СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в 9-11 классах в образовательном контенте «Мобильное Электронное Образование»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикуемые материалы помогут в организации уроков русского языка и литературы в 9-11 классах на основе цифровой школы «Мобильное Электронное Образование» с использованием приемов технологии развития критического мышления. Приемы, предложенные в технологических картах уроков русского языка и литературы, направлены на повышение творческого потенциала выпускников. Практические цели сборника обусловили его содержание и структуру.

Настоящее пособие включает в себя следующие разделы:

-теоретическое обоснование использования приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в контенте «Мобильное Электронное Образование»;

- технологические карты уроков литературы в 9-11 классе на базе МЭО;

- технологические карты уроков русского языка в 9-11 классе на базе МЭО;

-заключения;

-списка литературы.

Цель данного пособия: обобщить практический опыт использования методических приемов технологии развития критического мышления на разных этапах уроков русского языка и литературы в контенте «Мобильное Электронное Образование»

   Представленные в методических рекомендациях материалы учитель может использовать в обучении смешанного типа, а также в системе онлайн-уроков, которые проводятся в дистанционном формате.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в 9-11 классах в образовательном контенте «Мобильное Электронное Образование»»

Областное государственное автономное

общеобразовательное учреждение

«Образовательный комплекс

«Алгоритм Успеха»

Белгородской области


Методические рекомендации


Использование приемов технологии развития критического мышления

на уроках русского языка и литературы

в образовательном контенте

«Мобильное Электронное Образование»


Автор: Кива Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория







Белгород

2023



Оглавление

Представление (аннотация) методической разработки……………… 4

Практическая часть

РАЗДЕЛ I.УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ ПЛАТФОРМЫ МЭО


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

ПО РОМАНУ А. С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» 8


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

ПО РОМАНУ Л. Н..ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» 16


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

ПО ТВОРЧЕСТВУ Н, С.ГУМИЛЕВА 26

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

ПО РАССКАЗУ Л.С.ПЕТРУШЕВСКОЙ «НОВЫЕ РОБИНЗОНЫ» 34


Представление (аннотация) методической разработки


Публикуемые материалы помогут в организации уроков русского языка и литературы в 9-11 классах на основе цифровой школы «Мобильное Электронное Образование» с использованием приемов технологии развития критического мышления. Приемы, предложенные в технологических картах уроков русского языка и литературы, направлены на повышение творческого потенциала выпускников. Практические цели сборника обусловили его содержание и структуру.

Настоящее пособие включает в себя следующие разделы:

-теоретическое обоснование использования приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в контенте «Мобильное Электронное Образование»;

- технологические карты уроков литературы в 9-11 классе на базе МЭО;

- технологические карты уроков русского языка в 9-11 классе на базе МЭО;

-заключения;

-списка литературы.

Цель данного пособия: обобщить практический опыт использования методических приемов технологии развития критического мышления на разных этапах уроков русского языка и литературы в контенте «Мобильное Электронное Образование»

Представленные в методических рекомендациях материалы учитель может использовать в обучении смешанного типа, а также в системе онлайн-уроков, которые проводятся в дистанционном формате.






ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.


РАЗДЕЛ I.УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ ПЛАТФОРМЫ МЭО


Технологическая карта урока литературы в 9 классе

Почему А.С.Пушкина называл роман «Евгений Онегин» своим «лучшим произведением»?

(с использованием МЭО)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет

Литература

Класс 9

Учитель Кива С.Н.

Тема урока

Почему А.С.Пушкина называл роман «Евгений Онегин» своим «лучшим произведением»?

«Мобильное Электронное Образование». Литература 9 класс.

Занятие №10. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Интернет-урок№1.А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение.


Тип урока

урок изучения нового материала (урок освоения новых знаний)






Планируемые образовательные результаты (формируемые и проверяемые)





Планируемые образовательные результаты (формируемые)

Метапредметные

- формулировать цели своего обучения;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

-работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, текстовую и прочую информацию, обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

- систематизировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность с помощью педагога;

-формировать критическое мышление и творческие способности;

-использовать электронные формы образования и контролируемые Интернет-источники;

-определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные

-определять особенности реализма, познакомиться с новаторским произведением-романом в стихах, формирование понимания особенностей жанра романа.

Личностные:

- формулировать собственную точку зрения по предложенной проблеме, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- воспитывать уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.



Ключевые понятия


новаторство, реализм, «энциклопедия русской жизни»

Доминирующие методы


эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.


