Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе.
У наших детей обучающихся в коррекционных школах чаще всего страдают процессы внимания, памяти, недостаточность познавательной сферы. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе.
Одной из задач , которую я ставлю перед собой - пробуждать у воспитанников интерес через всевозможные виды деятельности одним из которых является сказкотерапия.
Обычно сказка выполняет три функции – терапевтическую, диагностическую и прогностическую.
Диагностическая сказка позволяет определить уже сложившийся жизненный сценарий у ребёнка и его стратегии поведения. Диагностическая сказка может помочь выявить отношение или состояние ребёнка, о котором он не говорит вслух.
Прогностические сказки диагностируют потенциальное развитие событий, позволяют раскрыть суть будущего жизненного сценария человека.
Благодаря терапевтической функции сказки происходят положительные изменения в поведении и состоянии ребёнка.
Используя различные приёмы сказкотерапии, мы сможем помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья преодолеть самые различные ситуации, с которыми он может столкнуться в будущем, уже во взрослой жизни. Это поможет расширить его мировоззрение, научит взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром.
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно:
может быть, за тридевять земель,
а может быть, и рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих
в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.
Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно.
-
Можно рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте?
-
Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди.
-
Также возможен вариант, когда учитель предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.
-
Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.
Формы работы со сказкой которые я применяю на уроках устной речи:
Анализ сказок.
Цель — осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.
Я заранее подготавливаю вопросы: О чем сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как это знание мы будем использовать в своей жизни?
Далее мы обсуждает мнение героев сказки, мотивы их поступков. Назначение этого обсуждения — выявление видимой и скрытой мотивации героев.
Чтобы выявить скрытую мотивацию, я задаю следующие вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чтобы помочь детям увидеть способы разрешения его трудной жизненной ситуации посредством сказки задаю специальные вопросы: Как решает герой проблему? Какой он выбирает способ решения — активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому?
Рассказывание сказок.
Можно рассказывать сказку одному ребенку или группе от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого.
Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям).
С помощью кукол. Дети вместе со своими куклами занимают места в классе за партами. Я начинаю рассказывать сказку. Дети, выходят на сцену тогда, когда я расскажу о их персонаже. На то время, пока персонаж в сказке не участвует, ученик возвращается на своё место.
Я использую в своей работе этот элемент сказкотерапии в постановке нескольких сюжетов народных сказок, например в 3 классе на уроках устной речи мы разыгрываем сказки: «Три медведя», «Красная шапочка».
Разыгрывание сказочного сюжета. Для того, чтобы подготовить сказку с помощью реальных персонажей я провожу коррекционно-развивающее сказкотерапевтическое занятие. На основе индивидуальных особенностей каждого участника подбираю им соответствующие роли в сказке. Недавно мы разыгрывали сказку«Волк и семеро козлят».Дети с удовольствием принимали участие в данном действии, буквально вживаясь в роли.
Игры.
Игры по сказкам я использую для закрепления усвоения содержания сказок, для развития памяти, внимания, мышления и развития речи у детей с ОВЗ. Например:
Используются иллюстрации из сказки, повторяющие последовательность сюжета. Эти картинки нужно перепутать и предложить ребенку восстановить последовательность сюжета, расставив картинки по порядку. Либо, убрав одну из них, предлагаем рассказать, какого эпизода в сказке не хватает. В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.
Иллюстрации к сказке можно разрезать на несколько частей, по принципу мозаики, предложив ребенку собрать картинку из частей и угадать из какой сказки этот эпизод. Эта игра развивает воображение, развивает способность к высказываниям.
Таким образом, комбинируя различные приемы и элементы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Ведь прежде всего наша с вами задача помогать ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Отмечать достижения ребенка, а не неудачи. Делать ошибки нормальным и нужным явлением. Формировать веру в успех. Давать, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Таким образом, инновационные технологии существенно помогают в работе с детьми с ОВЗ.
