Областное государственное автономное
общеобразовательное учреждение
«Образовательный комплекс
«Алгоритм Успеха»
Белгородской области
Методические рекомендации
Использование приемов технологии развития критического мышления
на уроках русского языка и литературы
в образовательном контенте
«Мобильное Электронное Образование»
Автор: Кива Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
Белгород
2023
Оглавление
Представление (аннотация) методической разработки……………… 4
Практическая часть
РАЗДЕЛ I.УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ ПЛАТФОРМЫ МЭО
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
ПО РОМАНУ А. С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» 8
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
ПО РОМАНУ Л. Н..ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» 16
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
ПО ТВОРЧЕСТВУ Н, С.ГУМИЛЕВА 26
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
ПО РАССКАЗУ Л.С.ПЕТРУШЕВСКОЙ «НОВЫЕ РОБИНЗОНЫ» 34
Представление (аннотация) методической разработки
Публикуемые материалы помогут в организации уроков русского языка и литературы в 9-11 классах на основе цифровой школы «Мобильное Электронное Образование» с использованием приемов технологии развития критического мышления. Приемы, предложенные в технологических картах уроков русского языка и литературы, направлены на повышение творческого потенциала выпускников. Практические цели сборника обусловили его содержание и структуру.
Настоящее пособие включает в себя следующие разделы:
-теоретическое обоснование использования приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в контенте «Мобильное Электронное Образование»;
- технологические карты уроков литературы в 9-11 классе на базе МЭО;
- технологические карты уроков русского языка в 9-11 классе на базе МЭО;
-заключения;
-списка литературы.
Цель данного пособия: обобщить практический опыт использования методических приемов технологии развития критического мышления на разных этапах уроков русского языка и литературы в контенте «Мобильное Электронное Образование»
Представленные в методических рекомендациях материалы учитель может использовать в обучении смешанного типа, а также в системе онлайн-уроков, которые проводятся в дистанционном формате.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
РАЗДЕЛ I.УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ ПЛАТФОРМЫ МЭО
Технологическая карта урока литературы в 9 классе
Почему А.С.Пушкина называл роман «Евгений Онегин» своим «лучшим произведением»?
(с использованием МЭО)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет | Литература | Класс 9 | Учитель Кива С.Н. |
Тема урока | Почему А.С.Пушкина называл роман «Евгений Онегин» своим «лучшим произведением»? «Мобильное Электронное Образование». Литература 9 класс. Занятие №10. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Интернет-урок№1.А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение. |
Тип урока | урок изучения нового материала (урок освоения новых знаний) |
Планируемые образовательные результаты (формируемые и проверяемые) Планируемые образовательные результаты (формируемые) | Метапредметные - формулировать цели своего обучения; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; -работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, текстовую и прочую информацию, обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); - систематизировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность с помощью педагога; -формировать критическое мышление и творческие способности; -использовать электронные формы образования и контролируемые Интернет-источники; -определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат. Предметные -определять особенности реализма, познакомиться с новаторским произведением-романом в стихах, формирование понимания особенностей жанра романа. Личностные: - формулировать собственную точку зрения по предложенной проблеме, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им; - воспитывать уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. |
Ключевые понятия | новаторство, реализм, «энциклопедия русской жизни» |
Доминирующие методы | эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности. |
Образовательные технологии и приемы | технология проблемного обучения; технология развития критического мышления; приемы-«Ассоциации», «Кластер», «Эссе» |
Применяемое оборудование | компьютер, проектор, презентация |
Цифровые образовательные ресурсы | Мобильное Электронное Образование |
Организационная структура урока
№ п/п | Этап и цель урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1. | Организационный момент Целевая установка: организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест. Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность. | Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству. |
2. | Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему. Целевая установка: определение темы урока обучающимися Прием «Ассоциации» | Сегодня мы с вами открываем новые страницы в творчестве А.С.Пушкина. (На доске возникает иллюстрация). Посмотрите- по набережной Невы совершает променад молодой человек -современник поэта. Какой он? Что вы о нем думаете? Он живет в реальности поэта и наделен добродетелями и пороками юноши того времени. Это типичный портрет аристократа 19 века. Он любимый герой Пушкина из произведения, которое стало самым значимым и самым известным в творчестве поэта. | Учащиеся сами формулируют проблемный вопрос-тему, предполагают, какие понятия будут ключевыми |
