СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка способствует формированию у детей коммуникативных навыков, навыков позитивного общения, знакомит воспитанников с основными правилами культуры общения, снимает психологическое напряжение внутри коллектива.

Просмотр содержимого документа
«Искусство общения»



Классный час в 7 классе на тему: «Искусство общения»

Цели: 

- формировать у детей коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, умения понимать себя и других;

- ознакомить учащихся с основными правилами общения;

- формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других;

- развивать умение слушать, понимать, сопереживать.

Задачи: 
1. При помощи «случайных пар» организовать общение между учащимися; 
2. воспитывать чувство дружбы, сердечности, доброты; 
3. включение в общение «отверженных»; 
4. воспитать чувство единения всех учащихся в классе, значимости каждого для общего дела.



Форма: групповая игра.

Ход классного часа


1.Вступительное слово.

Ребята, сегодня мы поведем разговор об искусстве общения, ведь ни один человек на Земле не может прожить без общения, оно ему необходимо, как воздух и вода, особенно подросткам. Общение начинается с самого рождения. Чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, с кем бы вы хотели дружить, а с кем нет, определяете свои симпатии и антипатии. Возникает множество вопросов, связанных с общением в различных ситуациях. Сегодня мы постараемся ответить на некоторые вопросы, связанные с общением.

Проблемный вопрос: В конце занятия я попрошу вас расшифровать слово «общение». Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

Сегодня к нам пришли гости и конечно, как радушные хозяева мы должны их поприветствовать. И как только я сказала слова поприветствовать, у каждого из вас нашелся свой способ (улыбка, взмах руки, кивок головы, слова: здравствуйте, добрый день, здрасте, привет).

Приветливая улыбка подчеркивает ваше расположение к людям.


2. Работа по теме занятия.

А) Разминка "Я рад общаться с тобой».

Ведущий предлагает одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берётся за неё и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг.

Б) Приветствие.

Ребята, как вы думаете, с чего начинается любое общение? (с приветствия)

Ведущий предлагает учащимся поздороваться друг с другом различными способами.

«Вы, европейцы, здо­роваетесь за руку. Вы индийцы - здороваетесь, сложив ладони у лица. Вы, японцы, здороваетесь полупоклоном. Вы, папуасы, здороваетесь, потершись носами. Вы, инопланетяне, здороваетесь, подпрыгивая. А теперь пусть каж­дый поздоровается с соседом!» В этой игре дети получают урок толерантно­сти: все мы разные, но рады друг другу.


В) Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя.

Ребята, как вы думаете, как и при помощи каких средств мы можем общаться друг с другом?

Различают вербальные и невербальные средства коммуникации. Вербальное общение – это слова; невербальное – мимика, поза тела, жесты, походка.

Упражнение «Передай действие».

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Дети строятся кругом. Ведущий просит всех закрыть глаза и повернуться налево. Он предлагает с закрытыми глазами найти правое плечо того, кто стоит впереди и положить правую ладонь ему на правое плечо. Затем дается инструкция: «Сейчас я начну по отношению к тому, кто стоит впереди меня совершать какие-то действия. Тот, кто стоит впереди меня, должен как можно быстрее и точнее передать мои действия дальше, тот – еще дальше, и так далее по кругу. Эти действия должны как можно быстрее вернуться ко мне.

Действия: погладить по голове, дотронуться до уха, нарисовать на спине пальцем круг, постучать по спине.

Вам легко было выполнять это упражнение?


Г) Упражнение «Обзывалки».

Цель: снять вербальную агрессию.

Иногда во время общения мы ссоримся и во время ссоры называем друг друга обидными словами. Давайте попробуем назвать друг друга разными необидными словами (овощами, фруктами и т.п.) Каждое обращение должно начинаться словами «А ты, …, морковка!». Это только игра, и обижаться друг на друга не стоит.

Игра полезна не только для агрессивных, но и обидчивых детей.



