СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование различных приёмов формативного оценивания на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

из опыта работы по теме: Использование различных приёмов формативного оценивания на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Использование различных приёмов формативного оценивания на уроках русского языка и литературы»

КГУ «Отдел образования по Сандыктаускому району управления образования Акмолинской области»










Использование различных приёмов формативного оценивания на уроках русского языка и литературы













Нурбаева Гулим Урумбаевна

учитель русского языка и литературы

КГУ «ОШ с.Сандыктау»















Сандыктауский район

с. Сандыктау

2022 год



Содержание

Раздел III. Условия возникновения опыта …………………..………..………. 3

Раздел IV. Актуальность и перспективность опыта………………………….. 4

Раздел V. Теоретическая база опыта………...……. ……………………….......5

Раздел VI. Ведущая педагогическая идея опыта……… ………………….…..6

Раздел VII. Технология опыта………………………………………………..….7

Раздел VIII. Новизна опыта………………………..……………..………....…...8

Раздел IX. Диапазон опыта…………………………………………………...….9

Раздел X. Результативность……………..……..………………..……………10

Раздел XI. Библиографический список….…..…………………………………11

Раздел XII. Приложения………………..……………………………………….12
































































Раздел III. Условия возникновения опыта


В КГУ «Общеобразовательная школа села Сандыктау» я работаю 32 года. Коллектив школы состоит из 29 учителей.

С категорией «педагог-исследователь» - 3 учителя, «педагог-эксперт - 4 человека.

С категорией «педагог – модератор» - 5 педагогов. Без категории -7.

В рамках обновления содержания образования, учителя школы периодически повышают квалификацию, участвуют в конкурсах не только районного, областного, но республиканского уровней. Проводят мастер-классы для учителей района и области, состоят в сетевом сообществе педагогов ЦПМ и «Өрлеу»; проводят уроки с использованием различных образовательных площадок, каждый педагог, в рамках программы «Цифровой учитель», овладевает знаниями системы Кundelik.kz и цифровой грамотности в целом.

Для небольшой малокомплектной школы потенциал педагогов неплохой, но, несмотря на это, качество знаний на протяжении последних трех-пяти лет остается очень низким. Каковы же причины?

Причин снижения качества знаний можно назвать несколько: одна из основных – это, конечно, отсутствие мотивации.  Причинами снижения мотивации, зависящими от ученика, являются: низкий уровень знаний;

несформированность учебной деятельности; приёмов самостоятельного приобретения знаний; не сложившиеся отношения с классом; в единичных случаях - задержки развития.

В течение ряда лет в нашей школе учатся дети из детского дома, сейчас из «Центра адаптации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», многие из которых, дети с особыми образовательными способностями.

Актуальность внедрения инклюзивного образования в современной образовательной системе, конечно, же не вызывает сомнений, но когда в классе сидят дети с разными образовательными потребностями, это требует от учителя определенного умения и терпения. Они должны объяснять другим детям причины того, что некоторые ученики не могут говорить, почему они ведут себя по - другому, постоянно преодолевать негативное отношение не только со стороны детей, но и родителей. Учителя должны сыграть роль проводников в изменении отношений к лучшему среди учеников, их родителей и, конечно же, других учителей. [1]. Работая с такими детьми, обычный учитель должен пробовать разные подходы, преодолевать много трудностей: отсутствие специально подготовленного педагогического состава; недостаточная материально-техническая оснащенность классов; отсутствие учителя-ассистента.

Сегодня перед казахстанским образованием стоит задача интеграции в мировое образовательное пространство. В связи с этим, система образования в нашей стране находится на стадии изменения и развития, улучшая подходы к процессу обучения как учеников, так и учителей, с учетом передового зарубежного опыта.

Успешным, на мой взгляд, оказалось партнерство в рамках образовательных проектов «НИШ» с Международным экзаменационным советом университета Кембриджа, исключительная репутация которого известна во всем мире. В 2013 году мне тоже представилась возможность пройти курсовую подготовку по новой трехмесячной программе в НИШ города Кокшетау по третьему базовому уровню. Курсовая программа захватила своей новизной. В своей школе я встретила понимание со стороны коллег и администрации. Тем более, что в школе уже были учителя 3,2,1 уровней, работающих по данной программе.

Применяя элементы Программы, хотелось бы остановиться на некоторых из них, в частности, на техниках формативного оценивания, которые были уже апробированы мной в разных классах среднего звена.