Образовательные технологии и приемы


технология проблемного обучения; технология развития критического мышления;

приемы-«Ассоциации», «Кластер», «Эссе»


Применяемое оборудование


компьютер, проектор, презентация


Цифровые образовательные ресурсы


Мобильное Электронное Образование

Организационная структура урока

п/п

Этап

и цель урока

Действия

учителя

Действия

учащихся

1.

Организационный момент

Целевая установка:

организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест.

Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.


Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.


2.

Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему.

Целевая установка:

определение темы урока обучающимися

Прием «Ассоциации»

Сегодня мы с вами открываем новые страницы в творчестве

А.С.Пушкина.

(На доске возникает иллюстрация).

Посмотрите- по набережной Невы совершает променад молодой человек -современник поэта.

Какой он? Что вы о нем думаете?

Он живет в реальности поэта и наделен добродетелями и пороками юноши того времени. Это типичный портрет аристократа 19 века. Он любимый герой Пушкина из произведения, которое стало самым значимым и самым известным в творчестве поэта.

Учащиеся сами формулируют

проблемный вопрос-тему, предполагают, какие понятия будут ключевыми

3.

Формулировка целей и задач урока

Целевая установка:

сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока.


Каковы цели нашего занятия? (ответы детей)

1.Познакомиться с новаторским романом «Евгений Онегин»

2.Изучить творческую историю создания романа.

3.Определить признаки новаторского романа: жанр, композиция, новый тип героя

Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию.





4.

Формирование мотивации

Целевая установка:

мотивация к учебной деятельности.

Задание из МЭО

Рубрика «Это интересно»

Пушкин о публикации романа.

В начале апреля 1824 года Пушкин пишет Вяземскому: «Слёнин предлагает мне за Онегина, сколько я хочу... Дело стало за цензурой, а я не шучу, потому что дело идёт о будущей судьбе моей, о независимости — мне необходимой. Чтобы напечатать Онегина я ... готов хоть в петлю».

Выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопрос: «Какой смысл для меня имеет изучение данной темы?»

5.

Планирование деятельности

Целевая установка:

Составление плана и последовательности действий

Класс делится на группы:

1группа изучает статью из МЭО

Задание из МЭО

Прочитайте историю создания романа, ответьте на вопросы: в чём необычность творческой судьбы романа «Евгений Онегин? Какие периоды творчества А. С. Пушкина охватывает работа над романом?

Создает таблицу периодов творчества автора романа.

2 группа анализирует особенности жанра романа.

Задание из МЭО

Прочитайте высказывания самого Александра Сергеевича об особенностях жанра и построения романа, а также определение жанра романа в стихах. Сделайте вывод: что имел в виду Пушкин под определением «свободный роман».

3 группа знакомится с первой главой романа 1-10 строфой

Задание из МЭО

Прочитайте и проанализируйте строфы 1—33 первой главы романа. Ответьте на вопрос: как в них проявляются особенности жанра романа и принцип свободного открытого диалога автора с читателем? Аргументируйте свои выводы.


Обучающиеся самостоятельно планируют способы достижения намеченной цели.

Обсуждают план деятельности.


6.

Актуализация опорных знаний.

Целевая установка:

повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний.

Изучение и анализ информационного материала для работы групп

Выполняют задания, повторяют, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней.

7.

Практическая деятельность обучающихся.

Целевая установка:

организация условий, инициирующих детское действие.


План работы:

1.Первая группа готовит тезисы из статьи. Составляет периодику творчества А.С.Пушкина.

2.Вторая группа анализирует высказывания поэта о романе.

Определяет понятие «свободный роман».

3.Третья группа читает фрагменты 1 главы романа, систематизирует связи «автор-читатель».

Группы работают с учебной информацией, исследуют, осмысляют, собирают и структурируют изучаемый материал, оформляют результаты своей деятельности,


8.

Представление образовательного продукта.

Целевая установка:

формирование

целостного представления об изучаемом объекте.

Ставит задачу перед обучающимися познакомить класс с итогами работы группы.


Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом.

Другие обучающиеся внимательно слушают, затем вступают в учебный диалог, дополняют, развивают услышанную информацию, вносят коррективы, ведут дискуссию.

9.

Формирование рефлексивных умений. Осуществление коррекции.

Целевая установка:

обучение осознанию своей учебной деятельности.



Прием «Кластер»

Итак, мы сегодня много говорили о романе, который критики назвали «энциклопедией русской жизни», а сам Пушкин –«самым лучшим произведением».

Давайте поработаем с кластером

«Лучшее произведение». Заполните, пожалуйста, кластер ключевыми словами, которые выбрала группа как опорные.



Каждая группа выписывает свои ключевые слова

к наполнению кластера

«Лучшее произведение»


Члены групп заполняют кластер словами-символами

10.

Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки.

