СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проблемного обучения на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта использования проблемного обучения на уроках биологии.

Просмотр содержимого документа
«Использование проблемного обучения на уроках биологии»

Использование проблемного обучения на уроках биологии Из опыта работы учителя биологии МОУ «Средняя школа № 58 г. Макеевки» Ломакиной Татьяны Владимировны

Использование проблемного обучения на уроках биологии

Из опыта работы

учителя биологии

МОУ «Средняя школа № 58

г. Макеевки»

Ломакиной Татьяны Владимировны

Использование проблемного обучения помогает сделать уроки более яркими, разнообразными ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ  затруднение и заинтересованность  мыслительная деятельность,  познавательная самостоятельность, творческий поиск, исследовательская активность  

Использование проблемного обучения помогает сделать уроки более яркими, разнообразными

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

затруднение и заинтересованность

мыслительная деятельность,

познавательная самостоятельность,

творческий поиск, исследовательская активность

 

Проблемное обучение – эффективная система развития творческого потенциала личности обучающегося Современное школьное образование направлено на развитие творческой личности, которая способна  умело реагировать на разные жизненные ситуации,  полноценно действовать в изменяющемся мире,  ставить и достигать серьезных целей,  успешно жить .

Проблемное обучение – эффективная система развития творческого потенциала личности обучающегося

Современное школьное образование направлено на развитие творческой личности, которая способна

  • умело реагировать на разные жизненные ситуации,
  • полноценно действовать в изменяющемся мире,
  • ставить и достигать серьезных целей,
  • успешно жить .
Проблемное обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению этой проблемы, в ходе которой и происходит творческое овладение учебными знаниями, умениями и навыками, а также развитие любознательности и мыслительных способностей.   формируются новые знания, умения и навыки;   развиваются способности, активность, заинтересованность, эрудиция, творческое мышление и другие личностные качества.

Проблемное обучение

это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению этой проблемы, в ходе которой и происходит творческое овладение учебными знаниями, умениями и навыками, а также развитие любознательности и мыслительных способностей.

формируются новые знания, умения и навыки;

развиваются способности, активность, заинтересованность, эрудиция, творческое мышление и другие личностные качества.

Дидактические задачи повысить интерес к изучаемому предмету; создать стимул к самостоятельному приобретению знаний; научить работать в коллективе; сформировать навыки исследовательской работы; закрепить знания школьников; сформировать умение анализировать и делать выводы.

Дидактические задачи

  • повысить интерес к изучаемому предмету;
  • создать стимул к самостоятельному приобретению знаний;
  • научить работать в коллективе;
  • сформировать навыки исследовательской работы;
  • закрепить знания школьников;
  • сформировать умение анализировать и делать выводы.
Этапы осуществления проблемного подхода Подготовка к восприятию проблемы. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы. Выдвижение версий, гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы. Планирование деятельности. Поисковая работа, процесс решения проблемы, открытие нового знания. Обобщение результатов: доказательство правильности решения, применение в теории и практике, закрепление

Этапы осуществления проблемного подхода

Подготовка к восприятию проблемы.

Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

Выдвижение версий, гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы. Планирование деятельности.

Поисковая работа, процесс решения проблемы, открытие нового знания.

Обобщение результатов: доказательство правильности решения, применение в теории и практике, закрепление

Методы проблемного обучения Проблемное изложение Учитель создаёт проблемные ситуации и ставит учащихся в позицию активного участника познавательного процесса Учитель привлекает учащихся к поиску путей решения проблемы, совместному выводу, открытию закона или правила Частично-поисковый Исследовательский Учащиеся самостоятельно осуществляют полный цикл проблемной познавательной деятельности

Методы проблемного обучения

Проблемное изложение

Учитель создаёт проблемные ситуации и ставит учащихся в позицию активного участника познавательного процесса

Учитель привлекает учащихся к поиску путей решения проблемы, совместному выводу, открытию закона или правила

Частично-поисковый

Исследовательский

Учащиеся самостоятельно осуществляют полный цикл проблемной познавательной деятельности

Виды проблемных ситуаций ситуация предложения - когда высказывается предложение о возможности новой закономерности, что вовлекает учащихся в активный поиск  - когда даётся ряд готовых решений и учащимся необходимо выбрать правильное - когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка (излишка) данных  - когда ситуация «не вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, т.е. необходимо использовать знания в новой ситуации - когда рассматривается борьба и единство противоположностей  - вызывает удивление у учащихся своей парадоксальностью и необычностью ситуация выбора ситуация неопределён- ности ситуация несоответствия ситуация конфликта ситуация неожиданности

Виды проблемных ситуаций

ситуация предложения

- когда высказывается предложение о возможности новой закономерности, что вовлекает учащихся в активный поиск

- когда даётся ряд готовых решений и учащимся необходимо выбрать правильное

- когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка (излишка) данных

- когда ситуация «не вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, т.е. необходимо использовать знания в новой ситуации

- когда рассматривается борьба и единство противоположностей

- вызывает удивление у учащихся своей парадоксальностью и необычностью

ситуация

выбора

ситуация неопределён-

ности

ситуация несоответствия

ситуация конфликта

ситуация неожиданности

Приёмы создания проблемных ситуаций

  • Учитель предъявляет классу противоречивые факты, теории или точки зрения. — Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? — Какой возникает вопрос?

Учитель предлагает учащимся найти способ разрешения противоречий.

