СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование различных арт-терапевтических приемов в работе с детьми с умственной отсталостью

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке говорится о методах АРТ-терапии.

Просмотр содержимого документа
«Использование различных арт-терапевтических приемов в работе с детьми с умственной отсталостью»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Дюдина Ольга Леонидовна, педагог-психолог,


В последние годы в связи с интенсивным развитием психологических методов коррекции, основанных на знании социально-психологических закономерностей межличностного взаимодействия, право на существование получили и немедицинские модели психотерапии, в частности, психологическая модель, которая достаточно широко используется в системе помощи детям с особыми возможностями здоровья (Н. П. Вайзман, Е. Ю. Pay, Ю. Б. Некрасова, Л. 3. Арутюнова, Б. И. Айзенберг, Л. В. Кузнецова).

Принципы психокоррекционной работы с детьми особыми возможностями здоровья в нашей стране основаны на фундаментальных положениях отечественной общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

В отечественной психологии существует концепция творческого рационального подхода, исходя из которого, терапевтические воздействия (в том числе, арт-терапия) стимулируют не только физиологические, но и психологические, интеллектуальные ресурсы личности ребенка (В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов, В. И. Петрушин и другие) На сегодняшний день в практической психологии широко используются методы и приемы арт-терапии в процессе обучения, воспитания и развития детей с особыми возможностями здоровья.

Эффективность применения средств арт-терапии в работе с умственно отсталыми детьми обусловлена рядом важных факторов: среди арт-терапевтических занятий значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщенные приемы умственной работы; развитие мелкой моторики пальцев рук в процессе арт-терапевтических занятий способствует коррекции интеллектуального и речевого развития детей с нарушениями интеллекта; коррекционные возможности арттерапии так же состоят в предоставлении ребенку возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания.

К основным методам арттерапии относятся – изотерапия (выражение чувств и эмоций через рисунок), музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, лепка (пластилин и глина).

Мной в работе с детьми была выбрана лепка, поскольку во время работы с пластилином происходит осознание различных свойств пластилина, ознакомление с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, развитие точности движений рук, формирование конструктивных способностей, что особенно важно для умственно отсталого ребенка. Важно, что во время лепки из пластилина, исходя из знаний реальной действительности, ребёнок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании и аппликации.

Лепка из пластилина, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. При лепке дети непосредственно сопоставляют части между собой и со всей фигурой в целом, определяют размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путём.

На занятиях лепкой предполагается решение следующих задач:

  • формировать умение сравнивать и анализировать свойства предметов объёмной формы, вычленять главное и второстепенное, ориентироваться в пространстве;

  • познакомить учащихся с назначением и применением пластилина;

  • обучать элементарным приёмам работы с этим материалом, формировать двигательные трудовые навыки, координирующие работу кистей рук;

  • развивать эстетические представления у учащихся.

Занятия по лепке из пластилина проводятся систематически в течение учебного года. В основном используются такие виды лепки как лепка с натуры и сюжетная лепка. Сюжетная лепка – сложный вид лепки для умственно отсталых школьников, она предполагает достаточно большой объём работы, поскольку требуется вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении, дополнить лепку деталями. При этом именно этот вид лепки позволяет закрепить знания умственно отсталых детей о предметах, которые он лепит, о действии этих предметов, тренирует память, воображение.

сновная часть. Сюда входят игры, дидактические упражнения, игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательно – речевых процессов, моторики и всей личности в целом. Это всевозможные ролевые игры, работа со скрытой картинкой, «Четвертый лишний», определение последовательности в серии картинок, обводка, штриховка, лепка, аппликация, рисование, чтение, театрализация…

Также это может быть психогимнастика и этюды. Цель: развитие мимики и пантомимики. Упражнения: «Изобрази хитрую лису, трусливого зайчика», «Тряпичная кукла и солдат», «В магазине зеркал».

Релаксационные упражнения, следуют за основной частью. Их цель: развитие умения расслабляться и распределять свои силы. Я использую следующие упражнения: «Путешествие на облаке», «Райский сад», «Радуга».

