СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование интерактивной доски на уроках информатики в начальной и средней школе" . Презентация

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация - сопровождение доклада, зачитанного на межрегиональном научно-практическом семинаре с международным участием на тему "Опыт использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе школы и вуза", который организовывал и проводил факультет физико-математического образования МГГУ г. Мурманск.

Просмотр содержимого документа
«"Использование интерактивной доски на уроках информатики в начальной и средней школе" . Презентация»

Перспективы компьютеризации и информатизации учебного процесса связаны с широким использованием новых информационных технологий обучения. Информационно-коммуникационные технологии обучения подразумевают научные подходы к организации учебного процесса школы с целью его оптимизации и повышения эффективности, а также постоянного обновления материально-технической базы образовательных учреждений, в частности интерактивными и мультимедийными средствами.

Перспективы компьютеризации и информатизации учебного процесса связаны с широким использованием новых информационных технологий обучения. Информационно-коммуникационные технологии обучения подразумевают научные подходы к организации учебного процесса школы с целью его оптимизации и повышения эффективности, а также постоянного обновления материально-технической базы образовательных учреждений, в частности интерактивными и мультимедийными средствами.

 Уже очень много сказано и показано про интерактивные доски и возможности их использования, но все равно зачастую они используются только как демонстрационные экраны, и бывает очень обидно за нереализованные возможности использования этого оборудования для повышения темпа урока, его качества и разнообразия форм деятельности, как ученика, так и учителя. Я постараюсь максимально просто и непринужденно порекомендовать различные способы использования на уроки такого чудесного гаджета как интерактивная доска, которая, по сути – большой планшет (планшетный ПК). При работе со многими досками (например, Smart ) не нужны даже специальные маркеры, нужен только ваш палец (как при пользовании мобильным телефоном).  Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. 2

Уже очень много сказано и показано про интерактивные доски и возможности их использования, но все равно зачастую они используются только как демонстрационные экраны, и бывает очень обидно за нереализованные возможности использования этого оборудования для повышения темпа урока, его качества и разнообразия форм деятельности, как ученика, так и учителя. Я постараюсь максимально просто и непринужденно порекомендовать различные способы использования на уроки такого чудесного гаджета как интерактивная доска, которая, по сути – большой планшет (планшетный ПК). При работе со многими досками (например, Smart ) не нужны даже специальные маркеры, нужен только ваш палец (как при пользовании мобильным телефоном).

Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

2

В последнее время в школах использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроке управляется различными системами поддержки учебного процесса. Наличие такой системы позволяет обеспечить удобство загрузки, хранения ЦОР и их использования как на учительском компьютере с проектором и экраном, так и в компьютерном классе.

Подобная система, предназначенная для формирования локальных коллекций ЦОР и организации их использования на уроке – «1С:Образование 4. Школа 2.0», разработана и апробирована по заказу Министерства образования и науки РФ в рамках федерального проекта «Информатизация системы образования» (ИСО). Одним из результатов данного проекта является Единая коллекция ЦОР.

Другая программа, использование которой позволяет эффективно использовать возможности доски как интерактивной, это SMART Notebook , программа, распространяемая с досками Smart Board (у меня как раз Smart Board 685).

В чем же проблема использования данного прикладного программного обеспечения? В их платности с одной стороны (чтобы воспользоваться всеми доступными в программах функциями необходимо программу купить, но для покупки необходима уверенность в том, что ты будешь использовать это ПО, то есть все его возможности, а ты не знаешь ответа на этот вопрос, так как у тебя нет этого ПО – замкнутый круг) и, в так называемом, человеческом факторе с другой – педагоги сторонятся зависимости от информационно-технических устройств, говоря о том, что можно прекрасно обойтись и без них, но на самом деле, я думаю, они просто чувствуют неуверенность в своих силах по причине очень быстрого развития технологий и внедрения их в образовательный процесс. В решении второй проблемы я и хочу помочь рассказом о своем опыте использования интерактивной доски.

