СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Йотацизм (постановка, автоматизация, дифференциация)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит в себе информацию о нарушении звука "Й" в речи (йотацизме). 

Просмотр содержимого документа
«Йотацизм (постановка, автоматизация, дифференциация)»





















Йотацизм

(постановка, автоматизация,

дифференциация)





Артикуляция звука Й


Положение губ и зубов в зависимости от последующего гласного. Кончик языка находится у основания нижних резцов. Язык выгорблен. Средняя часть спинки языка высоко поднята к твёрдому нёбу.  Средняя часть спинки языка образует образует  узкое сужение. Боковые края языка упираются в верхние коренные зубы.  Мягкое нёбо поднято (Й — ротовой звук). Голосовые складки сомкнуты  (Й – звонкий  звук).





















Нарушения произношения звука  Й

Звук Й [j] в русской фонетической системе употребляется в двух значениях:

1) неслоговый мягкий звук — так называемая нисходящая йотация: май, майка

2) слоговый звук, входящий вместе с гласными а, о, у, э в состав дифтонгов йа, йо, иу, иэ, обозначаемых йотированными гласными буквами я, ё, ю,е — так называемая восходящая йотация:

яма

моя

маяк

ёлка

моё

поёт

юла

пою

поют

ехать

фойе

поезд

Йотацизм 

а) отсутствие звука;

б) искажение звука (в практике встречается крайне редко).

Парайотацизм — замена звуками И, Л',3', X'

при нисходящей йотации: при восходящей йотации:

мои — «мои»

яма — «иама»

мой — «моль»

яма — «ляма»

мой — «мозь»

яма — «зяма»

мой — «мохь»

яма — «хяма»















Постановка звука [Й] Комплекс упражнений: «почистим зубки», «иголочка», «горка», «катушка», «язык силач».



Способ 1. Путем отраженного (за взрослым) и сопряженного (вместе со взрослым) проговаривания звука Й.

Способ 2. От мягкого глухого звука X' с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем.

Способ 3. Пусть ребенок вслед за вами произносит звукосочетания [аиа], [она], [уиа]. На звук [и] нужно делать нажим языком, последний гласный произносить с ударением, резко и отрывисто, широко открывая рот. Этим последним гласным звуком ребенок должен «целиться» себе в ладонь, «попадая» в нее выдохом. Несмотря на то что звук [и] произносится с нажимом, он должен быть максимально коротким.
Между гласными вместо [и] будет проскальзывать звук [и]. Но, когда вы будете произносить эти сочетания вслух для ребенка, вы должны произносить именно звук [и], а не [и]. Скажите ребенку, что он должен повторять ваши звукосочетания быстрее, чем вы и с нажимом.
Затем пусть ребенок быстро произносит слоги [аиа — аиа — аиа — аиа] — между гласными будет отчетливо слышаться звук [и].
Обратите на него внимание ребенка и как-нибудь назовите его (например, скажите, что так «визжит пила»).

Способ 4. Звук Й ставится с помощью шпателя или зонда от звука З: ребенок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка:
за-за-за зя-зя-зя йа-йа-йа

Способ 5. Пусть ребенок вслед за вами произносит максимально закрытый звук [и] (зубы почти сомкнуты в форме правильного прикуса, губы сильно растянуты в улыбку, а широкий распластанный язык упирается в нижние зубы). Звук ребенок должен «выдувать» себе на ладонь. Произносить нужно длительно — тихим и низким голосом.
На фоне такого произнесения пусть поставит как бы «точку» языком, прижав его к нёбу в районе альвеол. Предварительно пока¬жите ребенку, где он должен поставить «точку». Прижать язык нужно резким и отрывистым движением по вашему сигналу. В этот момент послышится звук [и] (то есть ребенок произнесет [и — и — ий]).


Потренируйте некоторое время такое произношение. Обратите внимание ребенка на то, что после [и] слышится другой звук. Как-нибудь назовите этот звук (можно сказать ребенку, что так «визжит» пила).
После этого нужно сразу ставить языком «точку» и произносить звук, который от этого получается («визг пилы»). Когда ребенок будет произносить звук безошибочно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.



Артикуляционная гимнастика

1. "Заборчик". Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2. "Слоник". Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника».

3. "Заборчик-Слоник". Чередовать 2 предыдущих упражнения.

4. Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

5. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

6. «Горка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

Дыхательная гимнастика «Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу». «Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. «Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, «га-а-а, гу-у-у» (8-10 раз). «Кто громче» - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук М надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю. «Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-8 раз).

«Маятник» -  сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3сек.), наклониться вперед - выдох, возвратиться в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза.

«Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1,2,3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть. «Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз. «Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести: кар! «Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот на карандаш так, чтобы карандаш прокатился по столу.Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки. «Пилка дров» - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох. «Дровосек» - встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянуть руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя руками «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6-8 раз. «Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3 сек.). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Повторить 3-4 раза. «Комарик» - сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик - «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох - и поворот в другую сторону. «Сыграем на гармошке» - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек.). Наклон в левую сторону - медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение - вдох (пауза 3 сек.). Наклон в правую сторону - медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза. «Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя  движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносится «ту-ту-ту» (10-15сек.) «Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох.  Выдыхая, показать, как долго жужжит большой - «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз. «Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине - «ш-ш-ш».   Автоматизация

1) Произношение изолированного звука [й]. _Больно, щипет! - Йййй!

2) Автоматизация звука [й] в слогах
Повтори слоги.
йа-йа-йа — йа-йа, йа-йа — йа-йа-йа
йо-йо-йо — йо-йо, йо-йо — йо-йо-йо
йу-йу-йу — йу-йу, йу-йу — йу-йу-йу
йэ-йэ-йэ — йэ-йэ, йэ-йэ — йэ-йэ-йэ

3) Автоматизация звука [й] в словах 

Яма, ямка, ябеда, ява, явка, ягода, яд, язык, ядро, якут, як,
якорь, ялик, ясли, яичко, яйцо, ямщик, яхта, яхонт, ящик, ян-
варь, янтарь, ярмарка, яблоко, яблоня, ястреб, ягнёнок, Яна, яр-
ко, ясно, ясень, Яша, Яков, Ядвиги, ячмень, яшма, ящерицы,
ярус, змея, акация, Рая, Зоя, Мая, соя, фея, маяк, доярка, баян,
моя, паять, пояс, маятник, рояль, стая, туя, твоя, хвоя, Татьяна,

Агафья, швея, кисея, затея, сбруя, деревья, камея, статуя, магия,
мания, комедия, станция, ноябрь, шея, фамилия, братья, новая,
ванная, тихая, история, Ксения, гостья, струя, семья, скамья,
свинья, статуя, перья, копья, прутья.

Ёж, ёжик, ёлка, ёлочка, ёмкость, ёрш, ёршик, ёрзать, ёжить-
ся, моё, твоё, своё, пьёт, поёт, даёт, жуёт, куёт, достаёт, шьёт,
льёт, водоём, маёвка, каёмка, подъём, приём, питьё.

Чутьё, зверьё, ружьё, копьё, дутьё, мытьё, бельё, нытьё, жи-
льё, житьё.

Юг, юбка, юнга, юннат, юноша, юность, Юнона, юмор, юр-
та, Юля, Юра, юла, юлит, вьюн, каюта, союз, воют, дают, жуют,
куют, роют, сеют, поют, моют, пьют, умею, знаю, купаю, под-
нимаю, стою, читаю, уют, баюкать, июнь, июль, вничью.

Ева, еда, езда, Егор, ежи, Ефим, ела, ель, ешь, ежевика, еже-
дневно, енот, егоза, едва, единица, ерунда, если, ехидна, ехать,
ещё, Емеля, егерь, воет, лает, моет, ноет, роет, тает, шагает, бо-
ец, поезд, подъезд, наездник, движение, животное, насекомое,
занятие, пение, кипение, диета, уменье, оружие, жаркое, здоро-
вье, счастье, печенье, варенье, двое, трое.

Йод, йогурт, майка, мойка, сарай, попугай, май, чай, чайник,
зайка, змейка, стойка, сойка, пей, шей, дай, мой, бой, рой, край,
твой, ручей, соловей, тайга, лайка, сайка, двойка, тройка, чайка,
байка, бойня, буйвол, струйка, стройка, каравай, койка, скамей-
ка, копейка, хозяйка, клей, змей, урожай, минтай, Китай, при-
бой, ковбой, покой, иней, воробей, музей, хоккей, Тимофей,
низкий, дикий, тихий, высокий, звонкий, ветхий, новый, умный,
тёмный, край, трамвай, муравей, фуфайка, гайка, рейка, шайка.

4) Автоматизация звука [й] в словах с двумя звуками.
Яйца, яркий, ясный, Япония, сияние, обояние, Майя, южный,
юный, юркий, Евсей, Евгений, едкий, ежовый, фойе, наёмный,юбилей.
5) Автоматизация звука [й] в словосочетаниях
горячий чай
маленький попугай 
моё платье
колючий ёжик
спелое яблоко
зелёная хвоя
маленькая Яна
белая акация
юная фея
голодная гиена
кожаный пояс
раненый боец
обойный клей
едет еле-еле
моё шитьё
своё жильё
поём втроём серый зайка
высокие ели 
твоё яйцо
колючая ёлка
красивая ёлка
колючий ёрш
новая юбка
зелёная туя
бумажный змей
смешная история
тёмный подъезд
умная хозяйка
китайский чай
лёгкое платье
твоё бельё
шьём вдвоём
русский язык

6) Автоматизация звука [й] в предложениях 
Чётко произносить чистоговорки.
Я-я-я - Яна - ягодка моя.
Я-я-я - Яков едет на маяк.
Я-я-я - всё умею делать я.
Я-я-я - с малышом гуляю я.
Ё-ё-ё - Зоя под баян поёт.
Ё-ё-ё - глажу с бабушкой бельё.
Ю-ю-ю - Майе ягоды даю.
Ю-ю-ю - вместе с мамой куклам шью.
Ю-ю-ю - с папой песни я пою.
Е-е-е - Яков едет на коне.
Е-е-е - помогаю всем в семье.
Ой-ой-ой - зайке холодно зимой.