Просмотр содержимого документа
«Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе.»
Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе.
У наших детей обучающихся в коррекционных школах чаще всего страдают процессы внимания, памяти, недостаточность познавательной сферы. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе.
Одной из задач , которую я ставлю перед собой - пробуждать у воспитанников интерес через всевозможные виды деятельности одним из которых является сказкотерапия.
Обычно сказка выполняет три функции – терапевтическую, диагностическую и прогностическую.
Диагностическая сказка позволяет определить уже сложившийся жизненный сценарий у ребёнка и его стратегии поведения. Диагностическая сказка может помочь выявить отношение или состояние ребёнка, о котором он не говорит вслух.
Прогностические сказки диагностируют потенциальное развитие событий, позволяют раскрыть суть будущего жизненного сценария человека.
Благодаря терапевтической функции сказки происходят положительные изменения в поведении и состоянии ребёнка.
Используя различные приёмы сказкотерапии, мы сможем помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья преодолеть самые различные ситуации, с которыми он может столкнуться в будущем, уже во взрослой жизни. Это поможет расширить его мировоззрение, научит взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром.
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно:
может быть, за тридевять земель,
а может быть, и рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих
в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.
Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно.
Можно рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте?
Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди.
Также возможен вариант, когда учитель предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.
Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.
Формы работы со сказкой которые я применяю на уроках устной речи:
Анализ сказок.
Цель — осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.
Я заранее подготавливаю вопросы: О чем сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как это знание мы будем использовать в своей жизни?
Далее мы обсуждает мнение героев сказки, мотивы их поступков. Назначение этого обсуждения — выявление видимой и скрытой мотивации героев.
Чтобы выявить скрытую мотивацию, я задаю следующие вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чтобы помочь детям увидеть способы разрешения его трудной жизненной ситуации посредством сказки задаю специальные вопросы: Как решает герой проблему? Какой он выбирает способ решения — активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому?
Рассказывание сказок.
Можно рассказывать сказку одному ребенку или группе от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого.
Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям).
С помощью кукол. Дети вместе со своими куклами занимают места в классе за партами. Я начинаю рассказывать сказку. Дети, выходят на сцену тогда, когда я расскажу о их персонаже. На то время, пока персонаж в сказке не участвует, ученик возвращается на своё место.
Я использую в своей работе этот элемент сказкотерапии в постановке нескольких сюжетов народных сказок, например в 3 классе на уроках устной речи мы разыгрываем сказки: «Три медведя», «Красная шапочка».
Разыгрывание сказочного сюжета. Для того, чтобы подготовить сказку с помощью реальных персонажей я провожу коррекционно-развивающее сказкотерапевтическое занятие. На основе индивидуальных особенностей каждого участника подбираю им соответствующие роли в сказке. Недавно мы разыгрывали сказку«Волк и семеро козлят».Дети с удовольствием принимали участие в данном действии, буквально вживаясь в роли.
Игры.
Игры по сказкам я использую для закрепления усвоения содержания сказок, для развития памяти, внимания, мышления и развития речи у детей с ОВЗ. Например:
Используются иллюстрации из сказки, повторяющие последовательность сюжета. Эти картинки нужно перепутать и предложить ребенку восстановить последовательность сюжета, расставив картинки по порядку. Либо, убрав одну из них, предлагаем рассказать, какого эпизода в сказке не хватает. В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.
Иллюстрации к сказке можно разрезать на несколько частей, по принципу мозаики, предложив ребенку собрать картинку из частей и угадать из какой сказки этот эпизод. Эта игра развивает воображение, развивает способность к высказываниям.
Таким образом, комбинируя различные приемы и элементы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Ведь прежде всего наша с вами задача помогать ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Отмечать достижения ребенка, а не неудачи. Делать ошибки нормальным и нужным явлением. Формировать веру в успех. Давать, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Таким образом, инновационные технологии существенно помогают в работе с детьми с ОВЗ.