Раздел IV. Актуальность опыта

На каждом уроке учителю важно задумываться над следующими вопросами: насколько учащиеся усвоили пройденный материал? Каким образом я смогу это проверить? Какое задание вызвало у учащихся затруднение и почему? Если задание вызвало затруднение, что нужно изменить в методике преподавания?

Такие вопросы, наверное, задает себе каждый учитель, при подготовке каждого урока. Однозначно, нужно вводить новые техники, которые повысят учебную мотивацию и самостоятельность учащихся, чтобы в глазах учеников появилась искорка желания учиться.

Процесс формативного оценивания способствует более успешному обучению учеников и более эффективному преподаванию учителя. Формативное оценивание – процесс наблюдения как изо дня в день протекает процесс обучения. Это позволяет учителю исследовать, как в классе происходит учение и через понимание этого изменять собственное преподавание.

Формативное (формирующее) оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения. Данный вид оценивания помогает устранить пробелы в знаниях.

Хочу поделиться опытом оценивания из своей практики. Готовясь к урокам, я нахожусь в постоянном поиске, хотелось бы, чтобы учащиеся видели результаты своей работы на каждом этапе.

Раздел V. Теоретическое обоснование опыта

Оценивание - является неотъемлемой частью обучения. В настоящее время – оценивание в школе практически сводится к отметке. Для детей важен не сам процесс, а результат. Ведь многие дети учатся не ради получения знаний, а ради оценок. Оценивание обучающихся играет огромную роль и для учителя, и для самих учеников. Без оценивания невозможен учебный процесс.

Формативное оценивание – вид оценивания, который проводится в ходе повседневной работы в классе, является текущим показателем успеваемости учащихся, обеспечивает оперативную взаимосвязь между обучающимся и учителем в ходе обучения, обеспечивает обратную связь и позволяет совершенствовать образовательный процесс.

Целью моего опыта работы является показать использование различных приемов формативного оценивания на уроках русского языка и литературы в среднем звене, систематическое использование которых позволит учителю получить качественный результат обучения.

Задачи:

а) раскрыть использование положительных моментов формативного оценивания на уроке;

б) ежеурочно отслеживать успехи каждого ученика в классе;

в) анализировать учащимися собственную работу;

г) требовать активного участия и способствовать повышению мотивации учащихся;

д) стимулировать учителя к корректировке подходов преподавания с учетом результатов оценивания.

Формативное оценивание - это планомерное и систематическое использование учителем в каждодневной работе пяти компонентов.

Компоненты формативного оценивания:

-активное участие учащихся в процессе собственного учения;

-корректировка процесса обучения;

-влияние оценивания на мотивацию учащихся;

-самооценивание и взаимоценивание;

-обратная связь.

Планировать использование формативного оценивания можно на всех этапах урока:

- при изучении нового материала;

- при закреплении изученного раздела;

- в начале и конце урока;

- на стадии рефлексии;

- промежуточные небольшие работы: тесты, одноминутные/трехминутные эссе, устные журналы.

Все эти виды и техники формативного оценивания можно найти в Интернете, ссылки на источник можно найти и у меня в библиографическом списке.

Раздел VI. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для развития самостоятельно контролировать и оценивать деятельность как собственную, так и своих одноклассников, устанавливать и устранять причины трудностей, возникающих при обучении. Материал, описанный в данной работе, ориентирован на улучшение понимания и формирования навыков учителей по применению навыков формативного обучения на каждом уроке, так как владение техниками формативного оценивания – обязательный компонент учительской компетенции, от которого зависит повышение успеваемости учащихся.

Раздел VII. Технология опыта

Формативное оценивание требует каждодневного кропотливого труда, определенного опыта. Поэтому необходимо вводить новые техники по мере их освоения.

Хочу поделиться приемами формативного оценивания из своей практики.

Целеполагание урока. Опираясь на календарно-тематическое планирование, в краткосрочном плане должны продумать все до мелочей, как заинтересовать ребёнка, чтобы ни один не остался без внимания. Учитываются возрастные особенности детей, индивидуальная работа с детьми с ООС.

Начнем с первого компонента – активное участие учащихся в процессе собственного учения.

Если театр начинается с вешалки, то урок начинается с оргмомента, это очень важно, так как дети сразу вовлекаются в процесс урока.

