План-конспект урока
Тема урока: Знаковые модели
Цели урока: обобщить представления о знаковых информационных моделей, рассмотреть основные виды знаковых моделей и их примеры.
Задачи урока:
Предметные:
познакомить учащихся с сущностью знаковых информационных моделей;
показать существование разнообразных знаковых информационных моделей;
Метапредметные: владение информационным моделированием как важным методом познания.
Личностные:
Материальное обеспечение урока: Класс IBM, Windows, презентация
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Методы работы:
эвристическая беседа;
демонстрация;
самостоятельная работа.
Литература:
Информатика : учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с. : ил.
Информатика : методическое пособие для 7-9 классов / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2053. – 472 с. : ил.
Босова Л.Л. УМК по информатике. Электронные материалы. Издательство БИНОМ
Ход урока Организационный момент (2-3 мин.)
Объяснить порядок работы, цели и задачи урока
Повторение (5-7 мин.)
проверка изученного материала;
визуальная проверка выполнения домашнего задания;
рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания;
вопросы:
Когда используют модели?
Для чего используют модели?
Когда прибегают к моделированию?
Этапы построения информационной модели?
Какие модели Вы знаете?
Приведите примеры моделей
Актуализация предстоящей деятельности (2-3 мин.)
Изучение нового материала (10-15 мин.)
Учащиеся слушают, конспектируют, отвечают на вопросы.
К видам информационных моделей по способу представления относятся: образные модели, знаковые модели и смешанные модели.
Образные модели – это зрительные образы объектов, которые зафиксированы на каком-либо носителе. Примерами образных моделей являются рисунки в учебниках, фотографии, чертежи и так далее. Знаковые модели – это модели, которые представлены в виде текста, формул или программ на специальном языке программирования. К знаковым моделям относятся словесные описания, формулы в учебниках математики, физики и прочие. Смешанные модели – это модели, в которых одновременно используются образные и знаковые модели. Смешанные модели включают в себя таблицы, графики, диаграммы и так далее.
Сегодня мы рассмотрим знаковые модели.
1. Словесные модели – это описания предметов, явлений, событий, процессов на естественных языках. Естественный язык – это язык, предназначенный для общения людей. Важно, чтобы этот язык понимали все люди, участвующие в общении.
2. Математические модели (примеры). Математическими моделями называются информационные модели, построенные с использованием математических понятий и формул.
3. Компьютерными математическими моделями называются математические модели, реализованные с помощью систем программирования, электронных таблиц, специализированных математических пакетов и программных средств для моделирования.
4. Имитационные модели воспроизводят поведение сложных систем, элементы которых могут вести себя случайным образом.
Например, моделирование системы обслуживания покупателей в магазине для определения нормальной его работы, ведь мы не можем сказать точно некоторые параметры: время обслуживание 1 посетителя и количество покупателей пришедших в единицу времени.
Физкультминутка (2 мин.)
Учащиеся выполняют физические упражнения и упражнения для разминки глаз
Практическая работа (10-15 мин.)
Суворовцы выполняют практические задания
Задание 1. Приведите 2–3 собственных примера словесных моделей, рассматриваемых на уроках истории, географии, биологии
Задание 2. Решите следующую задачу, составив математическую модель.
Пароход прошёл 4 км против течения реки, а затем прошёл ещё 33 км по течению, затратив на весь путь один час. Найдите собственную скорость парохода, если скорость течения реки равна 6,5 км/ч.
Определите модель:
Задание 3. В середине прошлого века экономисты оценили ежегодный объём вычислений, необходимых для эффективного управления народным хозяйством страны.
Он составил 1017 операций.
Можно ли справиться с таким объёмом вычислений за год, если привлечь к работе миллион вычислителей, каждый из которых способен выполнять одну операцию в секунду?
Ответ: Компьютерная модель. Нет
Задание 4. Построение римского войска
Перед боем римляне строились не сплошной массой, в три линии, каждая из которых состояла из десяти отрядов. В первой линии стояли юноши призывного возраста, во второй — войны постарше и покрепче, а в третьей — самые надёжные, чьё мужество не раз было испытано на деле.
Первыми вступали в бой юные воины. Если консул видел, что они не могут одолеть врага, он приказывал им отступать в промежутки между отрядами второй линии. Бой принимали воины из этих отрядов. Но если и они не добивались успеха, то шаг за шагом отступали к третьей линии.
Воины этой линии, пропустив отступающих в промежутки между своими отрядами, смыкали строй и нападали на врага единой сплошной стеной.
В рукопашной схватке короткие мечи легионеров были страшным оружием. Конница во время боя защищала пехоту с флангов, а при победе преследовала разбитого противника. У римлян были метательные машины и другие орудия для осады крепостей.
Ответ: Словесная модель
Решение задач из РТ № 29, 30 (а, б)
Подведение итогов, запись домашнего задания (5 мин.)
§ 1.2, РТ № 32, 33, 30 (б)