Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка»(Слайд 1)
(Слайд 2)
Цель: поделиться опытом освоения и применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка.
Задачи:
- знакомство коллег с технологией развития критического мышления через чтение и письмо и основными приёмами использования технологии ТРКМ на уроках;
- повышение профессиональной компетентности учителей в области изучения современных образовательных технологий.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Во время проведения мастер-класса мы с Вами познакомимся с ТРКМ и её основными технологическими приёмами. А начать я хотела бы с одной притчи.
Один праведный человек, беседуя с Богом, сказал: «Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад».
Бог подвел человека к двум дверям, открыл одну и провёл человека внутрь. Там был большой круглый стол, посередине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, которая вкусно пахла. Человеку безумно захотелось есть.
Люди, сидящие вокруг стола, выглядели голодными и больными, умирающими от голода. У всех у них были ложки с длинными ручками, прикреплёнными к рукам. Они могли достать до чаши, наполненной едой, и набрать пищу, но у ложек были слишком длинные ручки, они не могли поднести ложки ко ртам.
Праведный человек был потрясен видом их несчастья. Бог сказал: «Ты увидел Ад».
Затем они направились ко второй двери. Бог отворил её. Тут был такой же огромный круглый стол, та же огромная чаша с пищей. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.
Человек изумился: «Как это возможно? Я не понимаю».
Бог улыбнулся: «Всё просто. Они научились кормить друг друга».
Как вы думаете, уважаемые коллеги, в чём заключается смысл этой притчи?
Это притча называется «О рае и аде», и смысл её в том, что нужно делиться друг с другом. Я надеюсь, что сегодня мы все будем работать дружно и слаженно, и в процессе работы поделимся опытом, мыслями, эмоциями, взаимно обогатимся и получим новые знания.
(Слайд 3)Технологию развития критического мышления через чтение и письмо можно использовать в различных предметных областях, видах и формах работы.
Использование ТРКМ позволяет выработать у учащихся такие умения, как:
- работать с потоком информации;
- ясно и корректно выражать свои мысли;
- самостоятельно решать возникающие проблемы;
- работать в группе, выстраивать взаимоотношения в коллективе.
(Слайд 4) Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя - координирующая. Эту технологию можно использовать и на уроках, и во внеурочной деятельности. Часто мы с вами, уважаемые коллеги, сталкиваемся с низкой активностью учащихся на уроке и с их нежеланием учиться. Такое отношение к учёбе и учебному предмету может быть следствием недопонимания учащимися заданий, предлагаемых учителем, отсутствия у учащихся умения работать с различными источниками информации. Использование ТРКМ позволяет формировать у учащихся умение находить, систематизировать и перерабатывать информацию.
(Слайд 5) Чтобы правильно построить урок по данной технологии, надо соблюдать три стадии. Каждая из них имеет свои цели и задачи:
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить интерес, активизировать обучаемого;
-структурировать последующий процесс изучения материала
- получение новой информации; ее осмысление
- соотнесение новой информации с собственными знаниями;
-поддержание активности, интереса.
-выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем
(Слайды 5,6,7,) Для каждой стадии характерны свои приёмы, вот некоторые из них
(Слайд 8)
Я остановлюсь на тех приёмах, которые использую на своих уроках.
«Вызов». Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Приём «Верные – неверные утверждения»
Постановка проблемы:
- Разберите предложения по членам предложения и сравните их.
В лесу живут медведи.
В лесу живут медведи, волки, зайцы.
- Что интересного заметили? (Три подлежащих)
- медведи, волки, зайцы.- однородные члены предложения
- Сегодня на уроке мы узнаем, какие члены предложения называются однородными. Выскажите свои предположения о том, какие из утверждений являются верными.
1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
2. Однородные члены предложения отвечают на вопросы кто? что?
3. Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову.
4. Однородные члены предложения относятся к главным членам предложения.
5. Однородными могут быть главные и второстепенные члены предложения.
6. Однородными могут быть главные члены предложения.
На стадии рефлексии учитель вновь возвращается к утверждениям, и тогда обучающиеся уже точно, в соответствии с правилом, выбирают «верные утверждения»
(Слайд 9) Приём «Мозговой штурм»
Даны слова:
цифра молодцы акция
цистерна красавцы лекция
цинга бубенцы полиция
Постановка проблемы:
-Произнесите слова вслух и скажите, какой звук мы слышим после звука [ц]? ([ы])
-Какими буквами он обозначен? (И, Ы)
-Как вы думаете в каких случаях после Ц мы пишем И, а в каких Ы?
