СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство оттепели

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство оттепели

Просмотр содержимого документа
«Искусство оттепели»

Искусство периода «оттепели» Автор презентации : Бабич Татьяна Васильевна Преподаватель МХК НОУ «Ногинская гимназия»

Искусство периода «оттепели»

Автор презентации :

Бабич Татьяна Васильевна

Преподаватель МХК

НОУ «Ногинская гимназия»

Литература Началом переосмысления основ художественного творчества явилась статья литературного критика В. Померанцева «Об искренности в литературе», опубликованная в журнале «Новый мир» в декабре 1953г. На съезде писателей было реабилитировано творчество М.Булгакова и Ю.Тыняева. Напечатаны произведения острой общественной направленности - роман В.Дудинцева «Не хлебом единым»; возникли новые демократические по своему духу журналы «Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник». В литературе сложилось два направления: демократическое, во главе с журналом «Новый мир» и консервативное, позицию которого выражал журнал «Октябрь». В 1962 году в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича» никому не известного автора Александра Солженицына. Это произведение буквально взорвало общественное мнение. Люди хотели знать правду. Н.С. Хрущев поддержал публикацию повести.

Литература

Началом переосмысления основ художественного творчества явилась статья литературного критика В. Померанцева «Об искренности в литературе», опубликованная в журнале «Новый мир» в декабре 1953г. На съезде писателей было реабилитировано творчество М.Булгакова и Ю.Тыняева. Напечатаны произведения острой общественной направленности - роман В.Дудинцева «Не хлебом единым»; возникли новые демократические по своему духу журналы «Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник». В литературе сложилось два направления: демократическое, во главе с журналом «Новый мир» и консервативное, позицию которого выражал журнал «Октябрь».

В 1962 году в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича» никому не известного автора Александра Солженицына. Это произведение буквально взорвало общественное мнение. Люди хотели знать правду. Н.С. Хрущев поддержал публикацию повести.

Литература Среди писателей 60х годов, создававших произведения о деревне, пожалуй, наиболее остро, смело и честно писал один из талантливых прозаиков - Василий Шукшин. В его раздумьях о судьбах деревни, о духовной сущности крестьянина были мысли о судьбах Отечества. Он рассматривал деревню как созидательницу и хранительницу многовековой национальной народной культуры.

Литература

Среди писателей 60х годов, создававших произведения о деревне, пожалуй, наиболее остро, смело и честно писал один из талантливых прозаиков - Василий Шукшин. В его раздумьях о судьбах деревни, о духовной сущности крестьянина были мысли о судьбах Отечества. Он рассматривал деревню как созидательницу и хранительницу многовековой национальной народной культуры.

По-новому писатели подошли к освещению Великой Отечественной войны. В лучших произведениях о войне писатели стремились не только выявить нравственные истоки героизма, правдиво показать, какой ценой пришлось заплатить советским людям за победу над врагом, но и создать крупные национальные характеры, осветить великую эпопею борьбы. Программным произведением в художественном осмыслении войны стал рассказ М.Шолохова «Судьба человека» - суровое повествование о драматической судьбе рядового солдата Андрея Соколова, прошедшего через неимоверные испытания и тяготы военных лет и сохранившего в сердце высокую человечность, любовь к жизни, верность советским идеалам. В скупой, сдержанной интонации, двумя-тремя деталями, рассказчик приоткрывает суровую правду, трагизм жизнеощущения и судьбы русского солдата.

По-новому писатели подошли к освещению Великой Отечественной войны. В лучших произведениях о войне писатели стремились не только выявить нравственные истоки героизма, правдиво показать, какой ценой пришлось заплатить советским людям за победу над врагом, но и создать крупные национальные характеры, осветить великую эпопею борьбы. Программным произведением в художественном осмыслении войны стал рассказ М.Шолохова «Судьба человека» - суровое повествование о драматической судьбе рядового солдата Андрея Соколова, прошедшего через неимоверные испытания и тяготы военных лет и сохранившего в сердце высокую человечность, любовь к жизни, верность советским идеалам. В скупой, сдержанной интонации, двумя-тремя деталями, рассказчик приоткрывает суровую правду, трагизм жизнеощущения и судьбы русского солдата.

