4.2. Использование ИКТ, цифровых/электронных образовательных ресурсов при реализации образовательных программ.
В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном.
Невозможно научить ребёнка, если ему не интересно, если он не увлечён процессом познания. Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания. Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиваться качественно более высокого уровня наглядности на уроках, значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведёт к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.
Использование компьютера на уроках биологии – это средство достижения учебных целей. Это средство, которое обогащает учебный процесс и способствует развитию и личности ученика и профессионализма учителя. Использование компьютера эффективно на любых этапах урока: мотивации, реализации построения проекта, первичного закрепления знаний, рефлексии и т.д.
В учебной деятельности широко применяю презентации. Имея коллекцию различных презентаций, исходя из темы урока, цели и задач, корректирую материал презентации (просто показ, демонстрация с предварительным заданием, демонстрация с комментарием учителя или ученика и т.д.). Удобно применение компьютерных презентаций ещё тем, что появляется возможность подбирать наглядный материал в необходимом объёме. Можно материал корректировать: удалять ненужные слайды, добавлять новые, заменять иллюстрации на более удачные и т.д.
Презентация дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. Увидев презентацию, учащиеся значительно лучше воспринимают данный материал.
Современная жизнь человечества немыслима без всемирной паутины Интернета. Как плюсы, так и минусы есть в использовании цифровых технологий, но правильное их использование может принести только пользу.
Основная цель применения образовательных дистанционных технологий заключается в равности обучения всех обучающихся вне зависимости от состояния здоровья, доступности или социального положения.
Нельзя не сказать о значении Интернет для самообразования учителя. Я в своей работе использую материалы следующих образовательных ресурсов:
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru);
Изучаем биологию (http://learnbiology.narod.ru/);
Избранные ссылки для биологов (www.bio.msu.ru/iinks.html);
Международный социально-экологический союз (www.sea.ru)
Web-атлас «Окружающая среда и здоровье населения России» (www.sci.aha.ru/ATL/raOO.htm)
Журнал «Экология и жизнь» (www.ecolife.ru/index.shtml) и другие.
Использование компьютера в учебном процессе способствует совершенствованию методики преподавания в большей степени. Прежде всего, компьютер значительно расширяет доступ к источникам информации, которую использую при подготовке к занятиям. Компьютер заменяет основную часть наглядных пособий и моделей. Образовательные ресурсы Интернет я рекомендую использовать учащимися при выполнении творческих, проектных, исследовательских работ.
Есть персональные сайты: в сети образовательных сайтов проекта «Мультиурок», адрес сайта – https://multiurok.ru/Vlasova_YV/
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой учебной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня, как учителя, так и ученика.
Системная работа над темой даёт свои результаты:
У учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:
умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
умение работать в группе;
умение находить информацию в различных источниках;
коммуникативная компетентность;
осознание полезности получаемых знаний и умений.
В своей работе я раскрываю возможности использования ИКТ на уроках биологии как одного из средств развития самостоятельного мышления учащихся, повышения их интеллектуально – познавательного и творческого потенциала, навыка свободной ориентации в информационном пространстве, формирования активной жизненной позиции.
Библиотека цифрового образовательного контента https://urok.apkpro.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Вся биология http://www.sbio.info научно-образовательный проект, посвящённый биологии и родственным наукам. Предоставление информации по всем разделам биологии в максимально доступной форме для обычного читателя
ЦОР помогают продемонстрировать явление в динамике, передать учебную информацию определенными порциями, выполняя функции источника и меры, также стимулируют познавательные интересы учащихся, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения.
Сервисы ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru
Сайт онлайн-школы «Фоксфорд» https://foxford.ru/courses/7041/lessons/178110
Для подготовки к ГИА и ВПР ресурсы открытых банков заданий сайта ФИПИ https://ege.fipi.ru/bank/
Во время дистанционного обучения используются для работы с учащимися образовательные платформы РЭШ https://resh.edu.ru и coreapp.ai https://coreapp.ai/app/teach
С 2022 года для обучения детей с применением дистанционных образовательных технологий – образовательную платформу «Сферум».
Таким образом, проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы обучающихся: восприятие, внимание, память, мышление, гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80 % информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у обучающихся проявляет интерес, желание больше узнать и увидеть.