Использование технологии критического мышления при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики »
Дьяченко Е.А.
учитель математики
МАОУ «СОШ №8
с углубленным изучением
технологического профиля»
“ Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”.
Эдисон
Известно, что математика как учебный предмет требует от
ребенка наличия определенных способностей:
- умения анализировать и обобщать материал;
- мыслить отвлеченно, абстрактными категориями;
- гибкости мышления;
- наличия специфической математической памяти.
Указанные способности , необходимые для успешного овладения
математическими знаниями, у детей с ОВЗ развиты недостаточно .
- Практика обучения детей с ОВЗ свидетельствуют о том, что математика является для них наиболее трудным учебным предметом. Эти трудности объясняются как особенностями мыслительной деятельности учащихся, так и спецификой самого предмета.
Показано, что специфическое отставание по математике детей рассматриваемой категории вызвано различными причинами, среди которых особое значение имеют:
- недостаточное развитие способности к обобщению,
- ригидность мыслительных действий,
- недостаточное развитие способности к логическому мышлению.
Изучение математики должно быть направлено не только на усвоение системы знаний, умений и навыков, но и на формирование мыслительной деятельности, повышение общего развития школьников рассматриваемой категории. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности детей с ОВЗ является технология развития критического мышления.
Технология развития критического мышления:
- Формирует самостоятельное мышление
- Вооружает методами и способами самостоятельной работы
- Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”
- Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса
-
Что дает ТРКМ ученику:
- повышение эффективности восприятия информации ;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Что дает ТРКМ учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;
- умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые
- способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
Принципы технологии развития критического мышления
- активность учащихся в образовательном процессе;
- организация групповой работы в классе;
- развитие навыков общения;
- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни;
- использование графических приёмов организации материала. Они являются эффективными для формирования мышления.
Основа технологии –
трехфазовая структура урока
1-я стадия
2-я стадия
Вызов
-актуализация имеющихся знаний;
Реализация смысла
3-я стадия
Рефлексия
- пробуждение интереса к получению новой информации;
- получение новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения
- учащиеся соотносят старые знания с новыми
- размышление, рождение нового знания;
- постановка учеником новых целей обучения
Приемы развития критического мышления:
- Авгкспзрфдесятичнаясвщтрадробьрсмцкбгфмнщсложениеприв
- ивкасонвычитаниетрросразрядснегопрямаявеникптомчкатронс
- прзнаменательсвфмиокрпиктотрубакримонеёжбнрпсчислитель
1) Десятичная
2) Дробь
3) Сложение
4) Вычитание
5) Разряд
6) Прямая
7) Знаменатель
8) Числитель
Если видишь солнце в небе,
или чашку с молоком,
Видишь бублик или обруч,
слышишь сказку с колобком,
В круглом зеркале увидел
ты сейчас свою наружность.
И вдруг понял, что фигура
называется окружность.
зачада гукр варунение венеизнаяст
Прием “Лови ошибку”
Время выполнения: 5-6 минут
Описание приема.
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
«З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».
«Инсерт» или «Чтение с пометами».
Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.
№
рисунок
1
Определяемое понятие
2
3
Используемые ключевые понятия
Окружность
4
радиус
Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр.
Точки окружности, центр окружности, отрезок.
Хорда
Отрезок, точки окружности.
Диаметр
Хорда окружности, центр окружности.
- Любое открытие, пусть самое маленькое, сделанное при решении даже самой простой задачи, сродни большому открытию учёного. Тем самым у ребёнка пробуждается желание совершать новые открытия, самостоятельно добиваться каких–то успехов.
Интернет-Ресурсы
- http://pedsovet.su/load/412 шаблон презентации
- http://articlekz.com/article/5790 Развитие мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках математики
3) www.myshared.ru презентации онлайн
4) http://garnett.ru/10-klass/formirovanie-prostranstvennykh-i-geometricheskikh-predstavlenii-u-uchashchikhsia-spetcialnoi-ko/ Формирование пространственных и геометрических представлений у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
5) http://vsemzagadki.narod.ru/magia_chisel/chislovye_treugolniki.html Магия чисел
- Новикова Е. Н. Использование элементов технологии самосовершенствования личности на уроках математики в классах коррекционно – компенсирующего обучения
- Тарасова В. В. Устный счёт на уроках математики
- http://miranimashek.com/photo/animacija_animashki/63-0-11619