3. | Формулировка целей и задач урока Целевая установка: сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока. | Каковы цели нашего занятия? (ответы детей) 1.Познакомиться с новаторским романом «Евгений Онегин» 2.Изучить творческую историю создания романа. 3.Определить признаки новаторского романа: жанр, композиция, новый тип героя | Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию. |
4. | Формирование мотивации Целевая установка: мотивация к учебной деятельности. | Задание из МЭО Рубрика «Это интересно» Пушкин о публикации романа. В начале апреля 1824 года Пушкин пишет Вяземскому: «Слёнин предлагает мне за Онегина, сколько я хочу... Дело стало за цензурой, а я не шучу, потому что дело идёт о будущей судьбе моей, о независимости — мне необходимой. Чтобы напечатать Онегина я ... готов хоть в петлю». | Выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопрос: «Какой смысл для меня имеет изучение данной темы?» |
5. | Планирование деятельности Целевая установка: Составление плана и последовательности действий | Класс делится на группы: 1группа изучает статью из МЭО Задание из МЭО Прочитайте историю создания романа, ответьте на вопросы: в чём необычность творческой судьбы романа «Евгений Онегин? Какие периоды творчества А. С. Пушкина охватывает работа над романом? Создает таблицу периодов творчества автора романа. 2 группа анализирует особенности жанра романа. Задание из МЭО Прочитайте высказывания самого Александра Сергеевича об особенностях жанра и построения романа, а также определение жанра романа в стихах. Сделайте вывод: что имел в виду Пушкин под определением «свободный роман». 3 группа знакомится с первой главой романа 1-10 строфой Задание из МЭО Прочитайте и проанализируйте строфы 1—33 первой главы романа. Ответьте на вопрос: как в них проявляются особенности жанра романа и принцип свободного открытого диалога автора с читателем? Аргументируйте свои выводы. | Обучающиеся самостоятельно планируют способы достижения намеченной цели. Обсуждают план деятельности. |
6. | Актуализация опорных знаний. Целевая установка: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний. | Изучение и анализ информационного материала для работы групп | Выполняют задания, повторяют, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней. |
7. | Практическая деятельность обучающихся. Целевая установка: организация условий, инициирующих детское действие. | План работы: 1.Первая группа готовит тезисы из статьи. Составляет периодику творчества А.С.Пушкина. 2.Вторая группа анализирует высказывания поэта о романе. Определяет понятие «свободный роман». 3.Третья группа читает фрагменты 1 главы романа, систематизирует связи «автор-читатель». | Группы работают с учебной информацией, исследуют, осмысляют, собирают и структурируют изучаемый материал, оформляют результаты своей деятельности, |
8. | Представление образовательного продукта. Целевая установка: формирование целостного представления об изучаемом объекте. | Ставит задачу перед обучающимися познакомить класс с итогами работы группы. | Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом. Другие обучающиеся внимательно слушают, затем вступают в учебный диалог, дополняют, развивают услышанную информацию, вносят коррективы, ведут дискуссию. |
9. | Формирование рефлексивных умений. Осуществление коррекции. Целевая установка: обучение осознанию своей учебной деятельности. Прием «Кластер» | Итак, мы сегодня много говорили о романе, который критики назвали «энциклопедией русской жизни», а сам Пушкин –«самым лучшим произведением». Давайте поработаем с кластером «Лучшее произведение». Заполните, пожалуйста, кластер ключевыми словами, которые выбрала группа как опорные. | Каждая группа выписывает свои ключевые слова к наполнению кластера «Лучшее произведение» Члены групп заполняют кластер словами-символами |
10. | Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки. Целевая установка: обучение объективной оценке результатов своей деятельности. | Я полагаю. что каждый из нас сегодня замечательно поработал и может дать анализ собственному труду. Оценивание работы на уроке | Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону или качество выполненного действия. Проводят само- или взаимопроверку, само- или взаимооценивание. |
11 | Оценивание обучающихся Целевая установка: оценка знаний и способов деятельности обучающихся. | Оценивает достижения обучающихся. Сопровождает комментариями выставленные отметки. Выставляет отметки в журнал (электронный журнал). | |
12. | Итог урока. Целевая установка: оценка достижения цели и результатов деятельности своей и всего класса. | Наш кластер поможет нам дать ответ на ключевой вопрос-тему урока: Почему А.С.Пушкина называл роман «Евгений Онегин» своим «лучшим произведением»? | Отвечают на вопрос. Участвуют в подведении итогов урока. Определяют степень решения поставленных задач. Оценивают глубину своих знаний по теме урока. |
13. | Домашнее задание Целевая установка: предоставление права выбора домашнего задания, комментарии к нему. Прием «Эссе» | Задание из МЭО Напишите сочинение–миниатюру: «В чём состоит новаторство романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»? | Выбирают задание по желанию. |
14. | Эмоциональный конец урока Рефлексия Целевая установка: воздействие на ум и чувства обучающихся, психологический настрой. | Предлагает написать письмо автору романа и зачитывает начало: «Уважаемый Александр Сергеевич! Сегодня я узнал творческую историю Вашего романа «Евгений Онегин» …» (продолжите письмо, добавляя свою фразу) | Ученики передают письмо друг другу, каждая группа добавляет фразу. Письмо дописано и зачитывается вслух. |
Технологическая карта урока литературы в 10 классе
Действительно ли «смысл жизни для каждого из нас—просто расти в любви»?
