СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование детского фольклора в коррекционно-логопедической работе

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование детского фольклора в коррекционно-логопедической работе»

Использование детского фольклора в коррекционно- логопедической работе

Одной из актуальных педагогических проблем настоящего времени стала проблема организации и содержания коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеоб-

разовательной школы. Ведущей тенденцией современной системы образования является интеграция и инклюзия, т.е. процессы увеличения степени участия лиц с особыми образовательными потребностями (к которым относятся дети с задержкой психического развития — ЗПР) в среде нормально развивающихся сверстников (Н.Н. Малофеев, В.И. Трофимова, У.В. Ульенкова, Е.Л. Инденбаум и др.). Кроме того, повсеместное свертывание классов коррекционно-развивающего обучения и классов выравнивания приводит к тому, что дети с ЗПР обучаются в массовых классах и нередко по усложненным программам.

Учебная деятельность младших школьников с ЗПР характеризуется качественным своеобразием, поскольку зависит от особенностей развития их внимания, памяти, мышления и речи. Формирование познавательной деятельности требует специального построения учебного процесса, организация которого позволила бы усваивать содержание программного материала и способствовала бы развитию рассматриваемой категории учащихся. Этот процесс станет эффективным в том случае, если в нем будут использоваться содержание, формы и методы, соответствующие психо-лого-педагогическим особенностям детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Большую помощь в создании наиболее благоприятных условий для обучения этой категории детей в условиях общеобразовательных школ может оказать детский фольклор, который является неотъемлемой

частью национальной культуры и вызван к жизни именно педагогическими потребностями народа, Только глубокое и всестороннее знание психологии детского возраста могло послужить основой для создания детского фольклора в жанре поэзии, особого для каждого периода жизни ребенка.



Распределение учащихся по степени сформированности речемыслительной деятельности средствами фольклорной культуры

В процессе экспериментальной работы было определено, насколько. уровень сформированности психических процессов у младших школьников влияет на понимание и употребление произведений детского фольклора. С этой целью были изучены:

1) особенности речемыслительной деятельности младших школьников с нормативным и задержанным развитием по четырем блокам (двигательный, зрительно-пространственный, речевой, мнестический);

2) степень понимания и употребления этими же школьниками фольклорных произведений по трем сериям заданий (восприятие и различение жанров детского фольклора, понимание и употребление загадок и пословиц).

Вариативность выполнения заданий младшими школьниками с нормальным интеллектом и задержкой психического развития определялась путем сравнения средних баллов за каждое задание. Максимальная суммарная оценка для каждого школьника составила 6 баллов.

Количественный и качественный анализ результатов выполнения экспериментальных заданий позволил выделить три группы младших школьников по степени сформированности речемыслительной деятельности средствами фольклорной культуры

Для учащихся. первой группы (средний балл выполнения всех заданий от 4,7 до 6 баллов). характерен устойчивый интерес к произведениям детского фольклора, высокий уровень сформированности. высших. психических функций и процессов. Сформированность фонематических процессов, богатый словарный запас, правильное грамматическое оформление речи, хорошая ориентировка. в окружающем пространстве,

достаточно высокий объем и прочность запоминания слуховых и зрительных стимулов позволяют школьникам устанавливать существенные связи и отношения между произведениями детского фольклора и. жизненными ситуациями. Учащиеся определяют художественное своеобразие, ритмические, интонационные, фонетические и смысловые характеристики фольклорных текстов и на основе их анализа и сопоставления способны различать, определять и называть жанры детского фольклора. Самостоятельные высказывания младших школьников отличаются последовательностью, связностью, использованием обобщенных суждений и умозаключений.

Учащиеся второй группы (от 3,4 до 4,6 балла) проявляют интерес к отдельным жанрам детского фольклора. При выполнении заданий и первой, и второй части констатирующего эксперимента нуждаются в направляющей помощи взрослого. Средний уровень развития высших психических функций и процессов этих учащихся приводит к неточному или буквальному пониманию пословиц, скрытого смысла загадок, но с помощью наводящих вопросов такие ученики способны отгадать простые загадки и установить отношения между произведениями детского фольклора и жизненными ситуациями. Самостоятельные высказывания учеников не отличаются связностью, последовательностью и наличием убедительных аргументов, хотя помощь взрослого существенно улучшает результаты выполнения заданий.