7) Автоматизация звука [й] в связной речи
Скороговорки.
Сидит ёж у ёлки. У ежа иголки.
Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.
Мы ели, ели, ели ершей у ели... Их еле-еле у ели доели.
Ящерка на ялике яблоки на ярмарку в ящике везла.

Дифференциация



Дифференциация Й-Ль в слогах



Дифференциация Й-Ль в словах


Ели, клей, лейка, линейка, белье, талия, клюет, лилия, колея, аллея, Юля, Илья, Ульяна, Емеля, поленья, ульи, июль, колья, веселье, гулянье, клинья. 

В действиях: 
( я пою - они пели). 
пою-пели 
танцую-танцевали 
катаюсь-катались 
хлопаю-хлопали 
пью-пили

Выпиливают, отпиливают, подпиливают, отклеивают, наклеивают, подклеивают, вклеивают, заклеивают, подглядывают, выглядывают, заглядывают, обливают, наливают, выливают, поливают, доливают, наблюдают, поехали, отъехали, объехали, съехали, уехали, наехали, подъехали, улетают, удивляют.



Дифференциация Й-Ль в словосочетаниях



Лёгкие поленья. Кленовая аллея. Любимый ельник. Длинная линейка. Купленная ель. Угольная пыль. Липкий фитиль. Новый улей. Постельное белье. Льняное бельё. Малиновая лейка. Легковой автомобиль. Политая лилия. Маленькая Юля. Скользкая колея. Автомобильная колея. Лимонный коктейль. Липкий клей. Далёкая Анталия. Клейкие листья. Целебный бульон. Лебединые клинья. Осиная талия. Тополиные листья. Оленья поляна.



Дифференциация Й-Ль в предложениях



У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимонад. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики. 
Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. 
Лиля и Юля несут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. 
Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лина улетает в Италию. 



1
Мальчик лоб разбил об лед…
Для леченья нужен йод!

2
Коленька скатился в ямку…
Вытащим его за лямку!

3
Спят под ёлкою ежи…
Ёжик, не вставай, лежи!

4
Я, волчонок, в клетке вою…
В поле, в лес хочу — на волю!

5
Слышишь, Юля? «Ля-ля-ля!» —
Это спела я-я-я!

6
Бабка-Ёжка,
Бабка-Ёжка
На метле
Летит на Лёшку!
Лёшка слышит
Тот полёт,
Да не плачет,
А поёт!

7
Я закрою
Крышкой люк…
Мой корабль
Плывёт на юг!

8
Моя дочурка —
Юлечка!
Мала дочурке
Люлечка!..

9
Как у нашей Любочки
В складочку все юбочки!

10
Я на пляже видел гальки! —
Ни одной на пляже гайки!

11
Очень жалко плащик мой:
В нём дыру проела моль…

12
Вот словарь. Составил Даль.
Мне словарик Даля дай!

13
В Вас такая лёгкость есть!
Это правда, а не лесть!

14
Налетел пчелиный рой!..
Нелегка медведя роль!

15
Кто идёт ночной порой?
Стой! И говори пароль!

16
Это — дерево-король! —
С самой толстою корой!

17
Я приболел слегка. Но не настолько,
Чтоб мне нужна была целебная настойка!

18
Не упрямься, милый як,
А послушайся — и ляг!

19
Мы игрушки
Детям шьём
И в больших
Посылках шлём!

20
В душевую дверь
Закроем
И — в бассейн!
Поплыли кролем?

21
Веселье ёлки принесли
Всем малышам моей земли!

22
Видели Елена с Гулей
Осенью пчелиный улей!

23
Как южные плоды папайи
В наш город северный попали?

24
Я ли Юлю не жалею?
Я ли Юле не пою?
Забавляю как умею
Юлю, лялечку мою!

25
Коли лейка есть у Коли —
Яблоню полил бы, что ли!
Есть ещё у Лили лейка!
Лиля! Лилии полей-ка!

26
Нет Емели удалей!
Я лентяй, но не злодей!
На лежаночке моей
Я счастливей королей!

27
Юля целую неделю
Выяснить пытается:
Ель от ёлки в самом деле
Чем-то отличается?

28
В июле, летом, во поле
Спросила ель у тополя:
— Гуляете?
— Гуляю! Листочками виляю…
— От ливней не болеете?
Лет юных не жалеете?
— Да нет! Раздолье тополю
Стоять в июле во поле!
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!