СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии проблемно – диалогического обучения в начальной школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии проблемно – диалогического обучения в начальной школе»

Использование технологии

проблемно – диалогического обучения в начальной школе


Сегодня главной целью образования становится не передача знаний, а развитие личности ученика, необходимость научить его умению учиться. Я думаю, все согласятся, что человек с активной жизненной позицией, которому многое интересно, который действует целеустремлённо, настойчиво и энергично, улучшает свою жизнь и жизнь окружающих.

Деятельностный подход на уроках реализую, используя технологию проблемного – диалогического обучения. Проблемно - диалогическое обучение – это обучение, обеспечивающее творческое усвоения знаний учащимися путём специально организованного учителем диалога. Для меня проблемное обучение – это возможность по - новому открывать знания со своими учениками. Технология отвечает на вечный вопрос:

«Как учить? и заменяет урок - объяснение нового материала уроком открытия знаний.

Учу детей видеть проблему, уметь задать вопрос. Вопрос выведет детей на размышление, а мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или с недоумения – иначе говоря, с противоречия.

Различается два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Эти два диалога устроены по - разному, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

Побуждающий диалог представляет собой отдельные стимулирующие реплики, которые развивают творческие способности школьников. Такой диалог выстраивается от проблемной ситуации, которая обязательна.

Подводящий диалог - это система вопросов и заданий, который развивает логическое мышление школьников. Вопросы могут быть репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу и т.п.); мыслительные (на сравнение, обобщение), но все звенья опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет сформулировать тему урока. При подводящем диалоге меньшая вероятность появления ошибочных ответов, но по ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Итак, на проблемно - диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, задать вопрос или назвать тему и повысить интерес к новому материалу. Такая познавательная мотивация учеников позволяет учителю организовать поиск решения. Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим учитель помогает открытию знаний учениками, а это гарантия понимания учебного материала: нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично сам.

Изучая технологию проблемно - диалогического обучения, я пришла к выводу, что её можно реализовать на любом предметном уроке, где происходит открытие новых знаний.

На уроках русского языка возможен широкий спектр проблемных ситуаций, однако наиболее часто используется проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. требуется сделать то, что только сегодня будем изучать. Так, например, учеников прошу написать слова или предложения на новое правило, определить часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разнообразие мнений учеников.

При создании проблемной ситуации со столкновением мнений возможны разные формы организации класса. Например, одни ребята выполняют практическое задание на листочках, а два ученика работают на доске. Но дети не видят результата. Для проверки задания мы открываем доску, и тогда разброс мнений учеников виден совершенно отчетливо. Другой формой является вызов к доске одного ученика, с мнением которого фронтально работающий класс может не согласиться. Более частыми формами создания проблемной ситуации являются работа в группах и парах.

Однако в какой бы форме ни создавалась проблемная ситуация, после выполнения практического задания полученные результаты озвучиваются, и разброс мнений становится очевидным для всех учащихся. В этот момент и возникает проблемная ситуация с удивлением.

Далее учитель разворачивает с классом побуждающий диалог. Для осознания учениками противоречия необходимо спросить: «Сколько было заданий? А как вы их выполнили? Всё ли получилось? Чего мы еще не знаем? Заканчивается побуждающий диалог одной из двух возможных фраз: «Какой у вас возник вопрос? или «Какой же будет тема урока? Далее сформулированная школьниками учебная проблема, вопрос для исследования или тема урока фиксируется учителем на доске. На этом этап постановки проблемы завершается.

Использование проблемно - диалогического исследования показало, что большинство учеников заинтересовались учебой. При использовании на уроках системы проблемных ситуаций повысился уровень их познавательной деятельности, который обеспечивает

глубину и осознанность усвоения знаний. Кроме того, включение школьников в самостоятельную поисковую деятельность под руководством учителя помогает им овладеть элементарными методами науки и приёмами самостоятельной работы. Главная ценность в том, что дети получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что проблемно - диалогическое обучение создаёт благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка. Разрешение проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни и труду. Уверена, что технология проблемного обучения предоставляет ребенку возможность самостоятельного приобретения знаний. Знания, приобретенные детьми на уроках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения с использованием технологии проблемного обучения не даются ему в готовом виде, а задаются как предмет поиска. Ребенок встает в позицию первооткрывателя и, как результат, происходит обогащение его субъектного опыта и формирование творческого мышления.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!