X урок изобразительного искусства (23 – 30 ноября 2020 г.)
Искусство Гжели
Подготовила
Мамедова
Надежда
Александровна
Ослепительная белизна укрытых снегом полей, в которой плещется синь весеннего неба… Конечно, речь идет о всем известной гжельской росписи.
Кстати, она не такая уж и народная: в привычном виде эта стилизация народного творчества появилась лишь в 50-х годах прошлого столетия. Расчет на универсальность себя полностью оправдал: изысканная в своей простоте сине-голубая роспись смотрится не только органично и декоративно, но и высокохудожественно.
Кудрово (Санкт-Петербург) Мы живём здесь
Одним из самых известных на весь мир русских народных промыслов является керамическая посуда – гжель , гжельская керамика. Исторически Гжелью называют район, в который входили 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст», расположенный примерно в шестидесяти километрах от Москвы. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области.
Гжель, Речицы, Турыгино (рядом - Москва)
Издавна люди заметили превосходное качество глины, выходившей на поверхность в районе реки Гжелки , от которой собственно и получил свое название эти места.
В росписи гжельской майолики изначально использовали четыре цвета : зелёный, жёлтый, коричневый, синий. Палитра небогатая, но какая нарядная роспись!
Сегодня слово Гжель вызывает представление о белом фарфоре с голубой росписью, но не всегда Гжель была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины. Их украшала многоцветная роспись по белому фону – майолика .
Майолика - вид керамики из обожжённой глины с крупнопористой поверхностью с использованием расписной глазури. Её делают и сейчас.
Для гжельских кумганов (кувшинов для напитков) характерна специфическая форма.
Дисковидный сосуд с изогнутым носиком устанавливался на львиные лапы.
У квасников в середине диска — отверстие, туда вставляли лёд для охлаждения кваса . Особую красоту придают гжельским квасникам скульптурные фигурки, размещавшиеся на дисковидных сосудах. Иногда из фигурок составлялись жанровые сценки. Такие сосуды служили украшением праздничного стола.
Только в первой трети XIX века Гжель меняет свои цвета — с изумрудно-зеленого, охристого и коричневого она переходит на кобальтовые оттенки - вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс — более тонкая посуда. Расписывалась эта посуда по бело-розовой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск. Кобальт в гжельском фарфоре начинает доминировать, а в сюжетах преобладать известные всему миру сине-белые стилизованные букеты цветов.
В гипсовые разборные формы отливают шликер – жидкую глину, гипс впитывает влагу и глина застывает в виде тонкостенного изделия.
Обработанные изделия погружают в фуксиновый раствор . В нем будущие вазы, сервизы и сувениры приобретают насыщенный розовый оттенок, позволяющий заметить и устранить мельчайшие трещины. После повторного обжига этот цвет исчезает, а заготовка приобретает технологическую стойкость.
Гжельская майолика разнообразна по ассортименту, формам и декоративному убранству. Весьма интересны нарядные тарелки, кружки, блюда, кувшины и особенно кумганы и квасники .
Сюжеты для росписи майолики гжельские мастера черпали из окружающего мира. Так на сосудах появились архитектурные постройки, пейзажи, животные и птицы.
Основные элементы гжельской росписи
Излюбленный узор гжельских мастеров, это роза . Особую выразительность гжельским цветам придает красота его тональности, то есть постепенный переход от светлого к темному оттенку синего.
Такой эффект достигается сразу, одним движением. Для этого мастер набирает краску на одну сторону кисти , но таким образом, чтобы, к краю краски быть больше, а к середине совсем немного. Кладет кисть на поверхность, и быстро проворачивает вокруг черенка. Получается округлый мазок с тенями, то есть с постепенным переходом от светлого к темному. Такой прием получил название «мазок на одну сторону», или «мазок с тенями».
Мазок-пятно дополняется тонкими линиями : прямыми, волнистыми, спиралевидными, округлыми. Готовая гжельская роза, дорабатывается мелкими деталями, с помощью приемов кистевой росписи. «Усики», «Завитки», «Капельки», такие элементы присутствуют и в Хохломской росписи.
Задание на оценку: выполнить работу «ГЖЕЛЬ»
(квасник, кумган, чайник, чашка и т.д.)
1 вариант – нарисовать:
Можно обрисовать контур настоящей посуды.
Уделить особое внимание качеству росписи (цвет – бело-синий)
2 вариант – вылепить:
Например, налепить пластилиновый носик чайника и ручку на баночку, раскрасить или украсить синим пластилином.
Образцы силуэтов и последовательность росписи ты можешь найти в моей презентации
Не забудь подписать работу
и выслать фото в хорошем качестве мне через WhatsApp +79ХХХХХХХХХ.
Сделай очень краткий конспект в альбоме или тетради с темой урока и новыми терминами
Примеры детских работ