Поэзия Особенностью «оттепели» было появление так называемой «эстрадной поэзии». В Москве чтение стихов авторами - молодыми поэтами, такими как Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Е. Евтушенко,- собирало большие аудитории.

Поэзия

Особенностью «оттепели» было появление так называемой «эстрадной поэзии». В Москве чтение стихов авторами - молодыми поэтами, такими как Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Е. Евтушенко,- собирало большие аудитории.

На начало «оттепели» падает расцвет гражданской и лирической поэзии. Именно в это время плодотворно работают Добронравов, Рождественский, Доризо, Эшпай, Друнина и др. Вспомним, например, чем стала «оттепель» для уже известного в стране поэта Евгения Долматовского. Его стихи, написанные именно в годы «оттепели», будут тогда уже удачно переложены на музыку, их будет петь вся страна: «За фабричной заставой», «Мы жили по соседству», «Школьные годы», «Если бы парни», «Комсомольцы-добровольцы», «Вот так и живём, не ждём тишины», «Я - Земля», «И на Марсе будут яблони цвести», «Венок Дуная». Роберт Рождественский Николай Добронравов Евгений Долматовский.

На начало «оттепели» падает расцвет гражданской и лирической поэзии. Именно в это время плодотворно работают Добронравов, Рождественский, Доризо, Эшпай, Друнина и др. Вспомним, например, чем стала «оттепель» для уже известного в стране поэта Евгения Долматовского. Его стихи, написанные именно в годы «оттепели», будут тогда уже удачно переложены на музыку, их будет петь вся страна: «За фабричной заставой», «Мы жили по соседству», «Школьные годы», «Если бы парни», «Комсомольцы-добровольцы», «Вот так и живём, не ждём тишины», «Я - Земля», «И на Марсе будут яблони цвести», «Венок Дуная».

Роберт Рождественский

Николай

Добронравов

Евгений Долматовский.

Параллельно с официальной культурой в этот период зарождается так называемая массовая культура, которая была враждебна элитарности, для нее была характерна простота и демократизм. Она стала своеобразной системой адаптации людей к происходившим изменениям. Это направление возникло также из-за обострившейся в послевоенные годы ситуации отчуждения в обществе и потребности в ее преодолении, то есть в стремлении уйти из зоны напряженной общественной и государственной жизни на ее периферию. Одной из форм этого вида культуры стала авторская песня, получившая необычайную популярность. В этом жанре выступали поэты-барды - Б.Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Визбор и др.

Параллельно с официальной культурой в этот период зарождается так называемая массовая культура, которая была враждебна элитарности, для нее была характерна простота и демократизм. Она стала своеобразной системой адаптации людей к происходившим изменениям. Это направление возникло также из-за обострившейся в послевоенные годы ситуации отчуждения в обществе и потребности в ее преодолении, то есть в стремлении уйти из зоны напряженной общественной и государственной жизни на ее периферию.

Одной из форм этого вида культуры стала авторская песня, получившая необычайную популярность. В этом жанре выступали поэты-барды - Б.Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Визбор и др.

ТЕАТР Театр «Современник» основан в 1957 г. Главный режиссёр – Олег Ефремов Театр «На Таганке» основан в 1964 г. Главный режиссёр – Юрий Любимов

ТЕАТР

Театр «Современник» основан в 1957 г. Главный режиссёр – Олег Ефремов

Театр «На Таганке» основан в 1964 г.

Главный режиссёр – Юрий Любимов

Московский театр

Московский театр "Современник" основан группой молодых актеров в 1956 году. В послевоенной истории страны, в годы разоблачения культа личности он стал первым театром, рожденным свободным творческим объединением группы единомышленников и сумевшим отстоять себя как целостный художественный коллектив. Основатели театра - Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и другие, присоединившиеся к ним, были недавними выпускниками Школы-студии Московского Художественного театра.