Целевая установка:

обучение объективной оценке результатов своей деятельности.


Я полагаю. что каждый из нас сегодня замечательно поработал и может дать анализ собственному труду.

Оценивание работы на уроке

Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону или качество выполненного действия.

Проводят само- или взаимопроверку, само- или взаимооценивание.


11

Оценивание обучающихся


Целевая установка:

оценка знаний и способов деятельности обучающихся.

Оценивает достижения обучающихся.

Сопровождает комментариями выставленные отметки.

Выставляет отметки в журнал (электронный журнал).



12.



Итог урока.


Целевая установка:

оценка достижения цели

и результатов деятельности своей и всего класса.

Наш кластер поможет нам дать ответ на ключевой вопрос-тему урока:

Почему А.С.Пушкина называл роман «Евгений Онегин» своим «лучшим произведением»?


Отвечают на вопрос.

Участвуют в подведении итогов урока.

Определяют степень решения поставленных задач.

Оценивают глубину своих знаний по теме урока.

13.

Домашнее задание


Целевая установка:

предоставление права выбора домашнего задания, комментарии к нему.


Прием «Эссе»

Задание из МЭО

Напишите сочинение–миниатюру:

«В чём состоит новаторство романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?


Выбирают задание по желанию.

14.

Эмоциональный конец урока

Рефлексия


Целевая установка:

воздействие на ум и чувства обучающихся, психологический настрой.


Предлагает

написать письмо автору романа и зачитывает начало:

«Уважаемый Александр Сергеевич!

Сегодня я узнал творческую историю Вашего романа «Евгений Онегин» …»

(продолжите письмо, добавляя свою фразу)

Ученики передают письмо друг другу, каждая группа добавляет фразу.


Письмо дописано и зачитывается вслух.


Технологическая карта урока литературы в 10 классе


Действительно ли «смысл жизни для каждого из наспросто расти в любви»?

Семьи Ростовых и Болконских в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

(с использованием МЭО)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Предмет

Литература

Класс 10

Учитель Кива С.Н.

Тема урока

Действительно ли «смысл жизни для каждого из нас— просто расти в любви»?

Семьи Ростовых и Болконских в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

«Мобильное Электронное Образование». Литература 11 класс.

Занятие №13. Лев Николаевич Толстой

Интернет-урок№ 3. Семьи Болконских и Ростовых: различие семейного уклада и общность нравственных идеалов https://k06ui.mob-edu.ru/ui/#/course/122/topic/3808/lesson/8815



Тип урока

урок изучения нового материала (урок освоения новых знаний)

Цель урока:

дать понятие о философии «мысли семейной» в творчестве Л.Н.Толстого; определить значение семейных ценностей в жизни Ростовых и Болконских; провести сравнительный анализ традиций в семьях героев романа; формировать представление о значении семьи в жизни каждого человека; воспитывать бережное отношение к понятию «семья» и «семейные ценности» на основе русской классической литературы.

Планируемые образовательные результаты (формируемые и проверяемые)





Планируемые образовательные результаты (формируемые)

Метапредметные

- формулировать цели своего обучения;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

-работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, текстовую и прочую информацию, обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

- систематизировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность с помощью педагога;

-формировать критическое мышление и творческие способности;

-использовать электронные формы образования и контролируемые Интернет-источники;

-определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные

-определять особенности реализма, познакомиться с жанром «роман-эпопея»; показать образцовые семейные ценности и философию «мысли семейной»; проанализировать роль портрета и контраста как выразительных средств в художественном тексте; формировать навык литературоведческого анализа художественного текста.

Личностные:

- формулировать собственную точку зрения по предложенной проблеме, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- воспитывать уважительное отношение к ценностям семьи, к культурному и историческому наследию через осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.


Ключевые понятия


роман-эпопея, контраст, портрет

Доминирующие методы


эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.


Образовательные технологии и приемы


технология проблемного обучения; технология развития критического мышления;

приемы—«Кластер», «Логическая цепочка»


Применяемое оборудование


компьютер, проектор, презентация, иллюстрации, фрагменты фильма «Война и мир»


Цифровые образовательные ресурсы


Мобильное Электронное Образование(далее-МЭО)

Организационная структура урока

п/п

Этап

и цель урока

Действия

учителя

Действия

учащихся

1.

Организационный момент

Целевая установка:

организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест.

Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.


Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.


2.

Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему.

Целевая установка:

определение темы урока обучающимися

Прием «Кластер»

Что нужно для счастья?

Этот вопрос мучает человечество с давних времен. Точного ответа не существует, потому что каждый вкладывает в это понятие что-то свое.