Сравнительный анализ современных программ курса «Литературное чтение» начального общего образования с позиции наличия произведений детского фольклора


Название программы

Общее количество часов по классам/ количество часов, отведенное на изучение фольклорных произведений (% от общего количества часов)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего часов по программе / часов по фольклор (%)

Школа 2100

40/0

136/60 (44,1)

136/5 (3,7)

136/5 (3,7)

448/70 (15,6)

Школа Россия

40/7 (17,5)

136/60 (44,1)

136/14 (10,3)

136/11 (8)

448/47 (10,5)

Перспектива

40/9 (22)

136/26 (19,1)

136/16 (11,8)

136/20(14,7)

448/71 (15,8)

Начальная школа XXI века

40/7 (17,5)

136/32 (23,5)

136/16 (11,8)

136/10(7,4)

448/65 (14,5)

Перспективная начальная школа

40/15 (37,5)

136/16 (11,8)

136/15 (11)

136/33(24,3)

448/79 (17,6)

Планета знаний

40/9 (22,5)

136/33 (24,3)

136/18 (13,2)

136/27(19,8)

448/87(19,4)

Система Л.В.Занкова

40/9 (22,5)

136/21 (15,4)

136/25 (18,4)

136/0

448/56(12/3)

Средне по классам

40/8 (20)

136/29 (21,3)

136/13 (9,5)

136/15 (11)

448/67(15)


У учащихся третьей группы (от 2 до 3,3 балла) отмечается низкий уровень. развития высших психических функций и процессов и низкие показатели понимания и употребления произведений детского фольклора. Недостаточная ориентировка в окружающем пространстве, нарушение звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, трудности грамматического оформления речи, снижение объема, прочности и избирательности слухоречевом и зрительной памяти создают большие трудности младшим школьникам в выделении и различении художественного своеобразия, ритмических, интонационных, фонетических и смысловых характеристик жанров детского фольклора. Низкий уровень развития связной речи не позволяет этим учащимся сформулировать правильный ответ в виде обобщенного суждения или доказательства.

Подводя итоги констатирующего эксперимента, м определили, что средние показатели сформиванности речемыслительной деятельности средствами фольклорной культуры у младших школьников с ЗПР составляют 3,02 балла , у нормативно развивающихся сверстников – 5,03 балла. Ни один учащийся с ЗПР не может быть отнесен к первой группе по степени сформированности речемыслительной деятельности средствами фольклорной культуры ( высокие показатели); 17,9 % младших школьников : ЗПР относятся ко второй группе (средние показатели); 82,1% учащихся соответствуют третьей группе ( низкие показатели) (диаграмма выше)

Среди нормативно развивающихся сверстников 80,5 % учащихся могут быть причислены к первой группе по степени сформированности речемыслительной деятельности средствами фольклорной культуры; 19,5 % учащихся имеются показатели, соответствующие второй группе; низкие показатели сформированности речемыслительной деятельности не выявлены ни у одного младшего школьника нормальным интеллектом.

В задачи нашей работы также входило изучение степени достаточности включения фольклорного материала в учебный процесс. С этой целью были проанализированы основные программы начального образования с позиции наличия в них фольклорных произведений. В настоящее время на начальной ступени. Общеобразовательной школы существует несколько программ, разработанных на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: «Начальная школа ХХI века» (науч. рук. Н.Ф. Виноградова), «Школа 2100» рук. Д.И. Фельдштейн), «Школа России». (науч. рук. А.А. Плешаков), «Гармония» (науч. рук. НБ. Истомина), «Перспективная начальная школа» (науч. рук. Р.Г. Чуракова), «Планета знаний» (науч. рук.

И.А. Петрова), «Перспектива» (науч. рук. учителей считают необ»

Г. Петерсон) и система развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова. Во всех программах знакомство младших школьников с младших школьников с детским фольклором происходит во время изучения одного из основных предметов начальной школы – « литературное чтение» (табл.выше).

В среднем на изучение фольклорных произведенный в курсе «Литературное чтение» начального общего образования относится 15% от учебного времени с усложнением видов работ с фольклорным материалом. Наибольшее количество уроков (21,3% от учебного времени), связанных с

устным народным творчеством, приходится на П классе обучения. Особенно «богат» в этом отношении курс литературного чтения для П класса программы «Школа 2100». Самыми насыщенными в плане наличия произведений народно-поэтического творчества являются программы «Планета знаний» (19,4 %)и «Перспективная начальная школа» (17,6%).

Сравнивая время, отведенное на изучение фольклора младшими школьниками в программах начального общего образования по дисциплине «литературное чтение», мы провели количественный анализ наличия произведений устного народного творчества в учебном процессе. Так как количество не всегда является показателем качества работы и залогом развития младших школьников, мы решили выяснить, насколько педагоги ориентируются в функциональных особенностях, жанровом своеобразии и педагогическом значении детского фольклора в коррекционно- логопедической работе с младшими школьниками с ЗПР, т.е. качественно используют отведенное время. С этой целью было проведено анкетирование 15 учителей логопедов и 17 учителей начальных классов, работающих в общеобразовательных школах.

Результаты анкетирования учителей показатели, что 93 % педагогов считают актуальным постановку проблемы коррекции задержки психического развития в общеобразовательных школах , так как довольно часто встречаются с этой категорией учащихся в своей педагогической деятельности, 88% учителей считают необходимым проводить специальную работу с детьми с ЗПР и предлагают для коррекции использовать «индивидуальные занятия» , «беседы», «игры на развитие внимания, памяти, мышления», но ни один из опрошенных не обратился к использованию детского фольклора.