КИНО «Баллада о солдате» — советский чёрно-белый художественный фильм, поставленный на Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм» в 1959 году режиссёром Григорием Чухраем. 1960 — участие в конкурсной программе Каннского кинофестиваля, а также специальный приз жюри. 1960 — два приза «Золотые ворота» кинофестиваля в Сан-Франциско: за лучший фильм и за лучшую режиссуру (Григорий Чухрай). 1962 — номинация на премию Оскар за лучший оригинальный сценарий (Валентин Ежов, Григорий Чухрай). Фильм с успехом прошел по всему миру. Картина была отмечена призом «За лучший фильм для молодежи» и призом «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества» в Каннах. «Летят журавли» — советский чёрно-белый художественный фильм 1957 года режиссёра Михаила Калатозова, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля 1958 года.

КИНО

«Баллада о солдате» — советский чёрно-белый художественный фильм, поставленный на Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм» в 1959 году режиссёром Григорием Чухраем.

1960 — участие в конкурсной программе Каннского кинофестиваля, а также специальный приз жюри.

1960 — два приза «Золотые ворота» кинофестиваля в Сан-Франциско: за лучший фильм и за лучшую режиссуру (Григорий Чухрай).

1962 — номинация на премию Оскар за лучший оригинальный сценарий (Валентин Ежов, Григорий Чухрай). Фильм с успехом прошел по всему миру.

Картина была отмечена призом «За лучший фильм для молодежи» и призом «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества» в Каннах.

  • «Летят журавли» — советский чёрно-белый художественный фильм 1957 года режиссёра Михаила Калатозова, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля 1958 года.
Изобразительное искусство Ви́ктор Ефи́мович Попко́в После официального искусства сталинской эпохи, выражавшего государственную идеологию, именно в произведениях Попкова вновь зазвучал авторский голос. Повествование в его картинах разворачивается как бы

Изобразительное искусство

  • Ви́ктор Ефи́мович Попко́в
  • После официального искусства сталинской эпохи, выражавшего государственную идеологию, именно в произведениях Попкова вновь зазвучал авторский голос. Повествование в его картинах разворачивается как бы "от первого лица". Художник открыто выражал свое личное отношение к миру и человеку. Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создает собирательный образ современника. Живописец, график, один из основоположников направления «суровый стиль» в советском искусстве.
Виктор Попков. Двое Виктор Попков. Строители Братска. 1960, холст, масло

Виктор Попков. Двое

Виктор Попков. Строители Братска. 1960, холст, масло

Гелий Михайлович Коржев

Гелий Михайлович Коржев

"Опалённые огнём войны"

Дми́трий Дмитриевич Жили́нский Автор многочисленных сюжетных полотен, картин-портретов, в которых удачно, новаторски, переосмыслены традиции древнерусской иконописи и живописи раннего Возрождения. Принадлежит к поколению художников «сурового стиля», но стилистически стоит особняком.

Дми́трий Дмитриевич Жили́нский

Автор многочисленных сюжетных полотен, картин-портретов, в которых удачно, новаторски, переосмыслены традиции древнерусской иконописи и живописи раннего Возрождения. Принадлежит к поколению художников «сурового стиля», но стилистически стоит особняком.

Мастера неофициального искусства Анатолий Тимофеевич Зверев — известный русский художник-авангардист. Является ярким представителем периода «Второго русского авангарда», а также выдающимся художником неофициального (нонконформистского) искусства того времени.

Мастера неофициального искусства

Анатолий Тимофеевич Зверев — известный русский художник-авангардист. Является ярким представителем периода «Второго русского авангарда», а также выдающимся художником неофициального (нонконформистского) искусства того времени.

Однако крупнейший коллекционер русского авангарда Георгий Костаки считал его первым русским экспрессионистом.

Однако крупнейший коллекционер русского авангарда Георгий Костаки считал его первым русским экспрессионистом.

Лианозовская группа Оскар Рабин Лианозовская Группа группа российских художников и поэтов, первоначально собиравшаяся, в барачном доме на станции Лианозово, где в 1950-е гг. жил О. Я. Рабин. Ее духовным центром была семья Е. Л. Кропивницкого - он сам, а также его жена, сын и дочь, тоже художники (О. А. Потапова, Л. Е. Кропивницкий, В. Е. Кропивницкая). В группу, ставшую одним из самых значительных очагов русского

