СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии критического мышления при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности детей с ОВЗ является технология развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии критического мышления при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики»»

 Использование технологии критического мышления при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики »   Дьяченко Е.А.  учитель математики МАОУ «СОШ №8  с углубленным изучением  технологического профиля»

Использование технологии критического мышления при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики »

Дьяченко Е.А.

учитель математики

МАОУ «СОШ №8

с углубленным изучением

технологического профиля»

“ Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”.  Эдисон  

Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”.

Эдисон

 

 Известно, что математика как учебный предмет требует от ребенка наличия определенных способностей: умения анализировать и обобщать материал; мыслить отвлеченно, абстрактными категориями;  гибкости мышления; наличия специфической математической памяти. Указанные способности , необходимые для успешного овладения  математическими знаниями, у детей с ОВЗ развиты недостаточно .

Известно, что математика как учебный предмет требует от

ребенка наличия определенных способностей:

  • умения анализировать и обобщать материал;
  • мыслить отвлеченно, абстрактными категориями;
  • гибкости мышления;
  • наличия специфической математической памяти.

Указанные способности , необходимые для успешного овладения

математическими знаниями, у детей с ОВЗ развиты недостаточно .

Практика обучения детей с ОВЗ свидетельствуют о том, что математика является для них наиболее трудным учебным предметом. Эти трудности объясняются как особенностями мыслительной деятельности учащихся, так и спецификой самого предмета.
  • Практика обучения детей с ОВЗ свидетельствуют о том, что математика является для них наиболее трудным учебным предметом. Эти трудности объясняются как особенностями мыслительной деятельности учащихся, так и спецификой самого предмета.
 Показано, что специфическое отставание по математике детей рассматриваемой категории вызвано различными причинами, среди которых особое значение имеют:  недостаточное развитие способности к обобщению,  ригидность мыслительных действий, недостаточное развитие способности к логическому мышлению.

Показано, что специфическое отставание по математике детей рассматриваемой категории вызвано различными причинами, среди которых особое значение имеют:

  • недостаточное развитие способности к обобщению,
  • ригидность мыслительных действий,
  • недостаточное развитие способности к логическому мышлению.
 Изучение математики должно быть направлено не только на усвоение системы знаний, умений и навыков, но и на формирование мыслительной деятельности, повышение общего развития школьников рассматриваемой категории. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности детей с ОВЗ является технология развития критического мышления.

Изучение математики должно быть направлено не только на усвоение системы знаний, умений и навыков, но и на формирование мыслительной деятельности, повышение общего развития школьников рассматриваемой категории. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности детей с ОВЗ является технология развития критического мышления.

 Технология развития критического мышления: Формирует самостоятельное мышление Вооружает методами и способами самостоятельной работы Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик” Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса  

Технология развития критического мышления:

  • Формирует самостоятельное мышление
  • Вооружает методами и способами самостоятельной работы
  • Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”
  • Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса
  •  

Что дает ТРКМ ученику:  повышение эффективности восприятия информации ; повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; умение ответственно относиться к собственному образованию; умение работать в сотрудничестве с другими; повышение качества образования; желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Что дает ТРКМ ученику:

  • повышение эффективности восприятия информации ;
  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • умение ответственно относиться к собственному образованию;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Что дает ТРКМ учителю:  умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества; умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества; возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

Что дает ТРКМ учителю:

  • умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;
  • умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;
  • возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые
  • способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
Принципы технологии развития критического мышления активность учащихся в образовательном процессе; организация групповой работы в классе;  развитие навыков общения;  соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни; использование графических приёмов организации материала. Они являются эффективными для формирования мышления.

Принципы технологии развития критического мышления

  • активность учащихся в образовательном процессе;
  • организация групповой работы в классе;
  • развитие навыков общения;
  • соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни;
  • использование графических приёмов организации материала. Они являются эффективными для формирования мышления.
Основа технологии – трехфазовая структура урока 1-я стадия 2-я стадия Вызов -актуализация имеющихся знаний; Реализация смысла 3-я стадия Рефлексия - пробуждение интереса к получению новой информации; - получение новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения - учащиеся соотносят старые знания с новыми - размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения

Основа технологии –

трехфазовая структура урока

1-я стадия

2-я стадия

Вызов

-актуализация имеющихся знаний;

Реализация смысла

3-я стадия

Рефлексия

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- получение новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения

