СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий и системы работы с использованием ЦОР для оптимального развития способностей учащихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании истории и обществознания»

СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»







«Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании истории и обществознания»














Подготовил: преподаватель общественных

дисциплин Наташенков Н.А.












2022г.




План работы


  1. Основная идея.

  2. Цель.

  3. Условия формирования опыта.

  4. Актуальность.

  5. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны.


  1. Педагогические задачи, успешно решаемые с использованием цифровых ресурсов ЦОР.

  2. Применение ЦОР и информационно-коммуникативной технологии на уроках истории для обеспечения качества усвоения материала

  3. Применение ЦОР и информационно-коммуникативных технологий на уроках

истории:

-мультимедийные электронные учебники

- электронные исторические карты

-презентации на уроках истории и обществознаниях

-аудио, видеоматериалы на уроках

-электронный журнал и дневник

-дистанционное обучение с помощью ИКТ

-методическая работа учителя с использованием ЦОР


  1. Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий.

- типы уроков с использованием ЦОР;

- использование ИКТ на уроке при изучении, закреплении нового материала;

- использование информационных технологий в процессе обобщения и

контроля знаний.


  1. Результаты педагогического опыта при использовании ИКТ.

  2. Заключение














1.Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся на уроках истории и обществознания.


2.Цель: создание условий и системы работы с использованием ЦОР для оптимального развития способностей учащихся.


3.Условия формирования опыта: На формирование моего опыта по использованию ЦОР, в процессе преподавания истории и обществознания оказали влияние следующие факторы:

  1. Укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения. В школе появились мультимедийные проекторы, экраны, новые компьютеры, сеть Интернет.

  2. Личный компьютер.

Все это послужило толчком для использования мною информационных технологий в процессе обучения.

Я стала постепенно использовать ЦОРы на уроках. И уже имею определённые положительные результаты.


4.Актуальность заключается в том, что использования ЦОР в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика:

- использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;

- использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;

- использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;

- ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания.


5.Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны.

Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.

Опыт можно использовать при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звеньях. Кроме того, его можно использовать при работе в группах: со слабыми учащимися (для отработки элементарных знаний), с сильными учащимися (при подготовке к школьным олимпиадам). Данный опыт может использоваться и во внеклассной работе, при проведении классных часов.

6.Педагогические задачи, успешно решаемые с использованием цифровых образовательных ресурсов ЦОР.

  1. Обеспечить качество усвоения знаний по предмету;

  2. Содействовать формированию познавательного интереса учащихся в усвоении учебного материала;

  3. Развить общеучебные умения и навыки;

  4. Воспитывать ответственность, самостоятельность, гуманность, любовь к истории.


7.Применение ЦОР и информационно-коммуникативной технологии на уроках истории для обеспечения качества усвоения материала

Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом урока истории в современной школе и современный учитель – это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии.

Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения..

В процессе применения ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего количества источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, делать выводы.

Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

- развитие наглядно-образного, интуитивного, творческого видов мышления;

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование умений принимать оптимальные решения;

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

ИКТ влияет на все уровни учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:
- повышение эффективности и качества обучения за счет реализации ИКТ;

- углубление межпредметных связей.

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.


Активное применение ИКТ в учебном процессе как показывает практика:

- способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;

- позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;

- позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;

- а также позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны.

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Поэтому я высоко оцениваю возможности информатизации. Образовательные ресурсы нового поколения позволяют на качественно новом уровне преподавать историю, используя самые разнообразные методы и технологии. Это, прежде всего, возможность для учителя иметь под рукой огромное количество иллюстративного материала, а главное очень быстрый доступ к нему, возможность подготавливать для школьников ресурсы, содержащие необходимый материал, возможность для учителя создавать самостоятельно тесты для проверки усвоения определенного материала, непосредственное знакомство учителя с новинками методической литературы.

8. Применение ЦОР и информационно-коммуникативной технологий на уроках истории.


Своевременным является появление в учебном процессе учебно-методических комплексов, где наряду с учебником, программами, методичками разработаны мультимедийные электронные учебники.

(«История России: XX век». «История Отечества IX-XVIII вв.», «История Отечества. 882-1917» и другие.)
Эти учебники - находка для учителя и учащихся он способствует повышению интереса к изучению предмета. Применение этих мультимедиа учебников на уроках помогают разнообразить формы и методы работы с классом, использовать их на самых разных этапах работы на уроках, поскольку они одновременно являются и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией и справочником с учебным видеофильмом. Благодаря этим учебникам есть уникальная возможность не только наглядно увидеть видеосюжеты по темам, но услышать литературные произведения в авторском исполнении, что делает урок эмоционально более насыщенным.
Учебники также учат работе с документами, (раздел «Документы» в меню учебника), формируя навык анализа работы с первоисточником

Преимущества компьютерных учебников заключается в следующем:

- Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным;

- Учебный материал излагается в доступной форме;

- Анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в большом объёме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной форме, что способствует и лучшему запоминанию.


