СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в свете требований ФГОС нового поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение ФГОС второго поколения в начальном звене, изменение требований к результатам образования  приводит к  необходимости  пересмотра, изменения формы и содержания логопедических занятий,  использовать более эффективные методы коррекции специфических нарушений речи.Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в свете требований ФГОС нового поколения»

О.Д.Филимонова

МБОУ «Боброводворская СОШ»

Губкинский район с. Бобровы – Дворы



Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в свете требований ФГОС нового поколения

В современном мире осуществление основных идей модернизации образования призвано повысить качество образовательного процесса, обеспечить его доступность, укрепить те направления в его организации, которые становятся наиболее актуальными в современных условиях. Однако низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи создает объективные препятствия на пути реализации поставленных целей.

Введение ФГОС второго поколения в начальном звене, изменение требований к результатам образования приводит к необходимости пересмотра, изменения формы и содержания логопедических занятий, использовать более эффективные методы коррекции специфических нарушений речи. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

Очень часто дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья. У таких детей имеются частые нарушения дыхания и голосообразования, нарушения общей и мелкой моторики, расторможенность и заторможенность мышечного напряжения. У детей-логопатов значительно снижен или неустойчив волевой контроль, мотивация к учебной деятельности отсутствует. Также, часто болеющие дети, пропускают занятия, что значительно увеличивает сроки работы или снижает качество результатов коррекционной работы. У них наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности, отсюда заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости. С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в копилке логопеда должны быть интересные и современные методики способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов коррекции. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

В нашей школе всегда уделялось большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Поэтому на занятиях стараюсь использовать разнообразные подходы.

Артикуляционная гимнастика - это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет

-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

-улучшить подвижность артикуляционных органов;

-укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

-уменьшить напряжённость артикуляционных органов. Помимо артикуляционной гимнастики использую дыхательную гимнастику, которая способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса, и ещё дыхательная гимнастика оказывает на организм ребёнка комплексное лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы; улучшает функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

Как правило, чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедические занятия. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

Таким образом, продуманный отдых в 3-5 минут способствует развитию общей моторики и речи детей. Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика занимает прочное место в наших занятиях с детьми.

Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.

С помощью шаров – “ежиков” с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.

Доказано, что даже самый примитивный массаж, ускоряет процесс овладения речью. Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета - карандаша. Все родители знают, как младшие школьники любят рисовать. А если перед рисованием предложить ребенку поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы? Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие ребёнка, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Виды развивающего массажа, которые я использую в логопедической практике:

Самомассаж кистей и пальцев рук. Комплекс состоит из трех упражнений:

1) самомассаж тыльной стороны кистей рук;

2) самомассаж ладоней;

3) самомассаж пальцев рук.

Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления. Все упражнения повторяются по 5 раз.

Упражнение 1. Руку сжать в кулак, резко разжать.

Упражнение 2. Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук соприкасаются. Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев остались сомкнутыми, одновременно приподнять локти. Потрясти руками.

Упражнение 3. Двигать большими пальцами к себе и от себя.

Упражнение 4. Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу и др.

Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, потому как в них есть элемент игры. Они быстро обучаются непростому умению расслабляться.

Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми, а дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения, создать условия для успешного обучения каждого ребёнка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостаточности высших психических функций.

Внедрение в обучение и воспитание здоровьесберегающей направленности ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной утомляемости и происходит раскрепощение ученика и учителя, открывается простор для их педагогического сотрудничества и творчества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!