Давайте тоже попытаемся ответить на этот вопрос, используя слова-образы для заполнения кластера. Учитель заполняет кластер словами, которые называют учащиеся.



Учащиеся предлагают свои ответы на вопрос,

подсказывают учителю слова-образы для заполнения кластера.

Делают выводы, комментируют.


3.

Формулировка целей и задач урока

Целевая установка:

сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока.


Вопрос, который был дан вам для размышления, это начало известной фразы Л.Н.Толстого

«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям…»

Счастье для писателя — это семья и рождение доброго начала в ней. Именно о семье и ее ценностях мы будем рассуждать сегодня, анализируя жизнь героев романа «Война и мир».

Именно они «просто растут в любви»

Давайте определим цели нашего занятия? 1.Познакомится с семейным укладом Ростовых и Болконских.

2.Провести сравнительный анализ традиций воспитания в семьях Ростовых и Болконских.

3.Определить роль портрета и контраста в романе.

Цель урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию.





4.

Актуализация и углубление изученного

Целевая установка:

мотивация к учебной деятельности;

повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний

Итак, мы в доме Ростовых. Давайте познакомимся с эпизодом «Именины у Ростовых».

Задание из МЭО

Рубрика «Медиатека»

1.Посмотрите фрагмент художественного фильма «Война и мир». Сделайте вывод, где и почему Пьер Безухов чувствует себя комфортнее: в салоне А. П. Шерер, куда стремится попасть весь свет, или на именинах у Ростовых. Как это удалось передать С. Бондарчуку, сыгравшему роль Пьера?

2.Посмотрите фрагмент художественного фильма «Война и мир» (режиссёр С. Бондарчук). Таким ли вы представляли себе князя Николая Андреевича Болконского? Объясняют ли биография, характер и взгляды Болконского–отца поступки Болконского–сына?




Смотрят эпизод, выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопрос: «Какова роль семьи в жизни каждого человека?»

5.

Практическая деятельность обучающихся.

Целевая установка:

организация условий, инициирующих детское действие

Прием «Верно-неверно

Класс делится на группы:

1группа изучает статью из МЭО

Задание из МЭО «Знакомимся с Ростовыми»

Вспомните героев романа, присутствующих в эпизоде именин у Ростовых.

2 группа

Задание из МЭО «Анализ эпизода»

Проанализируйте эпизод «Именины у Ростовых» по плану, данному ниже.

  1. Приём хозяевами гостей. Характер их беседы.

  2. Приход молодёжи. Её интересы и поведение.

  3. Подарок графини–матери Анне Друбецкой. Его значение.

  4. Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.

  5. Развлечения и обычаи у Ростовых.

3 группа

Задание из МЭО «Изучаем факты и делаем выводы»

Назовите наиболее запомнившиеся детали жизни семьи Болконских. Что вы узнали из первой части первого тома о прошлой жизни князя Николая Андреевича Болконского?

4 группа

Задание из МЭО «Болконские»

Вспомните членов семейства Болконских.


(Приложение1)


Обучающиеся делятся на группы, самостоятельно планируют способы достижения намеченной цели.

Обсуждают план деятельности.

1 группа читает статью «Знакомимся с Ростовыми», составляет тезисы.




2 группа работает по тексту и анализирует

эпизод «Именины у Ростовых»












3 группа составляет цитатный портрет Николая Болконского.





4 группа составляет характеристику семьи Болконских




6.

Закрепление

Целевая установка: зафиксировать ранее полученные знания

Учитель предлагает подвести итоги работы на основе задания МЭО

(Приложение 2)

Выступают с итогами своей работы.

Отвечают на проблемный вопрос по сравнительному анализу Ростовых и Болконских.

Записывают выводы в тетрадь


7.

Формирование рефлексивных умений. Осуществление коррекции.

Целевая установка:

обучение осознанию своей учебной деятельности.


Задание из МЭО «Жизнь сердца» или «жизнь ума»

Изучите схему и определите, кто — Ростовы или Болконские — в большей степени руководствуются чувствами, а кто — рассудком. Можете ли вы сказать, что вам ближе: «жизнь сердца» или «жизнь ума»?


(Приложение 2)


Группы работают с учебной информацией, исследуют, осмысляют, собирают и структурируют изучаемый материал, оформляют результаты своей деятельности,

Отвечают на проблемный вопрос по сравнительному анализу Ростовых и Болконских.


8.

Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки,

оценка работы обучающихся учителем

Целевая установка:

обучение объективной оценке результатов своей деятельности.

оценка знаний и способов деятельности обучающихся.

Ставит задачу перед обучающимися познакомить класс с итогами работы группы.


Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом.

