СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование и внедрение информационно-коммуникационных технологий в работе педагога

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.  Информатизация – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. Все эти операции осуществляются на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.  

Просмотр содержимого документа
«Использование и внедрение информационно-коммуникационных технологий в работе педагога»

Использование и внедрение информационно - коммуникационных технологий в работе педагога. 
методическая разработка на тему:

«Использование и внедрение информационно-коммуникационных технологий в работе педагога»

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.  Информатизация – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. Все эти операции осуществляются на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.  

 Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.                                      

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в главе 2, посвящённой приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения». «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

 

Всё шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.

Информатизация школьного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация. Это и создание единого информационного образовательного пространства; и использование информационных технологий в учебно-воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании.

Информатизация школьного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности.    

Поэтому я выбрала эту тему, так как считаю себя творческой личностью, и хочу идти в ногу со временем.  И я уверена, что в школьном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Конечно, опыт мой не богат, так как я работаю над этим вопросов всего второй год, но, все таки, хочу им поделиться, а заодно познакомить вас и  с опытоми других людей.

Пожалуй,  с этого и начну.  Это исследование было выполнено по заказу Института

ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) Основная цель

этого исследования — лучше понять феномен использования ИКТ в  ОУ  и

определить его потенциал во всех сферах развития детей в процессе игры и обучения.

Для этого необходимо, пишут они, создать развивающую среду, работать в союзе с

родителями, защищать детей, осваивать массу новых идей и планировать учебные

программы, отвечающие современным потребностям обучения детей школьного

возраста.

Сегодня трудно представить образовательное учреждение (любого уровня), в котором не было бы ИКТ. Все больше и больше детей знакомятся с компьютером еще до школы, зачастую даже раньше, чем приходят в ОУ. Естественно, мы замечаем, что дети подвергаются как позитивному, так и негативному воздействию цифровых технологий. Соответственно в дошкольном образовании нельзя игнорировать ни одну из этих сторон. Необходимо найти такие механизмы использования информационных технологий, которые позволят достичь образовательных целей наиболее эффективным, естественным и творческим способом, когда их применение является обоснованным.

Многие педагоги уверены, что ИКТ могут помочь детям в получении необходимых

компетентностей еще до того, как они пойдут в школу.

Исследователи, изучающие развитие школьников, распространение ИКТ,

культурные изменения в обществе, обучение в раннем возрасте, в своих работах

описали различные факторы и последствия воздействия новых технологий на

жизнь детей школьного возраста. В целом сделанные ими выводы таковы:

• новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь детей;

 • новые ИКТ в разной степени доступны детям даже дошкольного возраста;

 • родители порой не осознают, в какой степени их дети уже живут в мире ИКТ, и какого сорта материал доходит до них через ИКТ;

• возможности родителей обеспечить своим детям необходимый для их развития контекст, и оказывать им поддержку, не одинаковы;

 • многие дети дома имеют гораздо больший доступ к новым ИКТ, чем в

образовательных учреждениях;

 • педагоги зачастую недостаточно осведомлены в вопросах ИКТ и неуверенно пользуются ими;

 • уровень обеспечения школы инструментами ИКТ различен и зачастую весьма низок;

 • общение родителей и педагогов по вопросам использования ИКТ детьми чаще

всего отсутствует.

 

Основываясь на собранных наблюдениях, мы формулируем ряд рекомендаций для 

корпуса, директор которой решил начать процесс внедрения ИКТ в обучение детей.

Мы представляем эти рекомендации в виде системы из восьми шагов: развивайте 

свой потенциал; определите достигнутый уровень; сформулируйте цели и задачи; 

сформируйте среду; способствуйте профессиональному росту персонала; внедряйте, 

наблюдайте и размышляйте; входите в сетевые сообщества; планируйте дальнейшее 

развитие. Однако такая последовательность не является обязательной и неизменной. 

Более того, она не линейна: некоторые шаги можно предпринимать параллельно или 

повторять при необходимости циклически.

