СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство барокко - открытый урок 11кл.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Искусство барокко - открытый урок 11кл.»

Открытый урок

по МХК 11 класс



МКОУ «Шуктынская СОШ»


Открытый урок по Искусству в 11 классе


«Изобразительное искуство барокко»

Подготовила и провела урок

учитель ИЗО и искусства -

Магомедова Галимат Ильясовна

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с выдающимся гением борокко фломандского мастера Питера Пауэла Рубенса, оставившим заметный след в истории мировой художественной культуры. Проанализировать созданные им шедевры в области живописи, скульптуры, архитектуры с позиций эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности художественных образов. Активизировать познавательную деятельность учащихся, используя современные информационные технологии.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

2.Вступительное слово учителя:

- Какую художественную культуру мы изучаем сегодня?

- Кто такой Питер Пауль Рубенс?



- Когда появился термин «БАРОККО» и что он означает?

Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и выразительно представлено декоративно монументальной живописью, покорявшей и ослеплявшей современников своим праздничным блеском, накалом страстей, неукротимой динамикой и энергией.

(Видеоролик «Эпоха Барокко»)

3.Проверка выполнения домашнего задания.

( Рассказы детей сопровождаются показом на экране слайдов)



*1. – ученик Муртазалиев Салим Живопись барокко

Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и выразительно представлено декоративной монументальной живописью, покорявшей и ослеплявшей современников своим праздничным блеском, накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой. Пышные композиции украшали стены и потолки (плафоны) дворцов и храмов, загородных резиденций знати и парковых павильонов. Перед зрителем представали разверзшиеся небеса, стремительно несущиеся в разные стороны группы людей и ангелов, обрамлённые причудливыми очертаниями пышных архитектурных форм.
Монументальная живопись барокко расширяла границы реального пространства, подчёркивала идею беспредельности мира. Она всё больше напоминала мистическое или театральное действие. Главные её темы — торжество Божественной справедливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и святых, а также античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви.


*2. ученица- Курбанова Зухра
К выдающимся художникам барокко можно отнести фламандского мастера Питера Пауэла Рубенса (1577 — 1640).
При упоминании имени Рубенса приходят на память пышные фламандские красавицы с золотистыми волосами, сцены охоты и битв, вакханалии, великолепные пейзажи с клубящимися облаками, стремительно низвергающимися водопадами, могучими тенистыми деревьями, безбрежными далями лугов и полей... В каждом произведении Рубенс не только передавал сходство с натурой, но и наделял полотно жизненной силой, энергией, доставляя радость зрителю.
Рубенса часто называют крупнейшим мастером торжествующего барокко. Это верно, так как в своём творчестве он унаследовал и развил многие традиции этого художественного стиля. Ощущение бесконечности мира, неукротимого всеобщего движения, столкновение стихийных сил и накал человеческих страстей — вот что характерно для многих полотен художника. Многофигурные асимметричные композиции, представленные в сложных диагональных ракурсах, изобилуют мельчайшими подробностями и деталями.
Художественные полотна Рубенса отличают свободное построение композиции, объёмная пластика форм, сильные цветовые эффекты, тончайшая игра красочных оттенков. Они полны напряжённой динамики, буквально светятся сочными, яркими красками, которые художник накладывал жидким прозрачным слоем таким образом, чтобы сквозь них просвечивал тёплый красноватый подмалёвок. Для него было характерно письмо длинными волнистыми мазками. Так, вьющуюся прядь волос он мог написать одним движением кисти. Грузные тела в его композициях воспринимаются лёгкими, исполненными изящества и грации.


*3.ученица - Ахмедова Зарина
Полотна Рубенса, отвечавшие вкусам монархов, великолепно вписывались в роскошное убранство прославленных дворцов Лондона, Парижа и Антверпена. Но его картины нельзя рассматривать только как декорации парадных залов, дворцов и музеев. Это подлинные шедевры, в которых органично сочетаются лучшие традиции нидерландских мастеров живописи, ощущается собственный почерк талантливого мастера.
Рубенса часто называют счастливым и блистательным художником. И это верно. В 23 года он получил от гильдии Святого Луки звание художника и отправился совершенствовать своё мастерство в Италию.
Посмотрите на его замечательный «Автопортрет с Изабеллой Брант», и вы поймёте, насколько талантлив был этот начинающий художник. Красивое лицо Рубенса спокойно и преисполнено чувства собственного достоинства. Модный, щегольской костюм с широким кружевным воротником, шляпа с высокой тульей и металлической брошкой, кожаные туфли с изящными подвязками подчёркивают его аристократичность и тонкий художественный вкус. Он сидит с молодой женой Изабеллой в беседке, увитой зеленью и цветущей жимолостью. Выразительные глаза супругов обращены прямо к зрителю, их взгляды полны тихого и безмятежного семейного счастья. Две склонённые друг к другу фигуры, красноречивый жест соединённых рук символизируют внутреннее согласие и любовь. Да, это был период покоя, труда и тихого счастья в жизни художника.