Другие обучающиеся внимательно слушают, затем вступают в учебный диалог, дополняют, развивают услышанную информацию, вносят коррективы, ведут дискуссию.

9.

Итог урока.

Рефлексия.

Целевая установка:

обучение умению самостоятельно подводить итоги и делать выводы; воздействие на ум и чувства обучающихся, психологический настрой.

Прием «Цепочка ассоциаций»

Давайте вернемся к теме нашего урока:

«Действительно ли «смысл жизни для каждого из нас- просто расти в любви»?

Дополните логическую цепочку

«Любовь-…?-…?.-…?-семья»

Сделайте выводы




Заполняют пропуски в логической цепочке и комментируют свою работу

10.

Домашнее задание

Целевая установка:

пояснение домашнего задания, комментарии к нему.



Учитель предлагает составить психологический портрет семей

Задание из МЭО «В фокусе психология»

Сопоставьте психологический климат в семьях Ростовых и Болконских. Можете ли вы представить Марью или Андрея Болконских ребёнком, выросшим в семье Ростовых? А Наташу в семье Болконских? Объясните почему.

(8-10 предложений)


Приложения к уроку

1. Задание из МЭО «Болконские»

Вспомните членов семейства Болконских.


2.Задание из МЭО «Жизнь сердца и жизнь ума»


Технологическая карта урока литературы в 11 классе.


«Я забытый, покинутый бог…». Маски Николая Гумилева

(с использованием МЭО)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет

Литература

Класс 11

Учитель Кива С.Н.

Тема урока

«Я забытый, покинутый бог…». Маски Николая Гумилева

«Мобильное Электронное Образование». Литература 11 класс.

Занятие 7. Акмеизм и футуризм.


Интернет-урок 1. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Н.С. Гумилёв и акмеизм https://edu.mob-edu.ru/ui/#/bookshelf/course/123/topic/2265/lesson/6410


Тип урока

урок изучения нового материала (урок освоения новых знаний)

Цель

Расширить знания обучающихся о жизни и творчестве Н. С. Гумилёва.

Пробудить интерес к личности поэта, создать представление о её оригинальности, многогранности.

Побудить детей к сопереживанию, сочувствию судьбе и произведениям поэта.


Планируемые образовательные результаты (формируемые и проверяемые)





Планируемые образовательные результаты (формируемые)

Метапредметные

- формулировать цели своего обучения;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

-работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, текстовую и прочую информацию, обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

- систематизировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность с помощью педагога;

-формировать критическое мышление и творческие способности;

-использовать электронные формы образования и контролируемые Интернет-источники;

-определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные

-определять особенности реализма, познакомиться с жанром «роман-эпопея»; показать образцовые семейные ценности и философию «мысли семейной»; проанализировать роль портрета и контраста как выразительных средств в художественном тексте; формировать навык литературоведческого анализа художественного текста.

Личностные:

- формулировать собственную точку зрения по предложенной проблеме, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- воспитывать уважительное отношение к ценностям семьи, к культурному и историческому наследию через осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.



Ключевые понятия


Серебряный век, акмеизм, символ, образ


Доминирующие методы


эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.


Образовательные технологии


технология проблемного обучения; технология критического мышления.

Прием «Мозговой штурм», «


Применяемое оборудование


Компьютер, проектор, иллюстрации, портреты, презентация

Цифровые образовательные ресурсы



Мобильное электронное образование

Организационная структура урока

п/п

Этап

и цель урока

Действия

учителя

Действия

учащихся

1.

Организационный момент

Целевая установка:

организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест.

Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.


Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.


2.

Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему.


Целевая установка:

определение темы урока обучающимися

Прием «Мозговой штурм»

Итак, у меня в руках этот символ (держит маску в руках), посмотрите внимательно, что она выражает? (дети высказывают предположения).

Некая маска-поэт Серебряного века, человек безусловно гениальный и очень загадочный. Именно ему посвятит свою балладу поэтесса и мемуаристка начала 20 века Ирина Одоевцева. Она зашифровала в своем произведении биографические факты и творческие события, которыми была насыщена короткая жизнь нашего поэта.

Чтение стихотворение, определение маски.



Тему урока формулируют сами обучающиеся на основе конкретного дидактического материала, помогающего предположить тему урока.

3.

Формулировка целей и задач урока

Целевая установка:

сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока.

Каковы цели нашего занятия? (ответы детей)

1.Изучить творчество акмеиста Гумилева

2.Охарактеризовать роль маски в жизни поэта и человека.

3.Найти под маской истинное лицо человека.


Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию.


4.