Семьи Ростовых и Болконских в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
(с использованием МЭО)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет | Литература | Класс 10 | Учитель Кива С.Н. |
Тема урока | Действительно ли «смысл жизни для каждого из нас— просто расти в любви»? Семьи Ростовых и Болконских в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» «Мобильное Электронное Образование». Литература 11 класс. Занятие №13. Лев Николаевич Толстой Интернет-урок№ 3. Семьи Болконских и Ростовых: различие семейного уклада и общность нравственных идеалов https://k06ui.mob-edu.ru/ui/#/course/122/topic/3808/lesson/8815 |
Тип урока | урок изучения нового материала (урок освоения новых знаний) |
Цель урока: | дать понятие о философии «мысли семейной» в творчестве Л.Н.Толстого; определить значение семейных ценностей в жизни Ростовых и Болконских; провести сравнительный анализ традиций в семьях героев романа; формировать представление о значении семьи в жизни каждого человека; воспитывать бережное отношение к понятию «семья» и «семейные ценности» на основе русской классической литературы. |
Планируемые образовательные результаты (формируемые и проверяемые) Планируемые образовательные результаты (формируемые) | Метапредметные - формулировать цели своего обучения; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; -работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, текстовую и прочую информацию, обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); - систематизировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность с помощью педагога; -формировать критическое мышление и творческие способности; -использовать электронные формы образования и контролируемые Интернет-источники; -определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат. Предметные -определять особенности реализма, познакомиться с жанром «роман-эпопея»; показать образцовые семейные ценности и философию «мысли семейной»; проанализировать роль портрета и контраста как выразительных средств в художественном тексте; формировать навык литературоведческого анализа художественного текста. Личностные: - формулировать собственную точку зрения по предложенной проблеме, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им; - воспитывать уважительное отношение к ценностям семьи, к культурному и историческому наследию через осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. |
Ключевые понятия | роман-эпопея, контраст, портрет |
Доминирующие методы | эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности. |
Образовательные технологии и приемы | технология проблемного обучения; технология развития критического мышления; приемы—«Кластер», «Логическая цепочка» |
Применяемое оборудование | компьютер, проектор, презентация, иллюстрации, фрагменты фильма «Война и мир» |
Цифровые образовательные ресурсы | Мобильное Электронное Образование(далее-МЭО) |
Организационная структура урока
№ п/п | Этап и цель урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1. | Организационный момент Целевая установка: организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест. Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность. | Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству. |
2. | Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему. Целевая установка: определение темы урока обучающимися Прием «Кластер» | Что нужно для счастья? Этот вопрос мучает человечество с давних времен. Точного ответа не существует, потому что каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Давайте тоже попытаемся ответить на этот вопрос, используя слова-образы для заполнения кластера. Учитель заполняет кластер словами, которые называют учащиеся. | Учащиеся предлагают свои ответы на вопрос, подсказывают учителю слова-образы для заполнения кластера. Делают выводы, комментируют. |
3. | Формулировка целей и задач урока Целевая установка: сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока. | Вопрос, который был дан вам для размышления, это начало известной фразы Л.Н.Толстого «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям…» Счастье для писателя — это семья и рождение доброго начала в ней. Именно о семье и ее ценностях мы будем рассуждать сегодня, анализируя жизнь героев романа «Война и мир». Именно они «просто растут в любви» Давайте определим цели нашего занятия? 1.Познакомится с семейным укладом Ростовых и Болконских. 2.Провести сравнительный анализ традиций воспитания в семьях Ростовых и Болконских. 3.Определить роль портрета и контраста в романе. | Цель урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию. |