Как это делаю я? Первое правило, которое увидела на просторах Интернета, «правило трех углов». «Ноги – на месте, руки - на месте, спинка – прямая, локти – у края». Обычно так начинаем урок, это приучает детей к дисциплинированности. Затем проводим «орфоэпическую разминку», ведь ни для кого ни секрет, что дети ошибаются при произношении многих слов, как это устранять. Механическое слоговое повторение не обеспечивает запоминание ударного слога. Учимся говорить правильно на «Орфоэпической минутке». На доске висит распечатанный текст, обычно рифмованный, читаем вместе несколько раз и запоминаем произношение. «У того, кто знаменит, телефон всегда звонит!» «Вот у Коли, например, мама – милиционер! А у Толи и у Веры, обе мамы-инженеры!» Конечно, такие разминки связаны и с темой урока, например, при изучении раздела «Мир профессий» в 5 классе. Тексты разминок висят обычно три урока, потом появляются новые, так в течение недели и месяца дети пополняют свой словарный запас, запоминают произношение слов. Активному запоминанию правильного звучания слов способствует максимально визуализированный материал, закрепление рифмовкой. Ритм, размер и рифма продолжают формировать и закреплять у детей особенности правильного произношения.

Так мы начинаем уроки русского языка, на уроках русской литературы при знакомстве с биографией писателя на экране или на доске указывается пять интересных фактов из жизни, слова, предметы, по которым дети должны угадать, кто это и почему эти предметы связаны с данным человеком. Такой прием позволяет вызвать интерес к личности писателя. При изучении творчества А.П.Чехова: врач, псевдоним, антонимы, хамелеон. Дети узнают дополнительные сведения из жизни писателя. Такое задание можно предложить и учащимся с сильной мотивацией, которые готовят данный вид работы самостоятельно и предлагают его одноклассникам к следующему уроку.

Практикуем и ежеурочные пятиминутки чтения, ведь сейчас у детей пропал интерес к чтению, в рамках проекта «Читающая школа» - через урочную систему «Чтение через все предметы» не только на уроках литературы, но и русского языка, классных часах. Это повышает уровень культуры чтения и читательскую активность.

При знакомстве с жизнью и творчеством писателя, работая со вступительной статьей учебника, выполняем чтение по абзацам, «цепочкой», выделяя основную мысль или пересказывая прочитанное.

Понимание цели урока позволяет каждому учащемуся быть его активным участником. Ожидаемые результаты должны быть понятны детям, при этом рекомендуется вовлекать в данный процесс постепенно. Список ожидаемых результатов можно вывешивать на доске, выводить на экран, но и в учебниках по русскому языку в ментальной карте урока сформулированы конкретные цели под рубриками «вы сможете». В ходе урока у учителя и у учащихся есть возможность обращаться к поставленным целям, ожидаемым результатам и проверять степень их выполнения.

Например, урок русской литературы в 5 классе, А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», учитель записывает тему урока : Средства художественной выразительности в сказке А.С.Пушкина, дети должны повторить, какие изобразительно-выразительные средства они знают и попробовать найти их в произведении поэта. К концу урока учителю нужно еще раз обратиться к ожидаемым результатам и совместно с пятиклассниками проверить, смогут ли они находить средства художественной выразительности в сказке.

Следующим важным направлением активного участия учащихся в процессе обучения является знание и понимание учащимися критериев оценивания. О том, что такое критерии и как их составлять, я не знала, но после прохождения курсовой подготовки в НИШ города Кокшетау по третьему базовому уровню, мне это стало известно и хотелось сразу попробовать на практике. Как это я объясняла детям? На простом примере - «мытье посуды», сначала мы с детьми попробовали составить критерии совместно. Какое средство для мытья вы используете? Отмывает ли оно вашу посуду, насколько чисто? Моете ли вы посуду руками или используете посудомоечную машину и другие, то есть я пыталась донести до детей, что критерии оценивания можно составить к любому действию и то, что такие критерии они могут составлять сами.

Разработка критериев делает процесс оценивания прозрачным и понятным для всех.

Последовательность работы с критериями предполагает следующие шаги:

-разработка и оценка критериев ;

-объяснение содержание критериев учащимся до начала выполнения работы;

-выполнение работы на основе разработанных критериев оценивания;

-представление работы;

- оценивание работы учащимися, учителем на основе разработанных критериев.

Например, критерии оценивания выразительного чтения наизусть.



Критерии выразительного чтения

балл

Правильная постановка логического ударения


Соблюдение пауз


Правильный выбор темпа


Соблюдение нужной интонации


Безошибочное чтение


«5» высокий уровень ( выполнены правильно все требования»

«4» повышенный уровень - 3.4 балла (не соблюдены 1-2 требования» и т.д.