*4.ученица - Исмаилова Атикат
Рубенс, как уже отмечалось, никогда не замыкался в рамках одного жанра живописи. Он писал многочисленные картины-аллегории, посвящённые важнейшим проблемам современной жизни, обращался к древним античным мифам, наполняя их содержание глубоким символическим смыслом. В аллегорической картине «Союз Земли и Воды» он прославляет союз двух природных стихий, без которых невозможна жизнь человека. Землю олицетворяет мать богов Кибела, воду — бог морей Нептун. На границе своих владений они заключают союз, который освящает крылатая богиня Виктория, возлагающая золотую корону на голову Кибелы. Из-под скалы навстречу зрителю выплывает тритон, трубящий приветствие. Очаровательные путти веселятся и играют в потоках льющейся воды, шумно вырывающейся из огромной урны. Зыбкий союз Земли и Воды не случайно является центром композиции, отражающей надежду Рубенса на скорейшее процветание родины. После разделения Нидерландов на Северные и Южные провинции Фландрия потеряла статус морской державы и, следовательно, лишилась выгодных торговых путей. Союз двух природных стихий — Земли и Воды — это надежда на установление мира, мечта художника о выходе Фландрии к морю.


*5. ученица - Чартаева Хамис
Рубенса всегда вдохновляла античная мифология, в ней он находил радость жизни, единение человека с природой, яркие мужественные образы. Пирующие боги и силены, вакханки и нимфы, сатиры и пастушки, живущие в мире страстей и желаний, становятся главным объектом изображения. Немало прекрасных полотен-создано Рубенсом на темы Священного Писания. Одно из лучших его произведений — алтарная картина «Снятие с креста», блестяще описанная французским писателем, художником и искусствоведом Э. Фромантеном в книге «Старые мастера».
В 1609 г. Рубенс был назначен придворным живописцем, а это, в свою очередь, повышало его престиж в обществе и открывало ему путь к свободному творчеству. Не имея возможности быстро выполнять многочисленные заказы, Рубенс создал огромную мастерскую, куда стекались лучшие молодые художники Фландрии, среди которых были знаменитые Антонис ван Дейк (1599 — 1641), Якоб Йордане (1593 — 1678) и Франс Снейдерс (1579 — 1657).


*6. ученица- Исакова Зухра
Рубенс обладал колоссальной работоспособностью. В шесть часов после утренней мессы он шёл в мастерскую к рабочему столу или мольберту, делая десятки эскизов и рисунков на бумаге или картоне. Затем он обходил учеников, специализировавшихся на определённых элементах картины, и прописывал уже готовые композиции, едва касаясь кистью отдельных частей полотна. Им создано около полутора тысяч самостоятельных произведений и ещё столько же совместно с учениками — невероятная цифра для выдающегося мастера, прожившего всего 63 года!
Рубенс был блестяще образованным человеком своего времени. Разносторонний учёный, знаток и коллекционер древностей, дипломат, ведший переговоры с монархами Испании и Англии, полиглот, знавший семь языков, переписывавшийся с выдающимися людьми Европы, архитектор, издавший двухтомную книгу «Дворцы Генуи» и построивший собственный великолепный дом с парком в Антверпене, он снискал себе заслуженную славу при жизни. В 1630 г. после удачной дипломатической миссии английский король Карл I посвятил художника в рыцари, подарил ему свою шпагу, шнур с королевской шляпы и кольцо, усыпанное бриллиантами... Один из влиятельных покровителей художника однажды заметил: «У Рубенса было столько талантов, что его умение рисовать следует отнести к самому последнему».




П. П. Рубенс.
Автопортрет.
1638 — 1640 гг. Вена

П. П. Рубенс
Автопортрет с Изабеллой Брант.
1609 — 1610 гг. Мюнхен

Творчество П. П. Рубенса

П. П. Рубенс.
Персей и Андромеда.
1620 — 1621 гг.
Санкт-Петербург


П. П. Рубенс
Союз Земли и Воды.
1618 г. Санкт-Петербург

П. П. Рубенс
Снятие с креста. Триптих.
1618 г. Антверпен

А. ван Дейк
Автопортрет.
Кон. 1620 — нач. 1630 гг.
Санкт-Петербург

Творчество А. ван Дейка


6.Обощение учителя:

-Спасибо за сообщения. Каждая работа оценивается 5-ю баллами.

-На полотнах Питера П.Рубенса мы увидели женщин, таких разных, загадочных, достойных восхищения не только потому, что они красивы внешне, но и потому, что их внутреннее содержание, их духовный мир благотворно влияет на всё, что окружает этих прекрасных незнакомок.

7.Постановка учебной цели урока.

- Сегодня мы продолжим встречу с нашим гениальным художником

( На экране появляется портретП.П.Рубенса).



10.Беседа после просмотра презентации.

-Назовите скульптурные произведения Рубенса.

-Какие картины художника вы можете назвать?

-Какие произведения искусства, созданные Рубенсом, относятся к архитектуре?

-Какие шедевры великого мастера произвели на вас впечатление?

11.Слово учителя.

-Думаю, что на вопрос «Хотелось бы вам больше узнать о жизни и творчестве П.П.Рубенса?» Но на этом сегодня мы завершаем урок.

16. Итог урока

- По ходу урока были выставлены оценки за выполнение домашнего задания к этому уроку и дано задание к следующему. Мне остаётся только сказать «спасибо» за хорошую работу и внимание. Урок окончен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!