Лианозовская группа

Оскар Рабин

Лианозовская Группа группа российских художников и поэтов, первоначально собиравшаяся, в барачном доме на станции Лианозово, где в 1950-е гг. жил О. Я. Рабин. Ее духовным центром была семья Е. Л. Кропивницкого - он сам, а также его жена, сын и дочь, тоже художники (О. А. Потапова, Л. Е. Кропивницкий, В. Е. Кропивницкая). В группу, ставшую одним из самых значительных очагов русского "неофициального искусства" периода "оттепели", входили также художники В. Н. Немухин, Л. А. Мастеркова, Н. Е. Вечтомов, поэты В. Некрасов, Г. В. Сапгир, И. Холин. Их творчество, разное по стилю, соединяло лирическую откровенность "черного юмора", резкой социальной сатиры с веяниями возрождавшегося авангардизма.

БЕЛЮТИНСКАЯ СТУДИЯ Белютин руководит «Экспериментальной студией живописи и графики» при Горкоме художников книги и графики. Студия арендовала один из залов в Доме учителя на Большой коммунистической улице для своих занятий. Именно в этом помещении и начинает складываться студия «Новая реальность», здесь же проходят и их первые выставки, в том числе знаменитая

БЕЛЮТИНСКАЯ СТУДИЯ

Белютин руководит «Экспериментальной студией живописи и графики» при Горкоме художников книги и графики. Студия арендовала один из залов в Доме учителя на Большой коммунистической улице для своих занятий. Именно в этом помещении и начинает складываться студия «Новая реальность», здесь же проходят и их первые выставки, в том числе знаменитая "Таганская" выставка в ноябре 1962 года. На открытии этой выставки присутствовали иностранные журналисты и американское ТВ. Был снят фильм, который через несколько дней показали по западному телевидению, западная пресса много писала об этой выставке. Реакция советских органов была быстрой, но художники успели снять и вывезти все картины. Некоторые официальные лица министерства культуры предложили Белютину выставить картины с этой выставки на открывавшейся через день выставке в Манеже, посвящённой 30-летию Московского отделения Союза художников СССР.

В конце 50-х гг. произошел поворот официальных властей к жесткой политике в области культуры и искусства. В ходе встреч руководителей КПСС с различными творческими союзами и интеллигенцией звучал призыв к их активной деятельности на благо коммунистического строительства. При этом Н.С. Хрущев проявлял некомпетентность и категоричность в оценках творчества деятелей культуры. Своеобразным рубежом стало дело Пастернака. В 1958 г. за роман Доктор Живаго, запрещенный в СССР и опубликованный за рубежом, Б.Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии . Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Темный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, все равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придет пора - Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. 1959

В конце 50-х гг. произошел поворот официальных властей к жесткой политике в области культуры и искусства. В ходе встреч руководителей КПСС с различными творческими союзами и интеллигенцией звучал призыв к их активной деятельности на благо коммунистического строительства. При этом Н.С. Хрущев проявлял некомпетентность и категоричность в оценках творчества деятелей культуры.

Своеобразным рубежом стало дело Пастернака. В 1958 г. за роман Доктор Живаго, запрещенный в СССР и опубликованный за рубежом, Б.Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии .

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду.

Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора -

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

1959

Манежная выставка 1 декабря 1962 года в Москве, в Манеже, на втором этаже «бывшей царской конюшни», открылась ставшая уже частью нашей истории выставка студии «Новая реальность». Экспозиция была частью большой выставки, приуроченной к 30-летию Московского Союза Художников (МОСХ). В составе «Новой реальности», организованной профессором Элием Белютиным, было представлено общей сложностью около 200 работ 63 художников-экспрессионистов дизайн календарей . Рядом, в небольшом зале, экспонировались скульптурные работы Эрнста Неизвестного

Манежная выставка

1 декабря 1962 года в Москве, в Манеже, на втором этаже «бывшей царской конюшни», открылась ставшая уже частью нашей истории выставка студии «Новая реальность». Экспозиция была частью большой выставки, приуроченной к 30-летию Московского Союза Художников (МОСХ). В составе «Новой реальности», организованной профессором Элием Белютиным, было представлено общей сложностью около 200 работ 63 художников-экспрессионистов дизайн календарей . Рядом, в небольшом зале, экспонировались скульптурные работы Эрнста Неизвестного

В 1962 г. после посещения Н.С. Хрущевым выставки альтернативного искусства в Академии художеств состоялась очередная проработка деятелей культуры, а левые течения получили осуждение как формальные и абстрактные. В том же году на встрече в Кремле с деятелями литературы и искусства Хрущев подверг критике творчество Э.Неизвестного, И.Эренбурга (за книгу Люди, годы, жизнь), М.Хуциева (за фильм Застава Ильича). В феврале 1964 г. в Ленинграде прошло слушание дела по обвинению И.Бродского в злостном тунеядстве.

