Использование проблемного обучения на уроках биологии
Из опыта работы
учителя биологии
МОУ «Средняя школа № 58
г. Макеевки»
Ломакиной Татьяны Владимировны
Использование проблемного обучения помогает сделать уроки более яркими, разнообразными
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
затруднение и заинтересованность
мыслительная деятельность,
познавательная самостоятельность,
творческий поиск, исследовательская активность
Проблемное обучение – эффективная система развития творческого потенциала личности обучающегося
Современное школьное образование направлено на развитие творческой личности, которая способна
- умело реагировать на разные жизненные ситуации,
- полноценно действовать в изменяющемся мире,
- ставить и достигать серьезных целей,
- успешно жить .
Проблемное обучение
– это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению этой проблемы, в ходе которой и происходит творческое овладение учебными знаниями, умениями и навыками, а также развитие любознательности и мыслительных способностей.
формируются новые знания, умения и навыки;
развиваются способности, активность, заинтересованность, эрудиция, творческое мышление и другие личностные качества.
Дидактические задачи
- повысить интерес к изучаемому предмету;
- создать стимул к самостоятельному приобретению знаний;
- научить работать в коллективе;
- сформировать навыки исследовательской работы;
- закрепить знания школьников;
- сформировать умение анализировать и делать выводы.
Этапы осуществления проблемного подхода
Подготовка к восприятию проблемы.
Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
Выдвижение версий, гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы. Планирование деятельности.
Поисковая работа, процесс решения проблемы, открытие нового знания.
Обобщение результатов: доказательство правильности решения, применение в теории и практике, закрепление
Методы проблемного обучения
Проблемное изложение
Учитель создаёт проблемные ситуации и ставит учащихся в позицию активного участника познавательного процесса
Учитель привлекает учащихся к поиску путей решения проблемы, совместному выводу, открытию закона или правила
Частично-поисковый
Исследовательский
Учащиеся самостоятельно осуществляют полный цикл проблемной познавательной деятельности
Виды проблемных ситуаций
ситуация предложения
- когда высказывается предложение о возможности новой закономерности, что вовлекает учащихся в активный поиск
- когда даётся ряд готовых решений и учащимся необходимо выбрать правильное
- когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка (излишка) данных
- когда ситуация «не вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, т.е. необходимо использовать знания в новой ситуации
- когда рассматривается борьба и единство противоположностей
- вызывает удивление у учащихся своей парадоксальностью и необычностью
ситуация
выбора
ситуация неопределён-
ности
ситуация несоответствия
ситуация конфликта
ситуация неожиданности
Приёмы создания проблемных ситуаций
- Учитель предъявляет классу противоречивые факты, теории или точки зрения. — Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? — Какой возникает вопрос?
Учитель предлагает учащимся найти способ разрешения противоречий.
- Учитель сталкивает разные мнения своих учеников.
— Вопрос был один? А сколько мнений? Чего мы не знаем? — Какой возникает вопрос?
Учитель побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты.
- «Шаг 1» учитель обнаруживает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку», «шаг 2» предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
— Вы сначала как думали? А как на самом деле? — Какой возникает вопрос?
- Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.
— Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?
— Какой возникает вопрос?
- Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни.
Примеры проблемных ситуаций на уроках биологии
Проблемные ситуации можно включать в любую тему уроков биологии. Например,
- Тема «Вирусы»
- Тема «Вирусы»
Почему с вирусами трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
«Ни капли чужой крови», - гласило правило и согласно ему из поколения в поколение в жилах многих египетских фараонов текла только элитная голубая кровь. Почему же в таких семьях часто появлялись дети, пораженные душевными и телесными недугами?
Известный путешественник А. Гумбольт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему он так считал?
- Тема «Естественный отбор»
Почему постоянно приходиться создавать новые ядохимикаты против насекомых вредителей сельскохозяйственных культур?
Опыт работы
- Создание на уроках проблемных ситуаций заставляет ученика рассуждать, искать выход, творчески мыслить.
- Каждый ученик пытается дать свой собственный вариант ответа и обязательно высказывает любую версию, даже неправильную.
- Самостоятельное решение проблемных ситуаций ведет к глубокому усвоению учениками соответствующих вопросов курса и способствует интенсивному умственному развитию учащихся.
- Проблемные ситуации не только активизируют познавательную деятельность учащихся, но и стимулируют развитие их интеллектуальных способностей.
Достоинства
- учит мыслить логично, научно, творчески;
- приучает к самостоятельной работе, самообразованию;
- делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения;
- отвечает требованиям современности: обучать исследуя, исследовать обучая;
- способствует формированию мотивации достижения успеха, вызывает чувство уверенности в своих возможностях и силах;
- установлено, что самостоятельно «открытые» истины и закономерности не так легко забываются .
Недостатки
- требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объёма знаний по сравнению с другими типами обучения;
- дискуссии могут увести учеников от проблемы к решению других вопросов;
- по содержанию материала не во всех случаях оказывается наиболее рациональным и эффективным.
Итоги работы
- Повысился интерес учащихся к предмету и учебной деятельности.
- Наблюдаются более прочные результаты обучения.
- Проявляется познавательная самостоятельность, исследовательская активность и творческая деятельность.
- Расширился кругозор учащихся.
Литература
1. Бояринцева Н.Н. Развивающее обучение // Биология в школе. – 1999 № 3
2. Бурнашев С.И. Исследовательский метод //Биология (приложение к Первому сентября) 2002.
3. Лернер И.Л. Проблемное обучение. – М.,1994
4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М., 2007
5. Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках биологии //Образование в современной школе. 2003г. № 6