СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проектной деятельности и современных информационных технологий для развития интереса обучающихся к иностранному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование проектной деятельности и современных информационных технологий для развития интереса обучающихся к иностранному языку»

А. Н. ИЛЬИНА, учитель иностранного языка, заведующая кафедрой иностранных языков МАОУ «Гимназия № 67», Московского района Н.Новгорода, победитель ПНПО 2019 ,федеральный уровень


Использование проектной деятельности и современных информационных технологий для развития интереса обучающихся к иностранному языку


Сегодня многие люди путешествует по миру, посещают разные страны как по работе, так и для отдыха, знакомятся с разнообразными национальными традициями, обычаями и укладами жизни. Мы обязательно должны знать культуру и историю своего города, области, страны: ведь вряд ли состоится диалог двух культур, если люди затрудняются рассказать о родном городе и своих известных земляках, деятелях науки, искусства и культуры и, конечно же, о невероятной красоте природы и достопримечательностях страны.

В связи с этим чрезвычайно востребованной становится деятельность школьников по изучению краеведческого материала: поиск уникальных исторических фотографий, фактов и информации в библиотеках, музеях и сети Интернет. Неотьемлемой частью такой проектной деятельности являются посещение культурно-исторических объектов, знакомство с городскими и областными музеями, где собран важный материал о жизни родного города и области. Кроме того, обучащиеся общаются с представителями старшего поколения, и этот диалог обладает колоссальным воспитательным потенциалом.

Школьники создают свои проекты, защищают их, выражают собственные идеи и представляют результаты проделанной работы. Именно самостоятельность в обучении является важным образовательным фактором в условиях современной модернизации общества. Краеведение дает уникальную возможность расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, приобрести умения осуществлять исследования, систематизировать полученные знания и применять их в реальной жизни. Одновременно краеведение выступает как дидактическое средство при изучении иностранного языка и культуры, что позволяет говорить о неразрывной связи процессов обучения и воспитания.

Работа с таким материалом может быть частью, этапом отдельного урока, лечь в основу цикла уроков, проектного дня, проектной недели, сетевого проекта. Ее результаты могут быть представлены в одном классе, показаны в параллели или быть адресованы родителям, публиковаться и т. д.

Работа с краеведческим материалом предусматривает разнообразные формы занятий:

  • самостоятельную работу с книгой и документом;

  • экскурсию;

  • знакомство с памятниками истории культуры;

  • прогулку (поездку) по родному городу (области);

  • проектную деятельность;

  • работу культурного центра;

  • сетевые проекты;

  • беседу с представителями старшего поколения;

  • выступление с презентациями;

  • научно-практические конференции и телемосты;

  • создание видеоролика и видеоэкскурсии;

  • участие в традиционных праздниках.

В качестве примера использования метода проектов с применением краеведческого материала на уроках иностранного языка рассмотрим международный метапредметный проект «TWIN CITIES»: Нижний Новгород и Цзинань (КНР) – города-побратимы.

Цель: формирование единой коммуникативной и образовательной среды через вовлечение обучающихся в активную деятельность по изучению культур своей страны и стран изучаемого языка.

Задачи:

  • формирование интереса к углубленному изучению иностранных языков, культуры, истории;

  • распространение и популяризация русского языка в КНР;

  • развитие патриотических ценностей и чувств;

  • формирование умения решать проблемы творческого и поискового характера;

  • развитие творческого потенциала участников образовательного процесса в сфере ИКТ;

  • воспитание любви к культурам, традициям и ценностям своей страны и страны изучаемого языка.

Работая над проектом, учащиеся готовят материал, собирают фотографии, слайды с видами Нижнего Новгорода и Цзинань, готовятся выступить в роли гидов. Конечная задача – провести онлайн-экскурсию по городу для обучающихся школы-партнера.

Реализация проекта проходит в несколько этапов.

  • 1-й этап – организационно-подготовительный

Учитель организует коллективное обсуждение проекта. Формулируется тема, обучающиеся высказывают свои идеи по его реализации, определяются источники необходимой информации, планируются этапы будущей деятельности. Важную роль играет направленность школьников на успех предстоящего дела.

  • 2-й этап – исследовательский

Учащиеся собирают необходимую информацию удобным для них способом. Составляют план, выбирают форму реализации результатов проекта (фильм, видеоролик, презентация и т. п.). В нашем случае это виртуальная экскурсия по Нижнему Новгороду и Нижегородской области. Учитель мотивирует школьников, организует их деятельность таким образом, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание остальных.

На данном этапе происходит оформление проекта: учащиеся подбирают фотографии, информацию, распределяют роли, проект компонуется и готовится к презентации. Параллельно на уроках информатики учитель знакомит обучающихся со всем спектром возможностей Google Презентации.

  • 3-й этап – презентативный

На уроке английского языка проходит телемост-экскурсия при участии обучающихся цзинаньской школы иностранных языков. Школьники-гиды рассказывают о городе и области, используя подготовленные презентации, описывают достопримечательности, отвечают на вопросы, интересующие «туристов».

Этот же этап подразумевает под собой оформление результатов проекта в общей презентации, для того чтобы все участники образовательного процесса школ-партнеров в любое время смогли познакомиться с достопримечательностями городов-побратимов и побывать на виртуальной экскурсии.

  • 4-й этап – рефлексия

В подготовленной Google Форме обучающиеся отвечают на ряд вопросов, которые помогают оценить работу в проекте, понять, какие этапы оказались простыми, а какие сложными и чему участники научились за это время.

Создавая свой проект, школьники учатся самостоятельно находить необходимую информацию, пользоваться различными ее источниками. Преподаватель при этом становится их равноправным партнером и консультантом. Совместная работа, безусловно, сплачивает коллектив: между учениками возникает взаимопонимание, происходит взаимодействие обучающихся, у ребенка формируется ответственность не только за свою деятельность, но и за результат работы всего коллектива. Каждый учащийся пытается довести начатое им дело до конца, чтобы продемонстрировать результат своего исследования.

Гимназия на протяжении многих лет сотрудничает со школами-партнерами из ближнего и дальнего зарубежья в рамках социального международного проекта «Вместе в будущее», основными целями которого являются воспитание таких черт современной личности, как интернационализм, патриотизм, толерантность и гуманизм. Благодаря этому проекту у обучающихся имеется уникальная возможность реализовать свои опыт и умения, которые они приобрели в процессе проведения собственных исследований, принимая участие в сетевых проектах и работая на уроках иностранного языка. Ребята ежегодно проводят экскурсии по гимназии, городу и области, принимая гостей из Италии, КНР, Сербии. Такое общение и применение полученных знаний формируют мощную мотивацию для дальнейшего более глубокого изучения родного и иностранного языков, истории, культуры своего города и страны. Появляется уникальный шанс получить и развить практические навыки, необходимые для успешной жизни и будущей трудовой деятельности: самостоятельность и самоорганизованность, творческие и исследовательские способности, коммуникативные и рефлексивные умения, навыки кооперации и культуры общения.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М. : Просвещение, 2013. – 175 с.

  2. Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5–8 классы / Н. А. Криволапова. – М. : Просвещение, 2012. – 47 с.

  3. Матяш, Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н. В. Матяш ; под ред. В. В. Рубцова. – Мозырь : РИФ «Белый ветер», 2000. – 258 с.

  4. Полат, Е. С. Типология телекоммуникационных проектов / Е. С. Полат // Наука и школа. – 1997. – № 4. – С. 8-13

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!