4. | Актуализация и углубление изученного Целевая установка: мотивация к учебной деятельности; повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний | Итак, мы в доме Ростовых. Давайте познакомимся с эпизодом «Именины у Ростовых». Задание из МЭО Рубрика «Медиатека» 1.Посмотрите фрагмент художественного фильма «Война и мир». Сделайте вывод, где и почему Пьер Безухов чувствует себя комфортнее: в салоне А. П. Шерер, куда стремится попасть весь свет, или на именинах у Ростовых. Как это удалось передать С. Бондарчуку, сыгравшему роль Пьера? 2.Посмотрите фрагмент художественного фильма «Война и мир» (режиссёр С. Бондарчук). Таким ли вы представляли себе князя Николая Андреевича Болконского? Объясняют ли биография, характер и взгляды Болконского–отца поступки Болконского–сына? | Смотрят эпизод, выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопрос: «Какова роль семьи в жизни каждого человека?» |
5. | Практическая деятельность обучающихся. Целевая установка: организация условий, инициирующих детское действие Прием «Верно-неверно | Класс делится на группы: 1группа изучает статью из МЭО Задание из МЭО «Знакомимся с Ростовыми» Вспомните героев романа, присутствующих в эпизоде именин у Ростовых. 2 группа Задание из МЭО «Анализ эпизода» Проанализируйте эпизод «Именины у Ростовых» по плану, данному ниже. Приём хозяевами гостей. Характер их беседы. Приход молодёжи. Её интересы и поведение. Подарок графини–матери Анне Друбецкой. Его значение. Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев. Развлечения и обычаи у Ростовых. 3 группа Задание из МЭО «Изучаем факты и делаем выводы» Назовите наиболее запомнившиеся детали жизни семьи Болконских. Что вы узнали из первой части первого тома о прошлой жизни князя Николая Андреевича Болконского? 4 группа Задание из МЭО «Болконские» Вспомните членов семейства Болконских. (Приложение1) | Обучающиеся делятся на группы, самостоятельно планируют способы достижения намеченной цели. Обсуждают план деятельности. 1 группа читает статью «Знакомимся с Ростовыми», составляет тезисы. 2 группа работает по тексту и анализирует эпизод «Именины у Ростовых» 3 группа составляет цитатный портрет Николая Болконского. 4 группа составляет характеристику семьи Болконских |
6. | Закрепление Целевая установка: зафиксировать ранее полученные знания | Учитель предлагает подвести итоги работы на основе задания МЭО (Приложение 2) | Выступают с итогами своей работы. Отвечают на проблемный вопрос по сравнительному анализу Ростовых и Болконских. Записывают выводы в тетрадь |
7. | Формирование рефлексивных умений. Осуществление коррекции. Целевая установка: обучение осознанию своей учебной деятельности. | Задание из МЭО «Жизнь сердца» или «жизнь ума» Изучите схему и определите, кто — Ростовы или Болконские — в большей степени руководствуются чувствами, а кто — рассудком. Можете ли вы сказать, что вам ближе: «жизнь сердца» или «жизнь ума»? (Приложение 2) | Группы работают с учебной информацией, исследуют, осмысляют, собирают и структурируют изучаемый материал, оформляют результаты своей деятельности, Отвечают на проблемный вопрос по сравнительному анализу Ростовых и Болконских. |
8. | Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки, оценка работы обучающихся учителем Целевая установка: обучение объективной оценке результатов своей деятельности. оценка знаний и способов деятельности обучающихся. | Ставит задачу перед обучающимися познакомить класс с итогами работы группы. | Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом. Другие обучающиеся внимательно слушают, затем вступают в учебный диалог, дополняют, развивают услышанную информацию, вносят коррективы, ведут дискуссию. |
9. | Итог урока. Рефлексия. Целевая установка: обучение умению самостоятельно подводить итоги и делать выводы; воздействие на ум и чувства обучающихся, психологический настрой. Прием «Цепочка ассоциаций» | Давайте вернемся к теме нашего урока: «Действительно ли «смысл жизни для каждого из нас- просто расти в любви»? Дополните логическую цепочку «Любовь-…?-…?.-…?-семья» Сделайте выводы | Заполняют пропуски в логической цепочке и комментируют свою работу |
10. | Домашнее задание Целевая установка: пояснение домашнего задания, комментарии к нему. | Учитель предлагает составить психологический портрет семей Задание из МЭО «В фокусе психология» Сопоставьте психологический климат в семьях Ростовых и Болконских. Можете ли вы представить Марью или Андрея Болконских ребёнком, выросшим в семье Ростовых? А Наташу в семье Болконских? Объясните почему. (8-10 предложений) | |
Приложения к уроку
1. Задание из МЭО «Болконские»
Вспомните членов семейства Болконских.
