СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование принципов системно-деятельностного подхода на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы

Просмотр содержимого документа
«Использование принципов системно-деятельностного подхода на уроках биологии»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ  Из опыта работы  учителя биологии  МОУ «Средняя школа № 58 г. Макеевки»  Ломакиной Татьяны Владимировны

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Из опыта работы

учителя биологии

МОУ «Средняя школа № 58 г. Макеевки»

Ломакиной Татьяны Владимировны

Использование принципов  системно-деятельностного подхода  помогает формировать у учащихся  положительную мотивацию к изучению предмета,  развивать умение ставить перед собой задачи  и искать пути их решения . не с ответом, а с вопросом (противоречием) заинтересованность, стремление к самостоятельному овладению новыми знаниями умение учиться

Использование принципов системно-деятельностного подхода помогает формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению предмета, развивать умение ставить перед собой задачи и искать пути их решения .

не с ответом, а с вопросом (противоречием)

заинтересованность,

стремление к самостоятельному овладению новыми знаниями

умение учиться

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения “ Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведёт его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…”  А. Дистервег

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения

Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведёт его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…”

А. Дистервег

Системно-деятельностный подход – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя активной, разносторонней и в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, в ходе которой и происходит развитие навыков самообразования.

Системно-деятельностный подход

это такая организация учебного процесса, которая предполагает

создание под руководством учителя

активной, разносторонней и

в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся,

в ходе которой и происходит развитие

навыков самообразования.

  Дидактические принципы системно-деятельностного подхода  ученик добывает знания сам, осознавая при этом содержание и формы  своей учебной деятельности, что способствует формированию  общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений  формирование целостного представления о мире и месте науки  в системе наук  создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию  идей сотрудничества    развитие вариативного мышления, понимания возможности различных  вариантов решения проблемы и выбора оптимального варианта  ориентация на творческое начало в учебной деятельности Принцип деятельности Принцип системности Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Дидактические принципы

системно-деятельностного подхода

ученик добывает знания сам, осознавая при этом содержание и формы

своей учебной деятельности, что способствует формированию

общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений

формирование целостного представления о мире и месте науки

в системе наук

создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию

идей сотрудничества

развитие вариативного мышления, понимания возможности различных

вариантов решения проблемы и выбора оптимального варианта

ориентация на творческое начало в учебной деятельности

Принцип деятельности

Принцип системности

Принцип психологической комфортности

Принцип вариативности

Принцип творчества

Технологии системно-деятельностного подхода - проблемно – диалогическая технология (постановка учебной проблемы и поиск решения); - технология продуктивного чтения (учиться понимать прочитанное); - технология исследования (каждый вид деятельности – исследование); - технология оценивания образовательных достижений (самоанализ, самооценка); - технология сотрудничества (учиться вместе); - информационные и коммуникативные технологии.

Технологии

системно-деятельностного подхода

- проблемно – диалогическая технология (постановка учебной проблемы и поиск решения);

- технология продуктивного чтения (учиться понимать прочитанное);

- технология исследования (каждый вид деятельности – исследование);

- технология оценивания образовательных достижений (самоанализ, самооценка);

- технология сотрудничества (учиться вместе);

- информационные и коммуникативные технологии.

Деятельностные методы обучения  Проблемный семинар Ролевая игра Анализ конкретных ситуаций Лекция с заранее запланированными ошибками Самостоятельная работа с литературой Учебная дискуссия Урок – пресс-конференция Круглый стол Мозговой штурм Проблемная лекция Исследовательский метод Деловая игра Решение ситуационных задач