Актуализация и углубление изученного

Целевая установка:

мотивация к учебной деятельности;

повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний

Единого Гумилёва не существовало. Он для всех был разным и для родных, и для коллег по «Цеху поэтов». Давайте посмотрим, какие маски носил Николай Степанович Гумилев.

У каждой группы на столе, помимо поэтических текстов Гумилева лежат конверты.

Откройте их и найдите символ облика великого поэта. Это будет символ вашей группы.

1 группа -маска «Конкистадор»

2 группа- маска африканского охотника

3 группа-шуточный портрет Гумилева,

Выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопрос: «Какой смысл для меня имеет изучение данной темы?»


Обучающиеся самостоятельно планируют способы достижения намеченной цели.

Обсуждают план деятельности.


5.

Практическая деятельность обучающихся.

Целевая установка:

организация условий, инициирующих детское действие

Прием «Верно-неверно

Изучение и анализ информационного материала для работы групп

Выполняют задания, повторяют, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней.

6.

Закрепление

Целевая установка: зафиксировать ранее полученные знания

План работы:

А) История создания сборника стихов. Его смысловая наполненность.

В) Чтение данного стихотворения и его анализ по предложенным вопросам:

- Какой герой перед Вами? Кто он?

- Охарактеризуйте качества образа?

- Какова его жизненная позиция?

2. Какой человек скрывается под маской?

Группа 3 выполняет задание из МЭО.

«Задание с открытым ответом. Характер Гумилева».

Почитайте суждение современника о характере Н. С. Гумилёва и ответьте на вопрос: какие противоречия виделись современникам в характере поэта?

 

Объединяются в группы (пары). Строят гипотезы. Ищут наиболее эффективные, нестандартные подходы и способы достижения результата (решения проблемы, задачи).

Работают с учебной информацией, исследуют, осмысляют, сбирают и структурируют изучаемый материал, оформляют результаты своей деятельности,


7.

Формирование рефлексивных умений. Осуществление коррекции.

Целевая установка:

обучение осознанию своей учебной деятельности.


Ставит задачу перед обучающимися познакомить класс с итогами работы группы (пар).

Каждая группа составляет макет страницы

«Николай Гумилев» для сайта школы в ВК.


Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом.

Другие обучающиеся внимательно слушают, затем вступают в учебный диалог, дополняют, развивают услышанную информацию, вносят коррективы, ведут дискуссию.

8.

Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки,

оценка работы обучающихся учителем

Целевая установка:

обучение объективной оценке результатов своей деятельности.

оценка знаний и способов деятельности обучающихся.

Поэт исчезает за нарисованными образами, примеряет «маски». Причиной их возникновения послужило то одиночество, которое было лишь прикрыто ими (масками). Истинный поэт кроется в строчках «Я забытый, покинутый бог…» Ответьте на вопрос:

Чему мы можем научиться у Николая Степановича Гумилёва, искреннего, настоящего, без маски?



9.

Итог урока.

Целевая установка:

обучение умению самостоятельно подводить итоги и делать выводы; воздействие на ум и чувства обучающихся, психологический настрой.

Прием «Цепочка ассоциаций»

Я полагаю. что каждый из нас сегодня замечательно поработал и может дать анализ собственному труду.

Оценивание работы групп

Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону или качество выполненного действия.

Проводят само- или взаимопроверку, само- или взаимооценивание.


11.

Домашнее задание

Целевая установка:

предоставление права выбора домашнего задания, комментарии к нему.

Домашнее задание: подготовка к итоговому сочинению:

Направление- Человек путешествующий.

1.Тезис

2.Аргумент

Темы на выбор:

Каким путём человек идёт к самому себе?

Чем путешествия обогащают личность?

Путешествие — способ познания себя и мира.


Выбирают задание по желанию.

12.

Оценивание обучающихся

Целевая установка:

оценка знаний и способов деятельности обучающихся.

Оценивает достижения обучающихся.

Сопровождает комментариями выставленные отметки.

Выставляет отметки в журнал (электронный журнал).

Заносят отметки в дневники.

13.

Эмоциональный конец урока

Рефлексия.

Целевая установка:

воздействие на ум и чувства обучающихся, психологический настрой.

Предлагает

мудрые высказывания как напутствие школьникам.

Благодарит за сотрудничество.


Осмысляют предложенную учителем информацию






























Технологическая карта урока литературы в 11 классе

Почему рассказ Л.П.Петрушевской «Новые Робинзоны» не имеет финала?

(с использованием МЭО)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет

Литература

Класс 11

Учитель Кива С.Н.

Тема урока

Почему рассказ Л.П.Петрушевской «Новые Робинзоны» не имеет финала?