- учащиеся соотносят старые знания с новыми

- размышление, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения

Приемы развития критического мышления: Авгкспзрфдесятичнаясвщтрадробьрсмцкбгфмнщсложениеприв ивкасонвычитаниетрросразрядснегопрямаявеникптомчкатронс прзнаменательсвфмиокрпиктотрубакримонеёжбнрпсчислитель   1) Десятичная 2) Дробь 3) Сложение 4) Вычитание 5) Разряд 6) Прямая 7) Знаменатель 8) Числитель

Приемы развития критического мышления:

  • Авгкспзрфдесятичнаясвщтрадробьрсмцкбгфмнщсложениеприв
  • ивкасонвычитаниетрросразрядснегопрямаявеникптомчкатронс
  • прзнаменательсвфмиокрпиктотрубакримонеёжбнрпсчислитель

 

1) Десятичная

2) Дробь

3) Сложение

4) Вычитание

5) Разряд

6) Прямая

7) Знаменатель

8) Числитель

Если видишь солнце в небе, или чашку с молоком, Видишь бублик или обруч, слышишь сказку с колобком, В круглом зеркале увидел ты сейчас свою наружность. И вдруг понял, что фигура называется  окружность. зачада  гукр  варунение  венеизнаяст

Если видишь солнце в небе,

или чашку с молоком,

Видишь бублик или обруч,

слышишь сказку с колобком,

В круглом зеркале увидел

ты сейчас свою наружность.

И вдруг понял, что фигура

называется  окружность.

зачада гукр варунение венеизнаяст

Прием “Лови ошибку” Время выполнения: 5-6 минут Описание приема. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.   .

Прием “Лови ошибку”

Время выполнения: 5-6 минут

Описание приема.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

 

  • .
«З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ) Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто». .

«З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

  • .
«Инсерт» или «Чтение с пометами».  . Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

«Инсерт» или «Чтение с пометами».

  • .

Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова. . № рисунок 1 Определяемое понятие 2 3 Используемые ключевые понятия Окружность 4 радиус Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр. Точки окружности, центр окружности, отрезок. Хорда Отрезок, точки окружности. Диаметр Хорда окружности, центр окружности.

Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.

  • .

рисунок

1

Определяемое понятие

2

3

Используемые ключевые понятия

Окружность

4

радиус

Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр.

Точки окружности, центр окружности, отрезок.

Хорда

Отрезок, точки окружности.

Диаметр

Хорда окружности, центр окружности.

 Любое открытие, пусть самое маленькое, сделанное при решении даже самой простой задачи, сродни большому открытию учёного. Тем самым у ребёнка пробуждается желание совершать новые открытия, самостоятельно добиваться каких–то успехов.
  • Любое открытие, пусть самое маленькое, сделанное при решении даже самой простой задачи, сродни большому открытию учёного. Тем самым у ребёнка пробуждается желание совершать новые открытия, самостоятельно добиваться каких–то успехов.
Интернет-Ресурсы http://pedsovet.su/load/412  шаблон презентации http://articlekz.com/article/5790  Развитие мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках математики 3) www.myshared.ru презентации онлайн 4) http://garnett.ru/10-klass/formirovanie-prostranstvennykh-i-geometricheskikh-predstavlenii-u-uchashchikhsia-spetcialnoi-ko/ Формирование пространственных и геометрических представлений у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.  5) http://vsemzagadki.narod.ru/magia_chisel/chislovye_treugolniki.html Магия чисел Новикова Е. Н. Использование элементов технологии самосовершенствования личности на уроках математики  в классах коррекционно – компенсирующего обучения Тарасова В. В. Устный счёт на уроках математики http://miranimashek.com/photo/animacija_animashki/63-0-11619

Интернет-Ресурсы

  • http://pedsovet.su/load/412 шаблон презентации
  • http://articlekz.com/article/5790 Развитие мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках математики

3) www.myshared.ru презентации онлайн

4) http://garnett.ru/10-klass/formirovanie-prostranstvennykh-i-geometricheskikh-predstavlenii-u-uchashchikhsia-spetcialnoi-ko/ Формирование пространственных и геометрических представлений у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

5) http://vsemzagadki.narod.ru/magia_chisel/chislovye_treugolniki.html Магия чисел

  • Новикова Е. Н. Использование элементов технологии самосовершенствования личности на уроках математики в классах коррекционно – компенсирующего обучения
  • Тарасова В. В. Устный счёт на уроках математики
  • http://miranimashek.com/photo/animacija_animashki/63-0-11619


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!