СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Использование игровых технологий в работе педагога-психолога для социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

« Использование игровых технологий

в работе педагога-психолога для  социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ».

Просмотр содержимого документа
«« Использование игровых технологий в работе педагога-психолога для социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ».»










Тема: « Использование игровых технологий

в работе педагога-психолога для социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ».



Козырева Марина Евгеньевна,

педагог-психолог

Город Оренбург .МОАУ «Гимназия № 6».
















« Использование игровых технологий

в работе педагога-психолога для социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ».


В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления , памяти, внимания, восприятия ,речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация , с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешками со стороны детей.

Специфика работы педагога- психолога в общеобразовательном учреждении состоит в том, что он должен владеть большим количеством различных игровых технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать.

      Ценность игры заключается и в том, что она позволяет создавать детям различные формы общения. Развивается так же умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, взаимодействовать и сотрудничать в коллективе.

  Без использования игровых технологий немыслима работа педагога- психолога. Игра для ребенка – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками,  может увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др.

 Игровые технологии в работе психолога применяются с целью: диагностики, оказания первичной психологической помощи, осуществления  коррекционно-развивающей работы (как индивидуальной, так и групповой).

В процессе игры  ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

     В игре ребенок учится многому: умению сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, довести дело до конца, умению  представить, почувствовать, что думают, что переживают другие.

Таким образом, игра по дощечкам способствует формированию таких интегративных качеств личности дошкольника как "любознательность, активность", "способность управлять своим поведением и планировать действия", "способность решать интеллектуальные и личностные задачи", развитие умственных способностей, произвольности психических процессов, творческой активности, что имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.

Зарядка для пальчиков: пальчики-ножки гуляют между пенечков (гвоздиков-столбиков) или прыгают с пенечка на пенечек; или пальчики-ножки бегут наперегонки - каждый по своей дорожке. 
Вариации: поставить только указательные пальцы на пенечки, только мизинчики или поставить на пенечки большой пальчик и мизинчик.
Для ребят постарше задача сложнее - одновременно на пенечки нужно поставить все 5 пальчиков (тут нужно и подумать  и пальчики потянуть)

Разбери узор: вызывает не меньший интерес чем "рисование" (при первом знакомстве важно показать как нужно "разбирать", чтобы резинки не хлопали по пальцам и не улетали)

Нарисуй палочки, квадратики, треугольники...

Для нетренированных малышей такая задача, как надеть резиночку на 3 гвоздика-пенечка - это сложно, тут и посчитать нужно и справиться с резинкой, которая все время норовит "улететь".  

Потом усложняю задачу - "нарисовать" квадратики и "замостить" ими все поле, ни один пенечек не должен остаться без внимания ))). Тут же могут быть и прямоугольники и треугольники. 

Выполни команду!

Три  пенечка вверх, два влево, один  вниз... 

Роль командира у нас "кочующая"

Напиши букву!

Конечно же, "пишем" буквы!



Предложенная методика дает возможность определить психологические межличностные отношения, сплотить класс.

Автор раскрыл особенности мотивационной сферы детей, во время работы дощечки с гвоздиками решается одна из основных педагогических задач –формирование учебных мотивов, формируется активная позиция тревожность детей. Системное проведение упражнений, игр, тренингов , используя дощечки с гвоздиками и дощечки с методом шнуровки даёт положительные результаты.



 Воспитание в семье ребенка с ЗПР - ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребенка прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растет ребенок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает.   

     Они постоянно задают себе вопрос: что будет дальше с нашим ребенком?

    В этой ситуации родителям важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психоневрологу, как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка.

      Родителям важно помнить, что ЗПР можно и нужно исправить. Главное, приложить усилия и работать всем в комплексе. Главное - родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный, а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога-психолога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром : ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно родителям, также научить ребенка использовать игровые технологии в общении с детьми, учить играть с детьми.

В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны.. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у  ребенка, мы стимулируем развитие всех познавательных процессов. Поэтому родителям также необходимо обеспечить ребёнку возможность разработки мелкой моторики: конструкторы; пазлы; игры-вкладыши; мозаика; кубики и мячики разного размера; пирамидки и кольцеброс; тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Можно предложить ребенку лепку из пластилина, рисование пальчиковыми красками, нанизывание бусинок, вышивание. Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью. Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?»«Узнай по голосу»«Какой инструмент играет?»«Улавливай шепот» и др. Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.

Психолог для детей с задержкой психического развития (ЗПР) осуществляет коррекцию эмоциональной сферы и поведения, помогает развивать поведение общения– это важно для успешной социализации ребенка.

 В заключение следует подчеркнуть: очень важно своевременно обратить внимание на задержку в психическом развитии своего ребенка — чем раньше начата работа с ребенком, чем выше вероятность наиболее полной компенсации недостатков его развития и тем выше гарантия, что он не будет травмирован, оказавшись без специальной помощи в общем потоке обучения. ЗПР — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать сверстников.


Список использованной литературы:

1. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. — СПб.: Речь, 2001.

2. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, .А. Цыпиной. – М., 1984

3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005 г.

4. Заваденко Н.Е. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 112 с. (Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Вып. 5).

5. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М.: Международная пед.акад., 1994. – 365с.

6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001

7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:»Издательство ГНОМ иД», 2000. – 160с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!