Муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ» г. Березники реализует Федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование». Одной из основных задач реализации данного проекта является внедрение на уровнях основного общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный̆ процесс.
Мы живем в 21 веке. Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Особенно важна современная развивающая предметно-пространственная среда в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Наша школа является участником проекта «Доброшкола», целью реализации мероприятия является создание современных условий для обучения и воспитания путем обновления инфраструктуры отдельных образовательных организаций. В школьный логопедический кабинет был приобретен профессиональный стол логопеда «Logo PRO» от компании «АЛМА». Данный стол является результатом объединения лучших традиционных методик, а также современных интерактивных технологий в области коррекции речи. Комплект включает все необходимые для занятий инструменты, которые были отобраны с учетом пожеланий опытных логопедов. С другой стороны, являясь современным решением, «Logo PRO» предлагает совершенно новый уровень занятий с использованием сенсорного экрана, специальных программ и игр для логопедической практики.
- Профессиональное логопедическое программное обеспечение «Лого Ассорти», «АЛМА», «5 Островов», «Оживариум»;
- МФУ (принтер, сканер, копир).
- возможность познакомиться с современным интерактивным оборудованием для коррекционной работы с детьми в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
- у педагогов сформируется представление о системе инновационных практик по развитию сенсомоторной сферы и коррекции речевых нарушений с использованием интерактивных средств обучения;
- учителя-логопеды смогут сделать осознанный выбор в пользу какого-либо оборудования для возможного приобретения его в учреждение и эффективной коррекционной деятельности.
№ | Вид деятельности или название игры | Цель игры или деятельности | Методические лайфхаки |
1. | Занятие по логопедической коррекции. | Цель логопедической коррекции: коррекция речевых нарушений у детей школьного возраста с ОВЗ посредством применения современ ных интерактивных технологий. Задачи: 1. Развивать фонема- тический слух; 2. Отрабатывать лексико-грамматичес- кие категории; 3. Совершенствовать устную и письменную речь; 4. Исправлять нару -шенное звукопроизно шение; 5. Развивать и укреплять моторные навыки; 6. Совершенствовать просодическую сторо ну речи; 7. Формировать навыки звукобуквен- ного анализа и синтеза. | 1. Обязательно выполняйте гимнастику для глаз, пальчиковую и динамическую гимнастики. 2. Форма организации занятия – индивидуальная или подгрупповая. 3. В конце занятия возможно распечатать выполненные задания на цветном принтере. 4. Продолжительность работы на компьютере 5-30 минут ( в зависимости от содержания игры) |
2. | Обследование речевого развития ребенка с помощью интерактивных игр | - Позволяют увидеть актуальный уровень звукопроизношения и лексического запаса детей; - оценить уровень общей и мелкой моторики. - услышать речь ребенка в свободной деятельности; - расположить ребенка к общению; - понаблюдать поведение, выявить интересы ребенка. | 1. Большинство игр имеют специальные настройки. Меняйте уровень сложности игры с учетом индивидуаль -ных особенностей развития ребенка. 2. Многообразие материала, использование предметных и настольных пособий позволит выявить особенности речевого и психологического развития ребенка и составить индивидуальную программу логопедических занятий. |
3. | Особенности применения игр на индивидуальных занятиях с детьми с умственной отсталостью, класса «Особый ребенок» | Формирование личности детей с умственной отсталостью с учетом особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности. | 1. Занятие можно проводить в присутствии родителей. 2. Можно оперативно распечатать домашнее задание, которое имеется ко многим играм. 3. Возможность выбора материала с учетом интересов, диагноза, возможностей ребенка, использования одной или несколько игр в зависимости от наполнения занятия. |
Интерактивные игры ЛОГО АССОРТИ развивающего портала МЕРСИБО (30 игр) |
4. | Блок 1. Речевое дыхание, воздушная струя. Игры: «Торт со свечками», «Нет сорнякам», «Обезьяна и поцелуй». | Формирование правильного диафрагмального дыхания, развитие длительного речевого выдоха, укрепление тонуса речевого аппарата. | 1. Для отработки воздушной струи используйте наушники. Микрофон должен стоять на подставке перед лицом ребенка. Расстояние между ртом и микрофоном должно быть не более 5 см. Дуть нужно прямо в микрофон. |
