Просмотр содержимого документа
«Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности, как одно из средств формирования патриотической компетенции через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету.»
Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности, как одно из средств формирования патриотической компетенции через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету. Подготовила Ежикова О.А. (учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №2 ЗАТО Озерный)
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Школьный курс истории призван решать триединую задачу: 1) дать целостную систему знаний, обеспечив их глубину и прочность; 2) обеспечить формирование научного понимания истории и уважительного отношения как к отечественной истории, так и истории своего региона; 3) развить историческое мышление школьников и научить учащихся самостоятельному приобретению и применению знаний.
Три круга ценностей: - этнокультурных (локальных), - общенациональных (российских) -общечеловеческих (планетарных)
При изучении тем, посвященных Великой Отечественной войне, на уроках истории возможно применение краеведческого материала при использовании следующих форм и методов обучения: интерактивные лекции с последующими дискуссиями; исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, формулирование гипотезы) с последующим рефлексивным анализом, презентацией результатов); «мозговой штурм», эвристические беседы; заседания «круглых столов»; защита проектов.
Во внеурочной деятельности при обучении истории с использованием краеведческого материала возможны такие формы работы с учащимися как: совместная проектная деятельность; предметные кружки; фестивали, конференции, концерты, выставки, смотры и другие массовые мероприятия и др.
Так в прошлом году ученица 11 класса Муратова Виктория при подготовке исследовательского проекта на тему « Новгородская республика как центр развития торговли в IX-XIIвв. » использовала фото материал, собранный во время экскурсии в Великий Новгород.
Надолго запомнилась учащимся и поездка во Ржев к Мемориальному комплексу, посвящённому памяти советских солдат, павших в боях подо Ржевом в 1942-1943 годах в ходе Великой Отечественной войны.
Герой Советского Союза
Василий Погорелов
Завражнов Иван Дмитриевич
Таким образом, краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе эффективен тогда, когда он: а) является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся; б) удобен для сравнения и сопоставления – в этом случае учащиеся учатся мыслить и делать выводы; в) тесно связан с общеисторическими событиями и раскрывает специфические особенности развития родного края и района – дает положительный результат в патриотическом и духовно-нравственном воспитании личности.