Деятельностные методы обучения

Проблемный семинар

Ролевая игра

Анализ конкретных ситуаций

Лекция с заранее запланированными ошибками

Самостоятельная работа с литературой

Учебная дискуссия

Урок – пресс-конференция

Круглый стол

Мозговой штурм

Проблемная лекция

Исследовательский метод

Деловая игра

Решение ситуационных задач

Проблемный семинар – один из основных приёмов активизации мыслительной деятельности обучающихся при проблемном обучении.  Перед изучением темы учитель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием темы. Учащиеся готовят доклады или сообщения по определённой проблеме. Их выступления должны быть достаточно чёткими, ясными и короткими. Высвечиваемые в докладах положения вызывают у слушающих ситуацию затруднения: кто же из докладчиков прав. При этом предполагается создание атмосферы заинтересованного, эмоционально-творческого поиска. Проблемный семинар может иметь два исхода: учащиеся находят решение проблемы сами или же его формулирует учитель в заключительном слове. Например, на семинаре по теме «Иммунитет» могут быть использованы такие доклады: «Илья Мечников: открытие иммунной системы», «Пауль Эрлих: вклад в науку».

Проблемный семинар

один из основных приёмов активизации мыслительной деятельности обучающихся при проблемном обучении.

Перед изучением темы учитель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием темы. Учащиеся готовят доклады или сообщения по определённой проблеме. Их выступления должны быть достаточно чёткими, ясными и короткими. Высвечиваемые в докладах положения вызывают у слушающих ситуацию затруднения: кто же из докладчиков прав. При этом предполагается создание атмосферы заинтересованного, эмоционально-творческого поиска.

Проблемный семинар может иметь два исхода: учащиеся находят решение проблемы сами или же его формулирует учитель в заключительном слове.

Например, на семинаре по теме «Иммунитет» могут быть использованы такие доклады: «Илья Мечников: открытие иммунной системы», «Пауль Эрлих: вклад в науку».

Проблемная лекция – монолог информационного характера с вопросами, которые направляют внимание учащихся на необходимость решения минутных проблем.  Например, на лекции по теме «Ядро клетки. Прокариоты и эукариоты» могут быть использованы такие вопросы: - Возможно ли существование клетки без ядра? - Почему ядро является важнейшей составной частью клетки? - Какие особенности строения ядерной оболочки позволяют образовавшимся в ядрышке рибосомам выходить в цитоплазму? - Средняя длина молекулы ДНК, составляющей каждую из 46 хромосом человека, около 5 см. Каким образом весь генетический материал умещается в ядре клетки? - В каком случае используется термин «хроматин», а в каком «хромосома»? - Почему половые клетки имеют половинный набор хромосом? - Известно, что бактериальная клетка не имеет ядра, регулятора всех функций в клетке. Каким же образом регулируются все внутриклеточные процессы в клетках бактерий?

Проблемная лекция

монолог информационного характера с вопросами, которые направляют внимание учащихся на необходимость решения минутных проблем.

Например, на лекции по теме «Ядро клетки. Прокариоты и эукариоты» могут быть использованы такие вопросы:

- Возможно ли существование клетки без ядра?

- Почему ядро является важнейшей составной частью клетки?

- Какие особенности строения ядерной оболочки позволяют образовавшимся в ядрышке рибосомам выходить в цитоплазму?

- Средняя длина молекулы ДНК, составляющей каждую из 46 хромосом человека, около 5 см. Каким образом весь генетический материал умещается в ядре клетки?

- В каком случае используется термин «хроматин», а в каком «хромосома»?

- Почему половые клетки имеют половинный набор хромосом?

- Известно, что бактериальная клетка не имеет ядра, регулятора всех функций в клетке. Каким же образом регулируются все внутриклеточные процессы в клетках бактерий?

Лекции с заранее запланированными ошибками направлены на развитие навыков выявления неверной информации.  Учитель готовит конспект содержательного характера с определённым количеством ошибок. Задача учеников – выступить в роли экспертов.  Например, по теме «Индивидуальное развитие организма» может быть использован такой конспект: На этапе дробления происходит многократное деление клеток путём мейоза. Период дробления завершается формированием гаструлы. Формирование зародышевых листков происходит на этапе бластулы. Трёхслойный зародыш образуется в результате дифференциации. Формирование тканей и органов происходит на этапе нейрулы. Постэмбриональный период начинается с момента выхода из материнского организма. Репродуктивный период характеризуется половым созреванием организма. Для прямого типа постэмбрионального развития характерно отсутствие личиночной стадии. Развитие насекомых с полным превращением проще, чем развитие с неполным превращением.