2.Задание из МЭО «Жизнь сердца и жизнь ума»
Технологическая карта урока литературы в 11 классе.
«Я забытый, покинутый бог…». Маски Николая Гумилева
(с использованием МЭО)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет | Литература | Класс 11 | Учитель Кива С.Н. |
Тема урока | «Я забытый, покинутый бог…». Маски Николая Гумилева «Мобильное Электронное Образование». Литература 11 класс. Занятие 7. Акмеизм и футуризм. Интернет-урок 1. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Н.С. Гумилёв и акмеизм https://edu.mob-edu.ru/ui/#/bookshelf/course/123/topic/2265/lesson/6410 |
Тип урока | урок изучения нового материала (урок освоения новых знаний) |
Цель | Расширить знания обучающихся о жизни и творчестве Н. С. Гумилёва. Пробудить интерес к личности поэта, создать представление о её оригинальности, многогранности. Побудить детей к сопереживанию, сочувствию судьбе и произведениям поэта. |
Планируемые образовательные результаты (формируемые и проверяемые) Планируемые образовательные результаты (формируемые) | Метапредметные - формулировать цели своего обучения; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; -работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, текстовую и прочую информацию, обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); - систематизировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность с помощью педагога; -формировать критическое мышление и творческие способности; -использовать электронные формы образования и контролируемые Интернет-источники; -определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат. Предметные -определять особенности реализма, познакомиться с жанром «роман-эпопея»; показать образцовые семейные ценности и философию «мысли семейной»; проанализировать роль портрета и контраста как выразительных средств в художественном тексте; формировать навык литературоведческого анализа художественного текста. Личностные: - формулировать собственную точку зрения по предложенной проблеме, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им; - воспитывать уважительное отношение к ценностям семьи, к культурному и историческому наследию через осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. |
Ключевые понятия | Серебряный век, акмеизм, символ, образ |
Доминирующие методы | эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности. |
Образовательные технологии | технология проблемного обучения; технология критического мышления. Прием «Мозговой штурм», « |
Применяемое оборудование | Компьютер, проектор, иллюстрации, портреты, презентация |
Цифровые образовательные ресурсы | Мобильное электронное образование |
Организационная структура урока
№ п/п | Этап и цель урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1. | Организационный момент Целевая установка: организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест. Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность. | Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству. |
2. | Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему. Целевая установка: определение темы урока обучающимися Прием «Мозговой штурм» | Итак, у меня в руках этот символ (держит маску в руках), посмотрите внимательно, что она выражает? (дети высказывают предположения). Некая маска-поэт Серебряного века, человек безусловно гениальный и очень загадочный. Именно ему посвятит свою балладу поэтесса и мемуаристка начала 20 века Ирина Одоевцева. Она зашифровала в своем произведении биографические факты и творческие события, которыми была насыщена короткая жизнь нашего поэта. Чтение стихотворение, определение маски. | Тему урока формулируют сами обучающиеся на основе конкретного дидактического материала, помогающего предположить тему урока. |
3. | Формулировка целей и задач урока Целевая установка: сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока. | Каковы цели нашего занятия? (ответы детей) 1.Изучить творчество акмеиста Гумилева 2.Охарактеризовать роль маски в жизни поэта и человека. 3.Найти под маской истинное лицо человека. | Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию. |