Заключительная часть занятия — это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из "мира свободы, фантазии и игры" в "мир реальности и обязанностей". Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями. Такому обсуждению помогают вопросы типа: «Что вы сегодня создали?», "Во что мы сегодня играли?", "Как мы сегодня играли?", "Что понравилось и что не понравилось, почему?" С целью сплочения детского коллектива задаю вопросы типа: "Хочешь ли ты кого-нибудь поблагодарить за помощь? За хорошую игру? За выдумку?" или "Кому хочешь сказать "спасибо" за сегодняшний день?". "Почему?", или "Кто хочет сказать хорошее слово?" и т.д.

Все занятия строятся при соблюдении основных методологических принципов:

развитие психических процессов через перестройку и развитие мотивационной среды ребенка;

использование наглядных, практических и словесных методов;

организация развивающей работы строится на основе индивидуального подхода;

игровая форма занятий с целью стимулирования заинтересованности;

доброжелательные отношения с детьми;

положительная эмоциональная оценка любого достижения детей;

развитие способности самостоятельной оценки своей работы.

Основная цель моих занятий – не научить ребенка рисовать или танцевать, а по мочь средствами арт – терапии справиться с проблемами, дать выход энергии. Поэтому при организации занятий основными задачами, которые я ставлю перед собой, являются:

развитие познавательно – речевой активности, через использование средств арт – терапии;

использование ресурсовизотерапии, песочной терапии для коррекции мелкой моторики детей;

использование ресурсовтанцетерапии для коррекции движений;

использование сказкотерапии, библиотерапии для решения целого ряда задач: обучения, воспитания, развития личности, коррекции речи, поведения;

расширение кругозора детей, привитие любви к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию;

развитие уверенности в себе;

гармонизация эмоционального состояния;

вовлечение в педагогический процесс каждого ребенка

способство сплочению детского коллектива.

Выводы и перспективы:

Наблюдая за своими воспитанниками, я пришла к выводу, что работа в данном направлении дает определенные результаты. Мальчики стали лучше разговаривать, их речь стала более связной. В связи с этим дети стали активнее на занятиях. Девочки стали более спокойны, с удовольствием общаются друг с другом, делятся всем хорошим, что происходит с ними за день. Но пока это только ростки, необходимо продолжать эту работу ежедневно. О полной эффективности исправления недостатков говорить еще рано.

Поэтому реализация этой проблемы остается актуальной и работа в этом направлении мною будет продолжаться.

В дальнейшем ставлю перед собой следующие задачи:

Продолжение разработки темы.

Создание общей системы работы, связанной с познавательно – речевым и личностным развитием детей, для дальнейшей их социализации в современной жизни.

В заключении хотелось бы отметить, что непременным условием успешности учебно – воспитательного процесса является любовь педагога к детям. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, принимаю его таким, какой он есть и постараюсь сделать его лучше настолько, насколько мне позволит моя любовь к нему, желание помочь ему максимально реализовать его скрытые возможности и педагогическое мастерство. Дети – самое удивительное и интересное в жизни. И совсем не беда, что ростки того, что приходится вкладывать в ум и сердце каждого всходят не сразу и не все вместе. Эти ростки нужно вовремя увидеть, не пройти мимо, не сломать нечаянно и тогда испытаешь глубокое удовлетворение от своего труда. Ребенок любознателен по своей натуре и я постараюсь, чтобы он оставался таким как можно дольше, тогда и научиться он сможет большему.

Литература:

Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.

Глазунова Л. И. Коррекция психоэмоционального состояния человека средствами музыки : учебно-методическое пособие / Л. И. Глазунова. – Белгород: БелГУ, 2004. – 116 с.

Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально – нравственного развития.- СПб.: Речь, 2002.

Колеошкина С. Н. Арт-терапевтические технологии учителя-логопеда // Школьный логопед. – 2007. – № 2.

Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

Лебедева Л.Д. Арт-терапия в системе педагогического образования / Личность: образование, воспитание, развитие. - Сб. статей и научных материалов. – Ульяновск: УлГПУ, 2002.

Лебедева, Л. Д. Арттерапевтические занятия в начальной школе / Л. Д. Лебедева // Образование. – 2001. -№ 1. – С. 116-127.

Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб.для студентов сред. и высш. пед. учеб. Заведений - М. :Academia, 2001.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!