СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование "Технологии развития критического мышления через чтение и письмо" на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование "Технологии развития критического мышления через чтение и письмо" на уроках русского языка»

Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка»(Слайд 1)

(Слайд 2)

Цель: поделиться  опытом освоения и применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка.

Задачи:

- знакомство коллег с технологией развития критического мышления через чтение и письмо и основными приёмами использования технологии ТРКМ на уроках;

- повышение профессиональной компетентности учителей в области изучения современных образовательных технологий.

  1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Во время проведения мастер-класса мы с Вами познакомимся с ТРКМ и её основными технологическими приёмами. А начать я хотела бы с одной притчи.

Один праведный человек, беседуя с Богом, сказал: «Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад».

Бог подвел человека к двум дверям, открыл одну и провёл человека внутрь. Там был большой круглый стол, посередине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, которая вкусно пахла. Человеку безумно захотелось есть.

Люди, сидящие вокруг стола, выглядели голодными и больными, умирающими от голода. У всех у них были ложки с длинными ручками, прикреплёнными к рукам. Они могли достать до чаши, наполненной едой, и набрать пищу, но у ложек были слишком длинные ручки, они не могли поднести ложки ко ртам.

Праведный человек был потрясен видом их несчастья. Бог сказал: «Ты увидел Ад».

Затем они направились ко второй двери. Бог отворил её. Тут был такой же огромный круглый стол, та же огромная чаша с пищей. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.

Человек изумился: «Как это возможно? Я не понимаю».

Бог улыбнулся: «Всё просто. Они научились кормить друг друга».

Как вы думаете, уважаемые коллеги, в чём заключается смысл этой притчи?

Это притча называется «О рае и аде», и смысл её в том, что нужно делиться друг с другом. Я надеюсь, что сегодня мы все будем работать дружно и слаженно, и в процессе работы поделимся опытом, мыслями, эмоциями, взаимно обогатимся и получим новые знания.

(Слайд 3)Технологию развития критического мышления через чтение и письмо можно использовать в различных предметных областях, видах и формах работы.

Использование ТРКМ позволяет выработать у учащихся такие умения, как:

- работать с потоком информации;

- ясно и корректно выражать свои мысли;

- самостоятельно решать возникающие проблемы;

- работать в группе, выстраивать взаимоотношения в коллективе.

(Слайд 4) Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя - координирующая. Эту технологию можно  использовать  и на уроках,   и  во внеурочной деятельности. Часто мы с вами, уважаемые коллеги, сталкиваемся с низкой активностью учащихся на уроке и с их нежеланием учиться. Такое отношение к учёбе и учебному предмету может быть следствием  недопонимания учащимися заданий, предлагаемых учителем, отсутствия у учащихся умения работать с различными источниками информации. Использование  ТРКМ позволяет формировать у учащихся умение находить, систематизировать и перерабатывать информацию.

(Слайд 5) Чтобы правильно построить  урок по данной технологии, надо соблюдать  три стадииКаждая из них имеет свои цели и задачи:

  • Вызов

- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

- пробудить интерес, активизировать обучаемого;

-структурировать последующий процесс изучения материала

  • Осмысление

- получение новой информации; ее осмысление

- соотнесение новой информации с собственными знаниями;

-поддержание активности, интереса.

  • Рефлексия

-выражение новых идей и информации собственными словами;

- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем

(Слайды 5,6,7,) Для каждой стадии характерны свои приёмы, вот некоторые из них

(Слайд 8)

Я остановлюсь на тех приёмах, которые использую на своих уроках.

«Вызов». Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Приём «Верные – неверные утверждения»

Постановка проблемы:

   - Разберите предложения   по членам предложения и сравните их.

В лесу живут медведи.

 В лесу живут медведи, волки, зайцы.

- Что интересного заметили? (Три подлежащих)

- медведи, волки, зайцы.- однородные члены предложения

- Сегодня на уроке мы узнаем, какие члены предложения называются однородными. Выскажите свои предположения о том, какие из утверждений являются верными.

1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

2. Однородные члены предложения отвечают на вопросы кто? что?

3. Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову.

4. Однородные члены предложения относятся к главным членам предложения.

5. Однородными могут быть главные и второстепенные члены предложения.

6. Однородными могут быть главные члены предложения.