Учебники по истории, скачанные на рабочий стол учителя и планшеты учеников.

Это дает возможность более широко использовать учебники на уроках: вывести страницы учебника на экран, используя их таким образом на уроке, если ученик по какой-причине его не имеет; для учителя нет необходимости ежегодно покупать недешевые учебники, тем более в двойном размере для работы дома и в классе.



Электронные исторические карты

Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории. Недостаток оснащенности кабинетов истории картами возможно компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОРах. У учителя есть возможность выбрать необходимую из имеющихся карт для формирования более полного представления об изучаемом событие или эпохе, поскольку именно с этого учителя истории начинают изучение истории отдельных цивилизаций. Кроме того, в ЦОРах содержатся задания, предполагающие работу с контурными картами, которые я в основном применяю при закреплении, обобщении и систематизации знаний. Каждый учитель истории знает, что работа с картой начинается со знакомства с памяткой по работе с картой, мы учим учащихся как правильно показывать границы государства или тот или иной район восстания, реку или город и т.п., поэтому при использовании карт на ЦОРах это нужно учитывать.

Презентации на уроках истории и обществознаниях

За время преподавания мною разработаны уроки с применением ИКТ по темам, а также отдельные мультимедийные презентации. Все презентации систематизированы по классам и разделам, темам. Например: история России, 6 класс, раздел «Древняя Русь»: темы - «Восточные славяне в древности», «Первые русские князья» и т.д.

Применяются презентации, созданные обучающимися, что позволяет развивать их информационные и коммуникационные компетенции.

Презентации очень широко используются и в воспитательной работе: при проведении классных часов, политинформаций, при праздновании юбилейных дат, например - «25-летие принятия Конституции РФ», «75-летие Великой Отечественной войны».

Сайты с ЦОРими – презентации к урокам истории и обществознания

  1. http://www.myshared.ru/slide/257112/

  2. openclass.ru/node/25795

  3. nsportal.ru/shkola/...

  4. istorik.ucoz.com/index/prezi_.

  5. infourok.ru/prezentaciya-k-...

  6. pedportal.net/starshie-klassy/...

Аудио, видеоматериалы на уроках

Аудио и видеоматериалы позволяют сделать урок или внеклассное мероприятие более насыщенным и интересным. Для этого также на рабочем столе учителя имеется папки с собранными и систематизированными записями по классам и разделам курса истории. Например: очень оживляют уроки аудиозаписи по Отечественной войне 1812г. - это рассказы о вступлении армии Наполеона в Россию, о Бородинском сражении 26 августа 1812г.; ауди и видеоматериалы по истории Великой Отечественной войны — это запись Ю.Левитана о начале войны, фрагменты военной хроники, фрагмент из художественного фильма «Освобождение» - «Штурм Берлина», парад Победы 24 июня 1941г. Работа с видеоматериалами на уроках истории. Одним из средств активизации познавательной мотивации обучающегося на уроках истории является учебно-исследовательская деятельность. Формирование исследовательских умений на уроках истории Отечества XX в. возможно в процессе работы не только с документами, научными, научно-популярными и учебными текстами, но и видеоматериалами. 


  1. kopilkaurokov.ru/istoriya/...

  2. istorikazov.ru/Videomaterialy.html

  3. history.good-people.pro/...


Электронный дневник и журнал

«Электронный дневник и журнал» — сервис, позволяющий участникам учебного процесса получать информацию об учебных расписаниях, текущих и итоговых оценках и домашних заданиях в режиме онлайн. Также электронный школьный документооборот должен обеспечить снижение административной нагрузки на общеобразовательные учреждения. Кроме того, различные системы электронных дневников могут поддерживать и другие, дополнительные функции — электронные портфолио учащихся, новостные ленты, социальные сети и т. д.

Электронный журнал создает большие возможности для получения информации и для учащихся, и для их родителей. Он позволяет регулярно отслеживать успеваемость, посещаемость учащихся родителями. Также журнал позволяет при необходимости в случае отсутствия ученика получать через журнал информацию о пройденном материале и о полученных домашних заданиях.

Дистанционное обучение с помощью ИКТ

Сегодня в школах созданы широкие возможности для дистанционного обучения детей с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья). Для этого в школах и дома у детей с ОВЗ установлена необходимая техника для обучения с использованием зум-технологий и создана «Цифровая школа Оренбуржья», где разработаны уроки истории и обществознания с 5-11 классы с широким использованием исторического текста, иллюстраций, исторических карт, ауди и видеоматериалов.