Для начала нужно использовать не более 3-5 критериев, которые нужно разрабатывать на языке, понятном ученикам.

Отсюда вытекает и такой немаловажный вид оценивания: самооценивание и взаимоценивание.

Самооценивание – это процесс, направленный на сбор и анализ информации о сильных и слабых сторонах своей работы, а также возможностях и аспектах, требующих улучшения.

Навык самооценивания у учащегося должен формироваться посредством оценивания своей работы по целому ряду критериев. В этом случае он будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свои критерии оценивания.

Следовательно, ученик сможет отслеживать и оценивать каждый этап своего прогресса.

Рассмотрим пример самооценивания на примере изучения темы: Былины.

Литературный диктант по теме «Былина». Продолжите предложения:

1.Название жанра «былина» происходит от слова ….

2.Былина, которая рассказывает о борьбе русского народа за независимость родной земли …

3.Назовите героев былин….

4.Назовите врагов в былинах…..

5.Они исполнялись как песня, торжественным напевом (прием)….

6.В древности былины исполнялись на музыкальном инструменте…

Учитель раздает такие карточки каждому ученику, дает время на выполнение, затем показывает или читает правильные ответы и просит сравнить свои ответы и оценить себя. Данную работу можно провести и как взаимоценивание.

Оценка одноклассниками друг друга является полноценным обучающим приемом формативного оценивания. Взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг друга. Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся, проверяя и сопоставляя работы одноклассников с критериями оценивания, анализируют собственный прогресс.

Варианты взаимооценивания: обмен работами; взаимоопрос по специальному плану; проверка навыков чтения; взаимообмен заданиями.

Мне кажется, для того, чтобы избежать конфликтов между учащимися не рекомендуется частое использование взаимооценивания, так как оценщики могут допускать ошибки при предоставлении обратной связи. Следует чаще менять состав пар.

Еще одним, на мой взгляд, направлением активного участия учащихся в процессе обучения, является правильный выбор учителем приемов обучения. Эти приемы должны продумываться для каждого класса. Ведь, как обычно, делают учителя, работающие в параллелях, берут один план и проводят по нему урок и в другом классе, но это, может быть, ошибкой, так как там совершенно другие дети, для них данные приемы могут показаться или легкими или слишком сложными.

Но и, конечно же, мы не должны забывать о детях с особыми образовательными способностями, на сегодняшний день в нашей школе обучается 31 ребёнок из «Центра адаптации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», многие из которых имеют диагноз ЗПР.

Поэтому при планировании урока педагоги нашей школы в краткосрочном планировании обязательно указывают виды работ с такими детьми, при составлении СОР и СОЧ предлагают виды заданий, рассчитанные на учащихся с разными образовательными способностями, то есть не составляют отдельных суммативных работ, не акцентируют внимание детей на то, что у этого ребенка другой вариант, потому что он слабый, не ущемляя интересы ребенка и не нарушая его права.

Если, к примеру, учащиеся 8 класса при изучении произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» пишут эссе, но как альтернатива предлагается и другое задание: вставьте вместо пропусков слова, характеризующие героев произведения, используя слова для справок.

Такой гибкий подбор заданий также возможен при формативном оценивании.

Формативное оценивание — это и процесс безостановочного предоставле-

ния обратной связи.

Обратная связь – это процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, вопросах, которые ведут к достижению поставленной цели. Она дает представление о том, как идет процесс обучения, информирует о достижениях и пробелах в знаниях каждого ученика. Обратная связь обеспечивает успех обучения, если она осуществляется в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности и предоставляет время для того, чтобы ученики дали верный ответ и исправили ошибки. Обратная связь должна быть чёткой, понятной, своевременной и по

теме.

Наверное, многие используют прием «Сэндвич», который позволяет сначала указывать детям положительные моменты работы, а потом останавливаться и на недоработках. Например, при пересказе текста, учителю необходимо вначале отметить сильные стороны работы. Это позволит ученику увидеть его достижения, что предполагает формирование позитивного отношения к процессу обучения. Важно не использовать слово «ошибка», так как оно снижает самооценку учащегося. Рекомендуется начинать со следующих слов: «объясни мне , пожалуйста», «мне кажется, твою работу можно улучшить», «у тебя есть точка роста» и др.

Золотое правило, которое помнят дети на уроке при оценивании и стараются его придерживаться : «Оценивай ответ, а не личность ученика!»