 

А вот что я узнала из проекта «Единая информационная образовательная среда МКОУКШИ «ДКК-1»».

 В чем же заключается сущность и понятие ИКТ-компетентности?

 Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе. Современные реалии диктуют необходимость внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования ИКТ-компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства.   

Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.  Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.  Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете, возможен интенсивный обмен информацией с партнерами извне. ИКТ-компетентность педагога понимается «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере».

 Применение  ИКТ в  практике.

 

Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация).

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям.

Знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

 Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями  других педагогов России и зарубежья, ведение сайта корпуса

 Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

 Создание презентаций в программе Рower Рoint  для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.

Использование  презентаций, созданных  в программе Рower Рoint ,  для повышения педагогической компетентности родителей в процессе проведения родительских собраний.

  Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.

Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

 Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности.

 Использование электронной почты.

 

Что же включает в себя понятие ИКТ?

Информационно-коммуникационные технологии в образовании  - это комплекс

учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств

вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения

для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования

(администрации, педагогов, специалистов), а также для образования

(развития, диагностики, коррекции) детей.

  Современные технологии передачи информации открывают перед нами

совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир

знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине,

устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире….

  Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания школьников заключается в использовании компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника и существенно позволяет расширить возможности педагога. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять  его в свою деятельность.

 А есть ли какие –либо недостатки в применении ИКТ?  

  Недостатки:

 Нередко происходит перенасыщение анимацией, слайдами, перегруженность

рисунками.

Не каждый педагог обладает квалификацией для работы с компьютером.

Недостаточная оснащенность дошкольных учреждений.

Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при

подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется

больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А

кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким

занятиям.

 

 В заключение хотелось бы отметить, что какими бы положительным, огромным

потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но

заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

должны быть

Прочитав и изучив  множество проектов и исследований на тему: «Использование и внедрение информационно-коммуникационных технологий в работе педагога», я сделала для себя вывод:

чтобы быть по настоящему творческим педагогом, стремящимся идти в ногу со временем необходимо использовать и внедрять новые ИКТ в свою практическую деятельность.   

Все мы прекрасно знаем, что современный ребенок живет в мире электронной культуры. Компьютеры окружают маленьких детей с рождения: и дома, и в детских садах, и у врача. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. 5-6 летний малыш уже свободно общается с персональным компьютером. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры. Сегодняшним ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного школьника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является компьютер.  Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Но в современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
Компьютер стал необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Почти в каждой школе есть компьютерные классы и интерактивные доски. Педагог, чтобы общаться с ребенком на одном языке, должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями. Проникновение современных технологий в образовательную практику  открывает новые возможности.

Мои цели использования информационных технологий в непосредственно-образовательной деятельности педагога:

         сделать образование современным (с точки зрения использования технических средств);

         приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит.

        установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между мной и воспитанником;

          По возможности более эмоционально и образно подать материал.

         экономить время, как свое, так и ребенка, увеличить плотность образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием. 

  

 Использование ИКТ позволяет мне воспроизводить информацию одновременно в виде:

        текста;

         графического изображения;

         звука;

         речи;

         видео.

 Все это позволяет мне создавать для детей принципиально новые средства развития ребенка.

 В своей работе со школьниками я выделила для себя следующие доступные направления использования ИКТ:

1.     создание презентаций;

2.     работа с ресурсами Интернет;

3.     использование готовых обучающих программ;

 А также разработка и использование собственных презентаций.

 

В результате работы по внедрению информационных технологий я отметила следующие преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

2.     Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

3.     Обеспечивает нагляд­ность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повсе­дневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет;

Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Но для меня одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в корпусе создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

 Моя практика показала, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, аудио и видео аппаратуры. Таким образом, я сделала вывод, что для образования детей компьютер может служить «сырьем», на основе которого я могу формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации, слайд - фильмы, осуществлять свои образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить и усовершенствовать образовательную деятельность.