В 1962 г. после посещения Н.С. Хрущевым выставки альтернативного искусства в Академии художеств состоялась очередная проработка деятелей культуры, а левые течения получили осуждение как формальные и абстрактные. В том же году на встрече в Кремле с деятелями литературы и искусства Хрущев подверг критике творчество Э.Неизвестного, И.Эренбурга (за книгу Люди, годы, жизнь), М.Хуциева (за фильм Застава Ильича). В феврале 1964 г. в Ленинграде прошло слушание дела по обвинению И.Бродского в злостном тунеядстве.

Вывод: «оттепель» - это особое духовное состояние общества, связанное с началом демократизации и обновления. «Шестидесятники» восприняли перемены как начало оздоровления общества и пытались сделать как можно больше для очеловечивания всей общественной жизни. Выводы: 1. Проведённая реформа системы руководства культурой способствовала оздоровлению всей художественной культуры. 2. Большое значение для духовной жизни советского общества имело осуждение культа личности Сталина. 3. Художественная культура стала объективно исследовать современную действительность, тему творческого труда и нравственных поисков, конфликты и противоречия мирной жизни. 4. В эти годы были созданы произведения искусства которые составили «Золотой фонд» отечественной культуры.

Вывод:

«оттепель» - это особое духовное состояние общества, связанное с началом демократизации и обновления. «Шестидесятники» восприняли перемены как начало оздоровления общества и пытались сделать как можно больше для очеловечивания всей общественной жизни.

Выводы:

1. Проведённая реформа системы руководства культурой способствовала оздоровлению всей художественной культуры.

2. Большое значение для духовной жизни советского общества имело осуждение культа личности Сталина.

3. Художественная культура стала объективно исследовать современную действительность, тему творческого труда и нравственных поисков, конфликты и противоречия мирной жизни.

4. В эти годы были созданы произведения искусства которые составили «Золотой фонд» отечественной культуры.

Развитие культуры в период хрущевской оттепели также носило противоречивый характер. С одной стороны, был дан глубокий импульс для развития отечественного образования, науки, искусства, происходило расширение международных связей с зарубежной общественностью. С другой - в условиях существования жесткой административно-государственной власти деятели советской культуры находилось в определенных идеологических рамках и под постоянным контролем партийно-правительственного аппарата. Партийная бюрократия не допускала свободы творчества, направляя усилия интеллигенции в строгое русло идеологической работы. В разные периоды существования государства неугодные творческие работники подвергались преследованиям, репрессиям или забвению. Интеллигенция не смогла открыто противостоять давлению со стороны властей, что в дальнейшем привело к духовному кризису в обществе.

Развитие культуры в период хрущевской оттепели также носило противоречивый характер.

С одной стороны, был дан глубокий импульс для развития отечественного образования, науки, искусства, происходило расширение международных связей с зарубежной общественностью.

С другой - в условиях существования жесткой административно-государственной власти деятели советской культуры находилось в определенных идеологических рамках и под постоянным контролем партийно-правительственного аппарата. Партийная бюрократия не допускала свободы творчества, направляя усилия интеллигенции в строгое русло идеологической работы. В разные периоды существования государства неугодные творческие работники подвергались преследованиям, репрессиям или забвению.

Интеллигенция не смогла открыто противостоять давлению со стороны властей, что в дальнейшем привело к духовному кризису в обществе.

ЗА ВНИМАНИЕ!  ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ НА УРОКАХ МХК!!!

ЗА ВНИМАНИЕ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ НА УРОКАХ МХК!!!

Источник шаблона : Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21  г. Иваново     Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Источник шаблона :

Ранько Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МАОУ лицей №21

г. Иваново

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!