Важнейшей задачей образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий «, обеспечивающих «умение учиться» , способность личности к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта , а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. А для того , чтобы универсальные учебные действия формировались активно и необходимо использовать новые и уже известные технологии обучения.
СЛАЙД 2 Кейс – технологии
Использование кейс – технологий на уроках истории , как средство развития учебных и социальных компетентностей.В кейс- технологии производится анализ ситуации , описание которой одновременно отражает комплекс знаний , которые необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
СЛАЙД 3 Кейс – технология – это не повторение за учителем , не пересказ параграфа , статьи , не ответ на вопрос учителя. Кейс – технология – это анализ конкретной ситуации , который заставляет поднять пласт полученных знаний и применять их на практике. Кейс – технологии объединяют в себе различные формы работы и подразумевают свои методы и приемы.
Применение кейс- технологий на уроках .
СЛАЙД 6Тема урока Спасение Москвы . Окончание Смутного времени. ( 7 класс)
Работа в группах . Маршрутные листы. Группа сама разрабатывает маршрут для выполнения задания. Главная задача – собраться всем вместе в конечной точке . В процессе работы идет анализ предложенной ситуации , затем коллективное обсуждение и как итог , объяснение значения слова «ПАТРИОТИЗМ».
СЛАЙД 7 Повседневная жизнь Древней Руси.( 6 класс)
У каждой группы свой кейс ( пакет документов). После обсуждения в группах – представление результатов работы .
СЛАЙДЫ 8,9 Рассказывая о значении хлеба и соли мы не только услышали об обычаях , но и стали свидетелями того , как встречали гостей хлебом- солью.Услышали и удивленного иностранного гостя , поведавшего о странном народе , бьющего друг друга в жарко натопленной избе связками веток.
СЛАЙД 10 Ситуационно-ролевая игра.От учеников требуется « войти в образ» заданного исторического персонажа.
5 класс. Тема урока «Древняя Спарта».
Учащиеся от лица илотов , старейшин , спартанцев , ребенка до 7 лет , ребенка старше 7 лет , учителя спартанской школы , Плутарха ведут рассказ о своей жизни . Здесь каждый ученик – участник образовательного процесса. Дети ощущают , что ведут урок сами.
СЛАЙД 11Ситуационное упражнение.
Заключается в том , что обучающемуся предлагается текст с подробным описанием сложившейся ситуации и задача , требующая решения.
Возможны два варианта.
- В тексте уже дается готовая информация и задача ученика в ее анализе.
- Для решения задачи необходимо самостоятельно найти информацию – как следствие – обучение учащихся работе с необходимой информацией : её сбору , систематизации и анализу.
Данные задания способствуют развитию учебно- информационных компетенций, а так как часто ученикам требуется выразить свое отношение к событиям или встать на позицию исторического лица , это способствует совершенствованию и ценностных компетенций.
Прием « Шесть шляп»
Белая – объективно перечислить исторические события , факты . новые сведения( не более 10).
Красная – выразить свои чувства , эмоции , оценочные суждения по поводу изученного материала.
Черная – выделить негативные последствия , проблемы.
Желтая – обобщить все положительное.
Зеленая – в любой оригинальной , творческой форме представить результаты изученного.
сформулировать общие выводы , идеи по поводу учебного материала.
СЛАЙД 12 Учебный диалог. ( картина « Совет в Филях»)
Обсуждение ведется от лица участников совета (инсценируется сцена «Совет в Филях» ).По ходу урока ученикам предлагаются слова -роли и они разыгрывают сцену Совета в Филях. Даются задания на анализ ситуации
- Почему был прав генерал Л.Л. Беннигсен, предлагая дать новое сражение Наполеону?
- Как вы считаете, убедительны ли были аргументы генерала Барклая-де- Толли против нового сражения?
- Кто и почему поддержал Барклая-де-Толли?
- Встаньте на место Кутузова, как бы вы поступили в данной ситуации? Какие трудности вы бы испытывали?
Анализируя предмет спора с разных позиций , учащиеся учатся аргументировать свое мнение , уважать мнение другого человека.
СЛАЙД 13 Рефлексия
Таким образом использование кейс-технологий развивает , активизирует учащихся. Они не просто изучают исторические факты и явления , но и становятся полноправными участниками истории.