то, что группа не может действовать самостоятельно, без постоянно действующего контроля со стороны учителя, воспитателя. Коллективные мероприятия, совместная деятельность формируется руководителями групп.

Проблема группы в том, что она не представляет единого целого, распадается на множество отдельных группировок, некоторые дети держаться обособленно от всей группы, у них трудности в общении не только с коллективом, но и с воспитателями, учителями.

Ярким примером таких отношений является Валя. В ходе исследования было выяснено, что Валя является нежеланным членом группы. Все дети предпочли удалить её из группы. Анализируя данный показатель, необходимо сказать о самой Вале. Девочка с диагнозом ПМПК «Психическое недоразвитие с психоэмоциональными и речевыми расстройствами». К концу второго года обучения Валя стала произносить некоторые слова, её устная речь крайне неразборчива. Пишет и списывает с трудом, но под диктовку писать может. В любой момент урока может встать и начать кричать, становиться неуправляемой, покидает класс. У Вали избыточная масса тела, она без труда справляется с одноклассниками, если ей что-то нужно у них забрать или сесть на их место. К одноклассникам у неё негативное отношение, но, тем не менее, они выделяет предпочтительных людей, но, несмотря на это, в близкий контакт с ними не вступает. К учителю она относится с большим уважением, всегда приносит ей подарки из дома (полиэтиленовые пакеты, фантики от конфет, красивые упаковки), но в тоже время непослушна. Характерно, что чем заметнее дефект развития, тем больше вероятность, что ребёнок будет аутсайдером группы.

Серьезной причиной нарушения контактов и появления конфликтов является различные расстройства настроения: апатия, дисфория, эйфория. Всё это препятствует нормальному общению в группе. Конфликты самостоятельно дети погасить не могут, в этом случае требуется обязательное вмешательство учителя, воспитателя. В случае невмешательства конфликт может привести к серьёзным последствиям. Наблюдения показывают, что ссоры, разногласия в группе часто провоцируют драки, побеги, бродяжничество, что является очень серьёзной социальной проблемой, которая требует немедленного решения.

Подбирая методы коррекции общения в группе детей, обучающихся в школе, предпочтение отдают игре, как методу коррекции общения. Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.

Игры - энергизаторы

Паровозик

Ведущий является «паровозиком», который должен из детей составить поезд. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:

- Я весёлый паровозик Лена, а ты кто?

- А я красивый вагончик Саша.

- Поехали дальше вместе.

- Поехали.

Дети едут за следующим «вагончиком», и так, пока не соберётся целый весёлый поезд? Знакомство

1). Каждый участник по кругу называет своё имя. Второй круг проводится с повторением трех имен имени соседа справа, своего имени и соседа слева.

2). Участник, называя себя, кидает мячик любому члену группы, тот называет свое имя и кидает мячик кому-либо, по своему выбору. В следующий раз участник уже называет не только свое имя, но и имя того, кому бросает мяч.

Пожелание

Все играющие садятся в круг.

Инструкция: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодня. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из вас не получит пожелание на день».

Затейник

Дети становятся в круг и выбирают ребенка, который должен показывать различные движения. А все остальные дети должны в точности повторять.

Игры - оптимизаторы

Комплименты

1. Все играющие встают в круг. Один из играющих поворачивается к своему соседу и говорит ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ должен сказать «Спасибо» и, в свою очередь повернуться к следующему. И так до тех пор, пока каждый из участников не получит комплимент.

2. Каждый участник сам говорит о себе что-нибудь хорошее.

Играя в эту и подобные игры, можно передавать друг другу какой-то, ставший традиционным, предмет, например, сердечко, сшитое из ткани, игрушку.

Давайте похлопаем.

Игра помогает детям лучше узнать друг друга почувствовать себя увереннее и комфортнее в группе. Дети располагаются по кругу. Ведущий задает играющим различные вопросы (можно и шуточные).

Дети, которые отвечают на предложенный вопрос утвердительно, встают, а остальные громко им аплодируют. Необходимо, чтобы каждый ребенок встал. В дальнейшем можно предложить детям самим придумать вопросы.

Горячий стул.

В центре комнаты стоит стул. Каждый по очереди занимает на нем место. Когда кто-то сидит на стуле, остальные члены группы, подходя к нему сзади, обращаются со следующими словами: «Больше всего мне в тебе нравится...»

За что мы любим.

Выполняется письменно. Всем детям раздаются листы бумаги. Каждый выбирает в группе человека, который ему нравится. Необходимо написать про этого несколько слов, не указывая его имени. Все по очереди читают свою характеристику, а остальные должны определить, к кому она относится.

Ласковое имя.

Каждому ребенку придумывают новое имя, начинающееся с первой буквы настоящего имени. Например, Лена - ласковая, любознательная.

Хочу быть.

Эта игра позволяет ребятам осмыслить присущие человеку качества, свойства, черты характера. Суть игры заключается в следующем: детям предлагается различные свойства, например: сильный, красивый, спокойный, везучий и другие. Из этих качеств ребенок выбирает любое понравившееся ему, и объясняет, почему бы он хотел его иметь.

Игры по преодолению замкнутости

1. «Незнайка»

Каждый ребенок - Незнайка. Ведущий (взрослый) задает детям различные вопросы, а они только пожимают плечами, разводят руками.

Выразительные движения: приподнятые брови, опущенные уголки рта, приподнятые на миг плечи, руки слегка разводятся в стороны, ладони раскрыты.

После игры определяется лучший Незнайка. Эта игра способствует развитию выразительности жестов. Замкнутый ребенок может более легко вступить в контакт, используя неречевые формы общения, которые помогут ему свободнее и выразительнее высказать свою мысль

2.Назови свои сильные стороны.

