К.А. Васильева
ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Н. А. Плутова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Все привыкли к тому, что в своей педагогической деятельности учитель использует различные схемы, таблицы, рисунки, карты, необходимые для качественного усвоения материала младшими школьниками. Неудивительно, что в кабинете учителя находятся наглядные пособия, предназначенные для изучения любой темы. Но технический прогресс требует современных решений для модернизации учебной деятельности. На смену традиционной наглядности приходят мультимедийные средства, новые инструменты познания и демонстрации материала.
В настоящее время мультимедийные дидактические средства обучения занимают особое место в образовании. Они идут наряду с бумажными носителями и словесными методами обучения. В то же время она имеет свои особенности.
Мультимедиа – это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию.
Мультимедийный продукт – интерактивная компьютерная разработка, в состав которой могут сходить музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, галереи картин и слайдов, различные базы данных.
Базовый комплект мультимедийного оборудования — компьютер, дисплей с технологией, поддерживающей несколько касаний [1, с. 2], проектор, экран, звуковоспроизводящие устройства, беспроводная клавиатура и мышь. Возможны оформительские вариации — наличие интерактивной доски, облегченные рабочие столы или другие компоненты
.
Рисунок 1. Дисплей, поддерживающий несколько касаний
Обычно мультимедийные материалы используются на уроках в образовательных учреждениях в виде презентаций и фильмов. Педагог может подобрать для своего урока тот дидактический материал, который более всего удовлетворяет теме и целям занятия. Подобные компьютерные продукты, как правило, вызывают интерес у детей за счёт реалистичности и динамичности изображения. В настоящее время использование ИКТ является одним из приоритетов образования.
Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, и нужно развивать их в соответствии с возрастными особенностями деятельности. Ведущей деятельностью у младших школьников является учебная, но иногда можно использовать на уроке или внеурочном занятии такой мультимедийный продукт, как дидактическая игра. Мультимедийные дидактические игры также исполняют требования ФГОС НОО – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
К аудиовизуальным средствам обучения относят технические ресурсы и медиатексты, предназначенные для зрительного и слухового воздействия и восприятия на учащегося [рис. 2 стр. 3]. Например:
1) учебные видеоролики, фильмы, мультфильмы, видеофрагменты и передачи, направленные на развитие универсальных учебных действий младших школьников по анализу и синтезу получаемых знаний, установлению причинно-следственных связей. Важно отметить, что данные технические средства аудиовизуального метода обучения отличаются выразительностью, требуют меньше временных затрат в ходе урока, но при этом передают больший объём информации;
2) интерактивные презентации и слайд-шоу служат для систематизации получаемых знаний, используются в качестве основы и помощника для педагога или учащегося, который преподносит материал.
Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение.
Рисунок 2. Обучающиеся в начальной школе просматривают видеоматериал с помощью аудиовизуального средства обучения – проектора и экрана.
Создание слайдов-фильмов и мультимедийных презентаций по силам большинству педагогов . Для создания компьютерных презентаций предназначены специальные программы. Одна из самых популярных программ – Power Point, которая входит в состав пакета Microsoft Office.
Точно так же можно использовать и другие мультимедийные средства обучения: изображения, видео, музыку, тексты, игры, плакаты и т.д.
Можно сделать вывод, что мультимедийные средства обучения на уроке в начальных классах могут быть использованы в любом образовательном учреждении, не затрачивают больших сил и ресурсов и имеют некоторые преимущества над прочими средствами обучения, а также всеобщую доступность.
Список использованных источников:
https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-multimediinykh-sredstv-obucheniia-n-2.html
https://s-ba.ru/conf-posts-2021-09/tpost/mdprxgzh71-ispolzovanie-multimediinih-didakticheski?amp=true