3

Итак, рассмотрим основные способы использования интерактивных досок совместно с вышеуказанными ЦОР:

  • Использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.: этот вид работы я использую часто, так как записи на протяжении всего урока остаются доступными, ведь с доски ничего не нужно вытирать, да и учащиеся гораздо охотнее выходят писать на интерактивной доске (рис. 1).

2. Управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску) Эту форму можно использовать в работе с электронными учебными пособиями (презентации, ЭОР, входящие в УМК).

3. Создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.

4. Сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради: в ПО SMART Notebook имеется возможность экспорта страниц в формат PDF , в графический файл, в web –станицу или презентацию.

Страница, заполненная на уроке в ПО SMART Notebook

4

5. Изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски: эту форму я использую чаще в начальной школе при работе с готовыми ЦОР из Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов (рис. 2).   «Информатика в играх и задачах», тема «Действия предметов» (2 кл., Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. и др.).  5

5. Изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски: эту форму я использую чаще в начальной школе при работе с готовыми ЦОР из Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов (рис. 2).  

«Информатика в играх и задачах», тема «Действия предметов»

(2 кл., Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. и др.).

5

6. Перемещение объектов, создание связей, сортировка, графическая обработка объектов на доске (пальцем на доске вместо указателя мыши на экране): данный способ очень популярен в моей практике.  

7. Демонстрация веб-сайтов и навигация по сети Интернет через интерактивную доску: использую при изучении тем раздела «Моделирование и формализация» - геоинформационные системы Google , Yandex , компьютерные интерактивные визуальные лаборатории. 

8. Совместная работа над документами, таблицами или изображениями: например, на уроке может быть спроецирована таблица, которая в ходе обсуждения коллективно заполняется. 

9. Демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса: эта форма мною используется в случаях, когда в качестве домашнего задания создаются презентации, ученики, знакомясь с работами своих товарищей, расширяют границы своего воображения, получают знания о возможно новых способах создания или подачи презентации и т.п. 

10. Пометки и записи поверх выводимых на экран изображений.  

11. Демонстрация учебных видеороликов (Хорошо использовать тогда, когда некий теоретический учебный материал повторяется без изменений подачи из года в год и, имея видеоролик по данной теме, учитель экономит время подготовки к уроку).

«Информатика в играх и задачах», тема «Алгоритм»

3 кл., Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. и др.

6

Широкий диапазон средств визуализации

Повышение активности учеников на уроке

Увеличение темпа урока

Использование интерактивной доски по назначению может повысить эффективность обучения, а именно:

- Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, видео). Учителя могут использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.

- Повышение активности учеников на уроке. Многие учителя утверждают, что ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу.

- Увеличение темпа урока. Если у вас есть интерактивная доска, на уроке вам больше не придется ждать, когда ученик напишет задание на доске, и несколько минут урока будут потеряны - учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач.

Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни. [3]

Начав однажды работать с интерактивной доской, вы отметите положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала. Могу утверждать, что с использованием интерактивной доски я успеваю преподнести больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал.

Использование интерактивной доски на уроке позволяет сформировать следующее понятие в сознании учеников - «информатика – это интересно», формирующееся на эмоциональном уровне, но закрепляющееся на сознательном. Отсюда уже вытекает и отношение к участию в различных конкурсах по информатике, олимпиадах и внеклассных мероприятиях, повышается мотивация к изучению предмета, увеличивается количество учащихся, выбирающих информатику в качестве одного из предметов для сдачи ЕГЭ, и, как следствие, поступления в ВУЗ, то есть связывают свою жизнь с информатикой или с технологией. Кроме того, использование интерактивной доски позволяет осуществлять деятельностный подход в обучении детей, организовать самостоятельную деятельность учащихся на уроке. Такой подход является основой построения содержания федерального государственного стандарта общего образования, требования которого вскоре необходимо будет исполнять и средней, и старшей школе.

7


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!