Лекции с заранее запланированными ошибками

направлены на развитие навыков выявления неверной информации.

Учитель готовит конспект содержательного характера с определённым количеством ошибок. Задача учеников – выступить в роли экспертов.

Например, по теме «Индивидуальное развитие организма» может быть использован такой конспект:

  • На этапе дробления происходит многократное деление клеток путём мейоза.
  • Период дробления завершается формированием гаструлы.
  • Формирование зародышевых листков происходит на этапе бластулы.
  • Трёхслойный зародыш образуется в результате дифференциации.
  • Формирование тканей и органов происходит на этапе нейрулы.
  • Постэмбриональный период начинается с момента выхода из материнского организма.
  • Репродуктивный период характеризуется половым созреванием организма.
  • Для прямого типа постэмбрионального развития характерно отсутствие личиночной стадии.
  • Развитие насекомых с полным превращением проще, чем развитие с неполным превращением.

Учебная дискуссия – метод обсуждения и разрешения спорных вопросов или проблемы.  Она проводится тогда, когда все учащиеся владеют полной информацией по теме обсуждения. Ситуация спора создаётся, когда учитель задаёт вопрос «А у кого другое мнение?». Цель учебной дискуссии – развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры.  Например, дискуссия по теме «Вирусы» может быть начата со вступительных слов учителя: «В течении последних 100 лет учёные не раз меняли своё представление о природе вирусов, микроскопических переносчиков болезней. Вначале вирусы считали ядовитыми веществами, затем – одной из форм жизни, потом – биохимическими соединениями. Сегодня предполагают, что они существуют между живым и неживым и являются основными участниками эволюции. Кто прав? Какая из гипотез наиболее достоверна?»

Учебная дискуссия

метод обсуждения и разрешения спорных вопросов или проблемы.

Она проводится тогда, когда все учащиеся владеют полной информацией по теме обсуждения. Ситуация спора создаётся, когда учитель задаёт вопрос «А у кого другое мнение?». Цель учебной дискуссии – развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры.

Например, дискуссия по теме «Вирусы» может быть начата со вступительных слов учителя:

«В течении последних 100 лет учёные не раз меняли своё представление о природе вирусов, микроскопических переносчиков болезней. Вначале вирусы считали ядовитыми веществами, затем – одной из форм жизни, потом – биохимическими соединениями. Сегодня предполагают, что они существуют между живым и неживым и являются основными участниками эволюции. Кто прав? Какая из гипотез наиболее достоверна?»

Урок – пресс-конференция направлен на выявление круга интересов и потребностей учеников, отношения к теме урока и предмету в целом.  Учитель называет тему урока и просит учащихся письменно задавать ему вопросы по данной теме. Например, урок – пресс-конференция по теме: «Взгляды учёных К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка и Ч. Дарвина на эволюцию живой природы и процессы видообразования».

Урок – пресс-конференция

направлен на выявление круга интересов и потребностей учеников, отношения к теме урока и предмету в целом.

Учитель называет тему урока и просит учащихся письменно задавать ему вопросы по данной теме.

Например, урок – пресс-конференция по теме: «Взгляды учёных К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка и Ч. Дарвина на эволюцию живой природы и процессы видообразования».

Исследовательский метод – метод, в котором после постановки проблем и краткого инструктажа обучающиеся самостоятельно изучают литературу, ведут наблюдения и измерения, выполняют действия поискового характера.  Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Например, исследовательский проект: «Лишайники – биоиндикаторы чистоты атмосферного воздуха». Задачи: на основе анализа литературы дать биологическую характеристику лишайникам и выявить их особенности использования в биоиндикации; выявить виды лишайников, наиболее устойчивые к загрязнению среды; рассмотреть процесс изменения лишайников в городских условиях и возможность использования в мониторинге загрязнения воздушной среды; сделать выводы о степени загрязнения атмосферного воздуха.