«Мобильное Электронное Образование». Литература 11 класс.

Занятие №21. Современный литературный процесс.

Интернет-урок№1.Русская литература 90-х годовXX- начала XI века.


Тип урока

урок изучения нового материала (урок освоения новых знаний)

Планируемые образовательные результаты (формируемые и проверяемые)





Планируемые образовательные результаты (формируемые)

Метапредметные

- формулировать цели своего обучения;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

-работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, текстовую и прочую информацию, обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

- систематизировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность с помощью педагога;

-формировать критическое мышление и творческие способности;

-использовать электронные формы образования и контролируемые Интернет-источники;

-определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные

-определять особенности реализма, познакомиться с новаторским произведением-романом в стихах, формирование понимания особенностей жанра романа.

Личностные:

- формулировать собственную точку зрения по предложенной проблеме, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- воспитывать уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.



Ключевые понятия


новаторство, постмодернизм, «антиутопия»

Доминирующие методы


эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.


Образовательные технологии и приемы


технология проблемного обучения; технология развития критического мышления;

приемы-«Ассоциации», «Чтение с остановками», «Эссе»


Применяемое оборудование


компьютер, проектор, презентация


Цифровые образовательные ресурсы


Мобильное Электронное Образование

Организационная структура урока

п/п

Этап

и цель урока

Действия

учителя

Действия

учащихся

1.

Организационный момент

Целевая установка:

организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест.

Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.


Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.


2.

Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему.

Целевая установка:

определение темы урока обучающимися

Прием «Ассоциации»

Что объединяет роман Замятина «Мы», произведение Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»?

(На доске возникает иллюстрация).

В чем особенность этого жанра?


Учащиеся сами формулируют

проблемный вопрос-тему, предполагают, какие понятия будут ключевыми

3.

Формулировка целей и задач урока

Целевая установка:

сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока.


Каковы цели нашего занятия? (ответы детей)

1.Познакомится с течением «постмодернизм».

2.Изучитьособенности прозы Л.П.Петрушевской.

3.Определить признаки антиутопии в рассказе «Новые Робинзоны»: жанровое своеобразие, композиция, новый тип героя

Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию.





4.

Формирование мотивации

Целевая установка:

мотивация к учебной деятельности.

Задание из МЭО

Рубрика «Смысл названия рассказа»

Название рассказа Л. Петрушевской обращает читателя к одному из самых известных произведений мировой литературы — роману английского писателя Даниэля Дефо (1660–1731) «Жизнь и приключения Робинзона Крузо», вызывает определённые ассоциации. Проанализируйте смысл названия рассказа, опираясь на вопросы.

Какие ассоциации вызывает у вас имя Робинзон? Какими чертами характера должен быть наделён этот герой?



Выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопрос: «Какой смысл для меня имеет изучение данной темы?»

Работают со схемой



5.

Планирование деятельности

Целевая установка:

Составление плана и последовательности действий

Прием «Чтение с остановками»


Учитель предлагает классу читать рассказ по фрагментам и записывать комментарии

Задание из МЭО









Обучающиеся самостоятельно планируют способы достижения намеченной цели.

Обсуждают план деятельности.

Читают рассказ и заполняют таблицу.


6.

Актуализация опорных знаний.

Целевая установка:

повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний.

Изучение и анализ информационного материала для работы групп

(Приложение1)


Выполняют задания, повторяют, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней.

Читают рассказ и заполняют таблицу.


7.

Практическая деятельность обучающихся.

Целевая установка:

организация условий, инициирующих детское действие.


План работы:

1.Первая группа готовит комментарии к1-3 фрагментам.

2.Вторая группа готовит комментарии к 4-6 фрагментам.

3.Третья группа готовит комментарии к 7-8 фрагментам.


Группы работают с учебной информацией, исследуют, осмысляют, собирают и структурируют изучаемый материал, оформляют результаты своей деятельности,


8.

Представление образовательного продукта.

Целевая установка:

формирование

целостного представления об изучаемом объекте.

Ставит задачу перед обучающимися познакомить класс с итогами работы группы.


Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом.

Другие обучающиеся внимательно слушают, затем вступают в учебный диалог, дополняют, развивают услышанную информацию, вносят коррективы, ведут дискуссию.

9.

Формирование рефлексивных умений. Осуществление коррекции.

Целевая установка:

обучение осознанию своей учебной деятельности.


Прием «Проблемный вопрос»


Итак, мы сегодня много говорили о рассказе, который критики назвали «новой робинзонадой», а сама Петрушевская не дает финала произведения, давая возможность читателю предположить развязку.

Давайте поработаем с проблемными вопросами по группам:

1.Почему у героев-робинзонов нет имен?