5. | Блок 2. Постановка, автоматизация, дифференциация «трудных» звуков. Игры: «Игрозвуки», «Пожужжим», «Где мой рык?», «Попугай», «Перед концертом», «Болтушки-хохотушки». | Формирование правильного звукопроизношения. | 1. В комплекте имеются карточки с речевым материалом для проговаривания слов с изучаемым звуком. 2. В играх на автоматизацию ребенок следит не только за правильным произношением, но и находится в рамках сюжета, выполняет поставлен ную задачу, что ускоряет и облегчает процесс закрепле -ния «трудного» звука в речи. 3. Игра «Игрозвуки» может быть использована у детей раннего возраста с задержкой речевого развития или у неговорящих школьников классов «Особый ребенок». |
6. | Блок 3. Развитие фонематического слуха, звукового анализа слов и слогов. Игры: «Ку-ку-бум», «Грибники», «Морские сердца», «Хитрые половинки», «Сладкий дом». | Развитие фонематических процессов, формирование навыков звукобуквенного, звуко-слогового анализа и синтеза. | 1. Ошибки при чтении и письме тесно связаны с нарушением фонематическо- го слуха. Блок игр на коррекцию речевого слуха и работу над звукобуквенным и звуко-слоговым анализом и синтезом является очень важным. В таких играх дети учатся «видеть» слово, анализировать его состав, правильно произносить и писать. 2. Работу начинайте с игры «Грибники» (на повторение гласных звуков) – она одна из самых легких и доступных. 3. Игра «Слогобумс» поможет детям понять принцип деления слов на слоги. Можно выполнять задания, записывая слова в тетради. |
7. | Блок 4. Лексико-грамматические категории и связная речь. Игры: «Рюкзак туриста», «Кто что делает?», «Дискотека», «Пчелиные загадки», «Гудвин», «Мечта поэта», «Что сначала?». | Развитие активного словарного запаса, формирование навыков словообразования и словоизменения, составление предложно-падежных конструкций. | 1. Игра «Рюкзак туриста» поможет отработать предлоги НА, ПОД, ПЕРЕД, ИЗ-ЗА, ОКОЛО. 2.Игра «На рынке» научит ребенка согласовывать существительные с числительными. 3. В игре «Дискотека» школьник познакомится с родовидовыми понятиями «Мой», «Моя», «Моё», «Мои». |
8. | Блок 5. Все виды моторики Игры: «Игрозвуки», «Малышастика», «Настольные пальчики», «Омар в иллюминаторе», «А ты так можешь?» | Развитие и совершенствование моторных функций детей школьного возраста. | 1.В игре «Настольные пальчики» упражнения выполняются с использованием СУДЖОК, карандашей, мелких мячей. 2. Игра «А ты так сможешь?» поможет научиться синхронизировать речь и движения. |
Программное обеспечение АЛМА (более 50 игр) |
9. | Интерактивный квест «5 Островов» | Развитие устной и письменной монологической и диалогической речи, формирование универсальных учебных действий. | 1.Квест «5 Островов» включает в себя более 250 заданий. Сразу до 6 детей смогут принять участие, выбрав персонажа из 6 возможных. 2. Игроки продвигаются вперед на поле, проходя в течение игры через 5 различных миров: осенний, зимний, весенний, летний и последний – сказочный. В конце каждого хода они отвечают на вопросы, и именно от правильности ответа зависит результат хода. |
10. | Интерактивная раскраска с оживающими героями сказок «Оживариум» | Повышение речевой и эмоциональной активности школьников, развитие познавательных процессов, предупреждение и исправление недостатков чтения и письма. | 1. Это творческое программное обеспечение, где раскрашенные руками ребенка персонажи оживают и становятся частью увлекательной сказки. На выбор есть два мира со своими персонажами: волшебный лес с принцессами и героями народных сказок, а также подводный мир с героями сказок А. С. Пушкина. 2. Многочисленные инструменты рисования, такие как стандартная, градиентная, точечно-градиентная заливка или краска-аэрозоль, позволяют творить без ограничений, играя с формой и цветом. 3. Декорации леса или подводного мира, оформленные художниками, задают настроение для творчества. |
11. | Универсальное программное обеспечение «Конструктор тестов» | Повысить интерес школьников к процессу прохождения тестирования. | 1. Простое использование и настройка позволяют с легкостью пройти тесты школьникам разных уровней развития. 2. Возможен одно- и многопользовательский режимы, использование аудио и фото файлов в тестах. 3.Сохранение результатов для каждого ученика, имеются предустановленные тесты. |
Встроенный модуль для песочной терапии |
12. | Модуль с песком | Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности. | 1. Световой стол для рисования песком можно использовать для написания букв, слогов, слов и предложений. |