Просмотр содержимого документа
«Использование современных методов для развития навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Яблокова Наталья Валентиновна
учитель физики высшей квалификационной категории
МОУ Шипиловская ООШ
Чтение — вот лучшее учение.
Следовать за мыслями великого человека —
есть наука самая занимательная»
А.С. Пушкин
ФГОС
Метапредметные результаты
освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение….
8) смысловое чтение
ОБУЧЕНИЕ СТРАТЕГИЯМ ЧТЕНИЯ
Традиционная
методика
Инновационная
методика
Предтекстовые
задания
Предтекстовые
задания
Текстовые задания
Текстовые задания
Послетекстовые задания
Послетекстовые задания
Антипация
Кластер
(гроздь)
Глоссарий
Ориентиры предвосхищения
Фишбоун
Методические
приёмы
Логические цепочки
Инсерт
Ромашка (кубик) Блума
Синквейн
АНТИПАЦИЯ - РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ
Цель : развитие читательской антиципации
(умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации)
-постановка задач чтения; -актуализация опыта; -создание мотивации;
«ТРЕНИЕ КАЧЕНИЯ»
ОРИЕНТИРЫ ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ ВЕРНЫЕ – НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ
Цель стратегии – актуализация предшествующих знаний и
опыта, имеющих отношение к теме текста.
Глоссарий
ключевые слова
Цель стратегии - актуализация словаря, связанного с
темой.
ИНСЕРТ (МАРКИРОВКА ТЕКСТА)
v
Знакомая информация
+
Новая информация
-
Я думал (думала) иначе
?
Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
КЛАСТЕР (ГРОЗДЬ) –ГРАФИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ/СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие.
Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся» - располагаются в определенном порядке.
ФИШБОУН
СИНКВЕЙН (ПЯТИСТИШИЕ)
ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ (ВОССТАНОВИ ТЕКСТ)
« Давление твёрдых тел, жидкостей и газов »
При сильном кашле больному часто прописывают банки. В банку вносят горящую спичку, воздух в банке ………….. и ………………. , а затем выходит наружу. Внутри банки давление … . В этот момент банку ………….. прижимают к телу. Под действием … давления часть кожи с прилегающими к ней тканями втягивается внутрь банки. При этом создаётся усиленный приток крови именно к данному участку. Что и является важнейшим лечебным фактором.
Слова для справок:
- атмосферный
- гидростатический
- быстро
- медленно
- нагреваться
- охлаждаться
- понижаться
- повышаться
- расширяться
РОМАШКА БЛУМА – РОМАШКА ВОПРОСОВ
Простые вопросы (назови)
Уточняющие вопросы .
Интерпретационные
Творческие вопросы .
Оценочные вопросы .
Практические вопросы
РЕКОМЕНДАЦИИ
- выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;
- формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
- определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;
- предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
- повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
- организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
- обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.
РЕФЛЕКСИЯ
- Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.
- Белая шляпа – перечень фактов: что узнали,
чему научились...
- Черная шляпа – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).
- Желтая шляпа – позитивное мышление: что было хорошего и почему.
- Зеленая шляпа ищет ответ на вопросы, где и как можно применить изученный материал.
- Синяя шляпа - хочу похвалить…
Белая шляпа