Д) Упражнение «Разговор через стекло»

Я предлагаю вам передать информацию друг другу так, как будто между вами толстое стекло, через которое вы не можете слышать.

Ведущий вызывает одного участника и дает ему задание, тот жестами передает информацию одноклассникам. Тот, кто отгадает фразу, становится ведущим.

Задания: пригласит в кино, выяснить, что задано по математике.

Что в этом задании для вас было самым трудным?


Е) Упражнение «Посидите, как сидит …»

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Ведущий предлагает учащимся посидеть на своих стульях так, как сидели бы: король, курица на насесте, жираф, маленькая мышка, слон, бабочка.



Ж) Упражнение «Разожми кулак»

Участники разбиваются на пары: один сжимает кулак, а другой пытается разжать пальцы за минуту. Потом партнеры меняются ролями.

Далее идет обсуждение, кому и как удалось это сделать. Возможны варианты: поглаживание, просьба, сила.

Можно рассказать притчу. Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По пути шел путник, и ветер сказал: «Кто сумеет снять с путника плащ, тот и сильнее». Стал ветер дуть, он очень старался, а добился, того, что путник лишь сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами, он сам и снял плащ.

Всегда ли можно добиться всего силой? Как это можно сделать по-другому?

Следует предупредить ребят, что не нужно ломать пальцы партнера, разжимать пальцы нужно, не причиняя боли.


З) Упражнение «Растопи узор на стекле»

Цель: научить учащихся снимать эмоциональное напряжение.

Иногда мы ссоримся с друзьями. В это время мы злимся, говорим обидные слова. Очень важно во время остановиться и успокоиться.

Сделайте глубокий вздох, не поднимая плеч. Направьте воздух в живот. При вдохе губы слегка приоткрыты. Ваше дыхание струится, как будто вы собираетесь растопить узоры на стекле. Вы чувствуете, как ваше теплое дыхание струится через губы?




3. Выполнение проблемного задания.

О – объединение, открытость;

Б – близость, безопасность;

Щ – щедрость;

Е -  единомыслие;

Н -  необходимость;

И -  искренность, истина…

Е -  единение.


4. Правила общения.

Я предлагаю вам запомнить правила общения.

n  1. Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят, ко мне не справедливы, я забыла и.т.д.)

n  2. Не снимайте с себя ответственности!

n  3. Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов!

n  4. Будьте искренни!

n  5. Будьте мужественны!

n  6. Будьте справедливы!

n  7. Считайтесь с чужим мнением!

n  8. Не бойтесь говорить правду!

n  9. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

n  10. Будьте естественны в общении!

n  11. Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес!

n  12. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!

 5. Подведение итогов занятия.

И в заключение хочу вам прочитать стихотворение Э. Асадова.

То ли мы сердцами остываем,

То ль забита прозой голова,

Только мы все реже вспоминаем

Светлые и нежные слова.

Впрочем, сколько человек ни бегает

Средь житейских бурь и суеты,

Только сердце все равно потребует

Рано или поздно красоты.

Не зазря оно ж ему дается,

Как ты не толкай его во мглу,

А оно возьмет и повернется

Вновь, как компас, к ласке и теплу.

Пусть слова сверкают золотинками,

И не год, не два, а целый век!

Человек не может жить инстинктами,

Человек - на то и человек!

И уж, коль действительно хотите,

Чтоб звенела счастьем голова,

Ничего-то в сердце не таите,

Говорите, люди, говорите

Самые хорошие слова!



6. Окончание занятия.

Упражнение «Спасибо, что ты рядом».

Все участники стоят в кругу. Один встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает за руку и говорит: «Спасибо, что ты рядом!» Они держаться за руки, а каждый следующий учащийся подходит с теми же словами, берет за руку одного из стоящих в центре круга, ведущий присоединяется к детям с теми же словами.


7. Рефлексия.

Понравилось ли вам занятие?

Какое из упражнений вам больше всего запомнилось?

Узнали ли вы что-то новое о себе и своих одноклассниках?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!