Каждый ребенок в течение нескольких минут должен рассказать о своих сильных сторонах - о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно, чтобы ребенок говорил прямо, не умаляя своих достоинств. Старайтесь, чтобы он как можно меньше использовал засоряющие язык слова, например, «ну», «вот», «если» и т.п.

Упражнение развивает умение думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других.

3.«Близнецы».

Обыгрывается сюжет, когда все вокруг стали абсолютно одинаковые. Одинаково думают, одеваются и т.п. После игры проводится обсуждение, понравилось ли быть всем одинаковыми, в чем были трудности.

Упражнение помогает осознать и принять индивидуальные особенности себя и других людей.

4.3акончи предложение

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений.

-Я хочу...

-Я умею...

-Я смогу...

-Я добьюсь...

Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ. Это упражнение способствует повышению уверенности в себе, в своих силах.

5. «Паровозик».

Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения (без слов). Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети - вагончики, должны повторить его движения, а если он показывает какого-нибудь человека или животного, отгадать, кого он изображает.

Эта игра «без слов» помогает ребенку легче вступить в контакт со сверстниками.

6.Разыгрывание ситуации.

Эта игра может использоваться для коррекции практически всех нарушений в сфере общения у детей.

Сюжеты для разыгрывания могут быть придуманы самими детьми или можно использовать реальные ситуации.

Можно проиграть следующие сценки:

- два незнакомых ребенка вышли погулять во двор, там, кроме них, никого нет;

- два незнакомых ребенка встречаются у качелей, оба хотят покачаться;

- ребенок гулял во дворе - видит другого незнакомого, который громко плачет.

Разыгрывание ситуаций помогает ребенку отработать определенные навыки поведения. Эта своеобразная «репетиция поведения», которая снимает некоторые трудности, возникающие у ребенка в процессе общения с детьми.

7.Совместные настольные игры.

Для работы с умственно отсталыми детьми с успехом можно использовать различные настольные игры, которые есть в классе и дома. Однако есть особенность проведения этих игр - в них обязательно должно играть одновременно несколько детей и игра должна быть по своему уровню доступна детям, играющим в неё.

В настольных играх отрабатываются навыки совместной игры с правилами.

11. «Маленький скульптор»

Упражнение выполняется в парах. Дается задание начать лепить из пластилина какую-нибудь фигуру, лучшие что-то фантастическое, через определенное время дети меняются фигурами, и теперь каждый должен долепить фигуру партнера. После выполнения задания дети обмениваются замечаниями, правильно ли понят их замысел, что они сами хотели бы слепить.

Эта игра развивает и закрепляет навык понимания и развития замысла другого человека.

Изотерапия

1. Изотворчество.

Каждый ребенок рисует на одном листе один, под спокойную музыку. Установка: «Послушайте свое дыхание, свою душу, тихо, тихо скажите сами себе свое имя, я тебя люблю. Сейчас вы будете рисовать под музыку, все, что вам хочется, что вы увидели, можете нарисовать свое дыхание, свою душу, свою любовь к себе. Рисуйте, разговаривать не надо, слушайте музыку и ищите краски, которые вам очень нравятся.

2. Что я люблю.

Совместное рисование. Рисуют дети на одном листе. Что каждый из них любит. Затем учитель говорит, что получилась общая работа, на которых нарисованы любимые занятия ребят, давайте посмотрим, что любят наши ребята (должен состоятся разговор по работам).

3. Радость, праздник.

Совместное рисование. Все вместе дети рисуют на большом листе бумаге радость и праздник. Можно включить радостную, торжественную музыку. Затем все смотрят на получившийся рисунок и говорят, что они чувствуют, какие чувства у них возникли, когда они рисовали.

4. Коллективное рисование на темы:

«Кто живет на земле», «Кто живет в воде», «Кто умеет летать», «Наша природа», «Мой город», «Наша школа».

5. Совместный рисунок

«Как мы боремся с трудностями».

Не нужно бояться ошибок, неудач. Мы с вами растем, развиваемся. Каждый день ставит перед нами новые задачи, с которыми нам нужно справиться, каждый день мы учимся делать что-то новое. А на новой дороге не обойтись без ошибок и неудач. Не бойтесь их! Трудности с которыми мы справляемся, делают нас сильнее, умнее, увереннее в себе. Главное - не расстраиваться, не опускать руки, не обвинять себя и окружающих в том, что не повезло. Нужно терпеливо исправлять ошибки, преодолевать трудности. Давайте подумаем вместе, что значит «на ошибках учатся»? Наши ошибки помогают нам понять, что было сделано не так, и в следующих раз поступить так, чтобы добиться успеха.

После беседы обговорить вместе с детьми различные способы преодоления трудностей, пусть они попробуют придумать их сами, вспомнят примеры, как они или их друзья преодолевали различные жизненные препятствия.

После беседы предложите детям нарисовать эти способы. Совместное рисование на эту тему, помимо развития уверенности в себе, поможет замкнутому ребенку вступить в контакт с другими детьми, приоткрыть сверстникам свой внутренний мир.

6. Рисунок «Я в будущем»

Ребенку дается задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спросите, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родственниками. С одноклассниками, с друзьями.

Упражнение позволяет осознавать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих глазах.

Как говорилось выше, занятия по развитию навыков общения, коррекции нарушений общения необходимы в школе для умственно отсталых детей. Игра - прекрасный метод снижения агрессивности, замкнутости, апатии в коллективе. Необходимым условием возникновения полноценной игры является развертывание в ней социального содержания-содержания общения, взаимодействия и взаимоотношений между персонажами. Наблюдение за игрой дает возможность определить, как складываются отношения со сверстниками. Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия и игнорирования до заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, воспитатель должен так организовать игру, чтобы препятствовать возникновению и развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.


14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!