Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
Здоровьесберегающая технология
- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Цель данных технологий:
развитие психических процессов детей посредством развития
двигательной сферы
Принципы здоровьесберегающих технологий:
- принцип «Не навреди! »;
- принцип сознательности и активности;
- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуальности;
- принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
- принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий;
- принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса
Артикуляционная гимнастика
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); - улучшить подвижность артикуляционных органов; - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; - уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Пальчиковая гимнастика
- ритмические движения пальцев приводят индуктивно к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи
Развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики повышает эффективность коррекционной работы с детьми-логопатами.
Театрально-игровая деятельность
- развитие культуры речи;
- развитие сценического мастерства и речевой деятельности.
Здоровьесберегающие технологии
кинезиология
биоэнергопластика
аурикулотерапия
су-джок-терапия
дыхательная гимнастика
Биоэнергопластика
соединение движений артикуляционного аппарата
с движениями кисти руки
авторами данной технологии являются Ястребова А.В., Лазаренко О.И.
Биоэнергопластика
Артикуляторные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих,
имитирующих движения челюсти, языка и губ.
«Улыбка» - пальцы в это время разводятся в стороны.
«Заборчик» Ладони находятся в вертикальном положении, пальцы сомкнуты.
«Лопаточка» Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.
«Месим тесто» - покусывание кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей.
«Качели» - движение языка вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз .
«Иголочка» Пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.
«Чашечка» Ладонь с согнутыми пальцами образует форму чашки.
Значение
- Данная технология позволяет акцентировать внимание детей на характерном положении органов артикуляции при выполнении упражнения, отработать переключаемость, плавную сменяемость одной артикуляционной позиции на другую и приблизится к нормализации кинестетических ощущений у дошкольников.
- Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
- Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
Кинезиология
методика сохранения здоровья путём воздействия
на мышцы тела
Кинезиология существует уже 2000 лет, используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ . Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.
Биоэнергопластика
Значение
- Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю .
- В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи .
Аурикулотерапия (массаж ушных раковин)
Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний,
в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связи с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами.
Дыхательная гимнастика
технология направлена
на восстановление
правильного дыхания
автором данной технологии является Стребелева Е.А.
Биоэнергопластика
Значение
- - способствует развитию и укреплению грудной клетки
- - направлена на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания
- - необходима для дальнейшей работы по коррекции звукопроизношения.
Су-джок терапия
Су – кисть, Джок – стопа.
Су-Джок акупунктура –
последнее достижение
Восточной медицины . Э то одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву.
Значение
- На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вреда – оно просто неэффективно.
Результаты использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками:
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
- снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
- снижается уровень заболеваемости;
- повышается работоспособность, выносливость;
- развиваются психические процессы;
- улучшается зрение;
- развивается общая и мелкая моторика;
- повышается речевая активность;
- увеличивается уровень социальной адаптации;
Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты.
Спасибо
за внимание!