  • Учитель сталкивает разные мнения своих учеников.

— Вопрос был один? А сколько мнений? Чего мы не знаем? — Какой возникает вопрос?

Учитель побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты.

  • «Шаг 1» учитель обнаруживает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку», «шаг 2» предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

  — Вы сначала как думали? А как на самом деле? — Какой возникает вопрос?

  • Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

— Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

— Какой возникает вопрос?

  • Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни.
Примеры проблемных ситуаций  на уроках биологии Проблемные ситуации можно включать в любую тему уроков биологии. Например, Тема «Вирусы»  Тема «Вирусы»  Почему с вирусами трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Тема «Генетика»  «Ни капли чужой крови», - гласило правило и согласно ему из поколения в поколение в жилах многих египетских фараонов текла только элитная голубая кровь. Почему же в таких семьях часто появлялись дети, пораженные душевными и телесными недугами?  Тема «Экология»  Известный путешественник А. Гумбольт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему он так считал? Тема «Естественный отбор» Почему постоянно приходиться создавать новые ядохимикаты против насекомых вредителей сельскохозяйственных культур?

Примеры проблемных ситуаций на уроках биологии

Проблемные ситуации можно включать в любую тему уроков биологии. Например,

  • Тема «Вирусы»
  • Тема «Вирусы»

Почему с вирусами трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

  • Тема «Генетика»

«Ни капли чужой крови», - гласило правило и согласно ему из поколения в поколение в жилах многих египетских фараонов текла только элитная голубая кровь. Почему же в таких семьях часто появлялись дети, пораженные душевными и телесными недугами?

  • Тема «Экология»

Известный путешественник А. Гумбольт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему он так считал?

  • Тема «Естественный отбор»

Почему постоянно приходиться создавать новые ядохимикаты против насекомых вредителей сельскохозяйственных культур?

Опыт работы   Создание на уроках проблемных ситуаций заставляет ученика рассуждать, искать выход, творчески мыслить. Каждый ученик пытается дать свой собственный вариант ответа и обязательно высказывает любую версию, даже неправильную. Самостоятельное решение проблемных ситуаций ведет к глубокому усвоению учениками соответствующих вопросов курса и способствует интенсивному умственному развитию учащихся. Проблемные ситуации не только активизируют познавательную деятельность учащихся, но и стимулируют развитие их интеллектуальных способностей.    

Опыт работы  

  • Создание на уроках проблемных ситуаций заставляет ученика рассуждать, искать выход, творчески мыслить.
  • Каждый ученик пытается дать свой собственный вариант ответа и обязательно высказывает любую версию, даже неправильную.
  • Самостоятельное решение проблемных ситуаций ведет к глубокому усвоению учениками соответствующих вопросов курса и способствует интенсивному умственному развитию учащихся.
  • Проблемные ситуации не только активизируют познавательную деятельность учащихся, но и стимулируют развитие их интеллектуальных способностей.   
Достоинства   учит мыслить логично, научно, творчески; приучает к самостоятельной работе, самообразованию; делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения; отвечает требованиям современности: обучать исследуя, исследовать обучая; способствует формированию мотивации достижения успеха, вызывает чувство уверенности в своих возможностях и силах; установлено, что самостоятельно «открытые» истины и закономерности не так легко забываются .  Недостатки  требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объёма знаний по сравнению с другими типами обучения;  дискуссии могут увести учеников от проблемы к решению других вопросов;  по содержанию материала не во всех случаях оказывается наиболее рациональным и эффективным.

Достоинства

  • учит мыслить логично, научно, творчески;
  • приучает к самостоятельной работе, самообразованию;
  • делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения;
  • отвечает требованиям современности: обучать исследуя, исследовать обучая;
  • способствует формированию мотивации достижения успеха, вызывает чувство уверенности в своих возможностях и силах;
  • установлено, что самостоятельно «открытые» истины и закономерности не так легко забываются .

Недостатки

  • требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объёма знаний по сравнению с другими типами обучения;
  • дискуссии могут увести учеников от проблемы к решению других вопросов;
  • по содержанию материала не во всех случаях оказывается наиболее рациональным и эффективным.
Итоги работы Повысился интерес учащихся к предмету и учебной деятельности. Наблюдаются более прочные результаты обучения. Проявляется познавательная самостоятельность, исследовательская активность и творческая деятельность. Расширился кругозор учащихся.

Итоги работы

  • Повысился интерес учащихся к предмету и учебной деятельности.
  • Наблюдаются более прочные результаты обучения.
  • Проявляется познавательная самостоятельность, исследовательская активность и творческая деятельность.
  • Расширился кругозор учащихся.
Литература 1. Бояринцева Н.Н. Развивающее обучение // Биология в школе. – 1999 № 3 2. Бурнашев С.И. Исследовательский метод //Биология (приложение к Первому сентября) 2002. 3. Лернер И.Л. Проблемное обучение. – М.,1994 4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М., 2007 5. Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках биологии //Образование в современной школе. 2003г. № 6

Литература

1. Бояринцева Н.Н. Развивающее обучение // Биология в школе. – 1999 № 3

2. Бурнашев С.И. Исследовательский метод //Биология (приложение к Первому сентября) 2002.

3. Лернер И.Л. Проблемное обучение. – М.,1994

4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М., 2007

5. Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках биологии //Образование в современной школе. 2003г. № 6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!