Исследовательский метод

метод, в котором после постановки проблем и краткого инструктажа обучающиеся самостоятельно изучают литературу, ведут наблюдения и измерения, выполняют действия поискового характера.

Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно.

Например, исследовательский проект: «Лишайники – биоиндикаторы чистоты атмосферного воздуха».

Задачи: на основе анализа литературы дать биологическую характеристику лишайникам и выявить их особенности использования в биоиндикации; выявить виды лишайников, наиболее устойчивые к загрязнению среды; рассмотреть процесс изменения лишайников в городских условиях и возможность использования в мониторинге загрязнения воздушной среды; сделать выводы о степени загрязнения атмосферного воздуха.

Самостоятельная работа с литературой Можно выделить следующие виды самостоятельной работы: составление схемы, плана, последовательности процессов или этапов, поиск ответа на вопрос, конспектирование, решение задач, практические и лабораторные работы. Например, составьте схему «Жизненный цикл папоротника» или ответьте на вопрос: «Какими экологическими особенностями обусловлен тот факт, что папоротникообразные не доминируют в современном растительном мире Земли?».

Самостоятельная работа с литературой

Можно выделить следующие виды самостоятельной работы: составление схемы, плана, последовательности процессов или этапов, поиск ответа на вопрос, конспектирование, решение задач, практические и лабораторные работы.

Например, составьте схему «Жизненный цикл папоротника» или ответьте на вопрос: «Какими экологическими особенностями обусловлен тот факт, что папоротникообразные не доминируют в современном растительном мире Земли?».

Решение ситуационных задач – помогают закрепить теоретические знания по изучаемой теме, применяются для контроля конечного уровня знаний на всех практических занятиях.  Например, ситуационная задача по теме «Гуморальная регуляция и её нарушения»: музыкант утверждает, что для шумного успеха при работе в ночном клубе ему требуется много адреналина. Посоветуйте, что принимать для постоянного выделения адреналина в большом количестве. Что такое допинг?

Решение ситуационных задач

помогают закрепить теоретические знания по изучаемой теме, применяются для контроля конечного уровня знаний на всех практических занятиях.

Например, ситуационная задача по теме «Гуморальная регуляция и её нарушения»: музыкант утверждает, что для шумного успеха при работе в ночном клубе ему требуется много адреналина. Посоветуйте, что принимать для постоянного выделения адреналина в большом количестве. Что такое допинг?

Анализ конкретных ситуаций – метод активации учебно-познавательной деятельности, теоретических знаний и практического опыта обучающихся.  Вырабатывает способность высказывать свои мысли и умение выслушать альтернативную точку зрения. Развивает умение анализировать стандартные и нестандартные ситуации, способность вырабатывать и принимать определённые решения. Например, по теме «Витамины» можно рассмотреть такую ситуацию: «Работая тюремным врачом на острове Ява, Н. И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключённых практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чём загадка?»

Анализ конкретных ситуаций

метод активации учебно-познавательной деятельности, теоретических знаний и практического опыта обучающихся.

Вырабатывает способность высказывать свои мысли и умение выслушать альтернативную точку зрения. Развивает умение анализировать стандартные и нестандартные ситуации, способность вырабатывать и принимать определённые решения.

Например, по теме «Витамины» можно рассмотреть такую ситуацию: «Работая тюремным врачом на острове Ява, Н. И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключённых практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чём загадка?»

Деловая игра – одна из наиболее эффективных форм повышения активности обучаемого.  Она раскрывает личностный потенциал ученика, так как носит соревновательный характер, а также развивает образное, систематическое и логическое мышление. Например, на обобщающих уроках можно использовать такие интеллектуальные игры как терминологические эстафеты, кроссворды, шарады, эстафеты эрудитов, поле чудес, викторины, блиц-турниры, конкурсы знатоков и др.

