Искусственный интеллект. Экспертные системы.
Искусственный интеллект
Достаточно трудно дать точное определение, что такое интеллект человека, потому что интеллект - это сплав многих навыков в области обработки и представления информации. Интеллект ( intelligence ) происходит от латинского intellectus — что означает ум, рассудок, разум; мыслительные способности человека.
Искусственный интеллект (ИИ) - совокупность научных дисциплин, изучающих методы решения задач интеллектуального (творческого) характера с использованием ЭВМ. Искусственный интеллект - одно из направлений информатики, целью которого является разработка аппаратно-программных средств, позволяющих пользователю-непрограммисту ставить и решать свои, традиционно считающиеся интеллектуальными задачи, общаясь с ЭВМ на ограниченном подмножестве естественного языка. Системы искусственного интеллекта (СИИ) — это системы, созданные на базе ЭВМ, которые имитируют решение человеком сложных интеллектуальных задач.
История развития искусственного интеллекта
Этап 1 (50–е годы) ( Нейрон и нейронные сети )
Он связан с появлением первых машин последовательного действия, с очень небольшими, по сегодняшним меркам, ресурсными возможностями по памяти, быстродействию и классам решаемых задач. Это были задачи сугубо вычислительного характера, для которых были известны схемы решений и которые можно описать на некотором формальном языке. К этому же классу относятся и задачи на адаптацию.
Этап 2 (60-е годы)( Эвристический поиск)
В «интеллект» машины добавились механизмы поиска, сортировки, простейшие операции по обобщению информации, не зависящие от смысла обрабатываемых данных. Это стало новой точкой отсчета в развитии и понимании задач автоматизации деятельности человека.
История развития искусственного интеллекта
Этап 3 (70-е годы)( Представление знаний)
Учеными была осознана важность знаний (по объему и содержанию) для синтеза интересных алгоритмов решения задач. При этом имелись в виду знания, с которыми математика не умела работать, т.е. опытные знания, не носящие строгого формального характера и описываемые обычно в декларативной форме. Это знания специалистов в различных областях деятельности, врачей, химиков, исследователей и т.п. Такие знания получили название экспертных знаний, и соответственно системы, работающие на основе экспертных знаний, стали называться системами-консультантами или экспертными системами
Этап 4 (80-е годы)( Обучающие машины)
Четвертый этап развития ИИ стал прорывным. С появлением экспертных систем в мире начался принципиально новый этап развития интеллектуальных технологий – эра интеллектуальных систем - консультантов, которые предлагали варианты решений, обосновывали их, способны были к обучению и к развитию, общались с человеком на привычном для него, хотя и ограниченном, естественном языке.
История развития искусственного интеллекта
Этап 5 (90-е годы)( Автоматизированные обрабатывающие центры)
Усложнение систем связи и решаемых задач потребовало качественно нового уровня «интеллектуальности» обеспечивающих программных систем, таких систем, как защита от несанкционированного доступа, информационная безопасность ресурсов, защита от нападений, смысловой анализ и поиск информации в сетях и т.п. И новой парадигмой создания перспективных систем защиты всех видов стали интеллектуальные системы. Именно они позволяют создавать гибкие среды, в рамках которых обеспечивается решение всех необходимых задач.
Этап 6 (2000-е годы)( Робототехника )
Область применения роботов достаточно широка и простирается от автономных газонокосилок и пылесосов до современных образцов военной и космической техники. Модели оборудованы навигационной системой и всевозможными периферийными датчиками.
История развития искусственного интеллекта
Этап 7 ( год 2008)( Сингулярность )
Создание искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин, интеграция человека с вычислительными машинами, либо значительное скачкообразное увеличение возможностей человеческого мозга за счёт биотехнологий.
По некоторым прогнозам, технологическая сингулярность может наступить уже около 2030 года . Сторонники теории технологической сингулярности считают, что если возникнет принципиально отличный от человеческого разум ( постчеловек ), дальнейшую судьбу цивилизации невозможно предсказать, опираясь на человеческое (социальное) поведение.
Задачи искусственного интеллекта
- Доказательства теорем;
- Распознавание образов;
- Робототехника;
- Моделирование игр;
- Инженерия знаний;
- Экспертные системы
Экспертные системы
В середине семидесятых годов в исследованиях по искусственному интеллекту сформировалось самостоятельное направление, получившее название экспертные системы.
Цель исследований по экспертным системам состоит в разработке программ (устройств), которые при решении задач, трудных для эксперта-человека, получают результаты, не уступающие по качеству и эффективности решениям, получаемым экспертом.
Экспертные системы
Существует несколько определений экспертных систем :
Экспертная система - программно-техническое средство, позволяющее пользователю в диалоговом режиме получать от компьютера консультационную помощь в конкретной предметной области, где сконцентрированы опыт и знания людей-экспертов (специалистов в данной области). Экспертные системы – программы для компьютера, которые могут воспроизводить процесс решения проблемы человеком-экспертом. Экспертная система - программа, которая использует знания специалистов (экспертов) о некоторой конкретной узко специализированной предметной области и в пределах этой области способна принимать решения на уровне эксперта - профессионала. Экспертные системы - прикладные программы ИИ, в которых база знаний представляет собой формализованные эмпирические знания высококвалифицированных специалистов (экспертов) в какой-либо узкой предметной области. Экспертная система - программа для компьютера, которая оперирует со знаниями в определенной предметной области с целью выработки рекомендаций или решения проблем.
Экспертные системы
К экспертным системам предъявляются следующие требования:
1) Использование знаний, связанных с конкретной предметной областью;
2) Приобретение знаний от эксперта;
3) Определение реальной и достаточно сложной задачи;
4) Наделение системы способностями эксперта.
Область применения экспертных систем
- Медицинская диагностика.
- Прогнозирование.
- Планирование .
- Интерпретация.
- Контроль и управление.
- Диагностика неисправностей в механических и электрических устройствах.
- Обучение.