СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование технологии критического мышления и проблемного обучения как основы для формирования духовно-нравственной культуры обучающихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлены приемы ТРКМ часто используемые автором  для формированиядуховно- нравственной культуры учащихся.

Просмотр содержимого документа
««Использование технологии критического мышления и проблемного обучения как основы для формирования духовно-нравственной культуры обучающихся"»

«Использование технологии критического мышления и проблемного обучения как основы для формирования духовно-нравственной культуры обучающихся"


Всё наше достоинство – в способности мыслить.

Только мысль возносит нас, а не пространство и время,

в которых мы ничто.

Постараемся же мыслить достойно – в этом основа

нравственности.

Б. Паскаль.


Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития и формирования духовно-нравственной культуры обучающихся. Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Уроки кубановедения всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для этого дает изучение истории России.

Цель педагогическая – содействие развитию коммуникативной компетентности школьников средствами критического мышления и проблемного обучения как основы для формирования духовно-нравственной культуры обучающихся».

 В основе моей методической системы заложены элементы технологии критического мышления. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.

В основе технологий лежит следование трём фазам:

1. Вызов - подготавливает, настраивает на информацию и процесс, которые предполагаются на следующих этапах. Этот этап усиливает мотивацию учения. У учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения нового учебного материала.

2. Осмысление новой информации (смысловая стадия) - предполагает ввод новой информации, происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.

3. Рефлексия (размышление) - является особо значимой, так как способствует осознанию новой информации и творческому развитию личности. Учащиеся превращают информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Главное здесь для меня– вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, а также организовать работу по изучению, дополнению пройденного. Проблему недостаточности рефлексии в школе устраняю с помощью приемов устной и письменной рефлексии.

Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы:

▪ Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?

▪ Какие предположения подтвердились?

▪ Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

Письменная рефлексия позволяет ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого).


Как методический прием «мозговая атака» используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии "вызова" при работе с фактологическим материалом. Мозговая атака - метод, который подразумевает, что все участники процесса будут проявлять выраженную активность.

  • этап Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

  • этап Обмен информацией.

Возможна индивидуальная и групповая формы работы. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Так при изучении темы: «Православные праздники и обряды» 8 класс, вопрос: «Какие знаете обряды, обычаи?»; Продолжить: «Обряд – это…»


На стадии «осмысление»прием Кластер

Суть этого приема – выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно: выделить главную смысловую единицу (тема); выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации); Конкретизировать фактами и мнениями.

На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации.

10 класс тема «Народная культура казачества Кубани»

Работа на уроках с текстом позволяет ученикам самим оценивать те или иные исторические события, таким образом активизируется познавательная деятельность.


Этап Рефлексия.

Прием «Письмо по кругу». 

ЦЕЛЬ: используется для организации совместной рефлексии, для активного повторения изученного. Он помогает определить направления для дальнейшего изучения, определить противоречия в отношении той или иной проблемы.

Порядок выполнения.

  1. Участники делятся на группы по 3-4 человека. Перед каждым лежит чистый лист бумаги. Участники записывают тему сообщения (рефлексии, эссе, совместного доклада и т.д.). Например, «Участие кубанцев в Отечественной войне 1812».

  2. Затем, каждый участник, на своем листе, записывает предложение, в котором излагает свои мысли (свои сведения) по данной теме. Написав одно-два предложения, он передает лист по (против) часовой стрелки другому участнику.

  3. Другой участник читает написанное до него (может кое-что уточнить у своего соседа) и, основываясь на стиле и содержательной направленности предыдущего предложения, продолжает писать текст.

  4. Таким образом, после того, как лист «пройдет» круг, то на нем будет записано не менее трех предложений.

  5. Обычно лист должен «пройти» три круга, чтобы получилось достаточно развернутое сообщение.

  6. В заключении, сообщения зачитываются внутри малой группы. Наиболее показательное, по мнению группы, сообщение зачитывается перед всеми.

Ведущий, совместно с участниками, выделяет наиболее часто встречающиеся проблемы, вопросы, достижения, направления для дальнейшей работы, рекомендации, и – фиксирует их на доске.

Также, благодаря такой форме работы, можно определить пробелы в усвоении материала, сложные для группы моменты.


Тема: «Кубанцы в боях за Отечество» 10 класс. На этапе рефлексии составить письмо о подвигах кубанцев, по материалу, изученному на уроке. Можно пользоваться учебником. Тема: «Характеристика воина-казака».

Эссе – письменные размышления на заданную тему:

10 класс: «Традиционные семейные ценности» рассказать о традиционных семейных ценностях.

11 класс: «Особенности духовной жизни современной Кубани», Объяснять понятия «любовь», «вера», «надежда», «верность», Выделять духовные ценности.

Считаю, что главная задача учителя заключается в том, чтобы обучающиеся научились связывать себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, знать его историю, понимать, что «без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству.

Кубановедение имеет широкие возможности для нравственного воспитания. Необходимо наиболее полно реализовать их, постоянно заострять внимание детей на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитать нравственного человека - сложнейшая задача, но она достижима, если за её реализацию возьмутся родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!