Деловая игра

одна из наиболее эффективных форм повышения активности обучаемого.

Она раскрывает личностный потенциал ученика, так как носит соревновательный характер, а также развивает образное, систематическое и логическое мышление.

Например, на обобщающих уроках можно использовать такие интеллектуальные игры как терминологические эстафеты, кроссворды, шарады, эстафеты эрудитов, поле чудес, викторины, блиц-турниры, конкурсы знатоков и др.

Ролевая игра – при наименьших затратах труда и времени учащиеся овладевают необходимыми компетенциями, действуют в полном соответствии с реальностью.  Ролевая игра погружает ученика в модель близкую к жизненной ситуации. Например,  можно использовать игры экологического характера, когда учащиеся выступают в роли экологов и директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Или обобщающую игру «Приём к врачу», где можно вспомнить основные симптомы болезней органов различных систем и меры профилактики заболеваний, при этом класс делится на врачей-специалистов, пациентов и экспертов.

Ролевая игра

при наименьших затратах труда и времени учащиеся овладевают необходимыми компетенциями, действуют в полном соответствии с реальностью.

Ролевая игра погружает ученика в модель близкую к жизненной ситуации.

Например, можно использовать игры экологического характера, когда учащиеся выступают в роли экологов и директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Или обобщающую игру «Приём к врачу», где можно вспомнить основные симптомы болезней органов различных систем и меры профилактики заболеваний, при этом класс делится на врачей-специалистов, пациентов и экспертов.

Опыт работы * При разумном сочетании различных методов на уроке у учащихся возрастает учебно-познавательный интерес к предмету и учебной деятельности. * Деятельностный подход способствует созданию на уроке атмосферы сотрудничества, творчества и психологического комфорта. * Самостоятельное решение проблем доставляет ученикам наибольшее удовлетворение, внушает им веру в свои творческие возможности. * Наблюдение, сравнение, выявление закономерностей, открытие нового вызывает у учащихся желание учиться. * Системно-деятельностный подход способствует развитию самостоятельности, мышления, речи, формированию готовности к саморазвитию. * Наблюдается динамика роста качества знаний.

Опыт работы

* При разумном сочетании различных методов на уроке у учащихся возрастает учебно-познавательный интерес к предмету и учебной деятельности.

* Деятельностный подход способствует созданию на уроке атмосферы сотрудничества, творчества и психологического комфорта.

* Самостоятельное решение проблем доставляет ученикам наибольшее удовлетворение, внушает им веру в свои творческие возможности.

* Наблюдение, сравнение, выявление закономерностей, открытие нового вызывает у учащихся желание учиться.

* Системно-деятельностный подход способствует развитию самостоятельности, мышления, речи, формированию готовности к саморазвитию.

* Наблюдается динамика роста качества знаний.

литература

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

2. Активные формы обучения. Методические рекомендации для учителей. Авторы-составители

Е.С. Заир-Бек, Т.Г. Сорокина, под ред. Петрова Г.Н./ Л.: изд. Российский гос. пед. университет

им. А.И. Герцена, 1991 – 44 с.

3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2005.- 208 с.

4. Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: методическое пособие. (6-11 кл.) – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 126 с.

5. Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. М.: Всесоюз. науч.-метод. центр проф.-техн. обучения молодёжи,1990. – 46 с.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2006. – 134 с.

7. Кларин М.В. Инновации в обучении. М.: Наука, 2007. – 198 с.

8. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Педагогика, 1989. – 308 с.

9. Мухина И.Д. Деятельностный подход при обучении биологии // Биология в школе, 2007. - № 6, с. 31-34

10. Чернышова Ю. Интерактивные методы: обучение понимаю//Биология в школе,1998. - № 3. – с. 30-35


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!