Использование отдельных приемов коррекционной работы по
предупреждению нарушений письма и чтения.
Предупреждение нарушений письма и чтения на уровне буквы.
Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве,
2.Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложны (зеркальные) буквы.
3.Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква j руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы он? отражала верное написание.
4. Найти недостающие элементы буквы. Игра «Буква сломалась»
5-Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, пуговицами галькой, ниточками, шнурочками и прочее..
Рисунки на ассоциативные связи. «На что похожа буква?» (А - антенна, стремянка...,
У - вешалка, сучок...)
Демонстрация букв в разном положении.
Б. Предъявление букв разного шрифта: печатные, прописные, строчные, стилизованные.
9.Нахождение букв в геометрических фигурах.
10. Поиск букв, наложенных друг на друга. Необходимо выделить буквы, написанные одна на фон другой.
11. Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткие палочки.
12.Реконструирование букв. Например, из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.
13. Определение букв, которые можно выложить из 3 палочек (И, А, П, Н, К, С) и из 2-х (Т, Г, X ) палочек
14 При изучении более трудных букв, используется эффект неожиданного появления «гостьи» (буквы) При этом букву изготавливают большого формата, для лучшего запоминания зрительного образа буквы
Использование зрительных символов гласных и согласных звуков ( по методике Ткаченко Т.А).
Вычеркивание заданной буквы из текста.
Письмо букв на снегу, песке и др.
При знакомстве с понятиями «твердый» и «мягкий» звук, можно использовать мешочки, наполненные камешками и паралоном.
Параллельно с этим в работу постоянно необходимо включать различные игры и упражнения направленные на развитие мышления и внимания. Вот некоторые из них:
"4-й лишний". Среди 4-х предложенных картинок дети убирают одну, не подходящую к остальным.
Отгадывание загадок.
"Назови одним словом”. Например: свекла, огурец, помидор - овощи.
"Найди девятое". Предлагались карточки, в которых в двух рядах было нарисовано по три предмета,; в третьем только два. Дети должны были догадаться, какой предмет должен быть в третьем ряду.
"Угадай по описанию". Дети угадывали по описанию спрятанную игрушку.
"Бывает - не бывает". Водящий, бросая мяч, произносит фразу (например: "Волк на де-реве сидит") Игрок ловит мяч, если эта фраза справедлива, не ловит - если этого не бывает.
"Кто кем будет". Дети отвечают на вопросы взрослого кем или чем будет, например, цыпленок, мальчик, семечко, лужа и т.д.
Разрезные картинки.
"Угадай, что за предмет" (по части картинки).
Раскладывание картинок по стопкам. Например: что мы едим, что одеваем, с чем играем...
И. Головоломки.
"Куда спряталась кукла?" Отыскивание игрушки с помощью плана.
"Собери бусы", Детям предлагалось нанизать, раскрасить бусинки, различающиеся цветом ил формой (3-10 элементов).
"Телеграфист". Дети учились отстукивать ритм по образцу.
"Зарядка". После демонстрации ребенок изображал упражнения в определенном порядке.
"Подумай, назови". Детям предлагалось назвать по порядку времена года, дни недели, месяцы и т.д
"Продолжи ряд". Дети учились продолжать ряд картинок, фигурок, значков, сохраняя принцип: чередования