При дистанционном обучении учитель выступает в роли удаленного организатора учебной деятельности учащихся. Работа протекает не в классе, где весь учебный процесс протекает под руководством педагога или его вмешательство в самостоятельную учебную деятельность учащихся возможно в любой момент. Следовательно, учитель должен задать четкий алгоритм и последовательность работы. Для того чтобы понять, как может выглядеть данный алгоритм, целесообразно рассмотреть основные разновидности имеющихся ЦОР по обществознанию, кратко охарактеризовать их дидактический потенциал.

Методическая работа учителя с использованием ИКТ

Интернет и информационно-компьютерные технологии содержат большие возможности для методической работы учителя, для эффективной подготовки к урокам. Для этого можно использовать следующие сайты в интернете:

  1. «1 сентября»1september.ru

  2. «ФИПИ»http://fipi.ru/

  3. «Сеть творческих учителей»http://it-n.ru/

  4. «Сообщество взаимопомощи учителей»

http://si-sv.com/dir/soobshhestvo_vzaimopomoshhi_uchitelej_pedsovet_su/2-1-0-5

  1. «Учительский портал»http://www.uchportal.ru/

  2. «Образовательные ресурсы интернета»alleng.ru/edu/hist.htm

  3. «Методсовет»http://metodsovet.su/

  4. «Педсовет»http://pedsovet.su/

Таким образом, интернет - это часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Я использую образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов.
Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ ни какое - либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.


Этапы урока с использованием ИКТ.

ИКТ используются при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках истории. Чтобы урок с использованием ИТ прошел успешно, необходимо иметь и использовать соответствующее оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, большой экран; учебные электронные издания, материалы из Интернета, либо собственные разработки уроков.

Типы уроков с использованием ИКТ:

  • Комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа-презентации.

  • Урок-лекция по изучению нового материала, который предполагает в течение всего занятия использование ИТ в качестве иллюстративного материала.

  • Урок-семинар, когда учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИТ.

  • Защита проектных работ учащимися с использованием ИТ.

  • Урок обобщения, когда в течение всего занятия используются ИКТ (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы, материалы готовых CD-ROM, мультимедиа-презентации, разработанные, учителем, учащимися).

Компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении урока. Весь материал упорядочен по классам в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. Компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ГИА и ЕГЭ.



Использование ИКТ на уроке при изучении, закреплении нового материала.

Появление различных образовательных ресурсов, посвященных истории, существенно облегчило и разнообразило работу учителя. Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении тем, касающихся культуры. Только с помощью медиа- и компьютерных технологий у нас появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам нетолько российской, но и мировой культуры, показать шедевры мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведется увидеть в реальной жизни.

Безусловно, интерес представляет и попытка смоделировать исторические события, великие битвы. Используя желание детей смотреть кинофильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвоен, а затем на этой базе строить ситуацию успеха ребенка.

Несомненно, следует обратить внимание и на некоторые сложности, возникающие в процессе применения компьютерных технологий. Если с нерабочим настроем детей перед просмотром мультимедийного ролика удается справиться ко второму-третьему уроку, то вскоре появляются проблемы иного рода. Они во многом связаны с тем, что интерактивные ресурсы созданы для усредненных школьников, но мы имеем дело с личностями. Кто-то из детей просто не успевает вникать в суть происходящего на экране, потому что вынужден вслушиваться и привыкать к голосу диктора, ведь у каждого учителя своя манера говорить, а нужно еще что-то запомнить! Учитель корректирует фразы и подстраивается под ритм жизни, дыхания каждого класса, каждого ребенка, делая паузы и варьируя темп речи, диктор, же этого не делает. Именно поэтому, на мой взгляд, компьютер никогда не заменит живого учителя, способного чувствовать настрой и настроение ученика. Важно использовать их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества. Отдельного разговора заслуживает вопрос о качестве ресурса. Скорее всего, наилучшим является тот, который учитель делает для себя сам, ориентируясь на конкретных детей. Но не менее важно и то, как он будет «подан» детям.

Как показывает практика, использование медиа-ресурсов не только разнообразит уроки, но способствует более глубокому, заинтересованному включению детей в образовательный процесс.

При изложении нового материала, в частности при изучении различных войн и сражений, облегчает работу представление для детей анимационных карт (их можно создать самому учителю при помощи материалов электронного учебника или электронного издания). Также анимационные карты, как и флэш-ролики сейчас можно подобрать к уроку в сети Интернет.