4. | Актуализация и углубление изученного Целевая установка: мотивация к учебной деятельности; повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний | Единого Гумилёва не существовало. Он для всех был разным и для родных, и для коллег по «Цеху поэтов». Давайте посмотрим, какие маски носил Николай Степанович Гумилев. У каждой группы на столе, помимо поэтических текстов Гумилева лежат конверты. Откройте их и найдите символ облика великого поэта. Это будет символ вашей группы. 1 группа -маска «Конкистадор» 2 группа- маска африканского охотника 3 группа-шуточный портрет Гумилева, | Выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопрос: «Какой смысл для меня имеет изучение данной темы?» Обучающиеся самостоятельно планируют способы достижения намеченной цели. Обсуждают план деятельности. |
5. | Практическая деятельность обучающихся. Целевая установка: организация условий, инициирующих детское действие Прием «Верно-неверно | Изучение и анализ информационного материала для работы групп | Выполняют задания, повторяют, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней. |
6. | Закрепление Целевая установка: зафиксировать ранее полученные знания | План работы: А) История создания сборника стихов. Его смысловая наполненность. В) Чтение данного стихотворения и его анализ по предложенным вопросам: - Какой герой перед Вами? Кто он? - Охарактеризуйте качества образа? - Какова его жизненная позиция? 2. Какой человек скрывается под маской? Группа 3 выполняет задание из МЭО. «Задание с открытым ответом. Характер Гумилева». Почитайте суждение современника о характере Н. С. Гумилёва и ответьте на вопрос: какие противоречия виделись современникам в характере поэта? | Объединяются в группы (пары). Строят гипотезы. Ищут наиболее эффективные, нестандартные подходы и способы достижения результата (решения проблемы, задачи). Работают с учебной информацией, исследуют, осмысляют, сбирают и структурируют изучаемый материал, оформляют результаты своей деятельности, |
7. | Формирование рефлексивных умений. Осуществление коррекции. Целевая установка: обучение осознанию своей учебной деятельности. | Ставит задачу перед обучающимися познакомить класс с итогами работы группы (пар). Каждая группа составляет макет страницы «Николай Гумилев» для сайта школы в ВК. | Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом. Другие обучающиеся внимательно слушают, затем вступают в учебный диалог, дополняют, развивают услышанную информацию, вносят коррективы, ведут дискуссию. |
8. | Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки, оценка работы обучающихся учителем Целевая установка: обучение объективной оценке результатов своей деятельности. оценка знаний и способов деятельности обучающихся. | Поэт исчезает за нарисованными образами, примеряет «маски». Причиной их возникновения послужило то одиночество, которое было лишь прикрыто ими (масками). Истинный поэт кроется в строчках «Я забытый, покинутый бог…» Ответьте на вопрос: Чему мы можем научиться у Николая Степановича Гумилёва, искреннего, настоящего, без маски? | |
9. | Итог урока. Целевая установка: обучение умению самостоятельно подводить итоги и делать выводы; воздействие на ум и чувства обучающихся, психологический настрой. Прием «Цепочка ассоциаций» | Я полагаю. что каждый из нас сегодня замечательно поработал и может дать анализ собственному труду. Оценивание работы групп | Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону или качество выполненного действия. Проводят само- или взаимопроверку, само- или взаимооценивание. |
11. | Домашнее задание Целевая установка: предоставление права выбора домашнего задания, комментарии к нему. | Домашнее задание: подготовка к итоговому сочинению: Направление- Человек путешествующий. 1.Тезис 2.Аргумент Темы на выбор: Каким путём человек идёт к самому себе? Чем путешествия обогащают личность? Путешествие — способ познания себя и мира. | Выбирают задание по желанию. |
12. | Оценивание обучающихся Целевая установка: оценка знаний и способов деятельности обучающихся. | Оценивает достижения обучающихся. Сопровождает комментариями выставленные отметки. Выставляет отметки в журнал (электронный журнал). | Заносят отметки в дневники. |
13. | Эмоциональный конец урока Рефлексия. Целевая установка: воздействие на ум и чувства обучающихся, психологический настрой. | Предлагает мудрые высказывания как напутствие школьникам. Благодарит за сотрудничество. | Осмысляют предложенную учителем информацию |
Технологическая карта урока литературы в 11 классе
Почему рассказ Л.П.Петрушевской «Новые Робинзоны» не имеет финала?
