СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационных технологий в рамках общеобразовательного курса по предмету география Ростовской области. (создание образа территории с использованием сети Интернет)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен общеобразовательный курс для учащихся 9 класса создание образа территории Ростовской области с использованием информационных программ Microsoft Office и сети Интернет. В условия модернизации образования, переход на предпрофильное и профильное обучение приобретает особую значимость для обучающихся. При этом они не только приобретают навыки работы в информационной среде, исследовательской деятельности (с использованием индивидуальной и коллективной форм учебной работы), но и развивают познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, а также учатся саморазвитию и самовоспитанию личности. Данная программа апробировалась на базе МБОУ СОШ №4г. Батайска в течение 4-х лет и, по отзывам учащихся, способствовала более углубленному изучению предмета география. Курс основан на содержании региональной программы «География Ростовской области», рассчитан на один год обучения, 1 час в неделю. Материал курса раскрывает практическую значимость информационных технологий и расширяет круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности социально-экономической географии Ростовской области.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационных технологий в рамках общеобразовательного курса по предмету география Ростовской области. (создание образа территории с использованием сети Интернет)»

Использование информационных технологий в рамках предпрофильной курса по предмету география Ростовской области. (создание образа территории с использованием сети Интернет)

Овсянникова Лилия Петровна ( [email protected])

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов

Г.Батайска( МОУ СОШ №4)


Аннотация

В данной работе представлен предпрофильный курс для учащихся 9 класса создание образа территории Ростовской области с использованием информационных программ Microsoft Office и сети Интернет .


В условия модернизации образования, переход на предпрофильное и профильное обучение приобретает особую значимость для обучающихся. При этом они не только приобретают навыки работы в информационной среде, исследовательской деятельности (с использованием индивидуальной и коллективной форм учебной работы), но и развивают познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, а также учатся саморазвитию и самовоспитанию личности.

Данная программа апробировалась на базе МОУ СОШ №4г. Батайска в течение 4-х лет и, по отзывам учащихся, способствовала более углубленному изучению предмета география. Курс основан на содержании региональной программы «География Ростовской области»,  рассчитан на один год обучения, 1 час в неделю. Материал курса раскрывает практическую значимость информационных технологий и расширяет круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности социально-экономической географии Ростовской области.

Курс соответствует современным требованиям для основной школы, так как планируемые результаты определены общеучебными умениями, навыками, и способами деятельности по следующим направлениям: познавательная деятельность формирует следующие умения: сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким критериям; создавать собственные продукты с использованием компьютерных технологий; следующее направление информационно-коммуникативная деятельность, Особенно хочется отметить, что на занятиях курса обучающиеся не только извлекают информацию из сети–интернет, но и обрабатывают, отделяют основную от второстепенной, переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.). Используют мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации. Очень важным направлением учебной деятельности является рефлексия. В процессе реализации курса предусмотрены различные способы оценивания учебных достижений (самооценка, индивидуальное портфолио, участие в различных конкурсах, проектах, конференциях)

Содержание программы направлено на приобретения умений в использовании информационных технологий для работы в сети интернет и получения навыков обработки информации при изучении курса социально-экономической географии Ростовской области

Уникальной особенностью курса является то, что возможность диагностировать образовательные результаты обучения можно по 2-м областям информатике и географии. Данный курс имеет модульную структуру. Из модулей выстраивается для каждого учащегося индивидуальная образовательная траектория, которая позволяет формировать навыки эффективного взаимодействия в групповой работе. 6 основных модулей курса дифференцированы как по темам, так и по способам обработки информации. Здесь же представлено 17(промежуточных) практических работ,11 самостоятельных работ, а также 1 статистический отчет,1 научно-практическая конференция, готовится эссе, проводятся 2 зачета. После выполнения практических и самостоятельных работ ставится оценка «зачтено» или «не зачтено». Наименование модулей отражает структуру комплексной характеристики территории Ростовской области с использованием следующих информационных программ : графический редактор Paint, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Access и получением программных продуктов.