На таких уроках целесообразно применить опережающее обучение, учащиеся готовят сообщения о героической обороне Брестской крепости, о подвиге героев - панфиловцев, о подвиге Гастело. При этом используются иллюстрации и мультимедийные презентации об обороне крепости, картина “ Защита Брестской крепости ”, плакат “ Родина - мать зовет ”.

На уроке “ Всё для фронта! Всё для Победы! ” используются грамзаписи: “ Седьмая симфония ” Шостаковича, стихотворение Твардовского «Жди меня», фотографии серии “ Монумент героическим защитникам Ленинграда ”, презентация “ Мамаев курган ”.





Использование информационных технологий в процессе обобщения и контроля знаний

На уроках истории применяю также презентации с элементами контроля усвоения знаний – это такие задания, как тесты.. Их же можно применить на уроках, посвященных культурным аспектам, где необходимо, например, из предложенных архитектурных сооружений выделить те, которые созданы в стиле классицизма; или найти общие черты в архитектуре Запада и Востока и т. д.

Сайты с тестами к урокам истории и обществознания:

  1. onlinetestpad.com/ru-ru/Test/..

  2. hbisite.ru/load/v_pomoshh_...

  3. historyteacher.ru/uchenikam/5-...

  4. nsportal.ru/shkola/...


Средства наглядного представления можно использовать не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Очевидно, что с точки зрения педагогики лучшим является то пособие, которое изготовлено самими учащимися. Для этого необходимо обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Учащиеся самостоятельно готовят сообщения о политических деятелях, военачальниках, других исторических личностях. Также составляют презентации, посвященные различным темам. Я нахожу в сети большие возможности для методической поддержки процесса обучения.

Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания истории, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Существует острый дефицит методической поддержки уже созданных продуктов.

Результаты педагогического опыта при использовании ИКТ

При объяснении нового материала я использую графики, схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с аудиторией расшифровываем обозначения, решаем кроссворды, сравниваем документы; дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя.

Особенно удобно использовать компьютер для контроля знаний. Дети получают возможность занять место у машины, им предлагаются задания: ответить на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и так далее. Получается очень интересно, быстро, удобно. Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере.

И, наконец, компьютер позволяет создавать свои образовательные ресурсы, программа PowerPoint позволяет создавать презентации, которые могут быть частью, основой урока или творческой работой учащихся.

Создаю презентации по истории, использую и готовые презентации по разным курсам и темам. Авторы этих работ – учителя-практики. Естественно, каждый учитель по-своему видит урок, поэтому в готовых версиях ему хочется что-то изменить. Готовая разработка легко модифицируется под конкретные варианты урока. Преподаватель может добавлять или пропускать слайды, наполнять их другим содержанием (заменять текст, рисунок, диаграмму), использовать традиционные приемы работы. Но использовать предлагаемый Интернет-сайтами материал без его адаптации к конкретному уроку, классу и учителю невозможно. Использование презентаций особенно эффективно на тех уроках, когда нужно объяснить большой по объему и разнообразный по содержанию материал, например, на уроках по истории культуры.

Таким образом, использование информационно-коммуникативной технологии на уроке истории позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

- повысить объем выполняемой работы на уроке;

- усовершенствовать контроль знаний;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

- изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;

- появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя информатики и истории.

И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.

Таким образом, применение ЦОР способствуют повышению не только мотивации к истории и обществознанию, но и качества обученности. И происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Готовиться к сдаче ГИА. Значительны и воспитательные возможности использования ЦОР. Они способствуют установлению эмоциональных контактов, между учащимися, приучают работать как в команде, так и одному, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания. По сравнению с традиционным обучением, использование ЦОР меняет характер взаимодействия учителя и учеников. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы ребят.


Заключение

Целесообразность использования информационных и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках истории в частности не вызывает сомнения. Инновационность данного метода на современном этапе заключается в иных подходах, чем это было ранее, к организации учебной и внеурочной деятельности учителя и учащихся.

Традиционные методы и приёмы обучения на уроках истории имеют свои определенные достоинства, но они не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию учащихся в условиях современного информационного общества. Использование на уроках ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся

Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности. В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.


















Библиографическая литература

* Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации:

Проблемы информатизации высшей школы. - М., 1998.

* Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.,1999

* Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Часть 4. Освоение модульной технологии обучения Методические материалы. – Ярославль, 2005

* Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Народное образование. Москва, 2005


* Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. .// Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46



  1. Журнал "Обществознание в школе"

  2. Журнал "Преподавание истории в школе"

  3. http://history.ru/ Методика преподавания истории

  4. http://it-n.ru/ Сеть творческих учителей

  5. сайт ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений.

  6. http://www.km.ru/ – Сайт «Кирилл и Мефодий»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!