2.Почему в рассказе нет пейзажа и портрета?

3.К какому выводу приводит своего читателя Л.С.Петрушевская?


Каждая группа работает над своим вопросом и записывает ответ.



10.

Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки.

Целевая установка:

обучение объективной оценке результатов своей деятельности.


Я полагаю. что каждый из нас сегодня замечательно поработал и может дать анализ собственному труду.

Оценивание работы на уроке

Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону или качество выполненного действия.

Проводят само- или взаимопроверку, само- или взаимооценивание.


11

Оценивание обучающихся


Целевая установка:

оценка знаний и способов деятельности обучающихся.

Оценивает достижения обучающихся.

Сопровождает комментариями выставленные отметки.

Выставляет отметки в журнал (электронный журнал).



12.



Итог урока.


Целевая установка:

оценка достижения цели

и результатов деятельности своей и всего класса.

Наши ответы помогут нам дать ответ на вопрос-тему урока:

«Почему рассказ Л.П.Петрушевской «Новые Робинзоны» не имеет финала?»

Отвечают на вопрос.

Участвуют в подведении итогов урока.

Определяют степень решения поставленных задач.

Оценивают глубину своих знаний по теме урока.

13.

Домашнее задание


Целевая установка:

предоставление права выбора домашнего задания, комментарии к нему.


Прием «Эссе»

Задание из МЭО

Напишите сочинение–миниатюру:

Задают вопросы по содержанию домашнего задания

14.

Эмоциональный конец урока

Рефлексия

Целевая установка:

воздействие на ум и чувства обучающихся, психологический настрой.


Учитель предлагает ученикам сделать выводы на основе цитат. Сформулировать собственную точку зрения

Многие поэты и писатели задумывались о будущем человечества, о нравственности прогресса, сохранении духовных ценностей и самой жизни при развитии цивилизации. И выводы делались самые разные. Так известный учёный К. Циолковский считал: «...Нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества. Прогресс его вечен». В рассказе «Новые Робинзоны» Л. Петрушевская попыталась ответить на те же вопросы и пришла к собственным выводам.

Чья точка зрения вам ближе?

Константин Циолковский: «...Нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества. Прогресс его вечен».

Рэй Брэдбери: «Наша цивилизация несется к гибели. Отойдите в сторону, чтобы вас не задело колесом».

Айзек Марион «Мы узнаем плоды цивилизации: дома, машины, общий пейзаж, но нам самим среди всего этого нет места».




Ученики читают цитаты, вслух комментируют и делают собственные выводы.



Приложение1.


Прием «Чтение с остановками»

Сюжет-Бегство от цивилизации

Цитата

Комментарий

(ЗАПОЛНЯЮТ УЧЕНИКИ)

Куда бежать?

1.Мои папа с мамой решили быть самыми хитрыми и в начале всех дел удалились со мной и с грузом набранных продуктов в деревню, глухую и заброшенную. Дом был куплен как бы на развал, мы жили и пользовались им, ничего не поправляя, отправились в деревню с грузом продуктов, как Робинзоны, со всяким садовым инвентарем, а также с ружьем и собакой…


Зачем бежать?

И отец начал лихорадочные действия. Вскопали огород, посадили картофеля три мешка, вскопали под яблонями, отец сходил и нарубил в лесу торфа. …отец активно шуровал по соседним заколоченным домам, заготавливал что под руку попадется…


К кому бежать?

Во всей деревне было три старухи, Анисья, совсем одичавшая Марфутка и рыжая Таня, к которой на своем транспорте наезжали дети, что–то привозили, что–то увозили…


От чего бежать?

Он был счастлив своей новой судьбой и не вспоминал о городе, в котором оставил много врагов, в том числе и своих родителей, моих бабушку и дедушку, которых, я видала только в глубоком детстве, а дальше все утонуло в скандалах из–за моей мамы и дедовской их квартиры, провались она пропадом, с генеральскими потолками, сортиром и кухней. Нам в ней не привелось жить, а теперь, наверное, мои бабушка и дедушка были уже трупами. Мы никому ничего не сказали, когда убирались из города, хотя отец готовился к отъезду долго…


С кем бежать?

…чужой трехлетний ребенок, совершенно уже без памяти, был привезен мамой к нам в дом в старой детской коляске. Однажды ночью мы услышали под дверью писк как бы котенка и обнаружили младенца, завернутого в старую, замасленную телогрейку…


Куда бежать?

Самое основное теперь у нас было, но мой неугомонный хромой отец начал уходить каждый день все в лес и в лес. Похоже было, что отец готовит еще одно логово, только в лесу...



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!