На стадии рефлексии учитель вновь возвращается к утверждениям, и тогда обучающиеся уже точно, в соответствии с правилом, выбирают «верные утверждения»

(Слайд 9) Приём «Мозговой штурм»

Даны слова:

цифра                                 молодцы                        акция

цистерна                            красавцы                      лекция

цинга                                 бубенцы                        полиция

Постановка проблемы:

-Произнесите слова вслух и скажите, какой звук мы слышим после звука [ц]? ([ы])  

-Какими буквами он обозначен? (И, Ы)

-Как вы думаете в каких случаях после Ц мы пишем И, а в каких Ы?

Понаблюдав за словами, обучающиеся формулируют свои предположения.

Слайд 10)

Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»

Учитель:

-Сегодня тема нашего урока «Написание букв о, ё после шипящих в корне слова».

- Что по этой теме вам уже знакомо? Заполните первую колонку таблицы.

(Работа в парах)

Примерный результат работы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Шипящие звуки [ж], [ш], [ч], [щ]

2. Корень слова



Постановка проблемы:

- Обрати внимание на обозначение звука [о] после шипящих в корнях слов:

[чолка,] - чёлка

[шоф] - шов

[щолкать] - шёлкать

[капюшон] – капюшон

[жолут,] – жёлудь

- Можно ли сказать, что звук [о] после шипящих записывается всегда одной и той же буквой? (Нет, в одних случаях после шипящих мы пишем о, а в других ё)

- Заполните вторую колонку таблицы, отметив, что вы хотите узнать сегодня на уроке?

 Примерный результат работы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Шипящие звуки [ж], [ш], [ч], [щ]

2. Корень слова

Когда после шипящих пишется о, а когда ё


Учитель:

- Понаблюдай и определи закономерность выбора букв о, ё

чёрный – чернеть                            шов

жёлтый – желтеть                           обжора

шёл – вышел                                    крыжовник

жёлуди – желудей                           шофёр

Дети высказывают свои предположения, затем знакомятся с правилом в учебнике.

На стадии рефлексии учитель предлагает заполнить третью колонку таблицы.


«Осмысление». На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). Приемы: инсерт, чтение с остановкой, «тонкие и толстые вопросы», «пометки на полях», «кластер».

(Слайд 11) Приём «Тонкие и Толстые вопросы»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Этот прием позволяет формировать:

  • умение формулировать и задавать вопросы;

  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?
Что?
Когда?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли?

Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думаете…?
Почему вы считаете…?
В чём различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

(Слайд 12) ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

  • Игра “Да-нет”.

  • Составление и решение лингвистических задач.

  • Приём «Найди соответствие».

  • Приём «Морфологический анализ»

  • Прием «Создай паспорт» («Элемент - Имя признака - Значение признака»).

  •  Игра «Расселение»

(Слайд 13) Прием "ИНСЕРТ"- чтение с пометками: ученикам дается текст (текст может быть научного или публицистического стиля речи). Читая, учащиеся ставят на полях значки:

  • "?" - непонятно,

  • "+"- согласен

  • "-"-вызывает сомнение,

  • "!" - это удивило...

Например, дан текст по причастию, детей удивило, что вязаный шарф пишется с -Н-, а вязанный мной шарф - с -НН-, после этого знакомятся с правилом написания Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

РЕФЛЕКСИЯ. Систематизация того, что узнал ребенок на уроке по данной проблеме. Приемы: кластер, синквейн, «рефлексивная мишень», «разбери слово по буквам».

(Слайд 14) «Кластер». Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, выделение смысловых единиц понятия и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластера). В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе работы кластер изменяется и дополняется

(Слайд 15) Приём «Синквейн».

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:

1 строка - одно существительное, заключающее тему синквейна.

2 строка - два прилагательных, характеризующие тему синквейна.

3 строка - три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.

4 строка - фраза или предложение из четырёх слов, передающее отношение к теме. Это может быть и цитата или крылатое выражение, подобранное к теме синквейна.

5 строка - одно слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы, выражающее личное отношение к ней.

Составление синквейна развивает у учащихся умение делать краткие выводы. Давайте мы с вами попробуем составить синквейн на тему «Имя существительное»

(Слайд 16) Шесть шляп мышления

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

  • Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы используют только факты, доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

  • Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Члены этой группы обрисовывают только положительные моменты.

  • Черная — негативная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

  • Красная — содержит эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

  • Зеленая — группа творческая, креативная, предлагает новые решения данной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

  • Синяя — нейтральная, оценочная, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

Итак, мы с вами рассмотрели разные методы, приемы, которые можно использовать в своей педагогической деятельности. Таким образом, применение элементов технологии критического мышления на уроках русского языка создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!