Когда учащийся испытывает затруднения в процессе обучения, он должен быть уверен, что ему будет оказана помощь. Учителю необходимо объяснить учащемуся, что ему будет всегда оказана помощь, чтобы разобраться с непонятым текстом или заданием.

Не могу утверждать, что в результате применения формативного оценивания уровень качества обучения повысится на сто процентов, но, используя разные формы формативного оценивания, я научилась видеть каждого ученика в процессе. Понимая всю важность и значение оценивания в учебном процессе, вовлекаю своих учеников в процесс оценивания самих себя и одноклассников. Нам еще предстоит много работы со своими учениками, буду применять разные формы формативного оценивания на каждом этапе урока.

Раздел VIII. Длительность работы над опытом опыта

Работа над этой темой велась мною в течение 3 лет, в классах, в которых я преподавала.

Раздел IХ. Диапазон

Опыт применения техник формативного оценивания подходит как для уроков ( факультативов и дополнительных занятий), так и для внеурочной деятельности для всех предметов разного цикла; его можно использовать в различных возрастных коллективах, с учетом возможностей и потребностей учащихся.

Х. Результативность опыта

Применение техник формативного оценивания в учебном процессе содействует постепенному улучшению качества подготовки школьников, а так же повышению качества знаний.

Мониторинг качества знаний по русскому языку и литературе в преподаваемых классах показал следующие результаты:

Русский язык

Учебный год

% успеваемости

% качества

2018-2019 уч.год

100%

%

2020-2021 уч.год

100%

%

2021-2022 уч. год

100%

%

Русская литература

Учебный год

% успеваемости

% качества

2018-2019 уч.год

100%

%

2020-2021 уч.год

100%

%

2021-2022 уч. год

100%

%




Данные по качеству знаний взяты из отчёта, построенного в системе Күнделік.

-Наличие обучающихся – обладателей знака «Алтын белгі»:

– 2019-2020 учебный год

Парфенова Елена – 2019-2020 учебный год

Шарипова Гульдана – 2019-2020 учебный год

-2020-2021 учебный год

Богачева Елена-2020-2021 учебный год

Мартенс Илона -2020-2021 учебный год

Пушкарева Алёна -2020-2021 учебный год

Наличие обучающихся – обладателей общеобразовательных грантов:

В 2019 году Нурбаева Айдана, после сдачи ЕНТ (комбинация профильных предметов: география+биология), стала обладателем государственного гранта и поступила в Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина

В 2020 году Богачева Елена, после сдачи ЕНТ (комбинация профильных предметов: математика+физика), стала обладателем государственного гранта и поступила в Кокшетауский университет имени Ш.Уалиханова.

В 2020 году Мартенс Илона, после сдачи вступительных экзаменов по математике, русскому языку и физике, поступила в Омский государственный технический университет на бюджетной основе.

В 2020 году Пушкарева Алёна, после сдачи ЕНТ (комбинация профильных предметов: биология+география, однако по математической грамотности набрала 14 баллов, что, несомненно, повлияло на количество общих баллов), стала обладателем государственного гранта и поступила в Евразийский Национальный университет имени Л.Гумилева.

С удовольствием принимают участие в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах:

Год

Название мероприятия

ФИ учащегося

Результат

2018

Республиканский конкурс «Моя семья»

Абакумова Асет

Диплом 3 степени

2018

Республиканский конкурс «Моя семья»

Борисова Анастасия

Диплом 3 степени


2018

Республиканский конкурс «Моя семья»

Шиц Татьяна

Диплом 3 степени

2020

Районный конкурс сочинений «Если бы я был Президентом…»

Овчинникова Карина

сертификат

2020

Республиканский конкурс стихов собственного сочинения "В моей душе есть место лире…"

Массеров Давид

Сертификат, диплом 3 степени.

2020

Республиканский творческий конкурс

"Берегите природу!"

Борисова Анастасия

сертификат

2020

Республиканский литературный конкурс" Последний поэт деревни»

Данилова Татьяна

сертификат

2020

Районный конкурс «Проба пера»

Данилова Татьяна

Диплом 3 степени

2021

Международный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

Тамбовцева

Виктория

Диплом 2 степени

2021

Международный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

Баль Ольга

Диплом 2 степени

2021

Республиканская олимпиада для учащихся 5-6 классов по общеобразовательным предметам

Уткова Валерия

участие в 1 туре





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!