(с использованием МЭО)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет | Литература | Класс 11 | Учитель Кива С.Н. |
Тема урока | Почему рассказ Л.П.Петрушевской «Новые Робинзоны» не имеет финала? «Мобильное Электронное Образование». Литература 11 класс. Занятие №21. Современный литературный процесс. Интернет-урок№1.Русская литература 90-х годовXX- начала XI века. |
Тип урока | урок изучения нового материала (урок освоения новых знаний) |
Планируемые образовательные результаты (формируемые и проверяемые) Планируемые образовательные результаты (формируемые) | Метапредметные - формулировать цели своего обучения; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; -работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, текстовую и прочую информацию, обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); - систематизировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность с помощью педагога; -формировать критическое мышление и творческие способности; -использовать электронные формы образования и контролируемые Интернет-источники; -определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат. Предметные -определять особенности реализма, познакомиться с новаторским произведением-романом в стихах, формирование понимания особенностей жанра романа. Личностные: - формулировать собственную точку зрения по предложенной проблеме, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им; - воспитывать уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. |
Ключевые понятия | новаторство, постмодернизм, «антиутопия» |
Доминирующие методы | эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности. |
Образовательные технологии и приемы | технология проблемного обучения; технология развития критического мышления; приемы-«Ассоциации», «Чтение с остановками», «Эссе» |
Применяемое оборудование | компьютер, проектор, презентация |
Цифровые образовательные ресурсы | Мобильное Электронное Образование |
Организационная структура урока
№ п/п | Этап и цель урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1. | Организационный момент Целевая установка: организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест. Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность. | Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству. |
2. | Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему. Целевая установка: определение темы урока обучающимися Прием «Ассоциации» | Что объединяет роман Замятина «Мы», произведение Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»? (На доске возникает иллюстрация). В чем особенность этого жанра? | Учащиеся сами формулируют проблемный вопрос-тему, предполагают, какие понятия будут ключевыми |
3. | Формулировка целей и задач урока Целевая установка: сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока. | Каковы цели нашего занятия? (ответы детей) 1.Познакомится с течением «постмодернизм». 2.Изучитьособенности прозы Л.П.Петрушевской. 3.Определить признаки антиутопии в рассказе «Новые Робинзоны»: жанровое своеобразие, композиция, новый тип героя | Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию. |
4. | Формирование мотивации Целевая установка: мотивация к учебной деятельности. | Задание из МЭО Рубрика «Смысл названия рассказа» Название рассказа Л. Петрушевской обращает читателя к одному из самых известных произведений мировой литературы — роману английского писателя Даниэля Дефо (1660–1731) «Жизнь и приключения Робинзона Крузо», вызывает определённые ассоциации. Проанализируйте смысл названия рассказа, опираясь на вопросы. Какие ассоциации вызывает у вас имя Робинзон? Какими чертами характера должен быть наделён этот герой? | Выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопрос: «Какой смысл для меня имеет изучение данной темы?» Работают со схемой |
5. | Планирование деятельности Целевая установка: Составление плана и последовательности действий Прием «Чтение с остановками» | Учитель предлагает классу читать рассказ по фрагментам и записывать комментарии Задание из МЭО | Обучающиеся самостоятельно планируют способы достижения намеченной цели. Обсуждают план деятельности. Читают рассказ и заполняют таблицу. |
6. | Актуализация опорных знаний. Целевая установка: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний. | Изучение и анализ информационного материала для работы групп (Приложение1) | Выполняют задания, повторяют, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней. Читают рассказ и заполняют таблицу. |
7. | Практическая деятельность обучающихся. Целевая установка: организация условий, инициирующих детское действие. | План работы: 1.Первая группа готовит комментарии к1-3 фрагментам. 2.Вторая группа готовит комментарии к 4-6 фрагментам. 3.Третья группа готовит комментарии к 7-8 фрагментам. | Группы работают с учебной информацией, исследуют, осмысляют, собирают и структурируют изучаемый материал, оформляют результаты своей деятельности, |