Понаблюдав за словами, обучающиеся формулируют свои предположения.
Слайд 10)
Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»
Учитель:
-Сегодня тема нашего урока «Написание букв о, ё после шипящих в корне слова».
- Что по этой теме вам уже знакомо? Заполните первую колонку таблицы.
(Работа в парах)
Примерный результат работы:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1. Шипящие звуки [ж], [ш], [ч], [щ] 2. Корень слова | | |
Постановка проблемы:
- Обрати внимание на обозначение звука [о] после шипящих в корнях слов:
[чолка,] - чёлка
[шоф] - шов
[щолкать] - шёлкать
[капюшон] – капюшон
[жолут,] – жёлудь
- Можно ли сказать, что звук [о] после шипящих записывается всегда одной и той же буквой? (Нет, в одних случаях после шипящих мы пишем о, а в других ё)
- Заполните вторую колонку таблицы, отметив, что вы хотите узнать сегодня на уроке?
Примерный результат работы:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1. Шипящие звуки [ж], [ш], [ч], [щ] 2. Корень слова | Когда после шипящих пишется о, а когда ё | |
Учитель:
- Понаблюдай и определи закономерность выбора букв о, ё
чёрный – чернеть шов
жёлтый – желтеть обжора
шёл – вышел крыжовник
жёлуди – желудей шофёр
Дети высказывают свои предположения, затем знакомятся с правилом в учебнике.
На стадии рефлексии учитель предлагает заполнить третью колонку таблицы.
«Осмысление». На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). Приемы: инсерт, чтение с остановкой, «тонкие и толстые вопросы», «пометки на полях», «кластер».
(Слайд 11) Приём «Тонкие и Толстые вопросы»
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Этот прием позволяет формировать:
умение формулировать и задавать вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли? | Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Может…? Будет…? Мог ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? |
(Слайд 12) ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
Игра “Да-нет”.
Составление и решение лингвистических задач.
Приём «Найди соответствие».
Приём «Морфологический анализ»
Прием «Создай паспорт» («Элемент - Имя признака - Значение признака»).
Игра «Расселение»
(Слайд 13) Прием "ИНСЕРТ"- чтение с пометками: ученикам дается текст (текст может быть научного или публицистического стиля речи). Читая, учащиеся ставят на полях значки:
"?" - непонятно,
"+"- согласен
"-"-вызывает сомнение,
"!" - это удивило...
Например, дан текст по причастию, детей удивило, что вязаный шарф пишется с -Н-, а вязанный мной шарф - с -НН-, после этого знакомятся с правилом написания Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
РЕФЛЕКСИЯ. Систематизация того, что узнал ребенок на уроке по данной проблеме. Приемы: кластер, синквейн, «рефлексивная мишень», «разбери слово по буквам».
(Слайд 14) «Кластер». Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, выделение смысловых единиц понятия и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластера). В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе работы кластер изменяется и дополняется
(Слайд 15) Приём «Синквейн».
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
1 строка - одно существительное, заключающее тему синквейна.
2 строка - два прилагательных, характеризующие тему синквейна.
3 строка - три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.
4 строка - фраза или предложение из четырёх слов, передающее отношение к теме. Это может быть и цитата или крылатое выражение, подобранное к теме синквейна.
5 строка - одно слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы, выражающее личное отношение к ней.
Составление синквейна развивает у учащихся умение делать краткие выводы. Давайте мы с вами попробуем составить синквейн на тему «Имя существительное»
(Слайд 16) Шесть шляп мышления
Цвет шляпы определяет направление развития мысли:
Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы используют только факты, доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Члены этой группы обрисовывают только положительные моменты.
Черная — негативная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
Красная — содержит эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
Зеленая — группа творческая, креативная, предлагает новые решения данной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
Синяя — нейтральная, оценочная, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.
Итак, мы с вами рассмотрели разные методы, приемы, которые можно использовать в своей педагогической деятельности. Таким образом, применение элементов технологии критического мышления на уроках русского языка создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.