Просмотр содержимого документа
«Использование карт-понятий на уроках русского языка»
«Использование карт-понятий на уроках русского языка»
(фрагмент урока)
Учитель русского языка и литературы МКОУ Калачеевская гимназия №1
Тищенко Галина Александровна
2016 год
Класс: 5 «Б» Предмет: русский язык Дата_________Учитель: Тищенко Г.А.
Тема урока: Лексика
Цель: закрепить знания и умения в области лексикологии и фразеологии, формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению карты-понянятий
Тип урока: урок систематизации знаний
Формируемые универсальные учебные действия:
а) предметные:
учащиеся должны знать следующие понятия: определение понятий лексика, лексическое и грамматическое значение слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, заимствованная лексика
учащиеся должны уметь: составить карту-понятий, восстановить полученные ранее теоретические знания с опорой на карту-понятий
б) метапредметные:
регулятивные УД: принимать и сохранять учебную задачу, устанавливать целевые приоритеты, овладевать приемами отбора и систематизации материала;
познавательные УД: формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией, осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию;
коммуникативные УД: организовывать и планировать учебное сотрудничество, отображать в речи содержание совершаемых действий.
в) личностные УД: формировать умения, связанные с контролем собственной интеллектуальной деятельности, понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств личности, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся
Методы и формы обучения: поисковый, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа
Образовательные ресурсы: Интернет-ресурсы:
http://www.uroki.net
http://www.obuch.iukhta.ru
http://www.intergu.ru
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова / Толковый словарь русского языка / М: «АЗЪ», 1994
Организационная структура урока
Этапы урока | Время | Содержание учебного материала | Методы и приёмы, формы организации | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Этап мобилизации | 2 мин. | Вовлечение учащихся в активную деятельность | Фронтальная работа | - Отгадайте загадку: -Ты беседуй чаще с ней- Станешь вчетверо умней. | Отгадывают (книга, учебник) | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся Познавательные: осознают познавательную задачу Регулятивные: планируют необходимые действия, операции Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе отличною от своей |
2.Актуализация и пробное учебное действие (составление карты-понятий) | 5-6 | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных и новых знаний и применение их в новых ситуациях | Эвристическая беседа, фронтальная работа | Составляет карту-понятий вместе с обучающимися Синонимы | Антонимы | Омонимы | Паронимы | фразеологизмы | Однозначные слова | | | | | | | | | лексика | | | Многозначные слова | Устаревшая лексика | Слова ограниченной сферы употребления | | историзмы | Архаизмы | Диалектизмы | Неологизмы | профессионализмы | Прямое и переносное значение | | | | | | | См. приложение 1 | Называют термины, которые необходимо внести в карту-понятий | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
3.Построение проекта реализации цели. Творческая практическая деятельность. | 10-12 | Практическая деятельность | Фронтальная, индивидуальная, групповая | - Заполните пустые клетки примерами См. приложение 2 | Заполняют карту-понятий, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием и трудолюбием Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
4.Физкультминутка | 1 | | Фронтальная работа | Проводит физкультминутку или предлагает провести любому из учащихся | Выполняют физические упражнения. | Заботятся о своем физическом здоровье и работоспособности на уроке, внимательно слушают учителя, анализируют, делают выводы. |
Приложение 1
………….. | ………………. | ……………. | ………………… | ………………. | ……………………… |
| | | | | |
| | лексика | | | ……………… |
………………… | ……………………………………….. | |
………………… | ……………… | …………….. | ………………… | ………………… | ………………… |
| | | | | |
Синонимы | Антонимы | Омонимы | Паронимы | фразеологизмы | Однозначные слова |
| | | | | |
| | лексика | | | Многозначные слова |
Устаревшая лексика | Слова ограниченной сферы употребления | |
историзмы | Архаизмы | Диалектизмы | Неологизмы | профессионализмы | Прямое и переносное значение |
| | | | | |
Приложение 2
Синонимы | Антонимы | Омонимы | Паронимы | фразеологизмы | Однозначные слова |
Большой-огромный | Белый-черный | коса | Адесат-адресант | На сердце камень | айсберг |
| | лексика | | | Многозначные слова |
Устаревшая лексика | Слова ограниченной сферы употребления | шляпка |
историзмы | Архаизмы | Диалектизмы | Неологизмы | профессионализмы | Прямое и переносное значение |
Зипун, боярин | Ветрило, истукан | кочет | флешка | скальпель | Золотое кольцо-золотые руки |