8. | Представление образовательного продукта. Целевая установка: формирование целостного представления об изучаемом объекте. | Ставит задачу перед обучающимися познакомить класс с итогами работы группы. | Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом. Другие обучающиеся внимательно слушают, затем вступают в учебный диалог, дополняют, развивают услышанную информацию, вносят коррективы, ведут дискуссию. |
9. | Формирование рефлексивных умений. Осуществление коррекции. Целевая установка: обучение осознанию своей учебной деятельности. Прием «Проблемный вопрос» | Итак, мы сегодня много говорили о рассказе, который критики назвали «новой робинзонадой», а сама Петрушевская не дает финала произведения, давая возможность читателю предположить развязку. Давайте поработаем с проблемными вопросами по группам: 1.Почему у героев-робинзонов нет имен? 2.Почему в рассказе нет пейзажа и портрета? 3.К какому выводу приводит своего читателя Л.С.Петрушевская? | Каждая группа работает над своим вопросом и записывает ответ. |
10. | Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки. Целевая установка: обучение объективной оценке результатов своей деятельности. | Я полагаю. что каждый из нас сегодня замечательно поработал и может дать анализ собственному труду. Оценивание работы на уроке | Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону или качество выполненного действия. Проводят само- или взаимопроверку, само- или взаимооценивание. |
11 | Оценивание обучающихся Целевая установка: оценка знаний и способов деятельности обучающихся. | Оценивает достижения обучающихся. Сопровождает комментариями выставленные отметки. Выставляет отметки в журнал (электронный журнал). | |
12. | Итог урока. Целевая установка: оценка достижения цели и результатов деятельности своей и всего класса. | Наши ответы помогут нам дать ответ на вопрос-тему урока: «Почему рассказ Л.П.Петрушевской «Новые Робинзоны» не имеет финала?» | Отвечают на вопрос. Участвуют в подведении итогов урока. Определяют степень решения поставленных задач. Оценивают глубину своих знаний по теме урока. |
13. | Домашнее задание Целевая установка: предоставление права выбора домашнего задания, комментарии к нему. Прием «Эссе» | Задание из МЭО Напишите сочинение–миниатюру: | Задают вопросы по содержанию домашнего задания |
14. | Эмоциональный конец урока Рефлексия Целевая установка: воздействие на ум и чувства обучающихся, психологический настрой. | Учитель предлагает ученикам сделать выводы на основе цитат. Сформулировать собственную точку зрения Многие поэты и писатели задумывались о будущем человечества, о нравственности прогресса, сохранении духовных ценностей и самой жизни при развитии цивилизации. И выводы делались самые разные. Так известный учёный К. Циолковский считал: «...Нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества. Прогресс его вечен». В рассказе «Новые Робинзоны» Л. Петрушевская попыталась ответить на те же вопросы и пришла к собственным выводам. Чья точка зрения вам ближе? Константин Циолковский: «...Нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества. Прогресс его вечен». Рэй Брэдбери: «Наша цивилизация несется к гибели. Отойдите в сторону, чтобы вас не задело колесом». Айзек Марион «Мы узнаем плоды цивилизации: дома, машины, общий пейзаж, но нам самим среди всего этого нет места». | Ученики читают цитаты, вслух комментируют и делают собственные выводы. |
Приложение1.
Прием «Чтение с остановками»
Сюжет-Бегство от цивилизации | Цитата | Комментарий (ЗАПОЛНЯЮТ УЧЕНИКИ) |
Куда бежать? | 1.Мои папа с мамой решили быть самыми хитрыми и в начале всех дел удалились со мной и с грузом набранных продуктов в деревню, глухую и заброшенную. Дом был куплен как бы на развал, мы жили и пользовались им, ничего не поправляя, отправились в деревню с грузом продуктов, как Робинзоны, со всяким садовым инвентарем, а также с ружьем и собакой… | |
Зачем бежать? | И отец начал лихорадочные действия. Вскопали огород, посадили картофеля три мешка, вскопали под яблонями, отец сходил и нарубил в лесу торфа. …отец активно шуровал по соседним заколоченным домам, заготавливал что под руку попадется… | |
К кому бежать? | Во всей деревне было три старухи, Анисья, совсем одичавшая Марфутка и рыжая Таня, к которой на своем транспорте наезжали дети, что–то привозили, что–то увозили… | |
От чего бежать? | Он был счастлив своей новой судьбой и не вспоминал о городе, в котором оставил много врагов, в том числе и своих родителей, моих бабушку и дедушку, которых, я видала только в глубоком детстве, а дальше все утонуло в скандалах из–за моей мамы и дедовской их квартиры, провались она пропадом, с генеральскими потолками, сортиром и кухней. Нам в ней не привелось жить, а теперь, наверное, мои бабушка и дедушка были уже трупами. Мы никому ничего не сказали, когда убирались из города, хотя отец готовился к отъезду долго… | |
С кем бежать? | …чужой трехлетний ребенок, совершенно уже без памяти, был привезен мамой к нам в дом в старой детской коляске. Однажды ночью мы услышали под дверью писк как бы котенка и обнаружили младенца, завернутого в старую, замасленную телогрейку… | |
Куда бежать? | Самое основное теперь у нас было, но мой неугомонный хромой отец начал уходить каждый день все в лес и в лес. Похоже было, что отец готовит еще одно логово, только в лесу... | |
3