Экспериментальные данные говорят о том, что около 15 % работающих учителей ошибочно считают фольклор литературой, только 30% опрошенных нами учителей дают верные определения фольклора как особого типа словесного искусства и относят его к области народного творчества. Учителя имеют неполное представление о жанровом детского фольклора. 12 % учителей ошибочно относят к детскому фольклору такие литературные жанры, как басни, былины и притчи. К педагогическому знанию устного народного творчества были отнесены такие возможности детского фольклора, как «обогащение речи», «развитие мышление и воображения», «знакомство с народным бытом» «воспитание уважения к традициям».

Хуже обстоит дело с правильным пониманием и знанием фольклорных текстов. Лишь 23% учителей правильно вспомнили содержание сказок и былин по предложенным словосочетаниям. Только 36% педагогов смогли найти синонимичные сказочные формулы и 15 % - правильно обосновать их использование как средства выражения большой степени признака, а также многократности и интенсивности действия, 46% учителей имеют в своем багаже пословицы и поговорки, связанные с обучением и воспитанием детей (в среднем по 2-3 разновидности). Наиболее известными из них стали: «Ученье — свет, а неученье — тьма», «Доброта без разума — пустота», «Ученье и труд все перетрут», «Воспитывай дитя, пока поперек лавки лежит».

В анкетах встречается большое количество примечаний респондентов о том, что они время от времени включают в планирование работы детский фольклор, однако эта деятельность бессистемна и не имеет выраженного коррекционно-развивающего характера. Затруднения связаны в основном с ограниченностью выбора фольклорного материала и методов коррекционного воздействия на младших школьников с ЗПР средствами детского фольклора.

Следующим этапом работы стало выяснение, насколько часто родители используют устное народное творчество в процессе семейного воспитания. Было проведено анкетирование и интервьюирование 33 мам с целью выяснения отношения родителей к использованию детского фольклора в развитии детей.

Ответы родителей позволяют сделать вывод, что произведения устного народного творчества нечасто используются в деле воспитания: только 55 % опрошенных читали народные сказки своим детям (чаще всего были названы «Колобок», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Курочка Ряба», «Лиса и Журавль»). 78% родителей утверждают, что пели колыбельные своему ребенку, но 9 человек приводят текст колыбельной из передачи «Спокойной ночи, малыши», 8 родителей вспоминают колыбельные современных авторов и лишь 6 помнят народные колыбельные. песни. Родители недостаточно. ориентируются в жанровых особенностях детского фольклора: только 42% смогли правильно соотнести тексты произведений с жанрами фольклора, 54 % опрошенных смогли подобрать верные пословицы к педагогическим ситуациям.

Анализ современных программ курса «Литературное чтение» начального общего образования и проведенное анкетирование и интервьюирование учителей и родителей свидетельствуют, что вопросы систематизированного использования детского фольклора в учебно- воспитательном процессе остаются в настоящее время недостаочно решенными. В стандартных программах начальной школы присутствуют произведения устного народного творчества, но на их изучение отведено малое количество часов, что не позволяет в полном объеме раскрыть весь коррекционно-развивающий. потенциал детского фольклора. Неосведомленность педагогов в вопросах художественной специфики устного народного творчества не позволяет им грамотно анализировать произведения детского фольклора, умело ориентироваться в методике его преподавания в начальной школе, т.е. в полной мере использовать богатейшие возможности народно-поэтического языка для речевого и общего психического развития учащихся. Кроме того, налицо так называемая дефольклоризация современных родителей, которая приводит к тому, что фольклорные произведения воспринимаются ими как непонятные и непривычные и поэтому редко используются в деле семейного воспитания.

Педагогическая значимость детского фольклора и экспериментально доказанная взаимосвязь развития речемыслительной деятельности с развитием процессов понимания и употребления произведений фольклора у младших школьников приводят к выводу, что назрела насущная необходимость в создании программы комплексного использования детского фольклора в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ЗПР в условиях общеобразовательной школы. Это может стать следующим этапом работы.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России»: 1—4 классы: Пос. для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. за изд. М. Просвещение, 2011. :


Малофеев Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения И Дефектология. р № 1.С. 71-78; .


Примерные программы по и предметам. Начальная школа: В 2 ч. Ч. 1. 5-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2011. 400 с. (Стандарты второго поколения):


Сердюк М.А. Об изменении подходов к изучению фольклора в начальной школе// Начальная школа. 2011. №2. С.8-12. (Библиотечка учителя.)


Ульенкова К.В. Интеграция детей с ЗПР в общеобразовательную среду: проблемы и решения. Уч.труд.Н.Новгрод, 1998. С. 9-20.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!