Стратегия региональной программы развития области строится на основе принципа «пяти И» в которой определены важнейшие направления: Инновация-Инфраструктура- Инвестиции- Институты. В этом году в последний модуль внесены коррективы. Результатом работы модуля станет ученический проект «пять И» в стратегии развития Ростовской области, который раскроет на мой взгляд важнейшие характеристики социально-экономического развития региона.

В процессе изучения курса отводится время для написания эссе, создание презентации, отчетов самостоятельной и коллективной работы учащихся, зачетам. В качестве иллюстрации раскрою модуль №1 использование средств, графического редактора Paint при изучении темы «Особенности ЭГП и ПГП Ростовской области».

На первом этапе ребята выполняют практическую работу, вспоминают работу графического редактора, получают контурную карту, где выделяют границу Ростовской области, соседей первого и второго порядка

На следующем этапе самостоятельные работы «Обозначение на к/к пограничных государств, морей и крайних точек Ростовской области», «Политико-административное устройство Ростовской области».

Для закрепления знаний учащихся по предмету использую разработанные мною самостоятельные работы с помощью конструктора интерактивных карт, которые проводятся для диагностики уровня подготовки. Данная модель в интерактивном режиме позволяет получить оценку.

Подведением итогов работы над модулем – является написание эссе.

Для выполнения этих работ, я разработала критерии оценивания, которые знакомы обучающиеся.

Цель контроля в данном элективном курсе – не оценка навыков посредством отметок, а дифференцированный мониторинг качества усвоения полученных знаний и умений.

Основной формой контроля являются отчеты по практическим и самостоятельным  работам. Отчет по работам представляет собой не просто демонстрацию созданного продукта, но и  публичную защиту, работу с интерактивной доской, анализ теоретического материала данной темы по географии, создание презентаций и эссе, видеоролика. Составление картосхем, таблиц данных и т.д. В оценивании учебных достижений обучающихся значимо участие в интернет - проектах, конференциях, конкурсах, предметной неделе.

Результативностью реализации курса считаю победы учеников в конкурсах разных уровней. Хочу особо отметить активное участие моих учеников 2010-2011 учебного года в различных конкурсах учебных исследовательских проектов муниципального, регионального и федерального уровней: региональный проект « Как у нас на Дону»; Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся участников туриско-краеведческого движения «Отечество»; областной конкурс « Славен Дон: природа, культура, этнос в рамках Всероссийского конкурса « Моя малая родина»; региональный конкурс « Как у нас на Тихом Дону»; региональный конкурс «Сохраним природу вместе»; XXXVI научно-практическая конференция Донской академии наук юных исследователей; Всероссийский заочный конкурс достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России»; Всероссийская акция «Я – гражданин России»; региональном сетевом проекте «Как у нас на Дону».

По результатам освоения курса создается ученическое портфолио, которое служит инструментом самооценки собственного труда ученика. Считаю, что ведение портфолио повышает образовательную активность школьников. Ученик осознает свои цели и возможности, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным. Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования.

Портфолио рассматриваю, как средство отражения творческой, проектной исследовательской деятельности, инструмент самооценки собственного труда ученика и результатом освоения курса.

В нем применяю накопительную систему баллов, которая включает как выполнение практических, самостоятельных, итоговых работ по изучению модулей курса, так и творческие достижения обучающегося. Таким образом, структура и содержание портфолио состоят из двух частей

Для выполнения этой работы разработаны критерии оценки.

Представить свое портфолио учащиеся могут: в качестве итоговой работы по изучению модулей (курса); на общешкольном ученическом конкурсе «Ученик года»; на конкурсах разного уровня.

Следует отметить, что учащиеся с большим интересом и удовольствием изучают этот курс, а используемые технологии развивают познавательные, исследовательские, коммуникативные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, способность принимать собственные решения и брать ответственность на себя. Учащиеся, прошедшие данный курс, получают необходимые знания, умения и навыки работы с информационными системами и программными продуктами Microsoft Office, а также для успешного выбора профиля и построения индивидуальной траектории обучения.




Литература

1.Шагалеева Д. Слышу,вижу,узнаю журнал ИТК в образовании №24 2008

2. Материалы сети-интерент

3. Алексеенко В.Н. география Ростовской области Ростов- на- Дону Терра Принт 2010г.


,








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!