Изобилия программ, теорий, технологий и методик я отобрала те, которые смогли бы мне помочь создать   интегрированную систему работы, учитывая свои индивидуальные качества и особенности доверенных мне детей.

Использование ИКТ в работе:

        Мультимедийное оборудование (создание и демонстрация презентаций, слайд

 фильмов, видеофрагментов, элементов и приемов графического изображения)

Считаю, что использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе образовательной деятельности.

 Используя возможности программы PowerPoint, мною были разработаны презентации некоторых тем. Эта программа позволяет полностью собрать все необходимые материалы для занятий, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на экране. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Следует затронуть и другой аспект. Как бы ни была разработана НОД, многое зависит от того, как педагог подготовится к ней. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон. 

        Интернет-ресурсы (подборка к занятию наглядно-демонстрационного материала,

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения, любые фотографии и иллюстрации для занятий.

 Также при помощи Интернета подобрать музыкальную композицию, соответствующую теме образовательной деятельности.  Это могут быть классические или современные произведения, песни. При помощи программы для обработки видео легко создать собственный клип со сменяющимися под музыку слайдами, подобранными к конкретной теме.

 Конечно, при показе презентаций нужно соблюдать элементарные санитарные нормы:

1.     Расстояние от проектора до экрана должно быть не менее 4 м.

2.     Презентации могут быть показаны не более 2 раз в неделю.

3.     Презентация не должна превышать 15 слайдов.

4.     После просмотра делать зарядку для глаз.

Упражнения для снятия напряжения глаз.

 1.На счёт 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счёт 1-6 раскрыть глаза.

2.Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4 , а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6.

3.Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами: вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону : вверх-влево-вниз-вправо, затем посмотреть вдаль на счёт 1-6.

4.Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счёт 1-4 вверх, на счёт 1-6 –прямо. Проделать движения глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем, на счёт 1-6, посмотреть прямо.

5. Посмотреть на кончик указательного пальца, удалённого от глаз на расстоянии 25-30 см, на счёт 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же, глядя на кончик пальца, удалять на то же расстояние.

6.  «Метка на стекле»: переводить взгляд с метки на стекле окна (красный кружок диаметром 3-5 мм) на выбранный предмет вдали за окном.

7. Перемещать взгляд по траекториям: по восьмёрке, по часовой стрелке и против.

8. Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз. Общая длительность офтальмотренажа должна ровняться 2 мин.

 9. Рекомендуется использовать рекомендации психологов о влиянии цвета на познавательную деятельность детей.

Цвет

  • Помните, что цвет по-разному влияет и на первичное восприятие, предлагаемого вами материала, и на его запоминание, и на здоровье человека. (Например: зеленый и белый цвет – спокойные, не раздражающие, способствующие интеллектуальной деятельности. Красный цвет - привлекает внимание, но оказывает возбуждающее психологическое воздействие.)

  • Достигайте «цветового равновесия». Пестрые и разноплановые картинки не будут выбиваться из общего стиля, если вы оформите их в одинаковые, по цвету, рамочки или создадите коллажи.

 

Использование ИКТ в методической работе:

         Разработка, систематизация и сбор методических разработок и документации.

(перспективные планы, конспекты, игры, музыкальная подборка и т.д.)  Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях и т.д.)

        Диагностика творческого развития детей (диаграммы, графики, таблицы)

         Интернет-ресурсы (электронная почта, поисковые системы).

         Обмен опытом, дидактическими материалами и пособиями с ведущими специалистами в области образования.

 

Официальный сайт МКОУКШИ «ДКК-1» – как одна из форм работы с родителями посредством применения ИКТ. Наличие официального сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДКК-1, проводимых мероприятиях, новостях.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе:

1.                Способствует повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизирует меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дает стимул к проявлению моих творческих способностей.

2.                Увеличивает интерес детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми.

Поднимает уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни детей, усиливает интерес к событиям в корпусе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!